Расходы по исполнительному производству

Утверждаю

Директор Федеральной службы

судебных приставов —

главный судебный пристав

Российской Федерации

А.О.ПАРФЕНЧИКОВ

24 июля 2013 г. N 01-10

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ РАСХОДОВ ПО СОВЕРШЕНИЮ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

I. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий (далее — Методические рекомендации) подготовлены в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон), Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» <1>.

<1> С 1 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

1.2. Настоящие Методические рекомендации определяют последовательность действий начальников отделов — старших судебных приставов, заместителей начальников отделов — старших судебных приставов, судебных приставов-исполнителей, работников структурных подразделений аппаратов управления территориальных органов ФССП России и работников структурных подразделений центрального аппарата по возмещению расходов по совершению исполнительных действий.

II. Расходы по совершению исполнительных действий

2.1. Расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

2.2. В соответствии со статьей 116 Закона к расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные на:

перевозку, хранение и реализацию имущества должника;

вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов;

перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;

розыск должника, его имущества, розыск ребенка;

проведение государственной регистрации прав должника;

совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа (в том числе расходы по исполнению исполнительных документов неимущественного характера: снос незаконно возведенного строения, устранение неполадок и т.д.).

2.3. В соответствии со статьей 117 Закона взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом, а также возмещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

Постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (либо об отказе в возмещении таких расходов) выносится судебным приставом-исполнителем в течение десяти рабочих дней после предъявления документов, подтверждающих факт понесения расходов.

В мотивировочной части постановления о взыскании расходов по совершению исполнительных действий должно содержаться указание на документы, подтверждающие понесенные расходы.

Копия вынесенного постановления о взыскании расходов по совершению исполнительных действий не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется должнику (иным лицам, чьи права и обязанности оно затрагивает).

III. Подтверждение возникновения расходов по совершению

исполнительных действий

3.1. Подтверждением возникновения расходов по совершению исполнительных действий являются соответствующие документы.

3.1.1. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по оценке арестованного имущества, является постановление об оценке вещи или имущественного права, акт сдачи-приемки выполненных работ, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по оценке арестованного имущества.

3.1.2. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по хранению имущества должника, является акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по хранению (охране) арестованного имущества.

3.1.3. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по перевозке имущества должника (транспортировке), является акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по перевозке имущества должника.

3.1.4. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий и компенсации понесенных ими расходов, является акт выполненных работ, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по переводу или иных услуг, оказанных специалистами и иными лицами, привлеченными в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий.

3.1.5. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, являются документы об оплате проезда, найме жилого помещения и суточных.

3.1.6. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по переводу (пересылке) взыскателю денежных средств, являются платежные поручения, чеки и иные платежные документы.

3.1.7. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по сносу незаконно возведенного строения, устранение неполадок и т.д., является акт выполненных работ, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по сносу незаконно возведенного строения, устранению неполадок и т.д.

3.1.8. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по проведению государственной регистрации имущества и имущественных прав, является квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины, а также иные платежные документы, связанные с оформлением имущества перед государственной регистрацией.

IV. Возмещение расходов по совершению исполнительных

действий за счет средств федерального бюджета

4.1. В соответствии с частью 2 статьи 117 Федерального закона расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета в случае прекращения исполнительного производства в связи:

с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона);

с отменой или признанием недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство (п. 5 ч. 2 ст. 43 Закона).

4.2. В течение трех рабочих дней после вынесения постановления о прекращении исполнительного производства по вышеуказанным обстоятельствам судебный пристав-исполнитель готовит справку-информацию в аппарат управления территориального органа ФССП России с обоснованием оплаты данных расходов за счет средств федерального бюджета. В течение 10 рабочих дней со дня поступления справки-информации, при подтверждении информации судебного пристава-исполнителя, ответственное подразделение управления территориального органа ФССП России направляет заявку на выделение финансирования на оплату расходов по совершению исполнительных действий в центральный аппарат ФССП России.

4.3. После доведения лимитов бюджетных обязательств аппарат управления территориального органа ФССП России производит оплату расходов по совершению исполнительных действий.

V. Возмещение расходов по совершению исполнительных

действий за счет средств должника

5.1. В соответствии с частью 1 статьи 117 Федерального закона расходы по совершению исполнительных действий возмещаются за счет должника.

5.2. Расходы по совершению исполнительных действий возникли в результате оказания услуг на основании заключенного территориальным органом ФССП России государственного контракта (договора), в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» <1>.

<1> С 1 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5.2.1. Отдел аппарата управления территориального органа ФССП России, являющийся ответственным по привлечению специалиста, после подписания акта приемки выполненных работ в течение трех рабочих дней направляет соответствующие документы в структурное подразделение территориального органа ФССП России. На основании подписанного сторонами акта приемки выполненных работ судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании расходов (в случае проведения оценки имущества судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании расходов после вынесения постановления об оценке вещи или имущественного права).

5.2.2. В случае реализации арестованного имущества и достаточности денежных средств для погашения не только суммы основного долга, но и суммы расходов по совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель в порядке очередности, установленной частью 3 и 4 статьи 110 Закона, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов выносит постановление о перечислении денежных средств, в том числе на оплату расходов по совершению исполнительных действий.

В течение трех рабочих дней судебный пристав-исполнитель уведомляет аппарат управления территориального органа ФССП России во избежание недопущения повторной оплаты расходов и обеспечения достоверности и актуальности сведений о взыскании расходов по совершению исполнительных действий.

5.2.3. В случае если денежных средств, вырученных от реализации арестованного имущества должника, недостаточно для оплаты расходов по совершению исполнительных действий, или нереализации имущества должника, а также в тех случаях, когда оплата расходов должна быть произведена ранее момента реализации имущества должника, судебный пристав-исполнитель в течение трех рабочих дней готовит справку-информацию в аппарат управления территориального органа ФССП России с обоснованием оплаты данных расходов за счет средств федерального бюджета. В течение 10 рабочих дней со дня поступления справки-информации, при подтверждении информации судебного пристава-исполнителя, ответственное подразделение управления территориального органа ФССП России направляет заявку на выделение дополнительного финансирования на оплату расходов по совершению исполнительных действий в центральный аппарат ФССП России.

После доведения дополнительных лимитов бюджетных обязательств аппарат управления территориального органа ФССП России производит оплату расходов по совершению исполнительных действий, о чем уведомляет судебного пристава-исполнителя в течение трех рабочих дней.

В случае окончания основного исполнительного производства (в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; возврата взыскателю исполнительного документа в порядке пункта 3 части 1 статьи 47, пунктов 1, 2, 5, 6 части 1 статьи 46 Закона; направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом; истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении) и прекращения исполнительного производства (в случае принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа; утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником; прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшим исполнительный документ) судебный пристав-исполнитель возбуждает отдельные исполнительные производства о взыскании расходов по совершению исполнительных действий.

При поступлении на депозитный счет структурного подразделения территориального органа ФССП России сумм расходов по совершению исполнительных действий, понесенных федеральным бюджетом, судебный пристав-исполнитель распределяет их в доход федерального бюджета и в обязательном порядке уведомляет об этом аппарат управления территориального органа ФССП России в течение трех рабочих дней.

5.3. Расходы по совершению исполнительных действий, возникшие при исполнении постановления о даче поручения по совершению отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения, несет структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполняющее данное постановление, при этом судебный пристав-исполнитель осуществляет сбор документов, подтверждающих понесенные расходы.

Указанные документы направляются в структурное подразделение территориального органа ФССП России, в котором вынесено постановление о даче поручения по совершению отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения, для последующего взыскания расходов по совершению исполнительных действий с должника.

Управление организации

исполнительного производства

Судебная практика и законодательство — «Методические рекомендации по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий» (утв. ФССП России 24.07.2013 N 01-10)

<Письмо> ФССП России от 31.03.2014 N 8 (ред. от 31.07.2015) «Методические рекомендации по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений»

Последовательность действий работников территориальных органов ФССП России по возмещению расходов по совершению исполнительных действий, определена Методическими рекомендациями по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от 24.07.2013 N 01-10.

<Письмо> ФССП России от 18.04.2014 N 0014/10 (ред. от 15.09.2014) «Методические рекомендации по организации и производству исполнительного розыска в Федеральной службе судебных приставов» (утв. ФССП России 17.04.2014)

Взыскание с должника расходов по розыску должника, имущества должника, розыску ребенка, а также возмещение расходов лицам, их понесшим, производится на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем, в соответствии с Методическими рекомендациями по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от 24.07.2013 N 01-10.

Тема 4-3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Прекращение исполнительного производства

Основания прекращения исполнительного производства судом:

1) смерть взыскателя-гражданина или должника-гражданина, если не допустимо правопреемство;

2) утрата возможности исполнения исполнительного документа;

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника;

4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Основания прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем:

1) принятие судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

2) принятие судом отказа взыскателя от взыскания;

3) утверждение судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

4) отмена судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмена или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращение исполнения акта по делу об административном правонарушении органом, выдавшими исполнительный документ.

Последствия прекращения исполнительного производства (ст. 44):

1. Происходит окончание исполнительного производства без произ­водства исполнительных действий.

2. Отменяются все назначенные судебным приставом-исполнителем меры по исполнению.

3. Возбуждается исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (исключение отмена судебного акта или исполнительного документа).

4. Исполнительный документ остается в материалах прекращенного ис­полнительного производства и не может быть повторно предъ­явлен к исполнению.

5. Копии постановления о прекра­щении исполнительного производства, об отмене мер принудитель­ного исполнения направляются взыскателю, должнику, в орган, выдавший исполнительный документ, в органы, исполняющие постановления об установлении для должника ограничений.

6. Прекращенное исполнительное производство не может быть во­зобновлено вновь.

Вопросы:

1. Расходы в исполнительном производстве

2. Ответственность в исполнительном производстве

3. Распределение взыскательных денежных сумм и очередность удовлетворения требований взыскателя

Расходы в исполнительном производстве — это денежные затраты, возникающие в связи с принудительным исполнением судебных, иных актов, предусмотренных законом.

В исполнительном производстве у сторон могут быть самые разнооб­разные расходы. Необходимость их осуществления обычно возникает по объективным причинам, не зависящим от сторон (например, расходы, затраченные на перевод (пересылку) по почте взыскателю взысканных сумм). В некоторых случаях расходы в исполнительном производстве могут быть связаны с неправомерным поведением должника и высту­пают в качестве своеобразной санкции процессуальной ответственно­сти в виде неблагоприятных процессуальных последствий (взыскание суммы исполнительского сбора).

Функции института расходов:

Основная функция – возмещение расходов государства в связи с принудительным исполнением,

Дополнительная функция – предупреждение неправомерного поведения со стороны должника, которое выражается в неисполнении требований, содержащихся в исполнительном произ­водстве.

По общему правилу, обязанность по уплате расходов в исполнитель­ном производстве возлагается на стороны (взыскателя и должника). Од­нако в исключительных случаях, например при прекращении исполни­тельного производства по основаниям, установленным п. 4 и 5 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве, расходы по совершению ис­полнительных действий относятся на счет федерального бюджета (ч. 2 ст. 117 Закона об исполнительном производстве).

Виды расходов в исполнительном производстве:

1. исполнительский сбор;

2. расходы по совершению исполнительных действий.

Исполнительский сбор — это денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного доку­мента, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента по­лучения копии постановления судебного пристава-исполнителя о воз­буждении исполнительного производства.

Основания установления исполнительского сбора:

— истечение срока, установленного для добровольного исполнения,

— истечение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбужде­нии исполнительного производства в случаях немедленного исполне­ния.

Исполнительский сбор взыскива­ется с должника и отчисляются в федеральный бюджет.

Размер исполнительского сбора устанавливается законом в зависи­мости от характера исполнительного документа либо пропорционально взыскиваемой сумме или стоимости имущества должника, либо в твер­дой денежной сумме.

Размер исполнительского сбора:

1. По исполнительным документам имущественного характера – 7 % подлежащей взыс­канию суммы или стоимости взыскиваемого имуществ, но не менее 500 руб. с гражданина и 5000 руб. с организации (ч. 3 ст. 112);

2. По исполнительным документам неимущественного характера – 500 руб. с гражданина, 5000 руб. с организации.

3. По исполнительным документам о взыскании периодических платежей исполнительский сбор исчис­ляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполни­тельное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, уста­новленном ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве (по поручению);

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнитель­ского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-испол­нителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам.

Суд вправе отсрочить или рассрочить взыс­кание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве.

Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании ис­полнительского сбора.

Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяется Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 550 «Об утверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора».

Расходы по совершению исполнительных действий — это денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и прове­дение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 2 ст. 116 Закона об исполнительном производ­стве к расходам по совершению исполнительных действий относятся средства, затраченные:

1) на перевозку, хранение и реализацию имущества должника;

2) вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и про­ведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов;

3) перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;

4) розыск должника, его имущества, розыск ребенка;

5) проведение государственной регистрации прав должника;

6) совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.

Порядок возмещения расходов по совершению исполнительных действий предусмотрен в ст. 117 Закона об исполнительном произ­водстве.

Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.

Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, пре­дусмотренных Законом об исполнительном производстве, а также воз­мещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основа­нии постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *