Заключение контракта 44

Контракт в государственных торгах заключается между заказчиком и победителем закупки или, в некоторых случаях, с участником, занявшим второе место. Поскольку большая часть торгов по 44-ФЗ проходит в электронном виде, то контракт заключается в форме электронного документа, который обе стороны подписывают квалифицированной электронной подписью.

Условия, на которых заключается контракт, предусмотрены извещением и документацией закупки, а также заявкой победителя и его окончательным предложением (ч.1 ст. 34 44-ФЗ).

Правовые основания

По итогам проведения закупочной процедуры по 44-ФЗ после подписания итогового протокола, рассмотрения заявок, закупочной документации и заявки победителя, с ним заключается контракт. Иногда он заключается с лицом, занявшим второе место, например, при уклонении или отказе победителя от заключения или в случае выявления обмана с его стороны относительно тех или иных условий закупки.

Правовую основу заключения договора составляет непосредственно 44-ФЗ, регулирующий процедуру, её условия и сроки осуществления, а также ст. 527 Гражданского Кодекса РФ, которая прямо обязывает заказчика подписывать контракт с победителем закупочной процедуры, извещение о которой было открыто опубликовано в единой информационной системе (ЕИС).

Условия непосредственно заключения устанавливаются документацией о закупке, прописываются в извещении, а также должны соответствовать заявке победителя и его окончательному предложению цены. Данное положение прописано в ч. 1 ст. 34 44-ФЗ.

Большая часть закупочных процедур в последнее время осуществляется в электронном виде, заключение также происходит с использованием систем электронного документооборота. Обе стороны в таком случае подписывают договор с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Существенные условия и их изменение

Для заключения контракта необходимо соблюдение существенных условий — то есть особых положений, включаемых в каждый договор в обязательном порядке по требованию закона.

К таким условиям относятся:

  • цена;
  • порядок определения объёма поставки;
  • порядок и сроки оплаты;
  • порядок и сроки приёмки;
  • источник финансирования;
  • ответственность сторон при нарушении обязательств.

А также в определённых ситуациях включаются следующие обязательные условия:

  • уменьшение суммы на размер уплачиваемых в бюджет взносов, если обязанность по их уплате лежит на заказчике;
  • порядок и срок предоставления гарантийных обязательств;
  • предоставление обеспечения, а также его замены в случае отзыва лицензии у банка.

В зависимости от специфики, различными нормативно-правовыми актами могут быть установлены дополнительные существенные условия, необходимые для заключения контракта.

Изменение существенных условий при подписании контракта невозможно. Внести коррективы в условия возможно до начала процедуры торгов, соблюдая установленные законом сроки. Также потребуется размещение об изменениях в ЕИС.

44-ФЗ предусматривает некоторые основания, по которым возможно изменение существенных условий.

К ним относятся:

  • снижение цены по соглашению сторон без изменения объёма поставки;
  • цена договора при изменении объёма поставки в пределах 10%;
  • цена при изменении регулируемых тарифов;
  • изменение цены вследствие уменьшения финансирования бюджетной организации;
  • улучшение качества или технических характеристик товара;
  • количество товара на сумму, не превышающую разницы между итоговой ценой и НМЦК, при этом такая возможность должна изначально быть предусмотрена контрактом;
  • цена при изменении перечня медицинских услуг, оказываемых гражданину во время его лечения за рубежом.

Факт изменений фиксируется в дополнительном соглашении.

Гражданский Кодекс предусматривает дополнительные основания изменения или расторжения контракта. К ним относится форс-мажор, то есть такая непреодолимая ситуация, при которой осуществление обязательств невозможно полностью или частично, и при этом возникновение данных обстоятельств нельзя было предугадать при заключении сделки.

При несогласии поставщика с предложенным ему проектом контракта, им составляется протокол разногласий, где указываются положения, несоответствующие документации, заявке или извещению, а также представляется возможное разрешение возникшего несоответствия.

В течение трёх дней заказчик изучает направленный протокол и добавляет необходимые изменения, размещая новый документ в ЕИС. Если заказчик не согласен с замечаниями, он повторно размещает проект без изменений и указывает причины, по которым им не были приняты предложенные правки.

Этапы заключения контракта

Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:

  • Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
  • Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
  • Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
  • Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.

Нормативное регулирование

Статья 34. Контракт.
Статья 83.2. Заключение контракта по результатам электронной процедуры.
Статья 95. Изменение, расторжение контракта.
Статья 103. Реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом».

Пункты, которые должны быть соблюдены в контракте

  • Условия контракта должны соответствовать извещению и документации, а также окончательному предложению участника.
  • Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
  • Контракт должен предусматривать обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика: штрафы в виде фиксированной суммы, пеня = 1/300 ключевой ставки ЦБ. При заключении контракта с единственным поставщиком п.п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51, 52, 53 ч.1 ст. 93 условия об ответственности может не применяться.
  • Изменение условий не допускается (исключения статья 34, 95).

Размещение контракта

Подписание контракта электронно-цифровой подписью осуществляется на электронной площадке, размещение подписанного контракта — в ЕИС.

Так как, размещение контракта ранее было предусмотрено на электронной площадке, а с 2019 года в единой информационной системе, то могут возникнуть ошибки при размещении контракта (не активна кнопка размещения, отсутствие вкладок для размещения и др.). Для активации элементов, необходимых для размещения контракта необходимо:
Для доступа к разделу «Заключение контракта» в личном кабинете ЕИС:
в разделе «Администрирование» назначить права (галочки)
в разделе «Реестры» горизонтального меню появится пункт «Заключение контрактов».
Для формирования проекта контракта:
перейти на страницу «Заключение контрактов по результатам электронных процедур» -> вкладка «Проект контракта» -> кнопка «Сформировать проект контракта» -> Прикрепить проект контракта (кнопка Обзор) -> кнопка «Сохранить и проверить на нарушения» -> кнопка «Разместить» или «Направить на контроль и размещение».

В какие сроки можно заключить контракт

Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.
Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

Сроки размещения сведений в реестре контрактов

На основании ст. 103 сведения о государственном контракте передаются в реестр. В частности, это наименование заказчика, источник финансирования контракта, способ отбора поставщика, дата заключения государственного контракта, сведения об изменении контракта и пр.

На основании ч. 3 ст. 103 заказчик должен передать сведения о подписанном контракте в реестр в течение 5 дней после его заключения. В эти же сроки информация о контракте и его изменении передается в казначейство. Казначейство проверяет предоставленные сведения и документы и размещает сведения в реестре в течение 3 дней по ч. 4 ст. 103.

Сведения в реестр контрактов передаются заказчиками, которые заключили, изменили, исполнили или расторгли государственный контракт. За ведение указанного реестра в электронном формате отвечает Федеральное казначейство.

За просрочку при передаче сведений в реестр, предоставлении недостоверной информации или несвоевременной передаче сведений заказчику может грозить штраф 20 тыс. р. по п. 2 ст.7.31 КоАП.

Оштрафовать могут контрактного управляющего или специалиста контрактной службы заказчика.

Когда нужно разместить отчет об исполнении контракта

Отчет об исполнении контракта формируется с учетом Постановления Правительства от 2013 года №1093. Отчет размещается заказчиками в ЕИС в течение 7 дней с момента оплаты обязательств заказчиком и подписания документа о приемке либо расторжении государственного контракта.

Таким образом, соблюдение сроков размещения сведений о контракте по нормам 44-ФЗ является важнейшим условием работы по указанному закону заказчиком и поставщиком. Несоблюдение установленных законом сроков грозит участникам контрактной системы штрафами, а также внесением поставщиков в РНП.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

СРОКИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИМ КОДЕКСОМ

Первое что стоит помнить, это общее правило о том, что если в законе прямо не указано на то, что исчисление срока производится в рабочих днях, то имеются ввиду календарные дни.

Из этого следует, например, то что разъяснения положений аукционной документации в рамках 44-ФЗ, должны быть опубликованы в течении двух календарных дней с момента поступления запроса на разъяснения.

И это прямое прочтение 44-ФЗ.

Однако, согласно статьи 2 44-ФЗ, положения Гражданского кодекса являются основанием для действия норм Закона о контрактной системе.

А статья 193 Гражданского кодекса говорить о том, что если окончание срока попадает на нерабочий день в организации, то срок переносится на её первый рабочий день.

И тогда, если запрос поступил в адрес Заказчика в пятницу, то ответив в понедельник, заказчик действует правомерно.

Что считается выходным днём

Стандартные субботы и воскресение не всегда можно считать выходным днём в юридическом плане.

Нормы труда и отдыха устанавливаются Трудовым кодексом РФ. Статья 11.

Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

Второй выходной может отсутствовать в принципе и это следует понимать прежде всего участникам закупок при направлении каких-либо документов в регламентированный срок.

Кроме того, Заказчик в определенных случаях также может действовать исходя из общих требований законодательства, с учетом собственных внутренних приказов и штатного расписания, если они оформлены надлежащим образом.

Правовое регулирование

Сроки проведения тендера, подписания государственного контракта, а также размещения отчетности по результатам исполнения контракта регулируются нормами федерального закона 44-ФЗ о контрактной системе. Отдельная статья, которая бы содержала все сроки закупки, не предусмотрена.

Сроки, которые регламентируют проведение электронного запроса предложений, указаны в ст. 83.1.

Аналогичные временные рамки по запросу котировок регламентируются статьями 82.2, 82.3, 82.4.

Сроки по электронному аукциону регламентированы ст. 63, 65, 67-69, электронного конкурса – ст. 54.2-54.7.

Срок публикации отчетности об исполнении госконтракта прописаны в ПП №1093 от 2013 года.

Максимальные временные рамки для включения сведений в реестр контрактов приведены в ст. 103.

Сроки публикации сведений по закупочным процедурам

Сроки публикации сведений по закупочной процедуре варьируются от типа закупки, которая выбрана заказчиком.

Электронный аукцион

Для электронного аукциона предусмотрены следующие сроки. Закупка начинается с размещения сведений о проведении торгов в ЕИС.

Сроки размещения указанной информации варьируются в зависимости от НМЦК, а также регламентированного предмета закупки. При НМЦК в пределах 300 млн р. (или не более 2 млрд р. для аукционов по капитальному строительству, реконструкции и сносу объекта) установлены сроки размещения аукционной документации в 7 дней до окончания периода приема заявок. Если же цена госконтракта превышает указанные значения, то сведения публикуются как минимум за 15 дней до установленной в тендере даты окончания времени на формирование и передачу заявок на участие (на основании ч. 2, 3 ст. 63).

Участники закупки при возникновении сложностей в процессе формирования заявки и вопросов по размещенной аукционной документации вправе обратиться к заказчику с просьбой о разъяснениях по положениям аукционной документации. Запрос может быть подан участником не позднее трех дней до установленной даты окончания сроков приема заявок (ч. 4 ст. 65). К обязанностям заказчика относят предоставление ответа участнику на его запрос и размещение его в ЕИС. Разъяснение положений аукциона размещается в ЕИС в течение 2 дней после поступления вопросов (ч. 4 ст. 65).

На основании поступившего запроса от поставщика заказчик может принять решение о необходимости внесения изменений. Изменения в документацию должны быть внесены как минимум за два дня до окончания подачи заявок по ч. 6 ст. 63. Решение о внесении изменений публикуется в информсистеме в течение одного дня с даты принятия.

При изменении закупочной документации заказчику следует изменить сроки для подачи будущих иди измененных заявок. До окончания их приема по контрактам с ценой до 300 млн р. должно оставаться минимально 7 дней, при цене более 300 млн р. – не менее 15 дней (ч. 6 ст. 63).

На участие в аукционе поставщики подают заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчику открывают доступ к обезличенной части заявки (форме 2). На ее рассмотрение заказчику отводится не более рабочего дня при контрактах на сумму не более 300 млн р. (либо в пределах 2 млрд р. для контрактов в части капитального строительства). Если же цена контракта более 300 млн р., то на рассмотрения заявок отводится до 3 дней (ч. 2 ст. 67).

По результатам рассмотрения первой части заявок в ЕИС размещается протокол. Протокол рассмотрения формы 2 публикуется в ЕИС до даты предельных сроков рассмотрения первых частей заявок по ч. 7 ст. 67.

За рассмотрением первой части заявок следует проведение торгов. Сам аукцион на ЭТП проводится на следующий день после окончания сроков оценки первой части заявок. Если в документации о закупке содержится проектная документация, то торги проводятся уже через 4 часа после завершения сроков подачи заявок. Такие сроки установлены в п. 3 ст. 68.

Заказчик может отменить аукцион при наличии оснований для этого. Сделать это он должен как минимум за 5 дней до окончания приема заявок по ч. 1 ст. 36. О своем решении заказчик должен оповестить всех заинтересованных лиц посредством ЕИС в день принятия.

После того как торги были завершены, оператор ЭТП передает участнику вторую часть заявки. На это ему отводится не более 3 дней после размещения протокола проведения торгов по ч. 5 ст. 69.

По результатам проведения закупки формируется итоговый протокол. Он размещается в ЕИС не позднее дня, следующий за датой подписания по ч. 8 ст. 69.

Участники могут направить заказчику запрос с просьбой разъяснить результаты закупки. Заказчик должен предоставить соответствующие разъяснения в течение 2 дней после поступления запроса от участника аукциона по ч. 21 ст. 68.

Электронный конкурс

При проведении закупки в форме конкурса заказчик размещает извещение о проведении конкурса как минимум за 15 дней до финальной даты приема заявок (по ч. 1 ст. 54.2).

Срок подачи запроса на разъяснение положений закупочной документации для участников конкурса ограничивается 5 днями до окончания сроков подачи заявок на основании ч. 8 ст. 54.3. На размещение в ЕИС ответов на поступившие запросы заказчику отводится не более 2 дней.

Заказчик вправе изменять или отменять закупку, придерживаясь установленных законом сроков. Вносить изменения можно не позднее, чем за 5 дней до окончания сроков подачи заявок в конкурсе (ч. 6 ст. 54.3). О внесенных изменениях в конкурсную документацию участники закупки должны быть оповещены через ЕИС в течение дня после принятия решения заказчиком.

Если заказчик принял решение об изменении конкурсной документации, то он должен изменить сроки приема заявок на конкурс. Срок их подачи продлевается и должен составлять не менее 10 дней до окончания срока приема заявок по ч. 6 ст. 54.3.

Отменить конкурс без привлечения к ответственности заказчик вправе за 5 дней до окончания приема заявок. Такое решение оформляется письменно и размещается в ЕИС в день принятия по ст. 36.

Первоначально заказчику открываются первые части заявок. Электронная площадка передает их заказчикам не позднее следующего дня по ст. 54.4.

На рассмотрение и оценку первой части заявок на участие заказчику отводится до 5 дней. При цене контракта до 1 млн р. заявки рассматриваются в течение одного дня. Если же закупаются товары, работы и услуги в сфере науки и искусства, то заказчику отводятся более длительные сроки рассмотрения заявок, но не более 10 дней по ст. 54.4.

Результаты рассмотрения первой части заявок оформляются в виде протокола. Он размещается не ниже предельных сроков рассмотрения первой части заявки по ч. 7 ст. 54.5.

Только после того, как заказчик рассмотрел первые части заявок, участники подают свои ценовые предложения по реализации госконтракта по ч. 3 ст. 54.6. Подача окончательных ценовых предложений производится на следующий день в течение 3 часов по ч. 2 ст. 54.6.

Рассмотрение и оценка второй части заявок производится заказчиком в установленные сроки. По общим правилам на это отводится до 3 дней после направления заказчику второй части заявки по ч. 2 ст. 54.7. Из указанного правила есть исключение: если цена контракта до 1 млн р., то заявка рассматривается не более дня. Если заказчик производит закупку в сфере науки или культуры, то заявка может рассматриваться до 5 дней.

Итоговый протокол по результатам проведения конкурса размещается в ЕИС в день его подписания по ч. 13 ст. 54.7. Сроки рассмотрения заявки и подведения итогов конкурса происходят не позднее следующего рабочего дня после поступления от оператора ЭТП протокола рассмотрения второй части заявок по ч. 11 ст. 54.7.

Разъяснения участникам по итогам аукциона предоставляются в течение 2 дней после поступления запроса от участника (ч. 16 ст. 54.7).

Запрос котировок

Запрос котировок – это упрощенная процедура закупки, которая проводится в сжатые сроки. Размещение извещения о запросе котировок происходит как минимум за 5 дней до окончания сроков подачи заявок по ч. 1 ст. 82.2.

В извещение о запросе котировок могут быть внесены правки. Заказчик вправе решить изменить условия закупки минимум за два дня до окончания подачи заявок по ч. 4 ст. 82.2. Изменения публикуются в ЕИС в течение дня после принятого решения.

Сроки подачи заявок при корректировке тендерной документации пролонгируются. До окончания сроков запроса котировок после внесения изменений должно оставаться не менее 5 дней по ч. 4 ст. 82.2.

Отменить запрос котировок можно как минимум за два дня до окончания срока подачи заявок по ч.1 ст.36.

В течение часа после окончания подачи заявок в запросе котировок они передаются заказчику по ч. 11 ст. 82.3. На рассмотрение и оценку поданных заявок заказчику отводится 1 рабочий день по ч. 1 ст. 82.4.

Протокол рассмотрения и оценки заявок размещается в ЕИС непосредственно в день его подписания по ч. 8 ст. 82.4.

Электронный запрос предложений

Запрос предложений в электронном формате – это еще одна закупка, которая проводится в ускоренном формате и с некоторыми особенностями. Так, заказчику запрещено отменять такую закупку или вносить изменения в тендерное извещение по ч. 5 ст. 83.1.

Извещение о запросе предложений вносится в ЕИС в течение 5 дней до окончания сроков подачи заявок по ч. 3 ст. 83.1.

Заказчику передаются заявки на запрос предложений не позднее дня, который следует за датой окончания срока передачи заявок по ч. 15 ст. 83.1. Протокол рассмотрения заявок размещается в ЕИС не позднее срока рассмотрения первой части заявки по ч. 20 ст. 83.1.

Когда заявки были рассмотрены, окончательные предложения участников направляются заказчиком в течение дня, следующего за днем оформления выписки из протокола оценки заявок по ч. 21 ст. 83.1. Окончательные итоги запроса предложений подводятся на следующий день по ч. 23 ст. 83.1. В день подписания заказчик размещает итоговый протокол в ЕИС.

Как составить протокол разногласий

Когда победитель не согласен с проектом контракта, который ему на подписание отправил поставщик, он может сообщить свои замечания в протоколе разногласий. В протоколе победитель обязан указать, какие именно положения контракта не соответствуют документации, извещению о закупке и его заявке на участие. Также победитель должен предложить возможную редакцию таких положений.

Если победивший участник нарушит требования к содержанию протокола разногласий, его могут признать уклонившимся от заключения контракта. Например, участник направит не протокол разногласий, а исправленный контракт.

Важно: Победитель может направить только один протокол разногласий в рамках одной закупки. Составлять протокол можно только в электронных торгах.

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. Он проверяет обоснованность замечаний победителя. Если замечания обоснованы, то заказчик соглашается с протоколом разногласий, дорабатывает проект контракта и без своей подписи размещает в ЕИС. Если заказчик не согласен с замечаниями, то он повторно публикует изначальную версию контракта и указывает в отдельном документе, почему отказался учесть замечания победителя.

Когда можно вносить изменения в контракт

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

  • такое право предусмотрено документацией о закупке,
  • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

  • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.

Последние изменения 2019

1 мая 2019 года был принят закон 71-ФЗ, который внес ряд важных изменений в ст. 83.2 44-ФЗ, вступившие в силу 1 июля 2019 года.

Для формирования проекта контракта теперь обязательно использовать ресурс портала ЕИС, куда добавлены программные инструменты для вписывания цены и условий заявки победителя, что снижает вероятность появления спорных пунктов и неточных сведений в контракте.

Также 1 июля 2019 года в статью 83.2 была добавлена часть 2.1, по которой в контракт обязательно включается не только начальная цена, но и цена единицы измерения закупаемых товаров, работ или услуг. Такая цена рассчитывается пропорциональным уменьшением начальной цены в зависимости от количества закупаемых однотипных объектов.

Другие части ст. 83.2 были изменены в целях соответствия части 2.1 путем добавления слов о цене за единицу товара, работы или услуги.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Размер и условия обеспечение контракта

До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

  • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
  • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.

Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.

Обеспечение контракта для малого бизнеса

Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

  • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
  • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

Можно ли приостановить подписание контракта

Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:

  • есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;
  • другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.

Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

Сроки заключения с единственным поставщиком по 44-ФЗ в 2020 г.

Редакция 44-ФЗ, действовавшая до 31.07.2019 г., в ч.2 ст.93 имела перечень процедур с единственным участником, при осуществлении которых требовалось размещать извещение в ЕИС. Успеть это сделать нужно было в 5-ти дневный срок до составления контракта.

В нынешней версии закона данное правило исключили и в ч.3 ст.93 прямо говорится, что публиковать извещение о мероприятии не требуется. Срок заключения договора по 44-ФЗ с единственным участником должен быть отмечен в плане-графике закупок (п.4 ч.2 ст.16 44-ФЗ). Он будет соблюден, если договор будет подписан в том месяце, который прописан в плане-графике. Если организатор не успел в установленное время, он вправе изменить план-график не позднее, чем за 1 день до подписания договора (ч.9 ст.16).

Таким образом, регламентированный срок подписания контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком определяется с помощью плана-графика. В случае необходимости его разрешается изменить не позднее, чем за 1 день до подписания документа.

В ч.2 ст.93 приводятся случаи, когда о подписании контракта с единственным исполнителем заказчик обязан известить контрольный орган (п.6, 9, 34 и 50 ч.1 ст.93 44-ФЗ). Например, это может быть заключение контракта на лечение гражданина России за рубежом. Уведомление происходит в течение 1-го рабочего дня после подписания договора.

Когда победителя признают уклонившимся

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

В случае отказа от заключения контракта:

  1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
  2. Возвращает участнику обеспечение контракта.

Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.

Подписание контракта с участником, занявшим второе место

Заказчик может подписать контракт с участником, занявшим второе место, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта. Для этого заказчику необходимо:

  • Получить согласие второго участника. Его можно подтвердить документом в произвольной форме.
  • Составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником.
  • Разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся.
  • Заключить контракт по стандартному сценарию.
  • В течение 3 рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.

Второй участник имеет право отказаться от заключения контракта. Он может просто не подписать проект контракта или не направить протокол разногласий в течение 5 дней после того, как заказчик опубликует проект контракта. Тогда участника не внесут в РНП. Однако, если поставщик составит протокол разногласий, но потом не подпишет контракт, либо не предоставит обеспечение, то его признают уклонившимся и внесут в РНП.

Если второй участник откажется от контракта, то заказчик не сможет заключить контракт с участниками, занявшими третье место.

Сфера регулирования ст. 83.2 44-ФЗ

Статья 83.2 определяет:

  • порядок и сроки подписания госконтракта с победителем;
  • способ включения условий участников в проект контракта;
  • регламент публикации итоговых протоколов и сопроводительной документации;
  • особенности действий при уклонении победителя от подписания контракта.

Отдельные элементы процедуры заключения контракта регулируются соответствующими статьями закона 44-ФЗ, на которые в ст. 83.2 приводятся отсылки.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *