С какого момента удерживать по исполнительному листу?

Какие документы имеют силу исполнительных
Какой документ важнее
Как работники хитрят и что делать бухгалтеру
Каков максимум для удержания

Несколько взысканий разной очерёдности
Алименты на детей и взрослых
Лимиты и плата за перевод сумм взыскателю

Удержания из больничных в «пилотных» регионах

Какие документы имеют силу исполнительных

Кроме судебных приказов, исполнительных листов или постановлений приставов в бухгалтерию могут поступать иные документы — заявления работников на удержания или нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов.

Такие документы могут приносить примерные отцы семейств, состоящие в браке и проживающие совместно с супругой и детьми. Делается это, чтобы «заблокировать» удержания из зарплаты по другим исполнительным документам — от банков, налоговой, ЖКХ.

Обязан ли бухгалтер удерживать из зарплаты алименты на основании таких документов или документы госорганов имеют приоритет? Давайте разбираться.

Удержания из зарплаты возможны только в случаях, которые предусмотрены ТК РФ и федеральными законами (ст. 137 ТК РФ). Удержать можно не более 20 %, а в отдельных случаях — не более 50 % зарплаты. Удерживать до 70 % зарплаты можно только в исключительных ситуациях (ст. 138 ТК РФ). Но ограничения действуют только тогда, когда деньги удерживаются по решению работодателя или уполномоченных органов.

Заявление работника об удержании из заработной платы — это не исполнительный документ, даже если там поручается удерживать алименты (ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, далее — Закон № 229-ФЗ).

Если работник пишет заявление об удержании, то это не удержание, а добровольное распоряжение зарплатой, и ограничения по удержаниям тут не действуют.

Отсюда следует два вывода.

  • Раз ограничения не действуют, по заявлению работника можно изымать из зарплаты любые суммы и в любых целях — хоть 100 % зарплаты (письмо Роструда от 16.09.2012 № ПР/7156-6-1).
  • Раз заявление — это не исполнительный документ, то деньги по заявлению можно изымать только тогда, когда будут произведены все «официальные» удержания по исполнительным листам и судебным приказам.

Раз по «добровольным» удержаниям никакие ограничения не действуют, работник после всех удержаний вполне может получить «на руки» 1/6, 1/8 и даже 1/10 заработной платы. Никакого нарушения в этом не будет. И всё же при появлении «официального» исполнительного документа мы бы рекомендовали уточнить у сотрудника, сохраняет ли силу его заявление на добровольное перечисление денег.

У Ивана большой долг по налогу на недвижимость: несколько лет он не платил за дом в деревне. Поняв, что скоро его «догонит» исполнительный лист, он написал по месту работы, в бухгалтерию ООО «Радуга», заявление на удержание 80 % зарплаты в счёт алиментов. В тот же месяц на него же поступил исполнительный лист: приставы требовали удержать половину жалования в счёт задолженности по налогам. Бухгалтерия «Радуги» удерживала деньги по постановлению, а уже из оставшейся части вычла деньги по заявлению работника.

Другое дело, если в бухгалтерию поступает не заявление, а нотариально удостоверенное соглашение (или его копия) об уплате алиментов. Это полноценный исполнительный документ (ст. 12 Закона № 229-ФЗ). Он имеет такую же силу, как судебные приказы, исполнительные листы и постановления приставов.

Иные удержания из заработной платы

Помимо обязательных удержаний, которые работодатель должен производить, некоторые удержания могут осуществляться по инициативе работодателя.

К ним, в частности, относятся следующие удержания (ч. 2 ст. 137 ТК РФ):

  • для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
  • для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность;
  • для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок;
  • при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

Отдельные удержания могут производиться и по инициативе самого работника. К примеру, работник может попросить ежемесячно удерживать из его заработной платы суммы в счет погашения кредита и перечислять их на определенные банковские реквизиты.

Заявление на удержание из заработной платы (образец) может быть аналогично тому, которое работник пишет для получения зарплаты на карту. Просто в реквизитах получателя указываются, к примеру, реквизиты соответствующего банка, выдавшего работнику кредит, с указанием за кого и за что этот платеж производится.

Ограничение удержаний из заработной платы

Размер удержаний при каждой выплате заработной платы в общем случае не может превышать 20 %.

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам размер удержаний ограничивается 50%.

В отдельных случаях размер удержаний может составить и 70%. Это, к примеру, удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением (ст. 138 ТК РФ).

Ответственность бухгалтера за чужой исполнительный документ

Если бухгалтер допустит ошибки при обработке исполнительного листа, он рискует получить штраф от приставов. На сайте ФССП прошла информация о том, что бухгалтеру был выписан штраф в размере 30 тыс. руб. за то, что он не исполнил требование приставов об удержании алиментов.

Для исключения риска необработки исполнительного документа целесообразно своевременно вносить его в программу 1С:ЗУП, которая будет самостоятельно рассчитывать величину удержания согласно заданным условиям. Таким способом бухгалтер обезопасит себя и компанию от возможной административной ответственности и выполнит все требования законодательства РФ.

Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!

Пример расчета удержаний

Рассмотрим пример расчета удержаний по двум исполнительным документам, поступившим в адрес работодателя в отношении одного сотрудника.

Первый исп. лист — об удержании алиментных выплат на ребенка в размере 25% от оплаты труда.

Второй исп. лист — об удержании долга по кредитному договору в размере 50% от зарплаты, который равен 15 000 руб.

За октябрь 2019 г. сотруднику начислена зарплата — 25 000 руб. Он имеет право получить стандартный налоговый вычет — 1400 руб. по несовершеннолетнему ребенку.

Бухгалтер должен произвести следующие расчеты:

  • НДФЛ = (25 000 — 1 400) * 13% = 3 068 руб.
  • 1 исп. лист = (25 000 — 3 068) * 25% = 5 483 руб.
  • 2 исп. лист = (25 000 — 3 068) * 50% = 10 966 руб.

Однако по второму исп. документу сумма должна быть удержана в меньшем размере, поскольку необходимо учесть удержание по первому исп. документу:

  • (25 000 — 3 068) * 50% — 5 483 = 5 483 руб.

Остаточную задолженность по второму исп. документу нужно будет удерживать в следующие месяцы таким же образом, то есть после удержания алиментов.

Особенности удержания

При удержаниях из оплаты труда нужно обращать внимание на следующие нюансы:

  • удержание не может касаться некоторых видов доходов, например, государственных пособий или матпомощи из федерального бюджета, некоторых видов компенсационных выплат и др.;
  • плата за перечисление денег может быть удержана с сотрудника, в отношении которого производится данная процедура. Это может быть как комиссия кредитного учреждения за проведение платежного поручения, так и расходы за перевод по почте. Процентное ограничение, установленное законодательством, на эти суммы не распространяется;
  • при поступлении нового требования документ учитывается вместе с ранее поступившими, т. е. не откладывается до полного выполнения предыдущих требований об удержаниях;
  • судебные приставы могут проверять, как производится расчет удержаний, либо по своей инициативе, либо по жалобе взыскателя.

Ответ:

Прекратить взыскание следует с даты, указанной в постановлении о прекращении взыскания, либо с даты получения постановления. В данном случае рассчитать удержания нужно пропорционально отработанному времени за август. Если взыскания прекращаются с 15.08, то полную сумму удержаний в августе необходимо разделить на число календарных дней в этом месяце и умножить на число календарных дней с первого дня по указанную дату, то есть по 15.08.

Порядок удержания по исполнительным листам установлен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В части 4 ст. 98 Федерального закона № 229-ФЗ установлен перечень оснований для прекращения исполнительного производства, в частности:

  • после перечисления денежных средств в полном объеме;
  • при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и других доходов;
  • по заявлению взыскателя;
  • согласно постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (окончании, отмене) исполнения.

Соответственно, постановление судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнения является основанием для прекращения удержаний. По идее в самом исполнительном листе должно быть указано, с какой даты прекратить удержание. Если же такой информации по каким-либо причинам нет, тогда полагаем, что по аналогии с началом удержания, в силу ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, окончание удержания должно наступить со дня получения исполнительного документа.

Порядок прекращения удержания при получении постановления о прекращении взыскания законодательно не установлен. На наш взгляд, расчет подлежащих удержанию сумм следует произвести за период с начала месяца по день, предшествующий дню, указанному в постановлении. Можно воспользоваться следующим порядком: сумма удержаний в данном календарном месяце делится на число календарных дней в этом месяце и умножается на число календарных дней с 1-го дня по день, указанный в постановлении.

Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА

Какой документ важнее

Вопросы возникают, и когда на одного сотрудника поступает несколько исполнительных документов. Нужно ли брать в работу все документы сразу или правильнее организовать «очередь» и начинать исполнения по каждому следующему только после того, как закончено исполнение предыдущего?

Прямого ответа на этот вопрос в Законе № 229-ФЗ нет. Но есть два правила:

  • Начинать удержания надо с даты получения исполнительного документа (ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Это правило действует независимо от того, первый это документ по работнику или нет.
  • Работодатель распределяет взысканные суммы между взыскателями без учёта того, когда какой исполнительный документ поступил (п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, не нужно ставить исполнительные документы в очередь: они должны исполняться одновременно. Как только поступает новое постановление, нужно сразу проводить по нему удержания наравне с уже имеющимися исполнительными листами.

Если взыскатель отозвал исполнительные документы.

Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, в силу п. 1 ст. 21 Закона № 229-ФЗ могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Но если исполнение по ранее предъявленному исполнительному листу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного листа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного листа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного листа к исполнению (п. 3.1 ст. 22 Закона № 229-ФЗ).

Иными словами, взыскатель, отозвавший исполнительный лист, не может продлить срок предъявления его к исполнению.

Что должно сделать учреждение при увольнении работника-должника?

В случае перемены работником-должником места работы (места получения пенсии и иных доходов) учреждение-работодатель обязано (п. 4, 4.1 и 5 ст. 98 Закона № 229-ФЗ):

  1. Незамедлительно (на следующий день) известить об этом судебного пристава.

  2. Возвратить судебному приставу исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях. Информация об осуществленных взысканиях передается в произвольной форме. В ней необходимо отразить (см. Письмо ФССП РФ от 25.06.2012 № 12/01-15257):

  • размер удержаний;

  • удержанную сумму;

  • номер платежного поручения (квитанции);

  • дату перечисления;

  • остаток задолженности.

Данное сообщение заверяется печатью учреждения и подписью бухгалтера.

Ответственность учреждения за неисполнение предписаний, указанных в исполнительных листах.

В случае нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности на основании законодательства РФ (ст. 113 Закона № 229-ФЗ).

Вид ответственности

Наказание

Административная ответственность (ч. 3 ст. 17.4 КоАП РФ)

Штраф:

  • для должностных лиц – в размере от 15 000 до 20 000 руб.;

  • для юридических лиц – в размере от 50 000 до 100 000 руб.

Уголовная ответственность (ст. 315 УК РФ)

За злостное неисполнение исполнительных документов ответственные лица учреждений могут быть привлечены к уголовной ответственности, влекущей наказание в виде:

  • штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до 18 месяцев;

  • лишения права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет;

  • обязательных работ на срок до 480 часов;

  • принудительных работ на срок до двух лет;

  • ареста на срок до шести месяцев либо лишения свободы на срок до двух лет

Дополнительно по данному вопросу см. статью С. Валовой «Расчеты по удержаниям из зарплаты работников», № 8, 2019.

Как работники хитрят и что делать бухгалтеру

Итак, дано. Максимальный размер удержания ограничен по ТК РФ. А сами исполнительные документы ранжируются: требования второй очереди удовлетворяются после того, как будут полностью удовлетворены требования первой очереди. Очевидно, что если сумма требований больше лимита, кто-то из кредиторов второй-третьей очереди останется ни с чем.

В какой очерёдности удовлетворяются требования взыскателей (ст. 111 Закона № 229-ФЗ)

Очередь Что взыскивается
1 очередь
  • Взыскание алиментов
  • Возмещению вреда, причиненного здоровью
  • Возмещение вреда в связи со смертью кормильца
  • Возмещению ущерба, причиненного преступлением
  • Компенсация морального вреда
2 очередь
  • Выплата выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору
  • Выплата вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности
3 очередь Требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды
4 очередь Прочие требования

Зная это, работники хитрят: приносят в бухгалтерию судебный приказ или нотариальное соглашение об уплате алиментов с суммой взысканий минимум 50 % от зарплаты и блокируют удержания в пользу банков и налоговой. Всё удержанное получает супруга сотрудника в качестве алиментов на детей.

Разводиться для этого не обязательно. Семейный кодекс не связывает право детей на алименты с совместным проживанием и семейными отношениями матери и отца. Супруги могут быть женаты и жить вместе — и в любой момент обратиться за алиментами в суд. Или пойти к нотариусу и заключить соглашение об уплате алиментов. При этом размер алиментов по соглашению может быть больше, чем установил бы суд, — 50 или даже 70 % от заработка.

Это типичное злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ). Но у бухгалтерии нет полномочий переоценивать судебные решения или нотариальные соглашения. А значит, пока они не отменены, бухгалтер имеет полное право не удерживать деньги по исполнительным документам 2-4 очереди, если лимит взыскания (ст. 137 ТК РФ) уже достигнут при удержании алиментов.

Каков максимум для удержания

Несколько взысканий разной очерёдности

В общем случае можно удерживать по исполнительным документам до 50 % зарплаты (ст. 138 ТК РФ и ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Но есть 4 ситуации, когда удержать можно до 70 % заработка (ст. 138 ТК РФ):

  1. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей;
  2. Возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица;
  3. Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;
  4. Возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Если на одного работника поступило несколько исполнительных документов, в том числе из «льготных» категорий, руководствуемся правилом очерёдности: сначала удовлетворяем требования первой очереди, потом второй и так далее (ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

На работника ООО «Лидер» Василия поступило два исполнительных листа. Один требует взыскать треть заработка в качестве алиментов на двух детей, а второй — половину в счёт задолженности по ЖКХ.

Начинаем с выплат первой очереди: бухгалтер удерживает треть заработка и направляет эту сумму на уплату алиментов. Требование выполнено, а лимит ещё не выбран, значит, можно удовлетворить требование второй очереди.

Требование второй очереди — долг по ЖКХ — удовлетворяется из неизрасходованного лимита, и это ⅙ заработка: ½ -⅓ = ⅙.

Бухгалтерия будет удерживать так деньги каждый месяц, пока не будет выплачен весь долг поставщику коммунальных ресурсов — или пока не прекратится взыскание алиментов (п. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Алименты на детей и взрослых

Алименты могут устанавливаться не только на несовершеннолетних детей, но и на содержание родителей, братьев, сестёр, бывшего супруга (ст. 87, 90, 93 Семейного кодекса РФ). Отличить такие алименты просто: они всегда устанавливаются не в проценте к заработку, а в твердой сумме.

Нюанс в том, что все алименты относятся к первой очереди. Но алименты на несовершеннолетних детей можно взыскивать в пределах 70 % от заработка (ст. 138 ТК РФ, п. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). А алименты на родителей и бывших супругов взыскиваются в пределах 50 % от жалования. Это вызывает проблемы, если с работника надо одновременно удержать оба типа алиментов.

Если взысканной суммы не хватает, чтобы удовлетворить всех взыскателей одной очереди, она распределяется пропорционально причитающейся каждому из них сумме, указанной в исполнительном документе (п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ). Это значит, что при взыскании двух типов алиментов сначала надо удержать половину заработка и распределить ее между детьми и взрослыми, т. к. взрослые получатели алиментов не могут претендовать на сумму заработка за пределами 50 %. А потом еще раз произвести удержание уже в пределах 70 % и отправить все взысканное детям.

Но поскольку алименты на взрослых всегда устанавливаются в твердой сумме, а на детей чаще всего в виде процента от заработка, то перед началом удержания оба требования надо привести к общему знаменателю — посчитать сумму на каждого из детей в этом месяце с учётом заработка и доли алиментов.

На Ивана Григорьевича имеется три исполнительных документа на взыскание алиментов: на сына в размере ⅙ заработка, на дочь в размере ¼ заработка и на бывшую супругу в размере 5000 руб. ежемесячно. Заработная плата сотрудника составляет 20 000 руб., и он имеет право на стандартный вычет по обоим детям. Рассчитаем удержания.

Теперь начнем расчёт.

Итого супруга получит 3580,97 руб., дочь 4441 руб., сын 2690,67 руб. А работнику к выплате причитается 6951,36 руб. И при этом у него появится задолженность по алиментам в пользу супруги в размере 1419,03 руб.

Если бы удержанной в пределах 70 % от заработка суммы не хватило для полного расчета с детьми, то соответствующая сумма также делилась бы между ними пропорционально их требованиям.

Лимиты и плата за перевод сумм взыскателю

Иногда с работника взыскивается также плата за перевод денег в пользу взыскателя: банковские и почтовые комиссии (п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Удерживать их в пределах лимитов или сверх того?

Взыскивать эти суммы за пределами лимитов нельзя (ст. 138 ТК РФ). А значит, если работник не согласен добровольно компенсировать стоимость перевода (например, подать заявление на добровольное удержание из зарплаты), то бухгалтеру придётся уменьшить сумму взыскания по исполнительному документу. В результате на стоимость перевода за работником будет образовываться задолженность по исполнительному листу — её нужно будет удержать из последующих выплат.

Удержания из больничных в «пилотных» регионах

С больничных удержания по исполнительным листам тоже проводятся: в перечне исключений — необлагаемых госпособий — пособия по временной нетрудоспособности не значатся (пп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ). Вопрос в другом — как удерживать.

Если пособие выплачивает сама организация и принимает потом к зачету при расчётах с ФСС, то проблем не возникает. Но в регионах, где действует пилотный проект ФСС «Прямые выплаты», деньги в оплату больничного поступают работнику и от работодателя (за первые три дня нетрудоспособности), и от ФСС (за остальные дни).

Как поступать с удержаниями в этом случае? Должен ли работодатель сам рассчитать все суммы по исполнительным листам, исходя из полного размера пособия? Нужно ли удерживать деньги из пособия за три дня? А если нужно, то какую сумму — исходя из суммы пособия за все время болезни или только за три первых дня? И если удерживать только из расчёта первых трех дней, то кто, как и когда доудержит остальное?

Если строго следовать нормам Закона № 229-ФЗ, бухгалтерия должна удерживать деньги только из тех выплат, которые проводит сама организация (ст. 98 Закона № 229-ФЗ). К удержаниям с «основного» пособия, которое перечисляет ФСС, работодатель никакого отношения не имеет. А значит, рассчитывать удержание нужно только по выплачиваемой сумме — за первые три дня болезни.

Этот вывод подтверждают разъяснения территориальных отделений ФСС. Специалисты ФСС по Тамбовской области поясняют, что ФСС удержит деньги из пособия, если в отделение поступит исполнительный лист, судебный приказ или соглашение об уплате алиментов. Обратиться в отделение Фонда должен получатель алиментов или служба судебных приставов. Работодатель не обязан ни уведомлять ФСС об исполнительных листах, ни пересылать в отделение ФСС их копии.

Если Фонд не проведёт удержание, работодатель не обязан исправлять эту ошибку. Такая обязанность появится, только если в компанию придёт официальный документ от приставов, где будет указано, что по «больничному» за счёт ФСС возникла задолженность и её надо удержать из текущих выплат в пользу работника-должника.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

По документу: УКАЗАНИЕ от 14 октября 2019 г. N 5286-У с 01.06.2020 г. возникли следующие вопросы:
1. нужно ли перечислении аванса сотруднику указывать сумму удержанного исполнительного листа, если перечисление алиментов только при окончательном расчете
2. нужно ли указывать в п/п коды вида доходов при перечислении физическим лицам ( не сотрудникам) по договору аренды имущества

Действие Указа с 01.06.2020, но необходимо произвести правильную настройку системы платежей.

Сообщаю Вам следующее:

В соответствии со ст. 1, Федеральный закон от 21.02.2019 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» часть 3 статьи 98 дополнена предложением следующего содержания: «Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу».

Лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. (ст. 1, Федеральный закон от 21.02.2019 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).

В общем случае, удержания по исполнительным листам при выплате аванса не производятся. В то же время запрета на такие удержания в законодательстве нет.

В действительности алименты любого рода подвергаются отчислению раз в месяц. Но если бухгалтерия решит производить отчисление частями или удерживать с аванса, то это не считается незаконным. В таких случаях подается заявление в саму бухгалтерию с просьбой изменить день и отчислять сумму с основной зарплаты. По сути, даже если такие отчисления производят, ничего не изменяется: сумма остается идентичной в любом случае.

С учетом изложенного, при перечисление аванса сотруднику указывается сумма удержанного исполнительного листа, если производилась выплата алиментов.

Указывать в платежном поручении код вида доходов при перечислении физическим лицам ( не сотрудникам) по договору аренды имуществ не нужно, по причине отсутствия такого вида кода дохода в Указаниях от 14.10. 2019 № 5286-У «О порядке указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств»

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Документ 1

«Бухгалтер Крыма», 2020, N 3

ПРИ НЕКОТОРЫХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯХ В ПЛАТЕЖКАХ

НАДО УКАЗАТЬ НОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ ЦБ РФ устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, в том числе правила осуществления перевода денежных средств (утверждены Положением Банка России от 19.06.2012 N 383-П, далее — Положение).

Этими правилами определены, в частности, форма и порядок заполнения платежного поручения и других распоряжений о переводе денежных средств. ЦБ РФ внес дополнения в порядок заполнения данных распоряжений Указанием от 14.10.2019 N 5286-У <1>. Оно вступит в силу с 01.06.2020.

———————————

<1> Зарегистрировано в Минюсте России 14.01.2020 N 57137.

Чиновники предусмотрели, что при выплате гражданину заработной платы и (или) иных доходов могут применяться ограничения в рамках исполнительного производства.

В связи с этим с 01.06.2020 в распоряжениях о переводе денежных средств надо будет указывать следующие коды вида дохода:

— «1» — при переводе денежных средств, являющихся заработной платой и (или) иными доходами, в отношении которых ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены ограничения размеров удержания;

— «2» — при переводе денежных средств, являющихся доходами, на которые в соответствии со ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, за исключением доходов, к которым в соответствии с ч. 2 этой же статьи ограничения по обращению взыскания не применяются;

— «3» — при переводе денежных средств, являющихся доходами, к которым в соответствии с ч. 2 ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ ограничения по обращению взыскания не применяются.

Если переводятся денежные средства, не являющиеся доходами, в отношении которых установлены указанные ограничения и (или) на которые в соответствии со ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, код вида дохода не указывается. Поясним, о каких ограничениях и взысканиях идет речь.

О коде «1»

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:

1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;

2) взыскание суммы, не превышающей 10 000 руб.;

3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Согласно ч. 3 этой же статьи в редакции, действующей с 01.06.2020 <2>, лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.

———————————

<2> Изменение внесено Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ.

При этом, как и в настоящее время, лица, выплачивающие должнику заработную плату или осуществляющие иные периодические платежи ему, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или осуществляющие иные периодические платежи ему, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Согласно ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется исходя из суммы, оставшейся после удержания налогов.

Обратите внимание! При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Данное ограничение размера удержания не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%.

Именно при наличии того или другого из названных ограничений указывается код дохода «1».

Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, предусмотренные ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодатель производит зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.

О кодах «2» и «3»

В части 1 ст. 101 Федерального закона N 299-ФЗ перечислены многочисленные виды доходов физического лица, на которые вообще не может быть обращено взыскание:

— денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

— денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

— денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

— компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

— компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

— ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.);

— денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

— компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде:

в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

— страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

— пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

— выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов РФ;

— пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

— средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

— суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

в связи с террористическим актом;

в связи со смертью члена семьи;

в виде гуманитарной помощи;

за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

— суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

— суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

— социальное пособие на погребение;

— денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести <3>.

———————————

<3> Данный вид дохода включен в названный перечень Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ, и на него не обращается взыскание с 01.06.2020.

Если организация или индивидуальный предприниматель перечисляют физическому лицу какой-либо из этих видов доходов, то в распоряжении о перечислении денежных средств надо указать код вида дохода «2».

Исключения при перечислении платежей, указанных в ч. 1 ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ, — алиментные обязательства в отношении несовершеннолетних детей, а также обязательства о возмещении вреда в связи со смертью кормильца (ч. 2 той же статьи). По этим платежам ограничения в виде запрета на взыскание не применяются в рамках денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью, либо компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

При перечислении таких платежей указывается код вида дохода «3».

Как заполнить платежку?

В соответствии с п. 3 Указания N 5286-У код вида дохода указывается в реквизите 20 «Наз. пл.» платежного поручения, перечень реквизитов и форма которого установлены Положением. Приведем пример заполнения части платежного поручения с указанием кода «1».

Получатель

Получатель

Вид оп. 01 Срок плат. 5
Наз. пл. 1 Очер. плат.
Код 0 Рез. поле

Е.С. Казаков

Эксперт журнала

«Бухгалтер Крыма»

Подписано в печать

Статья: При некоторых перечислениях в платежках надо указать новое значение (Казаков Е.С.) («Бухгалтер Крыма», 2020, N 3) {КонсультантПлюс}

Документ 2

5) часть 3 статьи 98 дополнить предложением следующего содержания: «Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.»;

ст. 1, Федеральный закон от 21.02.2019 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» {КонсультантПлюс}

Документ 3

г) дополнить частями 5.1 и 5.2 следующего содержания:

«5.1. Лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, устанавливает Банк России.

ст. 1, Федеральный закон от 21.02.2019 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» {КонсультантПлюс}

Документ 5

Издательство «Главная книга», 25.05.2020

Как удержать алименты

Алименты по исполнительному листу или судебному приказу удерживайте независимо от желания работника (ст. 98 Закона N 229-ФЗ).

Удерживайте алименты из зарплаты, больничных, отпускных, матпомощи, выходного пособия и других доходов работника. Нельзя удерживать алименты с командировочных расходов, компенсации за использование личного имущества, детских пособий и пособий на погребение, а также других сумм из ст. 101 Закона N 229-ФЗ.

Алименты считайте с дохода, уже уменьшенного на НДФЛ. Общий размер удержаний с учетом алиментов не может быть больше 70% дохода работника (ст. 138 ТК РФ, ст. 99 Закона N 229-ФЗ).

Пример. Расчет алиментов

Потапов платит алименты в размере 25% дохода, его оклад 55 500 руб.

Из зарплаты надо удержать:

  • НДФЛ — 7 215 руб. (55 500 руб. x 13%);
  • алименты — 12 071,25 руб. ((55 500 руб. — 7 215 руб.) x 25%).

На руки работник получит 36 213,75 руб. (55 500 руб. — 7 215 руб. — 12 071,25 руб.).

С 1 июня при перечислении зарплаты и других доходов, из которых удержаны алименты по исполнительному листу, укажите в платежке удержанную сумму.

Перечислите алименты получателю не позднее трех дней со дня выплаты дохода работнику. НДФЛ и взносы с алиментов платить не надо (ст. 109 СК РФ).

Проводки по учету алиментов

Д 70 — К 76 Удержаны алименты
Д 76 — К 51 Алименты перечислены взыскателю
Д 70 — К 76 Удержана комиссия банка за перечисление алиментов

Алименты по заявлению работника удерживайте в указанном им размере.

См. также:

· Как индексировать алименты

· Как указать код вида дохода в платежном поручении на зарплату

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *