Возбуждение уголовного дела в отношении прокурора

Содержание

Получение согласия прокурора на возбуждение уголовного дела

Процессуальный закон (ч.4 ст.146) устанавливает срок дополнительной проверки — до 5 суток. В целом первоначальная проверка сообщения о преступлении и дополнительная проверка не могут превышать 15 или 35 суток соответственно.

До вынесения постановления о возбуждении дела следователем, дознавателем или должностным лицом органа дознания могут быть проведены только непринудительные процессуальные действия (например, осмотр места происшествия) и некоторые принудительные действия — фактическое задержание и доставление. После вынесения постановления о возбуждении дела указанные лица вправе произвести принудительное процессуальное освидетельствование (ст.179) и назначить судебную экспертизу (ст.195).

Когда не дается согласие прокурора на возбуждение уголовного дела дознаватю

УПК (изнасилование без квалифицированных признаков, нарушение неприкосновенности частной жизни). К делам частно-публичного обвинения примыкают дела, возбуждаемые по заявлению коммерческой или иной организации (ст. 23 УПК) по преступлениям, причинившим вред исключительно этой организации и предусмотренным гл. 23 УК РФ. Если потерпевший не может сам воспользоваться принадлежащими ему правами (в силу ограниченной дееспособности, зависимости от обвиняемого), то уголовное дело возбуждается без его заявления в общем порядке (ч.

Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица. Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 декабря 2020 г.

Уголовное дело публичного обвинения: процесуальный порядок возбуждения и форма

  • если дело об уголовном правонарушении возбуждено капитаном судна (речного или морского) в дальнем плавании;
  • если дело было возбуждено руководителем геологоразведочных зимовок или партий, которые удалены от мест, имеющих органы дознания;
  • если дело об уголовном правонарушении возбуждено главой представительства дипломатического типа или учреждения консульского типа.

В отличие от уголовных дел частно-публичного обвинения, возбуждение дел в частном порядке происходит по заявлению не только пострадавшего, но и его представителя на законных основаниях. Также завести можно посредством подачи заявления от пострадавшего или представителя судье мирового участка (согласно второй части статьи 20 и четвертому пункту пятой части статьи 318 Кодекса).

Порядок возбуждения уголовного дела

Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Уголовное дело считается возбужденным с момента, когда прокурором дано согласие на возбуждение уголовного дела.

При совершении преступления, лицо, в отношении которого совершены противоправные действия, должно обратиться с заявлением в правоохранительные органы, при этом заявлении должно быть надлежащим образом оформленным и написано на имя руководителя правоохранительного органа исходя из его подсудности и территориальности.

22. Существует мнение, что в постановлении о возбуждении уголовного дела может быть отражен не только повод, но и поводы для возбуждения уголовного дела

Под местом вынесения постановления следует понимать населенный пункт, где составлено постановление. При отсутствии населенного пункта указывается территориальная дислокация, географическая точка и т.п., где вынесено постановление. Указывая, кем вынесено постановление, следует указать фамилию, инициалы, должность и наименование соответствующего органа, специальное звание или классный чин.

Порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения

УПК предусматривает различный порядок возбуждения уголовных дел в зависимости от видов уголовного преследования (обвинения), от должностного положения лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело. Имеются и различия в полномочиях лиц, наделенных правом возбуждения уголовного дела. Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

УПК устанавливает порядок, обеспечивающий безотлагательную проверку прокурором законности и обоснованности принятия дознавателем, следователем такого важного процессуального решения, как возбуждение уголовного дела.

ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Структурно постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Во вводной части постановления указываются время и место его составления, кем оно вынесено (фамилия, инициалы, должность, звание или классный чин). В описательной и резолютивной частях приводится повод и кратко описывается фабула совершенного или подготавливаемого преступления, статья уголовного закона, по признакам которого возбуждается уголовное дело, дальнейшее его направление. Если уголовное дело возбуждается в отношении лица, то в постановлении дополнительно указываются доказательства причастности лица к совершению преступления, его фамилия, имя и отчество. Фамилию подозреваемого необходимо указывать в постановлении о возбуждении дела, когда он предположительно установлен, т.е. имеются данные о его участии в совершении преступления, например, в заявлении о преступлении есть указание на конкретного преступника. В противном случае дело может возбуждаться по факту, чтобы ограничить право подозреваемого на защиту. В постановлении о возбуждении дела пункт, часть, статья УК РФ (результат квалификации деяния) указываются так точно, как это возможно в условиях недостатка информации в стадии возбуждения дела. Недопустимо квалифицировать деяние «с запасом» — по более тяжкому преступлению, чем это вытекает из установленных признаков. Завышенная квалификация может привести к необоснованному применению мер процессуального принуждения и к неверному определению родовой подследственности. Квалификация преступления, указанная в постановлении о возбуждения дела, имеет предварительный характер и может быть изменена на другую при привлечении в качестве обвиняемого. При проверке законности и обоснованности постановления о возбуждении уголовного дела прокурор уполномочен на изучение всех материалов предварительной проверки сообщений о преступлениях.

Верховный суд РФ в ряде своих решений указал, что процессуальный закон не предусматривает обязанности органов предварительного расследования выносить каждый раз новое постановление о возбуждении уголовного дела в случаях, когда по делу будет установлено, что к совершенному преступлению причастно и другое лицо, или установлено совершение других преступлений лицом, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Возбуждение уголовного дела публичного обвинения по УПК РФ статья 146

Ни в коем случае нельзя квалифицировать преступление «с запасом», то есть завышать причастность конкретного субъекта к правонарушению и степень тяжести преступления. Завышенная квалификация может стать причиной необоснованного применения мер принуждения и способна привести к неверному определению предметной подследственности.

  1. Возбуждение дела.
  2. Проверка законности и обоснованности решения о возбуждении производства прокурором.
  3. Оповещение сторон о принятом решении.
  4. Начало уголовного преследования и сбор доказательств вины подозреваемого.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

В соответствии с ч. 2 статьи 147 УПК РФ прокурор вправе возбудить уголовное дело частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего лица в случаях, когда последний в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать самостоятельно свои права и законные интересы. Возбудив уголовное дело, прокурор поручает производство расследования по нему следователю или дознавателю.

  • 1) Прокурор направляет уголовное дело для производства предварительного расследования органу дознания, органу предварительного следствия, нижестоящему прокурору или принимает дело к своему производству в соответствии с п.2. ч.2. ст.37 УПК РФ. Следователь, вынесший постановление о возбуждении уголовного дела, после дачи прокурором согласия на возбуждение уголовного дела приступает к производству предварительного следствия.
  • 2) Орган дознания после дачи согласия прокурором на возбуждение уголовного дела производит неотложные следственные действия в соответствии со ст. 157 УПК РФ. В случаях возбуждения уголовных дел по признакам преступлений, указанных в п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ, производится дознание по правилам, установленным гл. 32 УПК РФ.

Возбуждение уголовного дела публичного обвинения

Уголовное дело считается возбужденным с момента, когда прокурором дано согласие на возбуждение уголовного дела. Срок предварительного расследования исчисляется с даты, указанной в постановлении о возбуждении уголовного дела следователем (дознавателем).

4. Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Под термином «незамедлительно», как представляется, следует понимать «насколько возможно скорее, но не позднее окончания текущих суток». В случае же, когда подозреваемый доставлен в орган дознания, к следователю или к прокурору, постановление о возбуждении уголовного дела должно быть вынесено и направлено прокурору в срок не более трех часов, так как в соответствии с ч. 1 ст. 92 УПК РФ в этот срок должен быть составлен протокол задержания. Задержание без возбуждения уголовного дела не допускается.

1. Исключительно при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

4. Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Под термином «незамедлительно», как представляется, следует понимать «насколько возможно скорее, но не позднее окончания текущих суток». В случае же, когда подозреваемый доставлен в орган дознания, к следователю или к прокурору, постановление о возбуждении уголовного дела должно быть вынесено и направлено прокурору в срок не более трех часов, так как в соответствии с ч. 1 ст. 92 УПК РФ в этот срок должен быть составлен протокол задержания. Задержание без возбуждения уголовного дела не допускается.

Нужно Ли Согласие Прокурора На Возбуждение Уголовного Дела Публичного Обвинения

3. Юридическая сущность уголовного преследования в частном порядке состоит в том, что привлечение виновного к уголовной ответственности инициируется, уголовное дело, которое именуется делом частного обвинения, возбуждается и доказывание виновности в совершении преступления перед судом производится самим потерпевшим от этого преступления, его законным представителем или представителем, словом — частным обвинителем без участия государственных органов, а роль (функция) государства в данном случае сводится к отправлению правосудия. В российском судопроизводстве дела частного обвинения занимают незначительное место и ограничены, во-первых, делами о небольшой тяжести преступлений против здоровья, чести и достоинства личности (пять составов: умышленное причинение легкого вреда здоровью при отсутствии квалифицирующих признаков, побои и клевета также при отсутствии квалифицирующих обстоятельств и оскорбление — основной и квалифицированный составы), а во-вторых, двумя обязательными условиями:

4. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей настоящей статьи, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения

В постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны все пункты, части, статьи УК, признаки которых усматриваются в сообщении о преступлении и материалах про­верки, поскольку на основании этого принимается решение о подследственности дела, форме предварительного расследова­ния и т. д.

Проверка прокурором законности и обоснованности реше­ния о возбуждении уголовного дела носит не предупредитель­ный (разрешительный) характер, поскольку не направлена на предупреждение нарушений при принятии решения о возбуж­дении уголовного дела (не требует согласия прокурора на реше­ние о возбуждении уголовного дела), а восстано­вительный характер (при выявлении нарушений принятия ре­шения о возбуждении уголовного дела должны последовать меры прокурорского реагирования, предусмотренные УПК).

Процессуальный порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела

Существенными особенностями обладает процедура возбуждения некоторых уголовных дел: а) частного и б) частно-публичного обвинения; в) по запросам иностранных государств об уголовном преследовании (ст. 459 УПК); г) в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст. 448 УПК).

3. Прокурор проверяет законность и обоснованность возбуждения уголовного дела. Он вправе истребовать материалы проверки (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК) и в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела.

О праве прокурора на возбуждение уголовного дела

В соответствии с ч. 1 ст. 214 УПК РФ прокурор, признав постановление руководителя следственного органа или следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным и необоснованным, в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов у головного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию. Это постановление прокурор вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

Установленный новым законом порядок нам представляется не вполне эффективным, так как полностью исключает возможность проводить прокурору внезапные проверки уголовных дел, находящихся в производстве у следователя, что явно не соответствует задачам надзорной деятельности прокурора.

Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела Статья 146. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения 1. При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

Уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 20 настоящего Кодекса, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке. 4. Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей статьи 20 настоящего Кодекса, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2020 N 87-ФЗ, от 02.12.2020 N 226-ФЗ) (см.

1. Уголовное дело прекращается по постановлению следователя, копия которого направляется прокурору.

2. В постановлении указываются:
1) дата и место его вынесения;
2) должность, фамилия, инициалы лица, его вынесшего;
3) обстоятельства, послужившие поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;
4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие преступление, по признакам которого было возбуждено уголовное дело;
5) результаты предварительного следствия с указанием данных о лицах, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование;
6) применявшиеся меры пресечения;
7) пункт, часть, статья настоящего Кодекса, на основании которых прекращаются уголовное дело и (или) уголовное преследование;
8) решение об отмене меры пресечения, а также наложения ареста на имущество, корреспонденцию, временного отстранения от должности, контроля и записи переговоров;
9) решение о вещественных доказательствах;
10) порядок обжалования данного постановления.

3. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом прекращение уголовного дела допускается только при согласии обвиняемого или потерпевшего, наличие такого согласия отражается в постановлении.

4. Следователь вручает либо направляет копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. При этом потерпевшему, гражданскому истцу разъясняется право предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства, если уголовное дело прекращается по основаниям, предусмотренным пунктами 2-6 части первой статьи 24, статьей 25, пунктами 2-6 части первой статьи 27 и статьей 28 настоящего Кодекса .

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь направляет копию постановления о прекращении уголовного дела в налоговый орган, направивший в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела .

5. Если основания прекращения уголовного преследования относятся не ко всем подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, то следователь в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса выносит постановление о прекращении уголовного преследования в отношении конкретного лица. При этом производство по уголовному делу продолжается.

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;

2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;

2.1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации — исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления;

3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда, районного суда, мирового судьи — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

5) в отношении судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

2. Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.

3. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

6. Утратила силу.

7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

8. Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.

Другой комментарий к Ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. В отношении лиц, указанных в ст. 447 настоящего Кодекса, предварительное следствие ведется с момента возбуждения уголовного дела персонально, а если уголовное дело было возбуждено по факту преступного деяния или в отношении других лиц, но затем были собраны доказательства того, что преступление совершено данным лицом, — с момента привлечения его к участию в деле в качестве обвиняемого. В последнем случае органы, указанные в п. п. 1 — 11 ч. 1 ст. 448, дают согласие не на возбуждение уголовного дела, а на привлечение лица к участию в уголовном деле в качестве обвиняемого.

2. Уголовное дело возбуждается в отношении лиц, указанных в ст. 447, при наличии признаков преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Таким образом, достаточно какого-либо заявления или сообщения о признаках преступления для возбуждения уголовного дела против указанных лиц и проведения с их участием следственных действий (кроме указанных в ст. 450 настоящего Кодекса).

3. Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы возбуждается на основании заключения коллегии из трех судей Верховного Суда РФ о наличии признаков преступления Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, который затем должен получить согласие соответственно Совета Федерации или Государственной Думы на возбуждение уголовного дела или привлечение депутата (члена Совета Федерации) в качестве обвиняемого. Председатель Следственного комитета РФ сначала обращается с представлением в Верховный Суд РФ, а затем, получив заключение трех судей, — в Совет Федерации или Государственную Думу, наконец, получив согласие этих органов, выносит постановление о возбуждении уголовного дела или о привлечении лица в качестве обвиняемого, а получив отказ, выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица (ст. 147 УПК РФ).

В ч. 4 комментируемой статьи содержится запрет возбуждать в отношении члена Совета Федерации РФ и депутата Государственной Думы РФ уголовное дело или привлекать их в качестве обвиняемых за высказанное мнение, выраженную позицию или иные законные действия, соответствующие их статусу. В этих случаях Совет Федерации и Государственная Дума отказывают в даче согласия на возбуждение уголовного дела или привлечение кого-либо из указанных лиц в качестве обвиняемого. Из этого не следует, что членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы нельзя привлекать к уголовной ответственности только за действия, связанные с исполнением их публично-правовых обязанностей. Часть 4 данной статьи не отменяет п. 1 ч. 1 той же статьи, где говорится об особом порядке возбуждения уголовных дел в отношении депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации и привлечения их в качестве обвиняемых, независимо от характера инкриминируемых им преступлений. Тем самым закон защищает их от недобросовестных политиков и представителей правоохранительных органов, которые могут инициировать общеуголовные обвинения, чтобы скомпрометировать неугодного им члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

4. Возбуждение уголовного дела в отношении Председателя Следственного комитета РФ производится по представлению Президента РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в его действиях признаков преступления.

5. Возбуждение уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ (включая его председателя) требует представления Председателя Следственного комитета РФ, заключения коллегии из трех судей Верховного Суда РФ и согласия Пленума Конституционного Суда РФ.

6. В отношении судей всех федеральных судов (кроме Конституционного) на уровне не ниже судов субъектов Федерации и окружных (флотских) военных судов для возбуждения уголовного дела или привлечения судьи в качестве обвиняемого требуются: представление Председателя Следственного комитета РФ, заключение трех судей Верховного Суда РФ и согласие Высшей квалификационной коллегии судей РФ, а в отношении остальных судей (включая мировых и гарнизонных) — представление Председателя Следственного комитета РФ, заключение трех судей суда субъекта Федерации и согласие квалификационной коллегии при суде субъекта Федерации (окружном, флотском суде).

7. Уголовное дело возбуждается или принимается решение о привлечении в качестве обвиняемого в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ, Президента РФ, прекратившего свои полномочия, и кандидата в Президенты РФ на основании постановления Председателя Следственного комитета РФ, не требующего судебного санкционирования, но в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение правомочий, представление направляется в Государственную Думу, а при ее согласии на возбуждение дела — в Совет Федерации, решение которого окончательно.

8. Для возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого депутата законодательного (представительного) органа субъекта Федерации достаточно представления субъекту Федерации и решения коллегии из трех судей суда этого субъекта.

9. В отношении прокурора, руководителя следственного органа, следователя представление о возбуждении уголовного дела вносится вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ на основании заключения районного или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, а в отношении адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по городу (району) без заключения судьи районного суда по месту совершения деяния (в прошлом такое заключение было необходимо). Процедура рассмотрения представления прокурора районным (городским) судьей законом не предусмотрена. Но участие в ней лица, внесшего представление, и лица, привлекаемого к ответственности, обязательно.

10. Для возбуждения уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления или решения вопроса о привлечении их в качестве обвиняемых достаточно постановления руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по субъекту Федерации.

11. Лицо, внесшее в суд представление о возбуждении уголовного дела или привлечении лица в качестве обвиняемого, может участвовать в судебном заседании.

12. Трое судей областного (равного ему) суда или один районный судья при рассмотрении представления не возбуждают уголовное дело, а дают (или не дают) заключение о наличии оснований для его возбуждения. Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что возбуждение уголовного дела — акт обвинительной власти, к которой суд не относится.

13. Закон не указывает, в каком порядке комплектуется и заседает коллегия из трех судей, решающая вопрос о наличии оснований для возбуждения уголовного дела или привлечения нижестоящего судьи в качестве обвиняемого. Эта коллегия не должна формироваться произвольно приказом председателя суда; он, его заместители, судьи, ведающие «зоной», к которой относится привлекаемый к ответственности судья, не должны входить в состав коллегии. Привлекаемый к ответственности судья должен иметь право отвода состава коллегии. Судьи, образующие коллегию, руководствуясь настоящим Кодексом, вправе истребовать документы, допрашивать свидетелей, выслушивать объяснения привлекаемого лица. Их определение должно быть мотивированным и подлежать обжалованию в вышестоящую судебную инстанцию. Процедура рассмотрения тремя судьями вопроса об ответственности нижестоящего судьи, будучи уголовно-процессуальной, должна быть регламентирована настоящим Кодексом.

14. Если в ходе расследования изменена квалификация деяния на более строгую статью УК РФ по сравнению с той, которую определили коллегия из трех судей или районный судья единолично, производство в отношении судьи, другого лица, привлекаемого к ответственности, должно быть начато заново (представление о возбуждении дела, рассмотрение вопроса о согласии коллегии из трех судей на возбуждение дела по более строгой статье УК, в необходимых случаях — получение согласия квалификационной коллегии судей).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *