Защита прав несовершеннолетних

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера.

Судебные споры, возникающие из брачно-семейных отношений, можно отнести к таким гражданским делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических знаний. Одна из главных причин заключается в обилии социально-оценочных норм в брачно-семейном законодательстве; норм, одним из необходимых компонентов, содержания которых выступают психологические элементы. Особый социальный резонанс приобретает психологическая экспертиза в делах, связанных со спорами о праве на воспитание детей. К числу таких дел можно отнести следующие:

— о воспитании детей после расторжения брака между родителями и о месте проживания детей;

— о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;

— об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу;

— об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства по данному вопросу;

— о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения;

— о лишении родительских прав;

— о восстановлении в родительских правах;

— об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ограничении родительских прав);

— об отмене ограничения родительских прав;

— об усыновлении ребенка;

— об отмене усыновления.

Все перечисленные категории дел связаны с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, где законодатель в качестве критерия для определения последствий, которые указаны в той или иной норме права, применяемой судом, называет интересы детей.

Интерес ребенка — главный критерий для правильного разрешения дела, но выразителями этого интереса в процессе выступают другие заинтересованные лица (родители), чей интерес может объективно противоречить интересу ребенка. По этой причине для правильного, объективного установления истинных интересов ребенка суд нуждается в непредвзятой информации, которая, во-первых, отражала бы определенные факты действительности, во-вторых, была бы получена из процессуально нейтрального (незаинтересованного в исходе дела) источника. Такая информация, с одной стороны, могла бы использоваться для проверки объяснений сторон судом, с другой — служить самостоятельным судебным доказательством определенных обстоятельств. Именно этим объясняется в целом доказательственная значимость выводов, содержащихся в заключении эксперта-психолога.

Родители, будучи законными представителями своих несовершеннолетних детей, вправе (и обязаны) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных на то правомочий.

По Семейному кодексу РФ, при решении вопроса о месте проживания учитывается желание самого ребенка, если он достиг 10-летнего возраста (хотя преимущественного значения этому не придается: суд может не учитывать желания ребенка, если придет к выводу, что оно противоречит его действительным интересам). При выявлении мнения ребенка о месте его проживания перед судом встают вопросы, которые ему необходимо предварительно разрешить.

Задача сохранения жизни, физического и психического здоровья ребенка всегда стояла на первом месте в семейном законодательстве.

Общение ребенка с родителями может быть разным. В одних случаях опасность могут смягчать окружающие ребенка члены его семьи, в других — очевидно, что ребенок на грани гибели. Именно для разрешения таких ситуаций предназначена статья, которая позволяет органам опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей (одного из них) немедленно. Статья сообщает только о праве этих органов, однако надо полагать, что налицо их профессиональная обязанность спасти ребенка с помощью отобрания в упрощенном административном порядке. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности.

Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, его воспитании.

Информация о грубом нарушении прав ребенка идет к прокурору, в необходимых случаях им может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние. Однако далеко не всегда удается тотчас устроить на постоянное время отобранного органами опеки и попечительства ребенка. Важно принять меры к временному его устройству (в больницу, санаторий, в одно из учреждений министерства социальной защиты и др.). Такое устройство вменено в обязанность органов опеки и попечительства, которым предстоит действовать в соответствии со ст. 123 СК РФ. Причем временное устройство ребенка как экстренная мера помощи не освобождает эти органы от обязанности завершить защиту прав несовершеннолетнего.

Последовательность в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего требует решения вопроса, касающегося прав (и обязанностей) родителей (одного из них), а также заменивших их лиц. Поэтому СК РФ обязывает органы опеки и попечительства в течение 7 дней предъявить иск либо о лишении родительских прав, либо об ограничении родителей в этих правах. Никаких исключений на этот счет не существует. В названный срок надлежит не только собрать материалы в обоснование исковых требований, но и предъявить иск.

Защита прав несовершеннолетних детей

Как было сказано выше, социальная политика российского государства в первую очередь направлена на защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Ведь именно с этого и выстраивается вся социальная составляющая российского общества.

Защита прав и интересов детей регламентируется несколькими НПА, которые действуют на территории России.

Конвенция о защите прав ребенка

Так как международные договора считаются преобладающими над российским законодательством, то есть имеют приоритет, то первостепенную роль в данном случае имеет Конвенция о правах ребенка. Что же собой представляет данный нормативно-правовой акт?

Конвенция о защите прав ребенка — это правовой акт, принятый на международном уровне, который определяет собой права несовершеннолетних, проживающих на территории государств-участников. Конвенция признается как основополагающий правовой документ, исполнение норм которого считается обязательным для всех без исключения стран, кто ратифицировал международный правовой акт.

Конвенция подразделяется на 54 статьи, в каждой из которых прописаны особенности индивидуальных прав ребенка от самого рождения и до достижения 18 лет (если иное не предусматривает федеральный закон на уровне стран участников). В частности, Конвенция регламентирует основы, которые необходимы для воплощения детьми своих законных прав и интересов, что становятся возможным только в отсутствии злоупотреблений со стороны третьих лиц (жестокости, насилия, принуждения и пр.)

Конвенция была принята всеми участниками международного сотрудничества в рамках ООН, а также Святым Престолом и Палестиной. Единственной страной, где Конвенция не ратифицирована, считается США.

Что касается российской правовой системы, то приоритет играет Семейный кодекс РФ. Именно в данный правовой акт содержит ст. 56, в которой прописаны основы защиты несовершеннолетних, инвалидов, сирот, а также детей, проживающих в приемной или неполной семье, и обязанности родителей, направленные на воспитание и образование несовершеннолетних. Кроме того, данный правовой акт содержит и иные нормы (имеющие свои особенности), в которых прописаны основы благополучия детей, инвалидов и сирот.

Организация по защите прав ребенка

Социальная политика государства направлена на то, чтобы максимально разрешить все проблемы, которые могут возникнуть в сфере семейных, имущественных и жилищных отношений. Это связано с тем, что отношения между родителями и несовершеннолетними возникают сразу же после рождения ребенка. Некоторые взаимоотношения регулируются исключительно моральными нормами, в других ситуациях приоритет имеет семейное законодательство. Федеральный или региональный закон, который принимается в России, лишь добавляет разъяснений по поводу условий проживания детей, инвалидов и сирот, осуществления имущественных и жилищных сделок и пр.

Кроме того, федеральный акт (СК РФ), а именно статья 56, фиксирует, что каждый ребенок в современных условиях, проживающий в семье или вне семейных отношений (неважно причисляется он к категории сирот, инвалидов или недееспособных) имеет право на защиту прав от злоупотребления со стороны родителей, усыновителей, опекунов. Согласно этому НПА, каждый ребенок может обратиться в уполномоченный на то орган (федеральный или региональный неважно), направив исковое заявление с целью защиты своих прав и интересов (судебная защита).

Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов. По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.

Помимо этого, каждый субъект (гражданин), даже если он не имеет какого-либо отношения к семье, не является участником имущественных и жилищных правоотношений, должен направить исковое заявление в органы опеки и попечительства, если обладает информацией о том, что со стороны родителей осуществляется злоупотребление родительским правом.

Социальная составляющая семейного законодательства РФ имеет приоритет и в том, что каждый ребенок (будь он из категории инвалидов или сирот) наделяется правом высказать собственное мнение при решении имущественных, жилищных и иных важных вопросов, если они, так или иначе, затрагивают его интересы (воспитание и образование в том числе).

Понятие защиты имущественных и жилищных прав ребенка регламентируется ст. 60 СК РФ, а также гражданским законодательством. В том случае если со стороны родителей следует злоупотребление родительскими правами, в том числе при реализации недвижимого имущества, доля в котором принадлежит несовершеннолетнему, каждый ребенок (субъект правоотношений) имеет право направить исковое заявление в федеральный судебный орган (по достижении 14 лет) или уполномоченный департамент, чтобы разрешить возникшие проблемы.

Способы защиты прав ребенка

В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.

К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье. В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов). Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада. Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.

Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.

Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности. Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних. Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.

Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях.

Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями. В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.

Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).

Органы, осуществляющие защиту прав детей

Функции по защите основных прав и интересов детей возлагаются не на один уполномоченный на выполнение данной обязанности орган, а на целую систему госорганов. Если обратиться к СК РФ, а именно, ст. 8, то приоритет защиты прав ребенка в административном порядке имеет уполномоченный правоохранительный орган (неважно федеральный, или региональный) в лице Прокуратуры и ОВД. При этом каждый субъект имеет свои характерные особенности и обязанности исполнения полномочий.

Прокуратура применяет следующие меры и способы:

  • Предъявляет исковое заявление и подтверждающие документы о лишении или же ограничении родительских прав, а также постановление об отмене усыновления;
  • Предоставляет в федеральный суд исковое заявление, в котором требуется восстановить ущемленные или нарушенные права несовершеннолетнего (которые могут затрагивать воспитание, образование ребенка или вопрос о жилищных условиях и пребывания в неблагополучной семье) и необходимые для этого документы;
  • Имеет непосредственное право присутствовать на основных судебных процессах, в рамках которых идет разбирательство о нарушении прав несовершеннолетнего и пр.

Особенности и обязанности, которые имеет Министерство внутренних дел, состоят в том, что они принимают непосредственное участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, которые, например, проживали в неблагополучной семье и не получили должное воспитание и образование, так как родители не выполняли свои прямые обязанности.
Кроме того, социальная система государственных органов подразумевает участие в проведении защитного мероприятия и со стороны Комиссии по делам несовершеннолетних. Федеральный закон под № 120 ставит в приоритет данного органа следующие обязанности:

  • Судебная защита прав ребенка, в том числе данный уполномоченный субъект направляет в суд исковое заявление и необходимые документы для лишения родительских прав.
  • Осуществление защитных мер, которые способствуют восстановлению ущемленных прав и интересов ребенка. В частности, уполномоченный орган (субъект) решает проблемы беспризорности и безнадзорности, закрепляя за собой определенные обязанности посредством проведения профилактического мероприятия, направленного на социальное воспитание несовершеннолетних.

Помимо того, что уполномоченный представитель направляет исковое заявление в судебный департамент, он еще и подготавливает необходимые документы для судебного разбирательства проблемы, связанной с несовершеннолетними.

Понятие «социальная политика» государства подразумевает в первую очередь защиты прав и интересов всех граждан РФ, в особенности, несовершеннолетних детей, относящихся к категории риска.

Законодательная защита несовершеннолетних

несовершеннолетний подросток неформальный правонарушение

Вопросы, связанные с противодействием преступности несовершеннолетних и посягательствам на них, всегда привлекали к себе внимание научной общественности. Тем не менее, теоретическое наследие в данной области уголовно-правовой науки представлено в основном работами, освещающими либо проблемы квалификации отдельных преступлений против интересов развития несовершеннолетних, либо особенности их уголовной ответственности и наказания. Исключение составляет, пожалуй, лишь исследование доцента К.К. Сперанского, в котором анализируется комплекс уголовно-правовых норм, защищающих интересы лиц в возрасте до 18 лет. В 1991 году он писал, что «вопросы уголовно-правовой борьбы с преступлениями несовершеннолетних и против несовершеннолетних как самостоятельная проблема выпали из поля зрения уголовно-правовой науки. Автор впервые в отечественной науке проблему изучения охраны несовершеннолетних рассматривает, исходя из посылки о единстве норм Общей и Особенной частей уголовного законодательства. Однако социальная необходимость такой охраны и методологические основы ее изучения остались за рамками работы К.К. Сперанского. Тем не менее, анализ юридической, медицинской, педагогической литературы дает основание утверждать о наличии методологических и теоретических проблем учения об уголовно-правовой охране несовершеннолетних в России.

Совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте служит обстоятельством, которое накладывает глубокий отпечаток на дальнейшую судьбу подростка, в значительном числе случаев определяет характер его последующих отношений с законом. Преступление, совершенное лицом до достижения им возраста 18 лет, причиняет вред не только тем общественным отношениям, против которых оно было направлено, но и процессу развития личности самого несовершеннолетнего, способствуя формированию и закреплению в его сознании определенной негативной социальной установки. При этом вызывает интерес генезис первого преступления несовершеннолетнего, в котором велико значение фактов совершения преступления против самого подростка. В.Н. Зырянов пишет, что «едва ли не каждое первое совершенное подростком преступление становится возможным исключительно благодаря вовлекательским действиям взрослого (около 90%)».

В связи с этим в РФ существует федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка».

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:

1. законодательное обеспечение прав ребенка (в ред. Федерального закона от 22.04.2013 №122-ФЗ);

2. поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (в ред. Федеральных законов от 22.04.2013 №122-ФЗ, от 02.07.2013 №170-ФЗ);

3. ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

4. поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка (в ред. Федерального закона от 22.04.2013 №122-ФЗ)

Целями государственной политики в интересах детей являются:

1. осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

2. формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

3. содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Согласно ст. 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» «…органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение».

Но достаточно включить ребенку любой телевизионный канал, посмотреть на рекламные щиты на центральных улицах городов, появляется вопрос о том, как, при наличии защищающих ребенка законов от различного рода воздействий на физическое и психическое развитие, огромное количество благоприятных факторов преступного поведения существует на каждом шагу.

Как и множество других законов, которые существуют в России, основная их масса не действует в должной степени, либо нет предусмотренных мер пресечения и наказания, либо они настолько мягкие, что невыполнение основного закона не влечет за собой серьезную ответственность.

Удручает и то, что утратила силу статья 15 ФЗ «О защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» 22.08.2004. По данным статистики, 15% взрослого населения, имеющих детей — алкоголики. Дети страдают не только от голода и истязаний, но и морально, т.к. не имеют того, что есть у большинства их благополучных сверстников. Это почва для развития преступности, т.к. ущербному ребенку нечем больше выделится. Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации вынуждены рассчитывать на свои силы.

Возмущает утрата силы статьи об общественных объединениях (организациях), которые защищали интересы детей находящихся в трудной жизненной ситуации, заставляли нерадивых родителей выполнять свои обязанности, так же данные некоммерческие организации занимались педагогической, социальной и медицинской работой с подростками. Так, за период 1998-2003 в г. Омске насчитывалось более 43 молодежных общественных объединений, которые нашли признание Института «Открытое Общество» фонда Сороса, Новосибирского фонда «Исар-Сибирь» и др. Данные организации получали гранты на различную работу с подростками: трудоустройство, летняя занятость, скаутское движение, барды, создание энциклопедии об истории Сибири, детский яхт-клуб, психологическая помощь, планирование семьи и многое другое. По всем направлениям велась плодотворная работа, которая помогала воспитывать подростков, отвлекать их от влияния криминального. У одной только общественной организации «Детская речная флотилия» благодаря полученному гранту от фонда Сороса было достаточное количество яхт, надувных 3-местных лодок, и прочего снаряжения для проведения походов на 25 человек каждые 4 дня. Причем дети ходили в походы абсолютно бесплатно.

Другой пример: скаутский центр. Его оснащению не было равного во всей Сибири. Директор центра А. Никитченко делился опытом не только с российскими, но и с зарубежными коллегами. До 2004 г. скаутский центр был гордостью города. Дети в возрасте от 10 до 18 лет, взрослые до 23 лет приглашались неоднократно в лагеря отдыха даже за границу. Были организованы лагеря с языковым уклоном: английский, немецкий, испанский. Отбор детей в поездки не производился по принципу «кто богаче», а по принципу «каждому ребенку достойный отдых и обучение».

С 22.08.2004 данным организациям запрещено заниматься защитой интересов детей. Данный вопрос находится в компетенции органов опеки и попечительства, которые в свете 2005 г. показали свою заинтересованность в «зарабатывании денег на детях», о чем просто «кричат» средства массовой информации и «молчат» политики на федеральном и местном уровне. Перестали существовать в Омске 98% некоммерческих организаций, ранее работавших с подростками. Материально-техническая база, считающаяся личной собственностью председателей и учредителей общественных организаций продана различным частным лицам. Помещения, которые до 2004 г. были в ведении некоммерческих общественных организаций, попросту отобраны департаментом недвижимости, на «законных основаниях».

Дворовые клубы переданы в ведение КТОСов, куда приходят работать непрофессиональные педагоги, социальные работники, они заинтересованы лишь в дополнительном приработке к своей мизерной зарплате. Материально-техническое оснащение клубов по месту жительства плачевное. Детей в таких клубах всегда очень мало.

Что говорить, по данным 2005 г. в подготовительные группы из-за недостатка мест в дошкольных учреждениях, не попали 5000 детей. Это дети — предоставленные сами себе в рабочее время родителей. Какое такие дети получают воспитание — сейчас знают только их родственники, а через несколько лет плоды такого «воспитания» будет пожинать общество.

Группа норм об ответственности за преступления против несовершеннолетних структурно обособлена в главе 20 УК РФ, а также в нормах некоторых постановлений Пленума Верховного Суда РФ и представляет собой правоохранительный предметный институт, объектом охраны которого являются интересы развития и правильного формирования личности несовершеннолетнего, а объектом регулирования — общественные отношения, возникающие по поводу обеспечения их безопасности. Данный институт закрепляет различные варианты применения мер государственного принуждения в зависимости от конкретных фактических обстоятельств, отраженных в составах преступлений.

Институт преступлений против семьи и несовершеннолетних имеет множество точек соприкосновения с рядом иных предметных институтов Особенной части УК РФ, в частности с институтом преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности, с институтом преступлений против свободы, чести и достоинства и др. Связь эта проявляется в том, что законодатель формулирует группу составов преступлений с квалифицирующим признаком «несовершеннолетие потерпевшего». Однако связь эта не позволяет объединить данные нормы с нормами, зафиксированными в главе 20 УК, так как они имеют различную социальную направленность, охраняя различные объекты. Аналогичным образом мы не можем включить в институт преступлений против несовершеннолетних положение, зафиксированное в п. «з» ч. 1 ст. 63 УК о малолетии и беспомощном состоянии потерпевшего как обстоятельстве, отягчающем наказание, а в институт уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних — правило об учете несовершеннолетия виновного в качестве смягчающего наказание обстоятельства (п. «б» ч. 1 ст. 61), поскольку они являются структурными компонентами иного правового института — института назначения наказания. Тем не менее, даже не являясь структурным элементом рассматриваемого объединения правовых институтов, эти положения уголовного закона имеют принципиально важное значение в деле охраны детства. Их наличие в тексте закона позволяет заключить, что несовершеннолетие в российском праве имеет 3 самостоятельных значения. Во-первых, несовершеннолетие потерпевшего является условием криминализации ряда деяний, зафиксированных в главе 20 УК. Во-вторых, оно выступает условием дифференциации уголовной ответственности, находящей свое воплощение в содержании двух функциональных институтов: уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних и квалифицирующих признаков. В-третьих, несовершеннолетие виновного и жертвы преступления обозначено в качестве условия индивидуализации наказания. Именно такой комплексный подход к проблеме защиты интересов лиц, не достигших совершеннолетия, способен обеспечить эффективность ее решения.

Рассмотренные выше институты уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних и преступлений против семьи и несовершеннолетних находятся в определенной связи друг с другом. Они охраняют интересы несовершеннолетних различным образом. Нормы, образующие институт уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, стремятся предотвратить совершение преступления лицом в возрасте от 14 до 18 лет, поскольку факт совершения уголовно-противоправного деяния негативно отражается на процессе формирования его нравственных качеств, либо, в случае совершения им преступления, обеспечить соблюдение принципа гуманизма за счет дифференциации мер уголовной ответственности, скорректировать вектор развития личности несовершеннолетнего, направив его в социально одобряемое русло. Глава 20 УК также защищает интересы несовершеннолетних, устанавливая правовые запреты на совершение ряда деяний, причиняющих им ущерб. В итоге эти две подсистемы норм охраняют несовершеннолетнего как в случае совершения преступления им самим, так и в случае совершения преступления против него; иными словами, они обеспечивают в уголовном праве всестороннюю защиту интересов и прав лиц, не достигших совершеннолетия.

Законодательное обособление рассматриваемых норм, определение для них конкретного участка, наличие общего объекта регулирования, подчиненность требованиям принципа гуманизма позволяют говорить о том, что в составе отрасли уголовного права происходит объединение двух правовых институтов — уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних и преступлений против семьи и несовершеннолетних, которое мы можем определить как ювенальное уголовное право. Ювенальное уголовное право представляет собой систему уголовно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в случае совершения преступления (общественно опасного деяния) лицом, не достигшим совершеннолетия, либо в случае совершения преступления против него, и охраняющих процесс формирования и развития несовершеннолетнего в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Федеральный закон от 30.12.2012 №319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

2. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

3. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

4. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Основаниями для выполнения данного закона являются:

1. заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2. приговор, определение или постановление суда;

3. постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4. документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5. заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 8.1. по отношению к несовершеннолетним не допускаются:

1. применение физического и психического насилия;

2. применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;

3. применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство;

4. ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями;

5. уменьшение норм питания;

6. лишение прогулок.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

1. орган прокуратуры — о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

2. комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3. орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

4. орган управления социальной защитой населения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

5. орган внутренних дел — о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

6. орган управления здравоохранением — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

7. орган управления образованием — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

8. орган по делам молодежи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Учитывая сложность криминогенной обстановки среди несовершеннолетних и в целях объединения усилий всех служб и подразделений администрации муниципального образования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, дальнейшего совершенствования форм и методов профилактической работы среди детей и подростков, утвержден план межведомственных мероприятий «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области на 2004-2007 гг.».

Анализ состояния преступности среди несовершеннолетних муниципальном образовании за последние годы свидетельствует о наметившейся тенденции роста уровня преступности несовершеннолетних, в том числе в текущем году.

Удельный вес повысился с 8,1% в 2003 г. до 10,1% в 2004 году. За 9 месяцев 2004 года подростками совершено 50 преступлений, что на 8 больше, чем в 2003 году (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Наблюдается рост групповых преступлений с 23 в 2003 году до 41 преступления в 2004 году.

На диаграмме 2 можно увидеть соотношение роста преступности за 2003-2004 гг.

Диаграмма 2

К числу факторов, влияющих на оперативную обстановку среди несовершеннолетних, относится распространение безнадзорности и бродяжничества, ухудшение условий, в том числе на фоне семейного неблагополучия, 76% преступлений являются корыстно-насильственными, 74% совершено подростками, не занятыми общественно-полезным делом.

На решение задач, связанных с предупреждением преступности несовершеннолетних, значительное влияние оказывает проблема их занятости. Каждый четвертый подросток из числа доставленных в органы внутренних дел за совершение административных правонарушений и каждый 5 состоящий на учете в милиции не работает и не учится.

Проводимые в течение 2004 года на территории города профилактические мероприятия «Милиция и дети», «Подросток», «Без наркотиков», «Забота» и другие показали, что нередко дети проживают в условиях, опасных для жизни и здоровья. Из-за длительного решения вопросов жизнеустройства детей, оказавшихся в сложных жизненных условиях, многие дети продолжают находиться в семьях, где родители лишены родительских прав, отрицательно влияют на поведение детей.

Не менее серьезной остается проблема распространения пьянства и наркомании среди несовершеннолетних. Число подростков, поставленных на профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних за употребление спиртных напитков, ежегодно возрастает.

Не снижается число безнадзорных детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. Наблюдается резкий рост числа неблагополучных семей.

Существенной проблемой, препятствующей предупреждению подростковой преступности, является отсутствие приюта для своевременного оказания помощи детям, оставшимся без попечения взрослых.

Учитывая сохранение негативных проявлений среди несовершеннолетних, наиболее актуальными остаются вопросы укрепления и совершенствования профилактической деятельности, а также обеспечения правозащитных функций органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, координирующей роли комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Реализация плана межведомственных мероприятий позволит:

— укрепить взаимодействие и обеспечить координацию профилактической работы среди подростков и молодежи государственных органов, общественных организаций и формирований, учебных заведений;

— продолжить работу по развитию системы психологической помощи, профессиональной подготовки несовершеннолетних и молодежи;

— совершенствовать формы профилактической работы по пропаганде здорового образа жизни и своевременному устранению причин и условий, способствующих употреблению алкоголя и наркотических средств;

— развивать новые формы работы по организации общественно-полезной, трудовой деятельности несовершеннолетних;

— обеспечить своевременность принятия мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;

— продолжить работу по укреплению нравственно-воспитательной функции семьи.

Несмотря на все недостатки законодательства, нельзя забывать, что должностные лица, родители несовершеннолетних или иные их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *