Продавец отказывается принимать претензию

Нередки случаи, когда товар оказывается ненадлежащего качества, и встает вопрос о его возврате, ремонте или обмене. Современное российское законодательство разрешает мирное (претензионное) и судебное урегулирование возникающих споров.

Преимущества претензионного порядка решения спора

Согласно Закону «О защите прав потребителей», урегулирование спора в досудебном порядке является правом, а не обязанностью покупателя. То есть никто не мешает ему сразу пойти в суд. При этом, учитывая длительность судебных разбирательств, а также расходы, которые придется в них понести, большинство граждан пытается решить все конфликты с магазином, не привлекая суд.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с отказом продавца принимать претензию, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с обманом потребителя, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Не все знают, что за отказ решить спор мирно, не выходя за пределы претензионного порядка, если в последующем покупатель обратится в суд и его иск будет удовлетворен, для продавца предусмотрена материальная ответственность в виде штрафа. Поэтому большинство из них предпочитает не доводить дело до суда.

Порядок и способ предъявления претензии законодательством четко не оговорен. То есть для начала можно попробовать в устной форме договориться с магазином. Если это оказалось неэффективным, то следует написать заявление. Документ составляют в свободной форме в 2 экземплярах. Один из них вручают продавцу, а второй, с подписью последнего, остается у покупателя. В нем обязательно должны быть наименования, Ф.И.О., контактные данные сторон, описание ситуации (когда, при каких обстоятельствах приобретен товар), перечисление выявленных недостатков, а также требование вернуть средства (обменять, отремонтировать).

Если продавец, импортер или другое уполномоченное лицо отказывается принимать претензию, то есть два способа решения проблемы: направить претензию заказным письмом с уведомлением и описью вложения либо вручить ее при свидетелях, которые при необходимости будут готовы свидетельствовать об этом в суде.

В интернет-магазин документ можно отправить по электронной почте. Не забудьте перед отправкой поставить галочку, чтобы почтовый сервис проинформировал вас о прочтении письма! В последующем это может пригодиться при рассмотрении дела в суде, если продавец станет отказываться, что получил претензию.

Как обратиться в Роспотребнадзор в рассматриваемой ситуации?

Любой конфликт, возникший между продавцом и покупателем, может быть решен посредством вмешательства сотрудников Роспотребнадзора.

Зачастую данная организация имеет дело с явными нарушениями прав потребителя, пренебрежением санитарных норм в торговых точках и так далее.

Вне зависимости от повода обращения, сделать это можно следующими способами:

    1. При личной встрече. При выборе данной опции составьте заявление в соответствии с установленным образцом, приложите к нему необходимый пакет документов и обратитесь в территориальное отделение организации. После того, как ваша заявка будет обработана, на документе появится номер и дата приема, в соответствии с которым можно будет узнать о том, как продвигается дело.
    2. Почтой. В этом случае вам нужно собрать необходимые документы и отправить их по адресу местного отделения Роспотребнадзора. Как правило, данная форма обращения занимает намного больше времени, так как для того, чтобы узнать ответ на жалобу, вам придется ожидать письма.

Обратите внимание на то, что вам нужно отправить документы заказным письмом с уведомлением. Только в этом случае у вас на руках останутся доказательства получения документов адресатом.

  1. По интернету. Данный вариант является самым популярным, так как он требует минимума времени и труда. Все, что вам нужно:
  • Открыть официальную страничку Роспотребнадзора;
  • Выбрать опцию «Для граждан», а затем «Обращения граждан»;
  • Далее на сайте будет представлен регламент приема и рассмотрения документов, а в конце страницы кнопка «Ознакомлен» или «Составить жалобу»;
  • Далее вам нужно выбрать, куда именно отправится ваша жалоба: местный орган, министерство, центральное отделение. При выборе вкладки «территориальный орган», вам необходимо будет выбрать конкретный регион, куда будет направлена ваша жалоба. Далее открыть вкладку «Обращения граждан» и заполнить предложенную форму. Во втором случае, по аналогии с первым, вы должны будете выбрать конкретное министерство. В третьем – форма заполнения появится сразу после нажатия клавиши.
  • Следующий шаг – заполнить анкету, предложенную на сайте. Для этого укажите свои инициалы, адрес и контактные данные, выберите конкретную тему обращения и в лаконичной форме опишите обстоятельства волнующего вас дела, приложив сканы документов, являющихся доказательством ваших слов.
  • После того, как вы отправите заполненную форму, ожидайте подтверждения о доставке письма. С момента получения письма, результат по вашей заявке должен поступить в течение календарного месяца.

Кому и как правильно вручать претензию

Законами не указано, кому передается бумага. В пункте 2 статьи 18 ЗЗПП предусмотрено, что требования предъявляются продавцу, ИП, организации.

ВАЖНО: понятие «продавец» раскрыто в преамбуле к закону о ЗПП. Под ним понимается ИП, организация независимо от формы юридического лица.

Так как прямого ответа в законе не существует, то необходимо проанализировать правовые отношения в фирме.

Работники осуществляют трудовую функцию и не могут выполнять действия, не предусмотренные договором. Получатель заявления должен обладать полномочиями по его принятию и подписанию, т.е. быть представителем организации. Так, уборщица не представитель фирмы, если не занимает должность администратора.

Вывод: в организации, ИП должно быть уполномоченное лицо по работе с обращениями. Но гражданин не обязан разбираться во внутренней структуре фирмы, поэтому может отдать его кому угодно. Лучший вариант – обратиться к кассиру или администратору.

Существует несколько способов доставки документа:

  1. Передать лично (в устной или письменной форме). Поскольку в случае спора появится необходимость установить содержание документа, то при устном обращении понадобятся свидетели.
  2. Почтой.
  3. В электронной форме (если это допускается правилами организации).

Лучшим вариантом доставки считается отправка почтой с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Ответственность за отказ в принятии документа

Законом не предусмотрена обязанность принять претензию, поэтому за отказ не установлена ответственность.

ВАЖНО: но статьей 165.1 Гражданского кодекса закреплено, что непринятое требование является доставленным и влечет правовые последствия. В связи с чем они обычно принимаются.

Мнение эксперта

Ответственность наступает не за отказ в принятии, а за нарушение прав потребителя. Например, гражданин хочет обменять товар, но продавец отказывает в этом без оснований.

На работника магазина наниматель может наложить дисциплинарное взыскание, если тот не выполнил обязанность по трудовому договору.

Кому вручать претензию

Важно! Вручить заявление можно любому лицу, представляющему на законных основаниях магазин. Настаивать на том, чтобы передать документ лично в руки руководителю, не надо.

Бывает, что торговая точка меняет свое местонахождение, ликвидируется юридическое лицо либо закрывается индивидуальный предприниматель. Тогда, в соответствии с законодательством, потребитель имеет право предъявлять претензию также импортеру или изготовителю.

Срок рассмотрения претензионного заявления

Многих покупателей волнует вопрос срока, в течение которого они должны ждать ответа продавца на претензию. В ст. 22 закона «О защите прав потребителей» четко прописано, что срок удовлетворения требований покупателя составляет 10 дней. По общему правилу, на основании Гражданского кодекса РФ, он исчисляется со дня, следующего после предъявления заявления. Если последний день – выходной или праздничный, идет перенос на первый рабочий, следующий за ним.

Если у вас после приобретения товара в магазине возникли с ним проблемы, рекомендуем для начала решить их в претензионном порядке и только потом обращаться в суд. Помочь составить претензию, а также собрать все необходимые документы для судебных органов при необходимости вам сможет квалифицированный юрист.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Обсудить проблему с юристом

Штраф за неответ на претензию потребителя

Закон устанавливает жесткие сроки рассмотрения претензии, а их нарушение влечет значительные штрафные санкции. Направление аргументированного ответа должно состояться в срок, не превышающий 10 дней с момента получения. После истечения этого срока вы вправе обращаться в суд, даже если ответ от руководства магазина не был получен.

За нарушения прав потребителей и просрочку ответа на претензию можно взыскать штрафные санкции. Штраф за неответ на претензию потребителя будет взыскан в судебном порядке в следующих размерах:

  • неустойка, рассчитанная исходя из 1% от стоимости товара за каждый день просрочки;
  • штраф в размере 50% от стоимости товара;
  • компенсация морального вреда, сумму которой определит суд исходя их представленных доказательств.

Взыскание неустойки и штрафа осуществляется в судебном порядке по иску потребителя. Расчет штрафных санкций будет произведен вплоть до момента фактического устранения нарушений. Принудительное взыскание будет осуществляться через судебных приставов.

Автор статьи Кузьмин Василий Станиславович Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации. Следующая РоспотребнадзорЧто делать, если организация не ответила на претензию Отличная статья 0

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *