Присутствовать на уроке

В нашей родительской группе на днях встал вопрос о качестве преподнесения детям основ русского языка. Мы решили отправить одного из родителей, понимающего особенности образовательного процесса, поприсутствовать на одном из уроков. На основании этого возник спор. Кто-то считает, что родители могут присутствовать на уроке в школе, но есть те, кто говорит, что посещать урок по собственному желанию нельзя. Мы решили разобраться с этим вопросом и пришли к определенным выводам. О них и пойдет речь в данной статье.

Правовые нормы

Перед тем как ответить на вопрос, могут ли родители присутствовать на занятии, стоит изучить основные права и обязанности родителей в школьном учреждении.

Права родителей учащихся регулируются законом «Об образовании». Его не стоит путать с Семейным Кодексом.

Данное законодательство рассматривает детей, как непосредственных участников процесса образования. Родители же в этом случае являются их законными представителями.

Знание основных законных положений позволит родителям в спорных ситуациях действовать исключительно в интересах ребенка. Можно будет опираться не на эмоции, но строго на закон.

Как педагогу защитить свои права? Какие права есть у родителей? Разбираемся в статье

Хорошо это или плохо для общества — подконтрольный со всех сторон школьный учитель? Правы ли родители, которые не имея педагогического образования, диктуют как надо учить их детей? Как вести себя педагогу, когда он сталкивается с жалобами от родителей? Как защитить свои права? Какие права есть у родителей? Каким образом лучше организовать взаимодействие школы с конфликтными родителями?

«Дети — живые цветы земли». Так дословно звучит известный трюизм «дети — цветы нашей жизни». Максим Горький в своем рассказе «Бывшие люди» раз и навсегда вывел формулу правильного отношения к новым поколениям землян. Если есть цветы, значит, должны быть и опытные садовники, которые бережно и кропотливо ухаживают за каждым росточком, чтобы в конечном итоге, лицезреть яркое цветение. Те, кто возделывает этот дивный сад, вправе ждать, что он принесет щедрые плоды. Тут вопросов нет.

Все, кто принимает участие в этом процессе уверенны в том, что именно их знания, опыт, забота и понимание всех тонкостей развития ребенка станут залогом создания гармоничной личности.

Все зависит от семьи и окружения

Бесспорно, главным духовным ориентиром и нравственной основой для ребенка является семья, ее ценности, устои и отношения. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже в младенческом возрасте» — говорится в законе Российской Федерации «Об образовании».

Конечно, все семьи абсолютно разные. И свой подход к воспитанию потомства каждая семья считает единственно верным. Кто-то занимается образованием ребенка едва ли не с младенчества, расписывая поминутно его ежедневное разностороннее обучение. Другие считают, что у детей «должно быть детство», и отдают предпочтение физическому, нравственному и эмоциональному развитию детей. Есть, конечно, и те, кто не вникает в тонкости педагогики и заботится лишь о самом необходимом — главное, чтобы ребенок «был обут, одет и понимал, что его любят». Воспитание в неблагополучных семьях — отдельная тема.

Отличается в разных семьях и подход к дальнейшему образованию отпрысков — к выбору школы. Есть семьи, которые могут позволить себе дорогую частную школу с особенными методиками воспитания и образования. Большинство родителей из таких семей внимательно следят за процессом. Едва ли не с первого дня, прочитав гору литературы и проштудировав просторы интернета, они активно участвуют в школьной жизни ребенка, держат под контролем педагогов и воспитателей, дают советы и обсуждают каждую оценку.

Что думают педагоги

В свою очередь, педагоги воспринимают вмешательство родителей в учебный процесс как вторжение слона в посудную лавку. Однако статус учителя в современной школе изменился радикально. Теперь это менеджер, предоставляющий заказчику определенный объем знаний по конкретной методике. А новый подход к образованию как сфере услуг дает полное право родителям считать себя заказчиками этих самых услуг. И если это люди с хорошим достатком, не привыкшие выбрасывать «деньги на ветер», то они с самого первого дня желают получать очевидные свидетельства того, как их чадо, старательно вгрызаясь в гранит науки, несется вверх по лестнице к будущим карьерным успехам.

Можно ли родителям бывать на уроках?

Ответ на данный вопрос можно дать положительный. Присутствовать на уроке в школьном заведении можно, но строго при соблюдении определенных условий.

Если у взрослого сложилось мнение, что права детей в процессе получения образования были нарушены, он может лично ознакомиться с особенностями передачи знаний и обучения.

При это родители должны соблюдать общепринятый порядок и устав каждого отдельного образовательного учреждения.

Все посещения проводимых занятий родителями или опекунами подвержены грамотно продуманному внутришкольному контролю. Здесь установлены следующие правила:

  1. Для нахождения на уроках родителей составляется график.
  2. Порядок и очередность посещения показывается преподавателям.
  3. Учитель должен знать, что на занятии будут присутствовать родители.

Согласие учителя на посещение считается непреложным условием.

Не менее важно согласовать факт посещения с руководителем образовательного учреждения. Форма и порядок посещения вносятся в специальный график. Даже если руководитель дает согласие на посещение, обязательно требуется положительное решение от учителя.

Желание родителей посетить занятие не вызывает у преподавателей протеста. Они всегда готовы идти навстречу родителям, у которых появился интерес к образовательному процессу или некоторые вопросы.

Родители при посещении образовательного учреждения должны уважать и ценить честь и достоинство работников и учеников. Это прописано в пп.3, п.4 ст.44 ФЗ РФ No 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».

Посещая занятия, от родителей требуется соблюдать внутренний режим и распорядок школы, а также требования установленных локальных внутренних актов, что регулируют режим проводимых занятий.

Если родители выказывают желание прийти на занятия немедленно, сотрудники школьной администрации имеют право дать отказ. Работа школьного учреждения осуществляется по определенному образовательному порядку. При вмешательстве в него, есть риск нарушить права учащихся или сотрудников.

Может ли администрация школы устанавливать собственные правила посещаемости

Да, может. На это указывают статьи Федерального закона № 273-ФЗ:

  • ст. 28 — образовательные организации автономны, поэтому вправе самостоятельно регулировать образовательную, административную, экономическую и научную деятельность, принимать локально-нормативные акты;
  • ст. 30 — раскрывает суть локальных нормативных актов и указывает, что они должны учитывать мнение совета учащихся, родительского комитета и не противоречить действующему законодательству.

Поэтому если установленные ограничения на посещение школы не устраивают родителей, они вправе требовать внесения изменений в действующий устав. В любом случае, полностью ограничивать доступ родителей в школу администрация общеобразовательного учреждения не имеет права. Это считается прямым ущемление прав и свобод родителей, а также законных представителей.

Статья 30 Федерального закона № 273-ФЗ «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения»

Как поступить родителям, если охрана не пускает в школу

Если сотрудник ЧОП действует корректно и вежливо объясняет, что посторонним вход на территорию школы воспрещён, ситуацию лучше урегулировать мирным путём. В своих действиях охрана руководствуется внутренним уставом школы, который ограничивает беспрепятственный доступ посторонних внутрь учебных корпусов. С точки зрения сотрудника, пытающийся пройти родитель является именно посторонним.

Разрешить конфликтную ситуацию поможет вызов на пост охраны классного руководителя ребёнка или представителей руководства школы. Если родитель пришёл по учебным вопросам, например, справиться об успеваемости ребёнка, никто не может запретить ему это сделать.

Если родитель считает свои права ущемлёнными, ом может составить жалобу в вышестоящие инстанции.

Куда жаловаться

Вопросами, связанными с нарушениями в сфере образования, занимаются:

  1. РОНО;
  2. ГорОНО;
  3. Отдел образования;
  4. Департамент образования.

Если речь идёт о нарушении санитарно-гигиенических норм, добровольно-принудительных поборах, жаловаться нужно в Роспотребнадзор. На неправомерные действия со стороны сотрудника охраны: схватил, нагрубил, оттолкнул — в прокуратуру.

Во всех случаях, заполняется претензия по идентичной схеме:

  • кому и от кого;
  • название: жалоба или претензия;
  • суть обращения: детально излагается проблема, например, администрация школы и охрана не пускают внутрь, что нарушает права заявителя;
  • требование: о принятии мер и привлечении виновных к ответственности;
  • дата и подпись.

Важно! Решение по таким обращениям выносится в течение 30 дней.

Как зайти в класс к ребёнку

Во-первых, необходимо заблаговременно получить согласие на такое посещение от классного руководителя или учителя, который проводит урок. Внезапное появление может помешать учебному процессу. Во-вторых, нелишним будет прихватить паспорт и свидетельство рождения ребёнка.

Кроме этого, наверняка потребуются бахилы или сменная обувь, без которых родителя вполне могут не пустить в школу, если это условие предусмотрено правилами внутреннего распорядка.

Основания для присутствия на уроке

Желание поприсутствовать обычно возникает в двух случаях:

  • Возникновение различных вопросов к преподавателю;
  • Несогласие с тем, как преподается информация.

Во втором случае все понятно. Можно по предварительной договоренности посетить занятие и понять, как и по какой схеме объясняется тема.

Что касается обычных вопросов, то для их получения придется потратить немного больше времени. Для этого стоит воспользоваться персональным общением с преподавателем. У каждого учителя для этой цели выделены специальные часы проведения консультаций.

Родители должны понимать, что присутствие на занятии является исключительной мерой. Использовать ее желательно при появлении существенных разногласий с педагогом. Иные ситуации следует решать вне стандартного учебного процесса.

Приглашение родителей на урок

В современной школьной практике нахождение родителей на уроках не обязательно может быть вызвано их желанием. Нередко сам преподаватель просит их посетить урок. Среди основных причин приглашения родителей можно отметить:

  1. Плохая успеваемость ребенка.
  2. Поведение не соответствует установленным правилам.

Приглашая родителей на урок, учитель стремится показать им объективную картину успеваемости и поведения ученика.

Преимущества посещения школы

Довольно часто родители высказывают желание посетить уроки по той причине, что не уверены в общей компетентности педагога, обучающего детей. Они понимают, что судить о компетентности и об уровне профессионализма учителя по высказываниям ребенка – неправильно.

На свидетельствах такого плана не стоит делать какие-либо выводы. дети очень часто преувеличивает серьезность и сложность ситуации. Желательно посетить урок, посмотреть, как преподается тема, как ведет себя ребенок.

Даже после посещения занятия не стоит спешить делать выводы. Обычный человек, дети которого ходят в школу, не имеет даже минимального педагогического образования, соответственно нужно соотнести полученные наблюдения с мнениями компетентных людей.

Для этой цели стоит обратиться к зам/директору, к методисту. Каждая школа имеет собственный сайт. При желании можно зайти на него и изучить информацию о каждом из учителей – стаж работы, уровень квалификации и образования преподавателя.

Как еще быть в курсе школьных событий?

В настоящее время попасть в школу на урок внезапно без предупреждения невозможно. Современные школы представляют собой заведения с повышенными требованиями к обеспечению безопасности. Родители по этой причине часто остаются в стороне от образовательного процесса.

Чтобы исправить ситуацию, родителям предлагается объединиться в специальные советы и контролировать процесс обучения. Советы собирают специальные собрания, на которых можно с учителями и с администрацией решать вопросы, высказывать мнения и вносить разные предложения.

Если родитель активно следит за жизнью школы и класса, ему не придется присутствовать на уроке. Это отличная возможность следить за тем, как движется образовательный процесс, какого качества и уровня знания получают дети.

Даже, если администрация школы не в восторге от присутствия родителей в совете, следует помнить, что родительский контроль поможет увидеть картину обучения детей во всей полноте. Узнать больше о жизни детей в школе можно не только через присутствие на занятиях и участие в советах, но также через такие мероприятия:

  • Посещение родительских собраний;
  • Участие в проводимых внеклассных мероприятиях;
  • Присутствие в учебном заведении в «дни открытых дверей».

Каждый родитель в любое удобное время может ознакомиться с образовательным процессом, с используемыми методами воспитания детей и их обучения. При необходимости можно лично присутствовать при обследовании и тестировании детей, затем при обсуждении результатов. Подобный подход позволит устранить излишнюю тревожность родителей.

Что предпринять при выявленном нарушении?

Если в процессе проведенного исследования и проверок родитель понимает, что у ребенка сложились сложные отношения с преподавателями, что присутствует предвзятое отношение, он может обратиться к таким должностным лицам:

  • Омбудсмен;
  • Сотрудник администрации школьного учреждения;
  • Психолог.

Они должны оперативно отреагировать и провести определенные мероприятия по исключению обнаруженных факторов психологического или иного давления.

Недопустима никакая форма оскорбления личности ученика, унижение его, неприязненное отношение. Преподаватель должен оценивать только полученные знания ученика, а не его личность.

Подводя итоги

  1. Существует определенная нормативная база, в соответствии с которой школьное учреждение должно предоставить родителю максимальное количество информации об ученике.
  2. В рамках установленной нормативной базы родители имеют право изучить особенности образовательного процесса через посещение занятий.
  3. Посещая занятия, опекуны или родители должны строго соблюдать устав и внутренний режим школы.
  4. Посетить урок разрешается только по предварительной договоренности с руководством.
  5. Родителям предоставляется возможность принять участие в жизни своего ребенка и посещаемого им образовательного учреждения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *