Травмы на уроке физкультуры

Верховный Суд поставил точку в деле учителя из Каменского Артема Тупицина, на уроке которого ученик сломал руку, прыгая через гимнастического «козла». Какое наказание понесли учитель и школа №13 – читайте в Информатор Деньги.

Травму ученик школы №13 тогда Днепродзержинска получил еще в 2013 году. На уроке физкультуры ученик 9А и 9Б прыгали через «козла». При выполнении прыжка через снаряд «ноги врозь» подросток неудачно оттолкнулся руками, упал на маты. Сверху на него упал «козел». Ученик получил закрытый перелом лучевой и локтевой костей правой руки. Во время выполнения упражнения учитель стоял напротив снаряда за матами с правой стороны, что исключало возможность предотвращению травматизма путем страхования учеников. Тем самым учитель не принял меры по осуществлению надлежащего контроля за выполнением физического упражнения и страхования несовершеннолетнего ученика, допустил его травмирование, в результате чего последний получил телесные повреждения средней степени тяжести. В результате этой травмы парень получил статус инвалид детства.

Что говорил учитель

В суде учитель свою вину не признал, пояснил, что страховал учеников в точке приземления, но в данном случае «из-за нехватки сил и неудобной траектории не смог поймать и удержать мальчика, который во время выполнения прыжке начал падать с козла, в результате чего парень «прокрутился» возле учителя и упал на руку. Снаряд на парня не падал и сознание он не терял. Перед прыжками провел инструктаж и никого не принуждал прыгать через козла. Прыжки выполнялись по желанию.

Виноват учитель и штаны ученика. «Козел» не виноват

В акте комиссии, которая была создана в школе после несчастного случая, указано, что учитель пытался подхватить ученика, но упал вместе с ним. А сверху на подростка таки упал гимнастический снаряд, который оказался нормальным (было проведено обследование). В том, что случилось, виноваты штаны ребенка (они не соответствуют требованиям к спортивной одежде) и нарушение учителем физкультуры должностной инструкции. Падение произошло вследствие недостаточного разбега, слабого толчка и из-за того, что парень зацепился ногой за «козла».

Никто не знает, как правильно страховать при прыжках через «козла»

Мальчик рассказал, что во время урока задание постепенно усложнялось и трамплин отодвигали от козла все дальше и дальше. Козел уже падал, когда через него прыгал мальчик из другого класса. В момент его неудачного прыжка снаряд находился на расстоянии примерно двух метров от трамплина. Учитель инструктаж по технике безопасности не проводил перед прыжками. Во время прыжков он находился за матами и принимал на себя прыгающих учеников. Контроль над прыжками не проводил, детей за руки не поддерживал при прыжках.

Что интересно, у преподавателей в том числе и по гимнастике, которые были привлечены к процессу в качестве свидетелей, расходятся мнения – надо ли крепить козла к полу и где должен находиться учитель во время прыжка. С одной стороны – преподаватель должен находиться справа от места приземления и поддерживать детей во время неудачных приземлений. С другой стороны, «учитель должен стоять со стороны козла, в шаге от козла или лицом к ребенку. Если ученик не до конца освоил технику, то учитель должен стоять впереди ребенка и за две руки его подхватить, если стоит учитель сбоку, то за предплечье и за таз необходимо страховать ребенка. Использованию подлежат только закрепленные к полу козлы».

Старший тренер СК «Дзержинка», объяснил, что нет нормативных актов при проведении прыжков через спортивные снаряды. При выполнении прыжка через «козла» учитель должен стоять за «козлом», слева или справа со стороны, чуть ближе к «козлу», при падении ребенка учитель должен держать его за руку для смягчения падения. Хотя «козлы» и имеют приспособления для крепления, однако фактически этого никто не делает. Учитель должен контролировать процесс приземления ребенка.

Один из учеников, который стоял в шеренге и ждал своей очереди, рассказал, что учитель действительно несколько раз отодвигал трамплин и предлагал учащимся самостоятельно решить – прыгать или не прыгать. Он страховал учеников, находясь примерно в двух метров от снаряда, ловил «под живот». Но к парню, который сломал руку, он не успел подскочить, смог только придержать падающий снаряд.

Суд решил, что учитель небрежно и недобросовестно относился к профессиональным обязанностям — страховал детей, находясь в точке приземления. Учитель должен стоять сбоку от снаряда, придерживая ребенка за руку.

В декабре 2017 года суд первой инстанции вынес приговор по ч.2 ст 137 – ненадлежащее исполнение обязанностей по охране жизни и здоровья детей.

Артема Тупицына признали виновным и приговорили к трем годам лишения свободы с лишением права заниматься педагогической деятельностью на три года. По закону «Об амнистии в 2016 году» учителя освободили от основного и дополнительного наказаний.

Школа №13 должна выплатить родителям учащегося 26 052,81 грн материального вреда и 50 000,00 грн морального. Пока шел процесс, упавший подросток стал совершеннолетним и тоже подал иск в суд. Ему суд присудил от учебного заведения 150 000 грн морального вреда.

Вещественное доказательство – «гимнастический козел №1» вернули школе.

Артем Тупицин и учебное заведение не согласились с приговором и подал апелляцию. В марте 2018 года Апелляционный суд Днепропетровской области оставил приговор без изменения.

В конце марта этого года Верховный Суд подтвердил законность судебных решений предыдущих инстанций.

Екатерина Иванченко

Метки:дети, Днепропетровская область, суд, травма, школа

Кто и как преподает в российских школах физкультуру? Какие уроки в школе считаются самыми травмоопасными? По карману ли школам бассейны и спортплощадки? Об этом «РГ» рассказывает директор Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического госуниверситета профессор Алексей Коршунов:

— К сожалению, бывают случаи, когда людей берут на работу в обычные или спортивные школы без специального образования. Недавно в Северо-Западном федеральном округе был такой же случай, когда на работу в спортивную школу приняли ее выпускника. Директор решил так: «Парень проучился у меня восемь лет, хороший спортсмен, мастер спорта, чемпион региона, значит, и работать сможет». А на занятии у этого «тренера» ученик получил травму. Хороший спортсмен — не всегда хороший учитель физкультуры.

Может, дело в том, что некому вести занятия Сколько учителей физкультуры сегодня нужно в России?

Алексей Коршунов: Открытых вакансий в школах, может быть, и нет. Но это не значит, что учителя физкультуры не нужны. У меня сейчас лежат четыре заявки от московских школ, которые хотели бы принять на работу наших выпускников. Но места там пока заняты теми педагогами, с которыми директора хотят расстаться. В России преподавателей физкультуры выпускают примерно 25 педвузов, плюс спортивные вузы и частные, которые предлагают в числе прочего и программы профессиональной переподготовки. Все выпускники востребованы и находят работу. Заработки — очень высокие. В Москве учитель может рассчитывать на 70 тысяч рублей в месяц. В прошлом году у меня был студент, который вел уроки и был в этой же школе тренером секции. Он зарабатывал 117 тысяч в месяц чистыми! В регионах заработки, конечно, поменьше. В Саратове, например, зарплаты начинаются от 17-20 тысяч, в Новосибирске — от 20-25 тысяч. Но это гарантированный и стабильный доход, что сейчас очень важно.

Сколько абитуриентов вы примете в этом году? Какой конкурс ожидаете?

Алексей Коршунов: 130 человек на бюджет. Думаю, еще столько же — на внебюджетное отделение. С каждым годом растут и конкурс, и проходной балл. В прошлом году на специальность, после которой можно работать и тренером, и учителем, конкурс был 15 человек на место. На направление подготовки, где готовят только учителей физкультуры, — 8 человек на место. Средний балл ЕГЭ у наших абитуриентов — 206-210. В этом году у нас открывается новая специальность — адаптивное физическое воспитание, где будут готовить учителей физической культуры для школ с инклюзивными формами обучения, тренеров, педагогов для специальных адаптационных спортивных школ. В таких спортивных школах занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Пока набираем одну группу, 25 человек, и будем учить их пять лет. С каждым годом спрос на выпускников именно этого направления будет расти, потому что все большему количеству учеников нужны именно программы адаптивного физического воспитания.

Современные спортзалы, бассейны, оборудованные спортплощадки есть не у всех школ. Сколько стоит сегодня, к примеру, построить бассейн или спортплощадку?

Алексей Коршунов: Для школы это огромные расходы. Бассейн — десятки миллионов рублей, мультиспортивная площадка — не менее 6 млн рублей. Наш вуз хотел построить бассейн, выяснилось, что это может обойтись чуть не в 300 млн рублей. Пришлось отказаться.

По данным НИИ травматологии, 55 процентов травм, полученных учениками, приходятся на занятия по спортивной гимнастике, 23 процента — по легкой атлетике, лыжной подготовке и на коньках. Кто виноват в том, что дети калечатся? Учитель?

Алексей Коршунов: Уроки физкультуры действительно самые травмоопасные в школе. Причин несколько: невысокая квалификация учителей, изношенное оборудование и инвентарь, состояние здоровья самих детей. Только 20 процентов первоклассников можно включать в первую группу здоровья. К средним и старшим классам таких становится еще меньше.

А кто отвечает, если на ребенка падают футбольные ворота, которые не были закреплены?

Алексей Коршунов: Почти всегда ответственность за это лежит на директоре школы или его заместителе, который подписывал акт приемки работ, когда эти ворота закрепляли, или должен следить за технической безопасностью на школьном стадионе.

Кстати

По данным минобрнауки, в стране примерно 5 тысяч учительских вакансий.

Меры безопасности на уроках физической культуры

Безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего. Несчастные случаи с учащимися и воспитанниками во время учебно-воспитательного процесса были и остаются огромной человеческой трагедией, они не только являются причиной серьезных экономических потерь, но и приносят горе родителям, педагогическим работникам. Каковы основные причины травматизма?

1. Организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Это нарушения инструкций и положений о проведении уроков физкультуры, соревнований, неквалифицированное составление программы соревнований, нарушение их правил; неправильное размещение участников, судей и зрителей при проведении соревнований.

2. Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенность увеличения нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников. Часто причиной повреждения является пренебрежительное отношение к вводной части урока, разминке; неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие необходимой страховки, самостраховки.

3. Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, тесные тренажерные комнаты, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, неровность футбольных и гандбольных полей, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причиной травм может явиться плохое снаряжение занимающихся (одежда, обувь, защитные приспособления), его несоответствие особенностям вида спорта.

4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха и воды в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха; дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

5. Низкий уровень воспитательной работы, который приводит к нарушению дисциплины, невнимательности, поспешности, несерьезному отношению к страховке. Зачастую этому способствуют либерализм или низкая квалификация учителей физкультуры, судей и тренеров.

6. Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований. Причинами травм, иногда даже со смертельным исходом, могут стать допуск к занятиям и участию в соревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение преподавателем, тренером и спортсменом врачебных рекомендаций по срокам возобновления тренировок после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени подготовленности. В основе борьбы с травматизмом и заболеваниями лежит строгое выполнение этих требований учителем физкультуры, тренером, учащимися.

Профилактика школьного травматизма

Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих особенностей. В Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» говорится, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. На первый взгляд, обеспечить безопасность обучающихся и воспитанников не сложно: пространство ограничено, достаточно поставить дежурных в каждую «зону риска» – и все в порядке. Однако на практике получается иначе.

Виды и особенности детского травматизма. Врачи-травматологи, психологи и другие специалисты, изучающие детский травматизм, подразделяют его на четыре основных вида: школьный, бытовой, уличный и спортивный.

Причины создания травмоопасных ситуаций. Риск возникновения травм у детей обусловлен:

  • их недисциплинированностью;

  • неумением распознавать травмоопасную ситуацию;

  • необученностью необходимым навыкам поведения;

  • недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;

  • физической слабостью;

  • определенными особенностями развития.

Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет. Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 3 года, 7 и 11–12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Таких среди часто травмирующихся детей оказалось 77%, из них больше половины – дети, которые обвиняют в своих неудачах, болезнях, травмах других людей или обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны, характеризуются переоценкой своих способностей и возможностей. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники. Характерно, что большинство таких детей имели по физкультуре оценку «3». . Еще об одной, важнейшей, причине травм – гипокинезии– необходимо сказать особо. В общеобразовательной школе более 70% детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни (доклинические изменения, заболевания, травматизм). Малоподвижный образ жизни способствует развитию у учащихся различных отклонений в состоянии здоровья, таких как нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела. Наиболее распространенными недугами у школьников средних и старших классов являются хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхов, воспаление легких, бронхиальная астма. Часто встречаются и другие отклонения – неврозы, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, в обмене веществ, а также аллергия, дефекты зрения, нарушение осанки и заболевания позвоночника. Наблюдаемый контингент составлял 28–30% школьников, которые занимались физкультурой и спортом 6 часов и более в неделю, и 70–72% детей, организованная двигательная активность которых ограничивалась только уроками физкультуры. Наблюдения показали, что учащиеся с недостаточной двигательной активностью обладают плохой координацией движений, плохо ориентируются в пространстве в статике и в динамике. Для таких детей случайные падения во время игр в школе, в быту, на уроках физкультуры оборачивались травмами разной степени тяжести.

Причины детского травматизма

Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:

  1. Поведение самого ребенка, получившего травму.

  2. Действия окружающих сверстников.

  3. Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Травмы, обусловленные поведением пострадавшего. Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы. Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия. Вторая – с отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий. Третья – с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей. Четвертая – с психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др. Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе. Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

Травмы вследствие неправомерных действий сверстников. Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).

Травмы вследствие недосмотра взрослых. Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества), с действиями либо бездействием взрослых, в т. ч. родителей. В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением.

В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеют физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на занятиях. Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или учащимся для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся помощь «проводкой», поддержка «фиксаций», помощь подталкиванием. Страховка – готовность учителя или учащегося оказать помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упражнение. Страховка и помощь связаны между собой. Физическая помощь сводится к минимуму или прекращается на уроках совершенствования физических упражнений, когда учащиеся выполняют их самостоятельно. Самостраховка – способность занимающихся самостоятельно выходить из опасных ситуаций, прекращая при этом выполнение упражнения или изменяя его для предотвращения возможной травмы. Одна из важнейших функций физкультурных работников – это профилактика спортивного травматизма. Причины травматизма заключаются в основном в нарушениях учебно-тренировочного процесса и правил соревнований, а также в нарушениях санитарно-гигиенического характера. При занятиях гимнастикой возможны ссадины, потертости, срывы мозолей в области кистей, ушибы и растяжения связочно-суставного аппарата преимущественно верхних конечностей. Используют такие технические средства: поролоновые ямы, тренажеры с поясом для изучения оборотов на перекладине, амортизирующие пояса для страховки при обучении и выполнении сложных комбинаций. Травматизм при занятиях легкой атлетикой различается в зависимости от узкой специализации в видах спорта. Спринтеры, например, чаще страдают от растяжений и надрывов двуглавой мышцы бедра, икроножной мышцы, ахиллова сухожилия, растяжений связок голеностопного сустава. Барьерный бег дополняется ушибами и растяжениями связок коленного и голеностопного суставов, травматическими радикулитами. При беге на средние и длинные дистанции возникают потертости стоп и промежности, хронические заболевания сухожилий и мышц стопы и голени. Для баскетболистов характерны травмы связочного аппарата голеностопного сустава, ушибы, растяжения боковых, крестообразных связок, повреждения менисков коленного сустава, а также ушибы и растяжения связок пальцев и кистей рук. Травматизм у волейболистов: ушибы пальцев кисти лучезапястного, плечевого и локтевого суставов, ушибы туловища, чаще связанные с дефектами оборудования, неудовлетворительным санитарным состоянием залов. При занятиях футболом травмируются, как правило, нижние конечности, возникают хронические артриты коленного сустава, растяжение связок коленного и голеностопного суставов, ушибы, надрывы и разрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц, травматические периоститы большой берцовой кости голени. У лыжников занятия на открытом воздухе при низких температурах опасны из-за возможности обморожения. Сильный ветер, повышенная влажность воздуха, тесная и мокрая обувь могут вызвать обморожение даже при нулевой температуре. Для профилактики спортивного травматизма учителя физического воспитания должны строго соблюдать правила рациональной методики обучения и тренировки, учитывать индивидуальные особенности занимающихся, обеспечивать необходимую страховку при выполнении упражнений, обучать учащихся правилам страховки, самостраховки и взаимостраховки.

Существенную роль в профилактике спортивного травматизма играет хорошо организованный медицинский контроль. Медицинская сестра школы должна быть хорошо осведомлена в вопросах организации и проведения всех форм физического воспитания от урока физкультуры, гимнастики до учебных занятий, физкультурных минут на уроках, подвижных игр и физических упражнений на удлиненных переменах, а также ежедневных занятий физкультурой и спортом, условно названных «спортивным часом», с учащимися групп продленного дня. Медицинская сестра должна выявлять первые признаки утомления школьников во время урока физкультуры, информировать об этом учителя и врача; определять плотность урока, кривую физиологической нагрузки; проверять наличие необходимых материалов и средств для оказания первой помощи в случае травмы.

Раны

Раны — это открытые повреждения, при которых нарушается целостность кожи или слизистых, а иногда и глубже лежащих тканей. В зависимости от ранящего предмета они подразделяются на резаные, колотые, рубленые, ушибленные, рваные и другие. Раны с нарушением полости (грудной, брюшной, черепа или суставов) называются проникающими. Резаные раны больше других зияют и кровоточат. Колотые раны опасны возможностью повреждения внутренних органов (сердца, крупных сосудов, органов брюшной полости и т.д.) с последующим сильным кровотечением и тяжелым инфекционным осложнением. Рубленые раны бывают различной глубины и характеризуются ушибом мягких тканей, а иногда размозжением их и повреждением костей. Ушибленные раны имеют неровные пропитанные кровью края, которые являются благоприятной средой для развития инфекции. Рваные раны отличаются отслойкой лоскутов кожи, повреждением сосудов, сухожилий и мышц.

Первая помощь направлена на остановку кровотечения и защиту раны от вторичного заражения.

Кровотечение— выход крови из поврежденного сосуда. Различают артериальное, венозное и капиллярное кровотечения.

Артериальное кровотечение возникает при повреждении артерий. При нем кровь истекает пульсирующей струей алого цвета. Оно самое опасное, так как может быстро привести к большой потере крови и смерти.

Венозное кровотечение — это результат ранения вен и характеризуется медленной струей темно-вишневого цвета.

Капиллярное кровотечение возникает при поверхностном ранении капилляров и мелких сосудов. Оно, как правило, останавливается самопроизвольно. Остановка кровотечения и ликвидация его последствий является первейшей и основной задачей первой медицинской помощи при травмах.

Самым надежным методом временной остановки артериального кровотечения является наложение жгута. Если его нет, используются подручные средства, например, ремень, веревка. Кровоостанавливающий жгут накладывается только на конечности выше места кровотечения. Для того чтобы исключить ущемление кожи, под него необходимо подложить подкладку из бинта, мягкого материала, платка и т. д. Жгут накладывается на срок не более двух часов, иначе возможно омертвение тканей. При этом каждые полчаса его необходимо на несколько минут ослаблять, а потом снова затягивать. На коже конечности выше наложенного жгута или на лбу больного обязательно делается запись о сроке наложения жгута (часы, минуты).

Небольшие кровотечения останавливаются давящей повязкой.

При этом кожу вокруг раны смазывают настойкой йода. А саму рану накрывают несколькими стерильными марлевыми салфетками и туго прибинтовывают. Кровотечение из носа останавливают пальцевым прижатием или вводят в нос, смоченный перекисью водорода ватный (марлевый) тампон, причем он должен плотно прилегать к стенкам носа.

Ушибы

Ушиб — это закрытое повреждение мягких тканей и кровеносных сосудов с образованием кровоподтеков. Они возникают при ударе о твердый тупой предмет.

Признаки. Боль, обычно небольшая, возникает в момент удара или скорее после него, однако при ушибе живота или яичек она может быть выраженной вплоть до болевого шока. Отек образуется вскоре после удара, он бывает ограниченным или разлитым, в зависимости от свойств ткани и степени ее повреждения. Кровоподтек (синяк) появляется через несколько часов при поверхностном ушибе или через 2-3 дня при травме глубоких тканей.

Первая помощь направлена на уменьшение кровоизлияния и снятие боли. Для остановки внутреннего кровотечения накладывают давящую повязку, придают возвышенное положение и охлаждают место ушиба. Для охлаждения используют пузырь со льдом, холодный компресс и другие доступные средства местного охлаждения (мокрая салфетка, холодный предмет и т. д.); при большом подкожном кровоизлиянии продолжительность действия холода следует ограничить ввиду опасности омертвения кожи. При тяжелых ушибах особенно головы, груди и живота пострадавшему необходимо до приезда скорой помощи обеспечить покой.

Вывихи

Вывихи — стойкое ненормальное смещение концов костей, входящих в состав любого сустава, происходящее при разрыве суставной сумки. Вывихи происходят при падении, ударе, а иногда и при неловком движении в суставе.

Признаки. Жалобы на резкую боль в момент травмы и интенсивную в первые часы после нее. Функция конечности нарушена; обычные движения в суставе невозможны. Отмечается вынужденное типичное положение конечности: вывихнутая в плече рука согнута в локте и слегка отведена от туловища; нога при вывихе в тазобедренном суставе согнута и повернута носком внутрь (редко наружу).

Первая помощь направлена на уменьшение боли и на задержку развития отека. Для этого на поврежденный сустав кладут холод и фиксируют конечность — руку подвешивают на косынку или прибинтовывают к груди, а ногу обкладывают мягкими предметами в том положении, в котором она оказалась. В случае открытого вывиха (при наличии кровотечения) на рану накладывается стерильная повязка. Эвакуация в больницу срочная, причем с вывихом руки можно в сидячем положении, а при вывихе ноги, только лежа на хорошей мягкой подстилке с обложенной ногой.

Нельзя пытаться вправлять вывихи самостоятельно

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *