Требования к преподавателю колледжа

Содержание

Чтобы стать преподавателем, нужно соответствовать занимаемой должности. При этом, требования в колледже, техникуме, университете и институте будут немного отличаться. Обо всем узнаем подробнее!

Когда встает вопрос о том, что нужно, чтобы стать преподавателем в вузе или колледже, мы, конечно же, понимаем, что речь идет, в первую очередь, об образовании.

Опыт работы будет не столь важен кадровой службе при приеме на работу, сколько документальное подтверждение, соответствующее требованиям на желаемую должность.

Как стать преподавателем в вузе?

Какое же образование необходимо получить, чтобы стать преподавателем в вузе или, например, колледже.

Для начала вспомним уровни профессионального российского образования, чтобы понять, какое именно образование потребуется человеку, желающему преподавать в колледже, техникуме или вузе.

К первой ступени профессионального образования относится среднее профессиональное или специальное образование. Оно осуществляет в колледжах, техникумах, училищах.
Ко второй ступени относится высшее профессиональное образование, которое в свою очередь делится на следующие уровни:
1. Бакалавриат
2. Специалитет, магистратура
3. Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура и т.д.)

Напомним, что формой высшей подготовки научно-педагогических кадров является аспирантура. Обучение включает:

  • образовательную часть
  • педагогическую деятельность
  • практику
  • научно – исследовательскую работу

Аспиранты пишут диссертацию, выбрав тему исследования. После защиты диссертации получают одну из степеней. Первая присваивает ученую степень кандидата наук, вторая – доктора наук. Также существует система дополнительного образования, к которой относятся: кружки, секции, курсы и т.д.

Сделав краткий обзор уровней профессионального образования в Российской Федерации, попробуем разобраться, как устроиться преподавателем в вуз, и какое образование для этого потребуется.

Как стать преподавателем в университете или институте?

Для работы в вузе – университете, академии и институте однозначно потребуется диплом о высшем образовании, как минимум, магистра или специалиста.

О приеме на работу с дипломом бакалавра, фактически, не может быть и речи. Это будет, скорее, исключением из правил, при большом практическом опыте работы по специальности.

Наличие диплома ученой степени (аспирантура) значительно облегчает задачу стать преподавателем в высшем учебном заведении.

Мало того, с таким дипломом можно будет претендовать на должность старшего преподавателя, а также на вакансию доцента или профессора.

Как устроиться преподавателем в вуз?

При приеме на работу обратят внимание и на стаж работы преподавателем. Он начисляется при официальном трудоустройстве. Чтобы стать преподавателем в университете или институте из списка престижных вузов, придется набраться стажа работы – предпочтение отдадут специалисту с опытом, а не тому, который недавно получил диплом.

Немаловажным аспектом при рассмотрении кандидатуры на должность преподавателя являются личные и профессиональные качества соискателя, ведь профессия преподавателя подходит не всем.

Преподаватель не только высшего учебного заведения, но и в целом преподаватель, должен, в первую очередь, любить людей, студентов, которых обучает. Он должен вести себя уважительно к учащимся, быть эмоционально-уравновешенным человеком, который в любой ситуации сможет сохранять спокойствие.

Что нужно, чтобы работать преподавателем?

Что же касается профессиональных качеств, то чтобы стать преподавателем в вузе, кандидат должен отлично владеть знанием своего предмета, своей речью во избежание слов – паразитов и жаргона. Он должен заинтересовывать и мотивировать студентов к самостоятельному изучению необходимой информации по предмету. Кроме того, преподаватель вуза должен хорошо ориентироваться в государственных образовательных стандартах.

Вот как стать преподавателем в вузе. Очевидно, что для этого нужно высшее образование, опыт работы и соответствие личных и профессиональных качеств занимаемой должности. При этом, с небольшим опытом трудоустройство будет затруднено, а если стажа достаточно, то вопросов обычно не возникает.

Как стать преподавателем в колледже?

Как стать преподавателем в вузе понятно. А какие требования к трудоустройству в колледже? Как показывает практика, устроиться преподавателем в колледж или техникум будет проще, чем в вуз. Особенно если это касается острой нехватки кадров в среднем специальном учреждении.

Чтобы стать преподавателем в колледже, потребуется также высшее образование. Но возможно даже попасть на работу в колледж с дипломом бакалавра, если на собеседовании вы сумеете заинтересовать и показать себя как первоклассный специалист. В этом случае вас, скорее всего, попросят дополнительно пройти преподавательские курсы, или отправят вас на них в течение учебного года.

Очень мало выпускников с высшим педагогическим образованием сейчас идут работать в ссузы, стать преподавателем в колледже есть шанс у каждого. Но нужно учесть тот факт, что соискатель со специальным высшим образованием должен отлично владеть знаниями своей дисциплины, ведь на это, в первую очередь, будут обращать внимание при приеме на работу в колледж или техникум при отсутствии высшего педагогического образования.

Как устроиться преподавателем колледжа?

Если вы узнали о вакантном месте в колледже или техникуме, обратитесь туда напрямую. Непосредственно в самом учебном заведении вы узнаете о требованиях на желаемую должность, ведь, в зависимости от престижности ссуза, они могут отличаться.

Если вы еще студент вуза и подумываете о том, как стать преподавателем в институте, колледже или техникуме, институте, университете или академии, постарайтесь проявить и зарекомендовать себя как первоклассного специалиста уже в процессе обучения. Возможно, вас заметят и предложат работать там. Будьте смелее и увереннее в себе, если чувствуйте, что преподавание – это ваше призвание и у вас всё получится!

Как стать преподавателем йоги

Самая первая ступень – это овладеть техникой йоги в совершенстве. Желательно выбрать одно направление, и работать в этом ключе. Простой вариант (тем не менее эффективный) – самому записаться на курсы йоги. Вариант посложнее (и подешевле) – освоить технику с помощью книг и видеоуроков.

Многие забывают, что йога – это не только физические упражнения, но и духовная практика. Так что вам придётся изучить её теоретические разделы, чтобы донести до учеников истинную цель занятий.

Перед тем, как приступить к работе преподавателя, рекомендуется попрактиковаться на друзьях и знакомых. Используйте разные методики проведения занятий и отмечайте, какие из них более эффективны и понятны для учеников. Так вы наработаете собственную методику, с которой и отправитесь проводить уже платные курсы.

Как стать преподавателем танцев

По аналогии с предыдущим пунктом – научитесь танцевать.

Выберите одно-два интересующих вас направления и доведите своё мастерство до совершенства.

Тут видеоуроками не обойтись, ведь важна оценка ваших умений с эстетической стороны, причём оценка профессионала.

Так что для начала отправляйтесь к тренеру. Когда почувствуете в себе достаточно сил, попроситесь на занятия начинающих групп в качестве ассистента. Например, вы можете провести разминку перед занятием. Затем обсудите с тренером ваши недочёты, которых на первых порах не избежать.

Следующим шагом станет получение сертификата. Интернет подскажет, где их добыть в вашем городе.

Дальнейший план прост: поиск вакансий, испытательный срок и конечная цель – карьера преподавателя танцев.

Как стать преподавателем в автошколе

Когда вы научитесь водить автомобиль и выучите правила дорожного движения, придётся изучить внутренности машины. Поэтому девушек эта профессия привлекает редко.

Но сколько бы опыта и навыков у вас ни было, без лицензии инструктора путь в автошколу закрыт. Получить её можно после того, как вы соберёте «коллекцию» справок и окончите специальные курсы.

С лицензией вас возьмут и инструктором, и преподавателем теории. Если же вакансий нет, рассмотрите вариант не для слабонервных – открыть свою автошколу. В таком случае приготовьтесь к походу в налоговую и оформлению приличных стопок документов.

Возможно Вас заинтересуют:

  • Как стать психологом
  • Как стать инструктором
  • Как стать переводчиком
  • Как стать кандидатом наук
  • Как стать переводчиком
  • Как стать математиком
  • Как стать вожатым
  • Как стать ученым
  • Профессия инструктор
  • Рейтинг ВУЗов Москвы
  • Зарплата тренера

Требования ФГОС к квалификации педагогических работников, реализующих программы среднего профессионального образования (СПО)

Согласно статье 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ,

федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) включают в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

  • результатам освоения основных образовательных программ.

Реализация программ среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) требует:

  • привлечения кадров,
  • учета их квалификации,
  • нормирования их рабочего времени,
  • разработки системы оплаты их труда

в соответствии:

  • как с трудовым законодательством РФ и законодательством об образовании,

  • так и федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Реализация программ среднего профессионального образования (СПО) обеспечивается:

  • педагогическими работниками, занимающими, в частности, должности:
    • преподавателей,
    • мастеров производственного обучения.

Квалификация педагогических работников образовательной организации:

  • должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)

  • профессиональных стандартах (при наличии).

Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 По вопросам применения профессиональных стандартов

В настоящее время ни федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ни трудовое законодательство:

  • не требуют полного соответствия требований к квалификации педагогических работников профессиональному стандарту,

  • допуская возможность выбора между профессиональным стандартом и квалификационными справочниками.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

статья 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018)

При этом в общем случае:

  • квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Для педагогических работников:

  • обязанность отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам,

  • закреплена в статье 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Закона об образовании № 273-ФЗ.

Тем самым, для такой категории работников, как педагогические работники, обязательны требования:

  • либо квалификационных справочников,
  • либо профессиональных стандартов – законодательно, на данный момент, указание на обязательность применять именно профессиональный стандарт не установлена.

Из этого следует, что образовательные учреждения вправе применять к педагогическим работникам:

  • как профессиональные стандарты,
  • так и квалификационные справочники.

При этом действует Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов…», которым устанавливаются особенности применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях, то есть в большей части профессиональных образовательных учреждений.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

Требования профессиональных стандартов

Профессиональные стандарты обязательны для применения:

  • в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти;

  • это означает, что из всего содержания профессионального стандарта обязательны могут быть только те требования, которые зафиксированы нормативными правовыми актами – законами, подзаконными актами, например, требование для педагогических работников иметь среднее профессиональное или высшее образование, установленное статьей 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Закона об образовании № 273-ФЗ.

В случае, если выполнение работ по определенным должностям связано с предоставлением льгот, компенсаций либо наличием ограничений:

  • наименования и квалификационные требования по этим должностям должны соответствовать положениям существующих квалификационных справочников или профессиональных стандартов.

абзац 3 части 2 статьи 57 «Содержание трудового договора» Трудового кодекса РФ

Исходя из статьи 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов» Трудового кодекса:

  • характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена нормативными правовыми актами,

  • применяются в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Фактически это означает, что требования профессиональных стандартов, не имеющие нормативного правового основания, рекомендательны, но не обязательны.

Требования квалификационных справочников

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Этим Приказом, в частности, установлены следующие требования к квалификации старшего мастера СПО:

  • высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 2 лет или

  • среднее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 5 лет;

  • требования о наличии высшего либо среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» не установлено.

Установлены следующие требования к квалификации преподавателя СПО:

  • высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы

  • либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, высшее либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» не является обязательным для преподавателя СПО:

  • допускается наличие высшего или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету,

  • либо иного высшего, либо среднего профессионального образования, при условии освоения образовательной программы дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.

Таким образом, требованиям будет соответствовать три различных варианта квалификации такого педагогического работника среднего профессионального образования (СПО).

Установлены следующие требования к квалификации мастера производственного обучения СПО:

  • высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и

  • дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы;

  • требования о наличии высшего либо среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» не установлено.

Установлены следующие требования к квалификации руководителя физического воспитания:

  • высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы

  • либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы,

  • либо среднее профессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и спорта не менее 2 лет;

  • таким образом, требованиям будет соответствовать три различных варианта квалификации работника.

При этом, исходя из общих положений данного раздела Единого квалификационного справочника, при разработке должностных инструкций:

  • допускается установление требований к необходимой специальной подготовке педагогических работников,

  • что означает возможность на уровне образовательного учреждения вводить дополнительные требования к специальной подготовке педагогического работника.

Педагогические работники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности:

  • по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения,
  • могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Тем самым, раздел Единого квалификационного справочника допускает возможность:

  • принять на работу лицо, не имеющее нужной подготовки или стажа работы,
  • но фактически достаточно квалифицированное для качественного выполнения работы.

Профессиональные стандарты не включают в себя оговорок о возможности подобных исключений.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»:

  • указанный документ содержит более подробное описание требований к квалификации педагогических работников среднего профессионального образования (СПО).

Далее рассмотрим требования к квалификации некоторых категорий педагогических работников среднего профессионального образования (СПО).

Требования к квалификации преподавателя среднего профессионального образования (СПО)

Требования к образованию и обучению преподавателя СПО:

  • среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю);

  • дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

При отсутствии педагогического образования у преподавателя СПО:

  • допускается дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения;

  • специально оговаривается, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования (СПО):

  • обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

Педагогические работники СПО (включая преподавателя) обязаны проходить в установленном законодательством РФ порядке:

  • обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

  • рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в 3 года.

Требования к опыту практической работы для преподавателей СПО:

  • опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и

  • при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

  • при этом объем (длительность) данного опыта не устанавливается.

Требования к квалификации мастера производственного обучения СПО

Требования к образованию и обучению:

  • среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;

  • дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.

При отсутствии педагогического образования допускается:

  • дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения;

  • дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

Для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам (ДПП) — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

Педагогические работники, включая и данную должность, обязаны:

  • проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

  • рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в 3 года.

Требования к опыту практической работы:

  • обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;

  • мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы.

Таким образом, исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), реализация программ среднего профессионального образования (СПО) обеспечивается:

  • педагогическими работниками образовательного учреждения,

  • либо лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора;

  • в частности, могут привлекаться лица из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности ФГОС, имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3-х лет;

  • фактически, ФГОС устанавливает дополнительное требование к квалификации педагогических работников (требование о наличии 3-х летнего стажа работы).

При этом доля педагогических работников, которые обеспечивают освоение обучающимися профессиональных модулей, и которые при этом имеют опыт деятельности не менее 3-х лет в образовательных учреждениях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности:

  • не должна быть менее 25% от общего числа педагогических работников, реализующих образовательную программу СПО;

  • доля рассчитывается в приведенных к целочисленным значениям ставок.

Фактически, ФГОС устанавливает дополнительное рекомендуемое требование к квалификации педагогических работников (требование о наличии 3-х летнего стажа работы):

  • для педагогических работников, обеспечивающих освоение профессиональных модулей,

  • при этом не менее четверти работников должны соответствовать этому требованию.

ФГОС содержат требования о необходимости для педагогических работников, привлекаемых к реализации программ среднего профессионального образования (СПО):

  • получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации,

  • в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

При этом статья 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Закона об образовании № 273-ФЗ предусматривает:

  • право педагогического работника на дополнительное профессиональное образование не реже 1 раза в 3 года

  • без уточнения подвида образовательных программ,

  • однако с указанием, что данное образование должно быть по профилю педагогической деятельности.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

III. Права

Преподаватель имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Принимать самостоятельные решения, руководствуясь квалификационными требованиями и должностными обязанностями

IV. Ответственность

Преподаватель несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4. ____________________________________________________________________

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015г. №608н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *