Статус ребенка

Проблема сиротства достаточно актуальна не только для РФ, но и для многих других стран мира. Дети, потерявшие родителей или лишившиеся их опеки, достаточно часто становятся жертвами в современном мире. Поэтому эта категория требует определенную защиту со стороны государства. В России права таких детей регулируются ФЗ № 159.

Как государство может помочь детям, которые потеряли родителей или остались без их опеки? Какие у них есть права и кто должен их защищать? Что означает понятие сиротства?

Закон определяет (159-ФЗ)

Все вопросы по сиротам регулируются определенными ФЗ и президентскими указами, в том числе 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как трактует ФЗ понятие сирота и какое определение дает ребенку, оставшемуся без родительской? Дети-сироты — какие это дети?

Сирота

В 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» говорится, что дети считаются осиротевшими, если родителей нет в живых. В России участились инциденты, когда мать или отец осознанно оставляют ребенка без своей опеки. Действия нерадивых родителей зачастую не обоснованы жизненными трудностями или финансовыми проблемами, которые не позволяют полноценно обеспечить малыша. Часто своего ребенка бросают и состоятельные граждане, считая родительские обязательства серьезной обузой, мешающей нормально жить.

Родители не желают брать на себя ответственность по воспитанию и материальному обеспечению своих детей и намеренно отказываются забирать их из роддома, оформляя свой отказ в письменном виде. Подобные ситуации могут происходить не только сразу после рождения малыша, но и через некоторое время проживания ребенка с родителями. Такие дети получают статус так называемых «социальных» сирот, когда настоящие папа и мама у малыша есть, но они не хотят принимать участие в его жизни.

Без попечения родителей

Какие дети имеют правовой статус «оставшихся без родительской опеки»? Такой статус определяется для малолетних граждан до 18-летнего возраста, у которых родители по определенным причинам не исполняют полноценно родительские обязательства. Закон определяет следующие причины:

  • лишение права воспитывать своего ребенка или частичное ограничение родителей в их правах на ребенка;
  • признание одного из родителей недееспособным лицом — частично или полностью;
  • тяжелая болезнь одного или обоих родителей, которая не позволяет полноценно растить и материально обеспечивать ребенка;
  • признание родителей пропавшими безвести;
  • смерть;
  • подозрение родителей в правонарушениях;
  • лишение родителей свободы — тюремный срок;
  • намеренное нежелание родителей принимать участие в воспитании и образовании малыша или отказ от защиты его интересов;
  • невыполнение родительских обязательств, нежелание отстаивать права малыша.

Защита беззащитных

Дети, оставшиеся без попечения родителей, беззащитны перед социумом. Для государства защита этой категории представляет высокую ценность. Государство несет обязательства по материальному обеспечению, контролирует процесс воспитания таких деток, обеспечивает защиту их прав до момента совершеннолетия. Материальная помощь от государства устанавливается на уровне прожиточного минимума — для полноценного поддержания жизнедеятельности ребенка.

Закон устанавливает следующие права осиротевшего или оставшегося без попечения родителей ребенка:

  • бесплатная медицинская помощь и образование;
  • получение благоустроенной жилой площади;
  • гарантия защиты от безработицы.

Будущее малышей без родительской опеки определяют органы попечительства. Благодаря государственным гарантиям, каждый малыш получает право расти и получать должное воспитание в семье, которая сможет дать ему все, чтобы он чувствовал себя любимым и нужным, не переживал за будущее. Для морального развития детей это очень весомый фактор.

Право расти в семье: формы устройства детей

Любой ребенок, независимо от происхождения, расы и физиологии, имеет право получить воспитание в любящей семье. Выделяют несколько видов распределения детей-сирот и детей, которые лишены родительской опеки:

  • усыновление/удочерение;
  • опекунство/попечительство;
  • детский дом с семейным укладом;
  • если ребенок болен — перевод в специализированное государственное учреждение, созданное для помощи таким деткам;
  • приемная/патронажная семья.

Идеальным вариантом является распределение малышей в семью или в детские дома, проживание в которых максимально напоминает жизнь в семейном кругу. Когда малолетнего усыновляют (удочеряют), его права приравниваются к правам родного ребенка. Кроме того, он может поменять свою фамилию на фамилию новых родителей, получить новое имя. Новая семья обязуется ухаживать за ребенком, воспитывать, защищать и обучать, как родного.

После усыновления (удочерения) несовершеннолетний лишается всех льгот, которые получал от государства, имея правовой статус сироты.

Устройство несовершеннолетнего в приемную семью подразумевает подписание договора между ООП и семьей, которая хочет взять под опеку ребенка-сироту. Приемные мать с отцом получают ежемесячную материальную помощь на содержание нового члена семьи. Новые родители несут прямые обязательства по воспитанию и полному обеспечению ребенка всем необходимым.

За ребенком сохраняется право пользоваться льготами, которые положены ему по закону. Кроме этого, с 18-ти лет, он имеет право владеть собственным благоустроенным жилым помещением, которое должно предоставить государство.

Если супруги согласны воспитывать и растить от 5-ти до 10-ти малышей (включая своих), их семья становится домом семейного типа. Новые мать с отцом обязуются воспитывать приемников до их совершеннолетия. Если ребенок поступает учиться в ПТУ или в ВУЗ 1-4 уровня аккредитации, данная семья должна обеспечивать его материально до достижения им 23 лет. После этого родители перестают получать от государства пособие на приемников и вправе устраивать их судьбу на свое усмотрение.

Достаточно часто осиротевших детей берут на воспитание и содержание опекуны (попечители). Опеку можно установить над ребенком до 14-летия. Если ребенок достиг этого возраста, до его совершеннолетия можно оформить попечительство. В России очень часто опекунами несовершеннолетних выступают их родственники. В большинстве случаев, это бабушки и дедушки. В такой семье, где детей воспитывают родные люди, возникает меньше спорных ситуаций и проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и поведением ребенка.

Право на образование

ФЗ №159 определяет круг прав, которые имеют дети без родителей:

  • на бесплатное образование и полноценное обеспечение (питание, предметы первой необходимости, проживание в общежитии, профессиональная медицинская помощь), увеличенная в 1,5 раза стипендия, льготная выплата в тройном размере от суммы стипендии — на покупку нужных принадлежностей для учебного процесса), 100% оплата практики по месту прохождения;
  • бесплатная помощь для подготовки к поступлению в проф.училище на бюджетное место (для поступления ребенок должен обязательно иметь законченное общее/среднее образования);
  • льготное получение второго образования;
  • академический отпуск, если возникла такая необходимость по состоянию здоровья и есть определенные медицинские показания, которые закреплены нормами законодательства (стипендия должна выплачиваться полностью);
  • льготный проезд в городском транспорте (в том числе пригородный транспорт, машины служб такси исключаются);
  • на разовую компенсацию стоимости билетов в две стороны (от места обучения к месту проживания студента — если дом расположен в другом населенном пункте);
  • на покрытие финансовых затрат на покупку предметов первой необходимости и оборудования;
  • на единоразовую помощь (от 500 рублей) от учебного заведения после окончания обучения (это не касается учащихся, которые продолжают учиться на дневной форме).

Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.

Право на медобслуживание

Право на предоставление бесплатных медицинских услуг относят к основным правам осиротевших малышей и детей, которые лишены опеки родителей.

Медобслуживание, которое имеет право получить любой несовершеннолетний, включает:

  • систематические медосмотры;
  • процедуры для оздоровления;
  • диспансеризацию;
  • путевки в оздоровительные лагеря;
  • санатории или курорты (по медпоказаниям).

Кроме вышеперечисленных прав, дети-сироты и дети без попечения родителей, имеют право на покрытие материальных затрат за проезд в мед.учреждения (если возникла такая необходимость).

Защита имущественных прав

В связи с тем, что малышам, которые стали сиротами или лишились опеки родителей, предоставляется недвижимость, они нуждаются в защите жилищных прав. Каждый гражданин (в том числе и малолетний) может владеть определенными материальными ценностями, которые получены путем дарения, накопления заработанных средств. Отсюда вытекает необходимость в защите имущественных прав малолетних сирот и детей, оставшихся без попечения одного или обоих родителей.

К имущественным правам относятся права на получение:

  • алиментных платежей;
  • различных выплат и пособий;
  • стипендий;
  • жилья;
  • пенсий.

Для защиты имущественных интересов и прав детей-сирот или детей, которые остались без родительской опеки, законодательство гарантирует следующие нормы, обязательные к исполнению:

  • органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам и детям без родительского попечения квартиру либо дом, которые имеют все необходимое для проживания;
  • как только сирота станет совершеннолетним, он имеет право вернуться в жилье, в котором проживал до отъезда в учебное заведение, на военную службу, в места отбывания наказания в виде лишения свободы;
  • государственный орган по защите жилищных прав должен следить за сохранностью недвижимого имущества малолетних детей-сирот и составлять реестр таких детей при достижении ими 14-ти лет;
  • если жилье, которое принадлежит малолетнему сироте, передавалось по договору специализированного найма, через пять лет ребенок сможет изменить его на договор социального найма, который позволяет законно приватизировать данное жилье;
  • малолетний сирота, у которого нет зарегистированного за ним жилья, после окончания учебного заведения, завершения военной службы или освобождения из тюрьмы имеет право получить жилье без очереди.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: положения Постановления № 481 о деятельности организаций для детей сирот Ни один опекун не имеет право отказаться от денежных выплат в пользу опекаемого и распоряжаться его личными вещами (менять, дарить, отчуждать, сдавать в аренду) без соответствующего разрешения органов защиты прав детей.

Также опекун, попечитель или кто-либо из его родных не имеет права проводить какие-либо сделки с опекаемым. Возможное исключение из правил — передача недвижимости или имущества опекаемому в дар или в бесплатное пользование.

Какие льготы предусмотрены для детей, лишившихся родителей?

Для детей, которые лишились родителей, государством предусмотрена помощь в виде льгот. Так, малолетним, родители которых умерли, выплачивается пенсия по смерти кормильца. Размер материальной помощи зависит от трудового стажа умершего. Если трудового стажа достаточно, дети будут получать трудовую пенсию, если не достаточно — социальную. Платежи осуществляются осиротевшему наследнику до момента наступления совершеннолетия. Если ребенок учится на очном отделении, пенсия ему выплачивается до 23-х лет.

Осиротевшие дети имеют привилегии во время зачисления в учебные заведения: повышенная стипендия, бесплатное питание. Также ребята получают финансовую помощь для покупки предметов первой необходимости. Проезд на любом виде общественного транспорта для них льготный.

Студенты, оставшиеся без родителей, каждый год получают разовую компенсацию в виде тройной стипендии. Эти деньги они должны быть потрачены на покупку принадлежностей для учебы.

После окончания ВУЗа или проф.училища, сироте нужно обратиться в местную службу занятости для получения помощи в трудоустройстве. Сотрудники центра проверят профпригодность и поставят гражданина на учет. Если у несовершеннолетнего нет опыта работы, будет установлено пособие, которое он будет получать на протяжении полугода. Размер выплат приравнивается к средней заработной плате по региону.

Если несовершеннолетнему, который имеет правовой статус сироты, потребуется медицинская помощь, она будет абсолютно бесплатной — начиная с обычного осмотра и заканчивая оперативным вмешательством. Необходимые на лечение деньги будут взяты из государственной казны.

Дети-сироты имеют право бесплатно оздоравливаться в лагерях и пансионатах — оплату путевки оплачивает государство.

Что такое статус ребенка?

Что такое статус ребенка?

Что такое «статус ребенка на семейное устройство»? Где его можно уточнить?

Статус на семейное устройство — это способность данного ребенка быть переданным на усыновление, или под опеку, или в приемную семью. Способность эта обусловлена исключительно ситуацией с биородителями ребенка, а не национальностью, возрастом, состоянием здоровья или другими особенностями самого ребенка. Легче всего показать разницу в статусе на различные формы семейного устройства в виде таблицы, и как вы увидите, требования к передаче в приемную семью и опеку самые низкие, так что практически любой ребенок, оказавшийся в системе органов государственного воспитания, может быть передан на воспитание в приемную семью или под опеку:

Кто может быть усыновлен Ст. 124 Семейного кодекса РФ п. 2 Правил передачи детей на усыновление, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 000

Усыновлению (удочерению)подлежит несовершеннолетний ребенок (дети), родители которого:

· умерли;
· неизвестны (усыновление найденного или подкинутого ребенка возможно при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел, а усыновление ребенка, оставленного в родильном доме возможно при наличии соответствующего акта, составленного администрацией этого учреждения ;
· признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
· признаны судом недееспособными;
· лишены судом родительских прав (усыновление возможно через 6 месяцев после вступления в силу решения о лишении прав);
· дали в установленном порядке согласие на усыновление;
· по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. Наблюдается тенденция получать либо согласие биородителей на усыновление, либо лишать биородителей прав, что откладывает усыновление как минимум на полгода. Однако закон предоставляет значительно больше оснований для усыновления ребенка, чем эти два. Каждое из перечисленных выше оснований является самостоятельным и констатируется непосредственно в суде по усыновлению, кроме лишения родительских прав, которое должно быть утверждено судом по месту нахождения биородителей не менее чем за 6 месяцев до усыновления.

Кто может быть передан под опеку .ст. 121 и ст.145 Семейного кодекса РФ

Под опеку (попечительство) можно принять любого ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, а именно в случае:

смерти родителей,
· лишения их родительских прав,
· ограничения их в родительских правах, · признания родителей недееспособными,
· болезни родителей,
· длительного отсутствия родителей,
· уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений,
· в других случаях отсутствия родительского попечения. Обратите внимание, что перечень фактически открытый и сформулирован очень общо. Это не случайно — опека не прерывает отношений ребенка с биосемьей, поэтому фактически каждый лишенный родительского попечения сирота может быть передан на воспитание в семью опекуна.

Кто может быть передан на воспитание в приемную (замещающую) семью Ст. 154 Семейного кодекса РФ

На воспитание в приемную семью передаются:

· дети-сироты;
· дети, родители которых неизвестны;
· дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
· дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. При этой форме семейного устройства требования к статусу ребенка минимальны, поскольку приемная семья фактически выполняет роль воспитателей государственного учреждения, в котором находится ребенок.

Обратите внимание, что вопросами статуса ребенка заведует ООП или оператор банка данных, обсуждать их с администрацией учреждения просто бессмысленно с правовой точки зрения, поскольку первичное дело ребенка и его анкета хранятся именно и только в ООП и у оператора банка данных. Более того, даже если ООП или оператор банка данных сообщают вам о «проблемах со статусом», вы, как кандидат, имеете право изучить документы самостоятельно и в дальнейшем самостоятельно же оценить значительность этих проблем (не без помощи независимого юриста, если необходимо).

Понятие усыновления с точки зрения российского законодательства

Семейный кодекс РФ (Глава 19, статьи 124-144) трактует усыновление как одну из форм семейного устройства, суть которой — принятие несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без родительской опеки, или ребенка-сироту в новую семью на правах полноценного ее члена.

Между усыновителями и усыновленным несовершеннолетним лицом устанавливаются правоотношения, аналогичные кровным родственным связям, при этом ребенок приобретает имущественные и неимущественные права наравне с родными детьми усыновителя (статья 137 СК РФ).

Семейное законодательство выдвигает ряд требований к лицам, желающим стать усыновителем: им может быть дееспособный совершеннолетний гражданин, проживающий в полноценных бытовых условиях, не имеющий судимостей, нарушений в состоянии здоровья, чье материальное положение позволяет обеспечить прожиточный минимум на содержание ребенка, а разница в возрасте с усыновляемым ребенком составляет не менее 16 лет.

Усыновление ребенка происходит по решению гражданского суда на основании письменного заявления заинтересованного лица, а также заключения органа опеки и попечительства.

Процедура усыновления предусматривает длительный поэтапный процесс подготовки и сбора необходимых документов, подтверждающих все законодательно установленные требования. В ходе судебного рассмотрения заинтересованное лицо может ходатайствовать об изменении ФИО ребенка.

Понятие и особенности опеки как одной из форм семейного устройства

В соответствии с семейным законодательством (Глава 20, статьи 145-148.1 СК РФ), опекунство — это одна из форм устройства в семью несовершеннолетних детей, оставшихся без опеки и внимания их биологических родителей. Опека может быть реализована в отношении детей в возрасте до 14 лет с учетом его личного мнения и согласия (при наступлении им 10-летнего возраста).

В отличие от усыновления, опекунство устанавливается заключением договора с ответственным лицом на основании решения органа опеки и попечительства, оформленного в виде специального акта.

Назначаемый данным решением опекун представляет интересы несовершеннолетнего и несет за него полную ответственность. В свою очередь, вместе со вступлением в статус опекун приобретает имущественные права и получает регулярные пособия на содержание ребенка, за которые должен нести регулярную отчетность.

Опекунство прекращается по достижению ребенком 14-летнего возраста, далее до достижения им совершеннолетия может действовать лишь такая форма правоотношений, как попечительство.

Как и усыновители, лица, приобретающие статус опекуна, должны отвечать строгим критериям: быть совершеннолетними дееспособными гражданами, располагающими годными социально-бытовыми условиями для ухода за ребенком. Закон запрещает быть опекунами лицам, лишенным родительских прав, имеющим судимости в прошлом, страдающим алкоголизмом и иными серьезными проблемами со здоровьем, бывшим опекунам, лишившихся такой возможности по решению уполномоченного органа, лицам, состоящим в однополых браках (касается иностранных граждан), а также иным жителям государств, где легализированы однополые союзы.

Зачастую опекунами становятся близкие родственники малолетнего ребенка.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон) дано понятие лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Действие Закона распространяется на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставляет им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время действуют нормативные правовые акты различных уровней которыми определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки в том числе и для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 года № 101 утвержден порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органом опеки и попечительства по месту их выявления.

Единого банка данных лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей не существует.

Вместе с тем, органы опеки и попечительства детям оставшимися без попечения родителей при исполнении им 18 летнего возраста выдают справку о том, что они являются лицами из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Для целей установления категории граждан при решении вопроса о предоставлении бесплатной юридической помощи можно использовать вышеуказанную справку.

Кроме того, можно использовать любой документ из которого будет понятно, что на момент исполнения 18 летнего возраста ребенок являлся сиротой, либо он находился без попечения родителей. Указанную информацию обратившийся гражданин может получить в органах опеки и попечительства муниципального образования или образовательном учреждении, где он обучается.

Постановление администрации муниципального образования об установлении опеки над малолетним либо несовершеннолетним ребенком не является документом, дающим право на предоставление бесплатной юридической помощи гражданину как лицу из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *