Закон 354 по мусору

Содержание

Уже несколько месяцев в стране действует реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Для жителей деревень закон о мусоре в сельской местности в новинку. Ведь частично твердые бытовые отходы (ТБО) они утилизируют самостоятельно. Следует разобраться, в чем состоит отличие проводимых мероприятий для селян.

Сбор и вывоз мусора в сельской местности: законодательство и нормативные акты, регулирующие каждый этап деятельности

«Мусорная реформа» на селе проводится в рамках действующего законодательства.

Правовое поле создается:

  1. Основным Законом об обращении с ТКО от 31.12.2017 г. Он прописывает понятия, которые используются в дальнейшем. Его дополнили поправками в 2018 году, а вступление в силу отсрочили до 01.01.2019.
  2. Федеральным законом от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ. Этот документ регламентирует основные понятия, касающиеся экологии. Самые масштабные изменения «мусорной реформы» касаются именно этого законодательства: вводится понятие автоматизированной системы контроля выбросов, вредящих окружающей среде.
  3. Федеральным законом от 04.05.2011 г. «О лицензировании деятельности» № 99-ФЗ. Деятельность компаний, которые занимаются сбором и утилизацией ТКО 1-4 класса опасности, регулируется новыми требованиями, которые включены в этот документ.
  4. Законом от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ. Правительство утвердило новые положения о санитарно-защитных зонах. Они внесены в этот документ.

Наибольшие изменения коснулись документа, который регламентирует собственно обращение с отходами. Это закон от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ. Коррективы добавлялись к нормативному акту в июле и в декабре 2018 года. Но действовать они начали только с 1 января 2019 года.

Закон о вывозе мусора из деревни, как таковой, не существует. Правила обращения с ТКО прописаны в основных нормативных актах.

Нормативное регулирование

Что такое «твердые отходы” и другие вопросы в сфере ТКО определяются следующими федеральными нормативно-правовыми актами:

  • 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Постановление Правительства РФ №269, №505, №881, №1039, №1133 и №1156;
  • Приказ Минстроя с Методическими рекомендациями;
  • СанПиН 42-128-4690-88;
  • Поставление Главного государственного санитарного врача №64;
  • Распоряжение Правительства №1589-р.

Образцы договоров на ТКО

При наличии типовой формы договора ТКО, установленной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641” достаточно в ней заполнить сведения о сторонах.

Что такое ТКО в коммунальных квитанциях?

Но на вопрос о том, что такое ТКО в квитанции за ЖКХ, можно ответить следующим образом: это оплата за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, а также внедрение новых и экологических технологий переработки и утилизации, чтобы повысить эффективность охраны окружающей среды и обезопасить здоровье граждан от влияния вредных веществ.

Классы опасности ТКО

Батарейки, люминесцентные лампы, градусники очень опасны для окружающей среды.

Вместе с коммунальными отходами в состав мусора попадают вещества, компоненты, которые представляют повышенную опасность для окружающей среды. Например, немногие задумываются, что, выбрасывая батарейки, аккумуляторы в обычный контейнер, они способствуют тому, что в почву попадает большое количество электролита, свинца, цинка и т.п.

Люминесцентные лампы, градусники содержат ртуть. Даже небольшого количества хватает, чтобы нанести существенный вред здоровью человека. Покрышки, пластмасса разлагаются очень долго, а в случае горения выбрасывают в атмосферу токсичные для здоровья живых организмов вещества. Все это ведет к повышению заболеваемости серьезными и неизлечимыми патологиями.

Поэтому Законодатель определил 5 классов опасности для ТКО. Наибольшую угрозу представляют первые два, в него входят все предметы, которые содержат указанные выше вещества. Обращение с ними требует особый подход: порядок сбора, хранения, транспортировки, переработки, обезвреживания и утилизации. К малоопасным и неопасным относятся последние два класса – 4 и 5 соответственно.

Наиболее важные положения нового законодательства

Новый закон внес серьезные изменения в жизнь сельских жителей. ТКО, с учетом всех поправок, признаются коммунальными отходами. Тарифы на них устанавливаются государством, а не управляющими компаниями.

Раньше в деревнях, удаленных от крупных населенных пунктов и автомобильных магистралей, вывоз мусора не проводился годами. Часть ТКО жители утилизировали самостоятельно. Остальное сваливали в овраги или на опушки леса.

С вступлением в силу законов, регламентирующих проведение реформы, такие свалки исчезнут. И ликвидировать их должны собственники территорий, а при их отсутствии — сами региональные операторы. Жители же начнут собирать мусор в контейнеры, которые будут установлены либо на их частной территории, либо на территории муниципалитетов.

Реформа коснется и горожан, которые имеют дома в деревнях. Раньше они не обязаны были заключать договор на вывоз мусора, если в доме никто не зарегистрирован. Теперь же собственники должны заключить договор и платить по установленному тарифу.

Реформа коснется и владельцев коттеджей, расположенных на селе и сдающихся внаем. Раньше хозяева отказывались вступать в правовые отношения с компанией, вывозящей ТБО. Они заставляли платить за вывоз отходов арендаторов. А последние также не горели желанием увеличивать расходы. В результате, мусор вывозился бесплатно. Теперь же арендодатели заключат договор в установленном законом порядке.

Важно помнить: жители деревень сохранят имеющиеся льготы, предусмотренные законом, на оплату услуг регоператоров. И горожане, которые проживают в доме не постоянно, тоже будут оплачивать только дни фактического нахождения в селе. Для этого они должны предоставить документы.

Нужно ли заключать договор на вывоз мусора, если на участке в деревне еще нет дома?

В соответствии с понятиями, установленными Законом, заключать договор должен собственник жилого помещения или его части. Если в собственности или аренде находится только земельный участок, то и договор на вывоз мусора заключать не требуется.

Но в соответствии с теми же законами, собственник или арендатор земли не освобождается от обязанности содержать прилежащую территорию в чистоте. Значит, мусор, возникающий в процессе пользования земельным участком, должен утилизироваться самостоятельно с соблюдением всех норм, установленных законодательством:

  1. Листья и отмершую наземную часть растений следует закапывать в грунт.
  2. Ветки и мелкие части деревьев требуется измельчать в шредере и использовать в качестве мульчи.
  3. Стволы спиленных деревьев использовать в качестве дров для приготовления барбекю или шашлыка.
  4. Для вывоза строительного мусора рекомендуется заказать контейнер у регионального оператора по обращению с ТКО.

Прочие отходы следует забирать с собой в город и выбрасывать в контейнер, установленный на придомовой территории.

Можно ли сократить количество отходов из «частного жилого сектора»?

Бережное отношение к окружающей среде предполагает уменьшение бытовых отходов.

Жители деревень могут сократить количество выбрасываемого в контейнер мусора, если:

  1. Часть кухонных отходов и несъеденные продукты будут отдавать домашним животным (курам, поросятам).
  2. Закапывать или компостировать листву и растительные остатки. При этом важно соблюдать правила организации компостной ямы: запах от нее не должен беспокоить соседей.
  3. Спиленные деревья использовать на дрова для приготовления шашлыка или барбекю.
  4. Часть бумажных отходов (упаковку, коробки) вполне можно сжигать в домовой печи. Исключение составляют асептические пакеты от сока и молока, пластиковые контейнеры. При горении они выделяют токсины.

Важно понимать: грамотная самостоятельная утилизация ТКО не только уменьшит оплату за вывоз мусора, но и позволит получить ценные органические и минеральные удобрения (компост, золу).

Как должен быть организован сбор мусора в частном секторе?

В частном секторе сбор мусора определяется теми же законами, на которые опирается «мусорная реформа». Но из-за особенностей инфраструктуры села, отличия все-таки имеются.

Способы утилизации ТКО

В нашей стране распространены несколько вариантов утилизации бытовых коммунальных отходов.

  1. Сжигание. Этот метод не требует много финансовых средств, но в процессе сгорания выделяется огромное количество токсичных веществ. Естественно, такой вариант невозможно назвать экологически безопасным.
  2. Захоронение. Самый распространенный способ утилизации, так как наиболее экономически выгодный. Однако, несмотря на экономическую выгодность, городские свалки занимают большую территорию.
  3. Компостирование. Этот метод подходит исключительно для утилизации растительных и пищевых отходов. Перед обработкой необходимо рассортировать мусор.
  4. Повторное использование. Вариант касается искусственных материалов. Те вещества, которые подлежат повторной обработке (металлолом, пластик, стекло), могут использоваться в качестве вторичного сырья.

К сожалению, по сравнению с более развитыми странами Россия пока не может похвастаться продуманной системой утилизации мусора. Хочется надеяться, что новая программа Экология даст свои результаты. Её задача повысить сортировку и переработку отходов до 60% к 2024 году.

Кто должен заключать договор на вывоз отходов и производить оплату

Договор заключается регоператором с одной стороны и собственником жилого помещения или его части с другой. Если дом не находится в собственности, то договор заключается с зарегистрированными в нем гражданами.

Тарифы устанавливаются государством на несколько лет и в течение этого периода не меняются. Расчет суммы платежа производится путем умножения величины тарифа на количество зарегистрированных в доме граждан. Оплачивать услуги регоператора обязан гражданин, заключивший договор.

Обязательно ли заключать договор

С момента заключения соглашения между исполнительным органом субъекта РФ и выбранным на конкурсной основе оператором, осуществляющим операции с ТКО частных и иных землевладений, последний должен разослать собственникам жилья бланки договора на оказание услуг. Однако, даже если они не подписаны, с начала фактического исполнения оператором своих обязанностей, услуга считается оказанной и стоимость ее включается в счет уплаты жилищно-коммунальных услуг.

Если же в конкретном субъекте договор между исполнительным комитетом и оператором не заключен, собственник вправе сам выбрать организацию с лицензией на вывоз ТКО, и заключить с ней договор на оказание этой услуги.

Если региональный оператор не оказывает услугу по вывозу отходов, оказывает ее не в полном объеме или качество услуг не соответствует требованиям законодательства, собственник имеет право обратиться с жалобой в Роскомнадзор и в районные отделы Прокуратуры.

Можно ли не платить за вывоз мусора

Согласно жилищному законодательству, каждый гражданин обязан своевременно и в полном объёме оплачивать потребляемые коммунальные услуги, вне зависимости от наличия или отсутствия договора с поставщиком услуги. Поэтому избежать оплаты услуги вывоза мусора законным путём невозможно.

При неоплате, или несвоевременной оплате услуги, будет начисляться пеня. В случае, если такая мера воздействия на неплательщика не окажется эффективной, сумма задолженности будет взыскана с гражданина в судебном порядке, с привлечением службы судебных приставов-исполнителей.

Зона ответственности регионального оператора, УК и ТСЖ

Для начала нужно разделить понятия жилищная услуга и коммунальная услуга.

Жилищная услуга — это содержание и ремонт жилых многоквартирных домов. Этим занимается Управляющая компания (УК) или Товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Коммунальная услуга — это электроснабжение, газоснабжение, водоподача и водоотведение, а с 1 января 2020 года и вывоз мусора.

Таким образом, организацией установки контейнеров для отходов на придомовой территории, а также процесса сбора и хранения ТБО должна заниматься УК (или ТСЖ), а закон о региональном операторе по вывозу мусора возлагает на него ответственность за сбор ТБО из контейнеров, его транспортировку к месту хранения и накопления, а также последующую утилизацию. к содержанию

Как теперь платить?

С начала 2019 вы тоже стали получать платежки с новой строкой? Все в порядке, это не ошибка. Теперь обращение с ТКО – самостоятельная коммунальная услуга. Ее исключили из состава жилищных услуг, а потому она приходит теперь отдельной строкой в платежке.

Платить по ним нужно ежемесячно. Тарифы на вывоз мусора устанавливаются нормативными актами субъекта федерации (п. 2 ст. 24.8 ФЗ № 89) и обычно состоят из двух составляющих: норматива накопления и непосредственно стоимости вывоза 1 м3 отходов.

В большинстве регионов норматив накопления зависит от количества временно и постоянно проживающих жильцов (в пересчете на 1 жильца), в некоторых регионах (например, в Московской области) – от площади жилых помещений (в пересчете на 1 м2 жилой площади). Норматив накопления обычно одинаков для всего региона, а вот стоимость вывоза 1 м3 отходов может отличаться. Как посчитала Finexpertiza, средняя стоимость вывоза 1 кубометра мусора по стране составляет 562 рубля. Конкретные тарифы рекомендуем узнать на сайте своего оператора.

Всё вышеописанное – новеллы законодательства, заставить работать которые лишь предстоит на местах. Ощутимее всего реформа сказалась на платежках: люди стали платить больше, в то время как качество услуг осталось на прежнем уровне. И даже если Счетная палата оценила неэффективность основных показателей мусорной реформы, едва ли стоит это отрицать.

Новые тарифы

Согласно новым правилам, российский региональный оператор по вывозу и утилизации отходов устанавливает тарифы на свои услуги, которые должны покрывать следующие расходы:

  • На сбор, хранение и утилизацию мусора;
  • На устранение негативного влияния на окружающую среду;
  • На обеспечение административной деятельности оператора;
  • НДС.

С учётом этого, тарифы на вывоз мусора различаются для каждого региона и существенно превышают ранее существовавшие. Расчёт тарифа производится согласно нормативам с учётом экономических и статистических данных каждого конкретного региона. Для жителей многоквартирных домов плата за вывоз ТБО и ТКО рассчитывается по количеству проживающих жильцов, а не исходя из площади квартиры, как раньше.

Такие же правила действуют и для жителей частного сектора и дачных участков. Если в жилом помещении никто не прописан, то плата рассчитывается исходя из количества владельцев жилья.

Перечень кодов ТКО из ФККО

Можно выделить следующие коды ТКО.

Код ФККО Что значит
73110000000 Из жилищ
73120000000 Уборка территорий городов, села
73130000000 Растительные отходы во время ухода за газонами
73310000000 От помещений, офисов, бытовых пространств
73410000000 От уборки вокзалов и так далее
73420000000 От уборки состава
73490000000 От эксплуатации общественного транспорта
73500000000 От торговли
73620000000 От мест проживания на время
73640000000 От мест, оказывающих соцуслуги
73700000000 От мест, оказывающих образовательные услуги и прочее
73940000000 От парикмахерских и так далее

Правила заключения коллективного договора

Для жителей села имеется возможность заключить коллективный договор. В этом случае хозяева домов нескольких улиц или переулков объединяются в Территориальное Общественное Самоуправление (ТОС). Правление ТОС и заключает публичный договор на вывоз мусора для жителей частного сектора.

Уполномоченным лицом может стать старший по улице или переулку. Он заключает коллективный договор и производит оплату по квитанции. Деньги же собираются отдельно с каждого домовладения. Иногда функцию уполномоченного лица выполняет местная администрация.

Порядок обращения с ТКО и ТБО

Ранее действующие нормативные акты предполагали обращение с ТБО.

К этим отходам относили:

  • Биологический мусор.
  • Небиологический мусор.

Теперь вводится понятие ТКО.

Это:

  • Отходы, которые накапливаются во время жизнедеятельности людей.
  • Мусор, который образуется в результате деятельности ИП и юридических лиц.

После того, как житель деревни заключит договор с региональным оператором по обращению с ТКО, начинается процесс обращения с мусором. Он регламентируется законом о сборе мусора в сельской местности.

Последовательность действий такова:

  1. Житель складывает отходы на специально отведенную контейнерную площадку. При этом учитывается, производится ли раздельный сбор отходов.
  2. Региональный оператор забирает отходы и утилизирует их. График забора ТКО прописан в договоре.
  3. Житель оплачивает услуги по обращению с ТКО по квитанции, которую присылает регоператор.

Важно помнить: при отсутствии жителя в течение нескольких дней производится перерасчет. Для этого требуется предоставить документальное подтверждение.

Правила вывоза строительного мусора

До 2019 года законом о мусоре в частном секторе 2018 не были предусмотрены штрафные санкции за самовольную утилизацию строительного мусора.

Сегодня для грамотного вывоза строительного мусора требуется выполнить определенные условия:

  1. Предварительно рассортировать отходы. Куски пластика сложить в строительные мешки, бумагу аккуратно связать в рулоны, кирпичи и плитку упаковать в мешки отдельно.
  2. Обратиться к регоператору за предоставлением услуги. Если мусор планируется вывозить несколько раз, целесообразно заключить с регоператором срочный договор. После оплаты выставленного счета, регоператор предоставит услугу.

Некоторые жители деревни пытаются утилизировать строительный мусор самостоятельно. Но для этого им требуется оплатить выгрузку ТКО на полигон и найти спецтранспорт для вывоза.

Проблема раздельного сбора мусора

На региональных операторов возложена обязанность перехода на раздельный сбор мусора к 2022 году. Некоторые регионы (Татарстан) работают по этому принципу с 2016 года.

Но для сельского населения регионов раздельный сбор мусора является проблемным:

  1. Часть ТКО жители утилизируют самостоятельно.
  2. Не все владельцы участков готовы устанавливать на своей территории несколько контейнеров.
  3. Власти на местах не всегда грамотно организуют площадки для раздельного сбора мусора.

Получается, что региональный оператор готов принимать сортированные ТКО, а контейнерных площадок, приспособленных для раздельного сбора мусора на местах нет. И организовать их регоператор самостоятельно не может.

Реформа избавит село от стихийных свалок. Окрестности станут чище, но за оборот ТКО жителям деревень отныне придется платить.

Проблемы при реализации Мусорной реформы

Мнение эксперта Куртов Михаил Сергеевич Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику. Большинство регионов оказалось не готово к столь масштабным изменениям. Не везде была проведена соответствующая подготовительная работа в правовом и техническом аспектах, что в ряде городов привело к масштабным накоплениям мусора в первые месяцы 2020 года. Не везде своевременно были определены региональные операторы и утверждены тарифы на их услуги. Тем не менее позже ситуация стабилизировалась, однако до сих пор, в частности, не решён вопрос сортировки мусора, хотя раздельные контейнеры для различных его видов в ряде регионов внедрены.

Строка «Обращение с ТКО” в квитанции

Эта строка в квитанциях появилась впервые в 2017 году. С 2016 года она возлагается на коммунальщиков. С 2019 года же эта услуга приобретает поквартирный характер. При этом взимаемая плата зависит от количества людей, которые проживают на территории квартиры, а не от ее размера.

В качестве условной единицы принимают образование мусора на одного человека. Размер тарифа, в том числе, зависит от региона страны.

«Наши предварительные оценки, построенные на опросе ассоциаций, показывают, что да, мы утилизируем необходимое количество отходов. Что касается обработки отходов, то к концу года мы соберем статистику, сколько объектов было введено, и тоже ожидаем, что этот план будет выполнен», — сказал Макрушин.

Однако, отходы остаются самым сложным направлением нацпроекта «Экология», считает глава Минприроды Дмитрий Кобылкин. Из достижений года он выделил создание РЭО.

«Проревизировали всю страну, достигли четкого понимания, что делать в последующие годы. Планируем в 2020 году поучаствовать в строительстве 21 крупного объекта обращения с отходами. Частный сектор вложил в этом году в строительство инфраструктуры по обращению с отходами 27 млрд рублей, что является неплохим показателем. Ликвидировали 16 незаконных свалок, в том числе объекты крупные и серьезные, а также 17 объектов накопленного вреда, среди которых три очень тяжелых в Нижегородской области», — заявил министр на форуме «Чистая страна».

Неустойчивые регионы

Ревизия РЭО выявила первую десятку регионов, на которые можно равняться, — это Тюменская, Ярославская, Брянская, Липецкая, Саратовская, Мурманская, Московская, Белгородская области, Татарстан и Удмуртия. В список критериев вошли активность взаимодействия органов власти с региональными операторами, представителями отрасли и населением, ликвидация незаконных свалок, строительство и ввод инфраструктуры.

Однако, развитие отрасли происходит неравномерно: так, по данным РЭО, близки к прекращению вывоза отходов сегодня 20 операторов в 17 регионах. Причинами же этого зачастую становятся несбалансированные тарифы и нормативы накопления, низкая собираемость платежей, уклонение юрлиц от заключения договоров на вывоз мусора, появление отходов в большем объеме, чем это предусмотрено территориальной схемой.

В список отстающих, по данным Минприроды, вошли Алтайский край, Вологодская область, Кабардино-Балкария, Красноярский край, Курская, Магаданская, Новгородская, Новосибирская области, Республика Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Тува, Томская и Челябинская области.

Регионам дали дополнительное время

Есть ряд регионов, которые не смогут войти в реформу с 1 января. Как субъекты могут воспользоваться правом отсрочки?

Дмитрий Кобылкин: На сегодняшний день приняты поправки к закону «Об отходах производства и потребления», которые дают дополнительные механизмы, способные оперативно решать возникающие вопросы, как то: внезапное прекращение деятельности регоператора или возникновение дефицита мощностей зарегистрированных полигонов.

Для чего сейчас будут взяты на баланс неучтенные свалки и установлен окончательный срок их ликвидации. При этом решается проблема логистики в отдаленных территориях. Регионам дается дополнительное время — до года, чтобы полностью отладить новую систему обращения с отходами. Также внесенными поправками определен срок окончательной ликвидации мест размещения отходов, которые не вошли в Государственный реестр объектов размещения отходов. Соответствующие решения в первую очередь направлены на то, чтобы защитить общество от рисков — максимально снизить издержки для граждан и установить в регионах приемлемую плату за вывоз мусора.

Инфографика «РГ»/ Антон Переплетчиков/ Ольга Бухарова Вопросы наших партнеров

Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований»

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 2019 года N 20

Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований»

постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.73550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (приложение).

2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» вступают в силу с 01.01.2020, за исключением требований главы V, которые вступают в силу с 01.03.2020.

3. Установить срок действия санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» до 01.01.2021.

А.Ю.Попова

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 декабря 2019 года,
регистрационный N 56981

Льготные категории плательщиков

В целях повышения социальной защищённости граждан, отдельные категории жильцов могут воспользоваться правом денежной компенсации из бюджета за произведённую оплату услуг по вывозу ТБО:

  1. Инвалиды.
  2. Ветераны труда.
  3. Участники ВОВ и родственники погибших.
  4. Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС.
  5. Жители блокадного Ленинграда.
  6. Принимавшие участие в боевых действиях.
  7. Незаконно репрессированные граждане.
  8. Многодетные семьи.
  9. Семьи, в которых воспитывается ребёнок с инвалидностью.

В некоторых регионах по инициативе местных властей список льготников может быть расширен. к содержанию

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *