Транспортный налог после продажи автомобиля

Транспортный налог в силу ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам, которые в значительной степени формируют доходную базу региональных и местных бюджетов. Поэтому для чиновников на местах так важна его максимальная собираемость. Однако не все собственники автотранспортных средств спешат исполнять свою конституционную обязанность по уплате данного налога. Зачастую предлогом является неудовлетворительное состояние дорог, которое становится причиной многочисленных аварий и поломок машин. Устранять их последствия, как правило, приходится самим автомобилистам за счет собственных средств. Не способствует наполняемости региональных и местных бюджетов и введенная не так давно возможность продажи машин без их снятия с учета в органах ГИБДД. О налоговых результатах действующего порядка регистрации транспортных средств и поговорим сегодня.

📌 Реклама

Рассмотрим ситуацию из практики. Допустим, в июле 2015 года организация продала юридическому лицу легковой автомобиль. В том же месяце транспортное средство (ТС) было списано с баланса. По условиям договора купли-продажи новый собственник обязан в течение пяти календарных дней с момента передачи автомобиля изменить в органах ГИБДД его регистрационные данные. С учетом этого организация рассчитала транспортный налог за истекший год, исходя из фактического времени владения проданным автомобилем – семи месяцев. По итогам камеральной проверки декларации по транспортному налогу за 2015 год инспекция доначислила налог до годовой суммы, поскольку по сведениям, поступившим из органов ГИБДД, новый владелец перерегистрировал автомобиль на себя лишь в январе 2016 года. Правомерны ли доначисления, ведь на 01.01.2016 транспортное средство на балансе не значилось, а у самой организации по договору отсутствует обязанность по снятию машины с регистрационного учета?

📌 Реклама

Что делать, если гражданин продал машину, а транспортный налог приходит

В идеале последнее уведомление об уплате транспортного налога при продаже автомобиля его бывший владелец должен получить в году, следующем за годом продажи (повторимся, что ИФНС должна посчитать налог исходя из количества полных месяцев владения в течение года с учетом даты снятия автомобиля с регистрации). Однако иногда случается, что уведомления продолжают приходить и за последующие налоговые периоды. Причиной может быть непоступление в ИФНС сведений из ГИБДД о снятии автомобиля с учета или ошибка налоговиков.

В любом случае при получении уведомления по автомобилю, собственником которого вы более не являетесь, о факте его продажи нужно уведомить налоговую инспекцию. Это можно сделать в виде письменного заявления, составленного в свободной форме, представленного в ИФНС лично или направленного по почте. К заявлению нужно приложить подтверждающие продажу документы: копию договора купли-продажи, договора комиссии (если такой заключался), копию ПТС со сведениями о новом владельце (не обязательно, но желательно).

Определенные преимущества в такой ситуации есть у зарегистрированных пользователей личного кабинета налогоплательщика (ЛКН) на сайте ФНС. В нем ведь можно не только увидеть сведения о числящихся на физлице транспортных средствах, являющихся объектом по транспортному налогу. С его помощью можно сформировать и отправить в инспекцию заявление о том, что автомобиль продан, с приложением сканов подтверждающих документов.

Получив такое заявление (неважно, письменное или электронное) через ЛКН, инспекция сама решит вопрос с ГИБДД или устранит свою ошибку и пересчитает налог (снимет необоснованно начисленную сумму).

Какой налог с продажи транспортного средства платят организации

Продажа транспортного средства приносит его владельцу экономическую выгоду — а значит, у него возникает налогооблагаемый доход. Посмотрим, какие налоги платятся с продажи в зависимости от того, кто продает ТС — юридическое или физическое лицо. Начнем с организаций.

У налогоплательщиков-организаций при продаже автомобиля в общем случае происходит выбытие основного средства. Организации, которые находится на ОСНО, учитывают доход от продажи для целей налогообложения прибыли (ст. 248, 249 НК РФ). При этом сумму полученного дохода они могут уменьшать:

  • на остаточную стоимость автомобиля (подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ);
  • сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества (абз. 12 п. 1 ст. 268 НК РФ).

В случае преобладания расходов над доходами полученный организацией убыток учитывается для налога на прибыль в особом порядке: он включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования ТС и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК РФ).

Кроме налога на прибыль организации на общем режиме с реализации автомобиля исчисляют и платят НДС.

Подробнее — «Расчет и порядок уплаты НДС с продажи (реализации) основных средств».

У организации на УСН будут иные налоговые последствия продажи авто.

О них читайте в статьях «Как правильно списать основные средства при УСН?» и «Порядок продажи ОС при УСН «доходы”».

Каковы налоговые последствия продажи ТС для физлица

При продаже автомобиля, находившегося в собственности менее 3 лет, физлицо получает доход, облагаемый НДФЛ (подп. 5 п. 1 ст. 208, п. 17.1 ст. 217 НК РФ). Исчислить и уплатить налог в этом случае налогоплательщик должен самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Размер дохода от продажи ТС определяется исходя из его продажной стоимости. При этом налогоплательщик вправе по своему выбору уменьшить его (ст. 220 НК РФ):

  • на имущественный налоговый вычет (предоставляется в размере полученного дохода, но не более 250 000 руб.);
  • либо на расходы, понесенные при приобретении автомобиля (они обязательно должны быть документально подтверждены).

По окончании года, в котором состоялась продажа ТС, бывший владелец обязан задекларировать полученные доходы (п. 1 ст. 229 НК РФ). Декларация подается в ИФНС по месту жительства не позднее 30 апреля следующего года по форме 3-НДФЛ. Помимо доходов в ней отражаются вычет или расходы на покупку соответственно.

Подробнее о декларации читайте в статье «Образец заполнения 3-НДФЛ при продаже автомобиля».

Уплатить налог необходимо не позднее 15 июля года, следующего за годом продажи (п. 4 ст. 228 НК РФ).

См. также «Общий порядок и сроки уплаты НДФЛ».

Обратите внимание! Если автомобиль находился в собственности владельца более 3 лет, доходы от его продажи от НДФЛ освобождаются (п. 17.1 ст. 217 НК РФ), а значит, ни платить налог, ни подавать декларацию в этом случае не нужно. Последнее подтверждают и чиновники (см. письма Минфина России от 26.08.2013 № 03-04-05/34878, ФНС России от 06.04.2012 № ЕД-3-3/1166@).

Налоговые нормы

В абзаце 1 ст. 357 НК РФ сказано, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых по законодательству РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Это (в силу п. 1 ст. 358 НК РФ) ТС (в том числе автомобили), зарегистрированные в соответствующих органах в установленном порядке.

Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного ТС налогоплательщиком. Такое мнение разделяют и чиновники контролирующих органов (см. письма Минфина России от 18.02.2016 № 03‑05‑06‑04/9050, ФНС России от 28.08.2013 № БС-3-11/3076@), и судьи (см. Определение КС РФ от 24.03.2015 № 541-О).

Исключение из этого правила составляют случаи, предусмотренные абз. 3 – 5 ст. 357 (в данной норме перечислены лица, которые не признаются плательщиками транспортного налога) и п. 2 ст. 358 НК РФ (здесь поименованы ТС, которые не являются объектом налогообложения).

📌 Реклама

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики – юридические лица исчисляют сумму транспортного налога (авансового платежа) самостоятельно. И как следует из п. 3 названной статьи (в редакции, действовавшей в 2015 году), обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого ТС в регистрирующих органах.

С 01.01.2016 момент возникновения (утраты) обязанности по уплате транспортного налога определяется в ином порядке. Изменения в п. 3 ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ. Согласно обновленной норме начиная с первого отчетного периода 2016 года налог исчисляется в зависимости от даты регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства в соответствующем государственном органе.

📌 Реклама

Так, если ТС поставлено на регистрационный учет до 15-го числа включительно или снято с учета после 15-го числа, то при исчислении транспортного налога за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) ТС.

В свою очередь, если регистрация ТС произошла после 15-го числа или снятие ТС с регистрации осуществлено до 15-го числа включительно, то месяц регистрации (снятия с регистрации) не учитывается при расчете налога.

Из приведенных правовых норм следует: транспортное средство (в нашей ситуации автомобиль) является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для прекращения взимания транспортного налога. Иных причин для неначисления налогоплательщиками – юридическими лицами данного налога (кроме угона ТС или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.

📌 Реклама

В силу п. 1 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных проверок налоговики руководствуются в том числе сведениями, полученными от регистрирующих органов. Обязанность последних предоставлять информацию, необходимую для налогового контроля, закреплена в п. 4 ст. 85 НК РФ, где сказано, что органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны сообщать в налоговые инспекции сведения о данных объектах и их владельцах в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Помимо этого, указанные сведения должны ежегодно обновляться до 15 февраля года, следующего за отчетным.

Таким образом, поскольку налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету ТС, при проверке правильности исчисления организациями транспортного налога они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов, поскольку иное законом не предусмотрено. Значит, в рассматриваемой ситуации проверяющие правомерно доначислили налогоплательщику транспортный налог до годовой суммы. Ведь из положений гл. 28 НК РФ следует, что факт списания транспортного средства с баланса организации, равно как и отсутствие у последней обязанности по снятию автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД, для исчисления налога значения не имеет.

📌 Реклама

Судебная практика

Такой формальный подход к начислению транспортного налога согласуется с позицией высших арбитров, озвученной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09‑151‑457. В данном постановлении сделан следующий вывод: списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений ст. 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы. 📌 Реклама

Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).

Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013).

Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.

📌 Реклама

С этим Судебная коллегия полностью согласна. По ее мнению, если действующее налоговое законодательство связывает момент прекращения исчисления и уплаты налога с действиями налогоплательщика, на которого возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий (уплата налога с отсутствующего ТС) лежат именно на налогоплательщике. Однако подобные риски могут возникнуть лишь в том случае, если у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета.

Исходя из указанного определения факт государственной регистрации ТС не может рассматриваться судами как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога. Необходимо также установить, должен ли плательщик предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога (в частности, снять транспортное средство с учета в регистрирующем органе). И если данные действия не осуществлены, проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого (см. Постановление АС ЗСО от 03.03.2016 № Ф04-46/2015 по делу № А03-13035/2015).

📌 Реклама

Об обязанностях владельцев ТС (бывших и настоящих)

Напомним, что в рассматриваемой нами ситуации обязанность по изменению регистрационных данных об автомобиле возложена на нового собственника. Соответствует ли это условие договора закону? Не должен ли прежний владелец перед продажей ТС снять его с учета в органах ГИБДД?

Ответ однозначен: нет, не должен. Порядок регистрации в органах ГИБДД регламентирован Административным регламентом МВД о предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее – Административный регламент). В его п. 65 установлены лишь два основания для снятия ТС с учета:

  • вывоз за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание;
  • утилизация.

Как видим, такое основание для снятия транспортного средства с регистрационного учета, как его продажа, Административным регламентом не предусмотрено. Должны быть изменены регистрационные данные о владельце ТС. Соответствующая обязанность возложена на нового владельца автомобиля, что следует из п. 56.1 Административного регламента и п. 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД (далее – Правила). Здесь установлено, что изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности производится на основании заявления нового владельца транспортного средства. 📌 Реклама

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 и п. 4 Правил на это новому собственнику либо лицу, от его имени владеющему, пользующемуся или распоряжающемуся транспортным средством, отведено десять суток после его приобретения.

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств чревато привлечением организации и ее должностных лиц к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ размер штрафных санкций составляет:

  • для должностных лиц – от 2 000 до 3 500 руб.;
  • для организаций – от 5 000 до 10 000 руб.

Как указано в Постановлении ВС РФ от 20.02.2015 № 31-АД15-4, по смыслу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за несоблюдение правил регистрации ТС составляет два месяца и исчисляется по прошествии десяти дней с момента, когда новый владелец автомобиля обязан изменить его регистрационные данные в соответствующих органах. 📌 Реклама

Как видим, действующий порядок регистрации транспортных средств в органах ГИБДД влечет определенные неблагоприятные налоговые последствия для их бывших собственников. Это обстоятельство не раз служило основанием для обращения последних в Конституционный суд.

Пример – Определение КС РФ от 21.05.2015 № 1035-О. По мнению заявителя, положения ст. 357, 358 и 362 НК РФ необоснованно возлагают на лиц, утративших право собственности на ТС, обязанность по уплате транспортного налога, при том что своевременность внесения изменений в регистрационные данные такого ТС зависит от действий нового собственника. Рассмотрев жалобу, судьи пришли к выводу, что указанные налоговые нормы не нарушают конституционных прав заявителя – бывшего владельца транспортного средства.

Арбитры отметили: федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Между тем Административным регламентом предусмотрена возможность прекращения регистрации ТС по заявлению прежнего собственника в случае неисполнения новым обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение десяти дней со дня приобретения автомобиля и при условии отсутствия подтверждения регистрации этого автомобиля за новым владельцем.

📌 Реклама

Действительно, п. 60.4 Административного регламента установлено, что подача в регистрирующий орган продавцом автомобиля заявления и документов о заключении сделки, направленной на его отчуждение, является основанием для прекращения регистрации ТС за данным лицом.

Таким образом, судебные органы расценивают действия бывшего собственника транспортного средства по его снятию с регистрационного учета в органах ГИБДД как право, а не обязанность. Причем воспользоваться этим правом он может лишь при наступлении определенных событий.

В пункте 5 Правил закреплено, что владельцы транспортных средств обязаны, в частности, изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации ТС, изменения собственника (владельца). В норме не уточнено, о каких владельцах (новых или прежних) идет речь. Полагаем, что здесь имеются в виду покупатели – новые владельцы ТС, ведь продавцы – бывшие собственники после отчуждения автомобиля перестают быть таковыми. Иных обязанностей Правилами не установлено.

📌 Реклама

Таким образом, прежний владелец, в принципе, не обязан отслеживать судьбу проданного им автомобиля, контролировать исполнение новым собственником обязанности по его перерегистрации в органах ГИБДД. Но в этом случае для продавца могут возникнуть негативные налоговые последствия, ведь плательщиком транспортного налога он останется до тех пор, пока числится в регистрирующих органах собственником ТС, независимо от того, что в наличии его давно нет.

Во избежание подобных рисков МВД советует автомобилистам перерегистрировать транспортное средство в подразделении ГИБДД непосредственно в момент его продажи. Тем более что сейчас это можно сделать в любом регионе страны – вне зависимости от места жительства бывшего и нового собственника автомобиля (см. вопрос 3 Разъяснений МВД России от 17.10.2013 «О применении положений административного регламента по регистрации транспортных средств»).

📌 Реклама Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@.

Это лица, имеющие непосредственное отношение к организации и проведению прошедших в России в 2014 году Олимпийским и Паралимпийским играм, а также чемпионата мира по футболу, который состоится в 2018 году.

Среди транспортных средств, не являющихся объектом обложения, выделены, в частности, спецавтомобили для инвалидов, полученные (приобретенные) через органы соцзащиты; используемая по назначению сельскохозяйственная техника сельхозтоваропроизводителей; транспортные средства, находящиеся в угоне.

Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@.

📌 Реклама

Утвержден Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, действует с 15.10.2013.

Приложение 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001.

Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Почему приходит извещение, если авто было продано?

Извещение о необходимости уплаты транспортного налога свидетельствует о том, что юридически не был сменен владелец транспортного средства. Этот факт является причиной предъявления финансовых претензий к продавцу. Виновными в событии субъектами могут быть ИФНС, ГИБДД, покупатель или продавец. Ошибка представителей Налоговой службы может быть выражена в неправильно проведенном расчете налога за предыдущий период. Это обуславливает включение недоначисленной суммы в платежку, и такие счета придется оплатить. Вина сотрудников ГИБДД может заключаться в несвоевременном обновлении базы данных, или в ошибке при передаче информации о собственниках транспортных средств в Налоговую службу.

Сделка, оформленная по доверенности, не свидетельствует о смене собственника. Покупатель может пользоваться предметом доверенности, однако машина находится во владении продавца, который по закону остается плательщиком транспортного налога. Единственным решением в данной ситуации будет попытка мирного урегулирования финансового вопроса между сторонами сделки. В противном случае продавцу рекомендуется отозвать доверенность.

Требования нормативно-правовых источников определяют для покупателя 10 дней с даты заключения сделки, на перерегистрацию приобретенного транспорта. Если новый автовладелец не обратится в МРЭО и не переоформит право собственности, то бывший автовладелец так и останется плательщиком налогов. При получении счета, ему рекомендуется связаться с покупателем, попросить его компенсировать затраты на оплаченный налог, и потребовать оперативности в документальном оформлении.

Возможные проблемы

Обычно если идет речь о продаже авто, уже снятого с учета прежним хозяином, проблем не возникает. В этом случае продавец уже не имеет к объекту никакого отношения, соответственно может не опасаться, что в какой-то момент ему придет налоговое уведомление.

А вот если согласно договоренности, автомобиль обязан снять с учета новый владелец, чтобы затем зарегистрировать его на себя, то могут возникнуть трудности. Например, налог на транспорт будет по-прежнему начисляться на предыдущего хозяина, потому как авто так и не было переоформлено.

Причин может быть несколько:

  • новый собственник не провел процедуру перерегистрации умышленно, чтобы избежать денежных затрат;
  • постановка объекта на учет в ГИБДД затянулась по непредвиденным обстоятельствам, например, ДТП, болезнь и прочее;
  • авто продано по какой-либо нестандартной схеме, например, по предварительной доверенности (в этом случае налог по-прежнему числится за собственником, а не за фактическим владельцем, потому как процедура перерегистрации произведена не была);
  • в информационной базе налоговой службы либо ГИБДД возникла ошибка.

Последний пункт стоит рассмотреть подробнее. Дело в том, что путаницу в базе данных не стоит оставлять без внимания. Подобное может быть связано с особенностями сроков оплаты государственного взноса.

Согласно правилам, транспортный налог в текущем году предполагает оплату сбора, начисленного за предыдущие 12 месяцев. А вот сделки могут свершаться, например, в середине года. По этой причине нередко возникают неточности и ошибки не только в расчете размера взноса, но и относительно того, кто именно должен его погасить – бывший владелец или нынешний. Однако такое случается крайне редко.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *