Представительный орган работников

Содержание

Я не забыла поставить запятую. Вы ее поставите сами, прочитав эту статью и используя сведения, полученный из предыдущих статей.

Напомню, что мы говорим об обязательных локальных нормативных актах. Трудовым кодексом предусмотрено согласование таких актов с мнением представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации). В предыдущей статье мы рассмотрели варианты принятия ЛНА в случаях, если представительный орган отсутствует и если работодатель решил учесть мнение всего коллектива. Сейчас мы поговорим о процедуре учета мнения представительного органа работников, если таковой существует.

Начнем с определений.

Трудовой кодекс предлагает нам на выбор – чье мнение учитывать. Либо выборного органа первичной профсоюзной организации, либо иной представительный орган работников, н-р Совет трудового коллектива. Если такие органы существуют на вашем предприятии, их мнение при приеме обязательных нормативных актов должно быть учтено и оформлено в виде протокола, о чем и должно стоять согласительная надпись на ЛНА.

Обращаю ваше внимание на то, что создание представительного органа работников не является обязанностью работодателя. Более того, работодатель не имеет права учитывать мнение органа работников, который создал сам, или финансирует его работу. Об этом упомянуто в ст. 22 ТК РФ, а в ст. 36 ТК РФ, посвященной ведению коллективных переговоров прямо сказано – «Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.» А вот создание условий для работы такого органа – это обязанность. Данная обязанность работодателя закреплена в ст. 32 ТК РФ. К созданию условий относиться и предоставление места для проведения заседаний, обеспечение возможности довести до всех сотрудников информацию о работе таких органов, о принятых ими решениях, т.е. предоставить каналы связи имеющиеся у работодателя.

Что такое – представительный орган работников предприятия

Одним из представительных органов работников является профсоюз. Мы не будем подробно останавливаться на том, как создаются профсоюзы, какие глобальные проблемы решают, как ведут свою деятельность и т.д. Это не тема нашей статьи. Остановимся только на том, как надо учитывать мнение профсоюза, если это требует законодательство и на предприятии есть первичная профсоюзная организация. (Интересующихся деятельностью профсоюзного движения, рекомендую почитать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996г. Текст можно скачать в приложениях к нашей статье).

Итак, для того, чтобы работодатель учел мнение профсоюза, необходимо, чтобы он отражал мнение более половины работников предприятия. Если же профсоюз оказался на предприятии в меньшинстве, то остальные работники могут уполномочить его представлять свои интересы (ч.2 ст. 30 ТК РФ). Также надлежит поступить, если на предприятии несколько профсоюзных организаций и ни одна из них не объединяет большинство работников. О проведении собрания для выбора уполномоченного представителя работников читайте ниже.

Трудовой кодекс ставит в равные условия профсоюзы и иные представительные органы работников предприятия (ст. 31 ТК РФ). Что же необходимо сделать, что бы на предприятии появился такой орган? (ВНИМАНИЕ! Описываемые в этом разделе статьи действия должны произвести сами работники. Работодатель не может участвовать в этом процессе. Роль работодателя ограничивается тем, что он не препятствует и создает условия).

Сущность представительского органа

Представительский орган часто называют профсоюзом, в сущности это может быть представитель трудового персонала или объединение представителей, возможно, с разных отделов или подразделений.

На законодательном уровне деятельность профсоюзных организаций, их права и обязанности регулируются Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Иногда представительский орган и профсоюз отождествляют, но это не совсем верное понимание. Профсоюзы представляют интересы всех работников в целом по предприятию, а представительский орган создается при отсутствии первого или когда профсоюз не выражает интересов всех работников. В последнем случае возможно существование двух органов.

При этом в разных статьях Трудового кодекса прописаны нормы, которые содержат учет мнения именно профсоюза или представительского органа либо на выбор того и другого. Но данные органы работников не являются взаимозаменяемыми, при том что профессиональные союзы имеют больше полномочий.

Работники предприятия самостоятельно решают, создавать подобное объединение или нет. В случае использования трудовым коллективом права на создание профсоюза необходимо следовать определенной процедуре.

Важным является первый этап, предполагающий организацию общего собрания, на которое должны явиться все работники или большая их часть, чего будет достаточно для кворума. Для больших предприятий будет достаточно присутствия представителя филиалов или подразделений на таком собрании. Важно, чтобы выбранные сотрудники присутствовали на собрании в количестве не менее 2/3 от избранных представителей.

На собрании выдвигается кандидатура, которая будет приемлема для трудового персонала и сможет отстаивать его интересы перед руководством компании. Далее происходит тайное голосование за одного из кандидатов. После подсчета голосов побеждает кандидатура, набравшая стандартно 50% + 1 голос. Процесс голосования и его результат обязательно протоколируется, для чего предварительно избирается секретарь.

Из истории профессиональных союзов

В Англии в конце XVIII века начали появляться первые профсоюзы. Их цель заключалась в улучшении условий труда рабочего персонала. Данное объединение набирало обороты и постепенно появлялось в США, Франции, Германии и прочих европейских странах.

Подобным движением были недовольны предприниматели. В основном требования профсоюзов касались заработной платы, что неминуемо сказывалось на постоянных издержках предпринимателей и уменьшении прибыли. С целью уменьшить давление профессиональных союзов на руководство зачастую увольнялись сотрудники, которые вступали и поддерживали данное движение.

Пробовали пресекать профсоюзное движение в США и на государственном уровне. 1890 год запомнился появлением законодательного акта, который приравнивал данное движение к преступному сговору. Спустя годы профсоюзы были легализованы, хотя долгое время не воспринимались как законные на предприятиях, особенно при забастовках и бойкотах рабочего персонала.

В России появление первого профсоюза зафиксировано в 1905 году после революции. Простые объединения рабочих изменили свой формат действий и форму деятельности. В этот же год появляются и первые законодательные акты, регулирующие подобные движения для предприятий конкретных отраслей экономической деятельности. С приходом Первой мировой войны в России создаются запреты на профсоюзы, по ее окончании все запреты были сняты.

Компетенция представительского органа

Трудовым кодексом предусмотрено принятие некоторых решений и утверждение локальных нормативных актов только в тандеме с представителями коллектива.

Под локальными трудовыми актами подразумевают внутренние документы, которые разрабатываются специально для предприятия в соответствии с трудовым законодательством. Сюда относят различного рода должностные инструкции, внутренний распорядок, систему оплаты труда, документы о проведении аттестации и пр.

Учет мнения представительного органа работников происходит стандартно по предписанному законодательством порядку. При составлении административным персоналом нового внутреннего документа, который требует прислушаться к мнению делегата органов работников, достаточно предоставить черновой вариант данного документа и его обоснование профсоюзу.

Получив проект предполагаемого документа, делегат работников имеет 5 дней на его обработку и предложение собственных комментариев по данному документу. Все возникшие комментарии или положительное мнение необходимо изложить в письменной форме, мотивируя свои доводы. Когда мнения работодателя и профсоюза по предложенному проекту расходятся, на протяжении 3 дней можно обговорить моменты, которые не устраивают стороны, и прийти к компромиссу, после чего утвердить документ.

Если согласие между сторонами не достигается, это обязательно протоколируется. После этого работодатель может принимать разработанный нормативный документ на предприятии. В таком случае представители работников имеют право обжаловать принятый документ в суде или в инспекции труда.

Работники предприятия, которые принимают непосредственное участие в профсоюзе, имеют право на освобождение от работы с сохранением среднего заработка на время выполнения профсоюзных обязательств. В этот период такого работника не могут уволить или осуществить перевод на другую должность.

Многие большие компании зачастую сами заинтересованы в создании и поддержке профсоюзного органа. Такой орган работников создает хорошую репутацию предприятию, поскольку автоматически подразумевает внимательное и лояльное отношение к персоналу. Профсоюз реализует потребность кадров в общении и защите собственных прав перед администрацией фирмы.

Выбираем представительный орган работников предприятия

Для того, чтобы представительный орган был и имел право защищать интересы работников необходимо сделать следующее:

  • Все работники должны собраться на общее собрание трудового коллектива. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих.
  • Если предприятие большое, имеет несколько подразделений, особенно если эти подразделения находятся в разных регионах, выбор представительного органа может состояться в режиме конференции. Для проведения конференции делегаты избираются от каждого структурного подразделения организации (цеха, отдела и т.п.) пропорционально количеству работников каждого подразделения (например, по одному делегату от 30 работников). Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.
  • На общем собрании трудового коллектива или на конференции представителей работников избирается представительный орган. Именно эти люди и будут в дальнейшем вести переговоры с работодателем, согласовывать локальные нормативные акты, участвовать в иных согласовании иных документов (н-р соглашения о прекращении трудового договора). Выборы представительного органа должны проводиться в режиме тайного голосования. Вот в этом вопросе и может помочь работодатель – он предоставит средства для изготовления бюллетеней (компьютер, копировальный аппарат) Бюллетень может выглядеть примерно так:

  • До начала тайного голосования необходимо определиться с количественным составом представительного органа. Кандидатов в бюллетени должно быть больше. После проведения голосования простым подсчетом голосов определяем рейтинг претендентов. Например, в ООО «ПРЕДПРИЯТИЕ» решили, что представительный орган работников будет состоять из трех человек, поэтому в бюллетень включили пять кандидатов. Численный состав предприятия 12 человек и на собрании присутствуют все. Предположим, что голоса распределились следующим образом:

Оли-гарх А.С. – 4 голоса. Правдорубов И.И. – 4 голоса. Чумовой А.П. – 2 голоса. Полежайкин В.В. – 1 голос. Кривотолкин П.П. – 1 голос.

Итог – представительный орган работников ООО «ПРЕДПРИЯТИЯ» сформирован в следующем составе: Оли-гарх А.С., Правдорубов И.И., Чумовой А.П.

  • Полученный результат закрепляем в протоколе собрания.

Копию данного протокола необходимо вручить руководителю работодателя, для дальнейшего использования в нормотворческой деятельности. Теперь работодатель точно знает, что на его предприятии есть представительный орган работников и издание новых локальных нормативных актов и внесение изменений в существующие документы должен будет согласовывать с этим органом.

Стороны в согласовательной процедуре

В данной процедуре участвует две стороны – представитель работодателя и представитель работников и их отношения регулируются ст. 372 ТК РФ.

Представитель работодателя — руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица (ст. 33 ТК РФ).

Представитель работников:

Первичная профсоюзная организация

  • Если объединяет более половины работников — имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников (ч. 3 ст. 37 ТК РФ)
  • Если не объединяет более половины работников данного работодателя — она может быть уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнёрстве на локальном уровне (ст. 31 ТК РФ)

Иной представитель (представительный орган)

  • Избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) работников в случаях:

• когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации;

• ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне. (ст. 31 ТК РФ)

ВНИМАНИЕ! Если в процессе согласования проводятся коллективные переговоры, то представители работников, участвующие в согласовании, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство:

  • подвергнуты дисциплинарному взысканию,
  • переведены на другую работу,
  • или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы (ч. 3 ст. 39 ТК РФ).

Другой комментарий к статье 31 Трудового Кодекса РФ

Реализация права работников на представительство своих интересов во взаимоотношениях с работодателем осуществляется, как правило, профессиональными союзами, объединяющими большинство работников организации. Но существуют и такие случаи, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более 1/2 работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне (см. коммент. к ст. ст. 30, 37). При таких обстоятельствах из числа работников может быть избран иной представитель (представительный орган). Избрание этого представителя производится на общем собрании (конференции) работников путем тайного голосования. Следовательно, иные представители работников возможны, как правило, при отсутствии у работодателя профсоюзных организаций.

Содержание комментируемой статьи отражает важнейшие положения Конвенции МОТ N 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятиях и предоставляемых им возможностях» (1971 г.) и Рекомендации N 143 (1971 г.) с аналогичным названием, в которых раскрываются понятие «представители трудящихся», статус их деятельности и эффективные меры по защите представителей трудящихся против любых действий, препятствующих осуществлению их деятельности, в том числе и их защиту от незаконных увольнений.

Согласно указанным международно-правовым документам понятие «представители трудящихся» охватывает лиц, которые признаны таковыми в соответствии с национальным законодательством или практикой. Ими могут быть: а) представители профессиональных союзов; б) выборные представители, а именно представители, свободно избранные трудящимися предприятия в соответствии с положениями национального законодательства, или правил, или коллективных договоров.

В ч. 2 комментируемой статьи обращено внимание на цивилизованные взаимоотношения иных представителей работников и профсоюзных организаций, когда имеет место одновременная их деятельность. В соответствии со ст. 5 Конвенции МОТ N 135, когда на одном и том же предприятии существуют как профсоюзы, так и выборные представители работников, должны приниматься соответствующие меры, чтобы выборные представители не использовались для подрыва позиций заинтересованных профсоюзов. Важно поощрять их сотрудничество по всем общим вопросам, в соответствующем решении которых заинтересованы и выборные представители, и профсоюзы (и их представители).

Статья 32. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 33. Представители работодателей

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.

Статья 29. Представители работников

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Иные представители работников


Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Иные представители работников

Практически каждая организация в России выступает в качестве объекта социального партнерства, в рамках которого должны быть соблюдены все законные интересы и права работников.

Соблюдение законных интересов и прав как отдельных работников, так и полноценного трудового коллектива – одна из самых важных и злободневных тем, которая достаточно подробно регламентируется в трудовом законодательстве РФ.

В частности, основополагающим моментом считается избрание представителей работников, которые могут повлиять на коллективные решения, принимаемые в рамках одной организации.

Именно поэтому данной теме посвящен отдельный раздел Трудового кодекса РФ, а именно, глава 4 указанного нормативно-правового акта.

Кто такие иные представители работников?

Практически каждая организация на сегодняшний день в России выступает в качестве объекта социального партнерства, в рамках которого должны быть соблюдены все законные интересы и права работников, прописанные в законодательстве России.

При этом практически каждая организация выбирает профсоюзы, которые и представляют трудовой коллектив перед работодателем.

Однако ТК РФ предусматривает возможность того, чтобы интересы коллектива в спорных ситуациях отстаивали и иные представители работников.

Ответ на вопрос о том, кто такие иные представители работников (не первичная профсоюзная организация) дает статья 31 действующего ТК РФ. Если обратиться к указанной норме права, то можно вывести общее определение этой дефиниции.

Иной представитель работников – это лицо, которое избирается трудовым коллективом независимо от того, входит оно в профсоюзы или же нет.

Но в данном случае следует помнить о том, что иные представители могут отстаивать интересы работников только на конкретном локальном уровне. Другими словами, иные представители (не профсоюзная первичная организация) могут быть избраны только в рамках одной компании, где имеются конкретные работодатели.

Таким образом, иные представители работников – это важное звено в цепи трудового коллектива, которое может не только осуществлять представительство работников перед работодателем, но и влиять непосредственно на принятие основополагающих решений в рамках компании.

Как избираются иные представители?

Как избирается первичная профсоюзная организация известно каждому работнику, а вот о процедуре избрания иных представителей работников имеют представление только единицы. Именно поэтому раскрытие данного вопроса также является одной из ключевых тем в рамках трудового законодательства, имеющего юридическую силу на территории России.

О том, как избираются подобные представители, прописано в статье 31 ТК РФ. В частности, данному вопросу посвящен п.3 указанной статьи. Если обратиться к данной правовой норме, то можно понять, что иные представители работников могут быть выбраны только в двух конкретных ситуациях:

  • если первичная профсоюзная организация не была сформирована в рамках фирмы;
  • если одна конкретная организация профсоюза включает менее половины работников трудового коллектива.

При этом следует помнить о том, что количество профсоюзов, действующих в рамках одной компании, не учитывается при избрании иных представителей работодателей. Их может быть безмерное число, при этом они могут объединять собой более 50 % трудового коллектива. Главное условие – чтобы большая часть коллектива не входила в одно профсоюзное объединение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие в организации действующих профсоюзов не является препятствием для избрания иных представителей от лица работников.

Избрание представительного лица рабочего коллектива происходит в полном соответствии с правовыми нормами, прописанными в рамках ТК РФ.

В частности, для этого организовывается коллективное собрание, где осуществляется ание всех участников трудового договора. Голосование за избрание представительного органа осуществляется тайно. После подсчета оглашается решение, которое подкрепляется официальным протоколом, имеющим юридическую силу.

В качестве представителя работников может быть выбрано только лицо, которое имеет подписанный трудовой договор с компанией, в рамках которой и происходит ание. То есть этот общественный орган должен считаться официальным работником этой фирмы, а не сторонним представителем.

Правомочия непрофсоюзных представителей работников

Если говорить о полномочиях, которыми наделяются иные представители работников на территории конкретной организации, то они регламентируются пунктом 3 статьи 31 ТК РФ. В частности, в данной правовой норме указано, что представлять коллектив подобный орган имеет право только в рамках социального партнерства. Остальные полномочия возлагаются на плечи профсоюза.

В качестве иного представителя, который является непрофсоюзной организацией, может выступать:

  • сам трудовой коллектив компании;
  • орган общественной самодеятельности социального партнерства.

Про полномочия трудового коллектива написано достаточное количество юридической литературы. А вот тема, которая затрагивает собой органы общественной самодеятельности в рамках социального партнерства, требует дополнительных разъяснений.

Что же понимается под понятием орган общественной самодеятельности? Это общественное объединение, которое отличается отсутствием членства. Создано оно с целью решения коллективных проблем, в частности, в рамках трудового коллектива.

Орган общественной самодеятельности позволяет удовлетворить потребности и интересы неограниченного количества субъектов правоотношений, которые заключили трудовой договор с работодателем в рамках социального партнерства.

При этом все основополагающие цели, которые ставят перед представителем работники, должны быть полностью удовлетворены.

Строительство рабочего процесса представительного органа общественной самодеятельности выстраивается с учетом основополагающих пунктов, прописанных в Уставе той или иной организации, где и были выбраны представители от работников.

Этот орган не имеет какой-либо вышестоящей инстанции, которая контролирует выполнение правомочий. Не является обязательным условием для участия в объединении и оформление членства, что и считается основополагающим отличием от привычных профсоюзных организаций.

Регистрация представителя работников

Если рассматривать вопрос о необходимости регистрации органа общественной самодеятельности, то в данном случае как таковой законодательной обязанности со стороны трудового коллектива, избравшего представителя, нет. Но если все же решение о постановке на регистрационный учет органа будет осуществлено, то в дальнейшем ему присваивается статус юрлица.

Орган общественной самодеятельности в виде юрлица может иметь в собственности:

  • объекты недвижимости,
  • земельные наделы,
  • транспорт;
  • инвентарь, необходимый для исполнения прямых обязанностей, прописанных Уставом;
  • денежный фонд, который формируется за счет добровольных взносов работников трудового коллектива социального партнерства и пр.;
  • собственные СМИ, в которых будет публиковаться не только актуальная информация для сотрудников, но и официальные отчеты о проведенной работе и деятельности, издательства и еженедельники и др.;
  • дополнительное имущество, необходимое для функционирования представительного органа работников предприятия.

При этом орган (организация) избирается на конкретный временной период, после чего может быть как распущен, так и переизбран на другой срок. Принятие решения о реорганизации представительного органа происходит на общем собрании собственников путем ания.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что права и интересы трудового коллектива перед работодателем могут быть защищены как первичной профсоюзной организацией, так и иными представителями. Подобная возможность закрепляется трудовым законодательством РФ, в частности, основополагающим актом в данной сфере Трудовым кодексом.

Начинаем процедуру согласования документа с представительным органом работников

Работодатель самостоятельно разрабатывает проект локального нормативного правового акта, который, по его мнению, необходим для организации.

Разработав проект локального нормативного акта, работодатель обязан подготовить письменное обоснование содержания такого акта, смысл которого сводится к необходимости его принятия, соответствия действующему законодательству и уже работающим локальным нормативным правовым актам в организации.

Работодатель обязан направить проект локального нормативного правового акта и обоснование необходимости его принятия в выборный представительный орган работников данной организации.

Выборный представительный орган работников обязан в течение пяти рабочих дней с момента получения проекта локального нормативного правового акта коллективно выработать свое мотивированное заключение по нему в письменной форме и направить работодателю. Пропуск пятидневного срока, несвоевременное представление работодателю мотивированного мнения позволяет ему принять локальный нормативный правовой акт. Но это вовсе не значит, что в случае его несоответствия действующему законодательству он не может быть обжалован и отменен (например, судом).

Хотя в ч. 2 ст. 372 ТК не упоминается о мотивированном обосновании работодателем проекта локального нормативного правового акта, но с учетом ее содержания следует считать начало течения указанного срока со дня получения представительным органом работников не только проекта, но и письменного обоснования необходимости, законности разработки и принятия данного локального нормативного правового акта. Поэтому представление только проекта без обоснования или обоснования без точного и полного проекта локального нормативного акта не является основанием для начала течения пятидневного срока в соответствии с п. 1 ст. 14 ТК РФ.

Мотивированное мнение по проекту локального нормативного правового акта должно быть принято на правомочном заседании представительного органа и соответственно оформлено его протоколом. Мотивированное мнение выборного представительного органа может иметь форму выписки из решения такого заседания. На такое заседание целесообразно приглашать работодателя, его представителей, занимавшихся разработкой проекта локального нормативного правового акта.

В мотивированном мнении выборного органа могут содержаться следующие формулировки:

• Одобрить проект

• Отклонить проект

• Вернуть проект на доработку (в этом случае должны содержаться предложения по совершенствованию локального нормативного акта)

Представительный орган работников ООО «ПРЕДПРИЯТИЕ» в течение пяти рабочих дней рассмотрел Обращение работодателя и вынес следующее мотивированное мнение, которое и было вручено руководителю под роспись:

Получив в установленный законом срок (5 рабочих дней) письменное мотивированное мнение представительного органа работников о полном или частичном несогласии с проектом локального нормативного правового акта, работодатель может согласиться с ним или в течение трех дней провести с выборным органом консультации для преодоления возникших разногласий. При этом следует иметь в виду, что консультации должны проводиться не с каждым членом представительного органа или его председателем, а с выборным профсоюзным органом в целом, т.е. должно состояться расширенное заседание профкома.

Законодатель не указал, в каких днях исчисляется трехдневный срок (рабочих или календарных). Нет на этот счет указаний и в ст. 14 ТК РФ. Поэтому с учетом содержания ч. 3 ст. 373 ТК РФ трехдневный срок следует исчислять в рабочих днях.

Организация дополнительных консультаций возложена на работодателя, который обязан проявить инициативу и обеспечить техническое оснащение их проведения. Процесс проведения консультаций представляет собой переговоры представителей сторон. Кодекс не устанавливает каких-либо формальных требований к организации переговорного процесса, оставляя решение вопросов на усмотрение сторон. Поэтому каждая из сторон вправе уполномочить на участие в переговорах и неодинаковое число представителей. Вопросы о конкретном времени и месте проведения переговоров решаются по соглашению сторон.

Часть 3 ст. 372 ТК отводит на проведение дополнительных консультаций три дня, исчисляемых с момента получения работодателем мотивированного мнения выборного представительного органа. Стороны по соглашению между собой вправе увеличить срок их проведения. Результат консультаций (достижение согласия или констатация разногласий) оформляется протоколом, подписание которого означает завершение данного этапа учета мнения выборного профоргана.

Целесообразно составлять протокол разногласий и в случае одобрения конечного варианта локального нормативного акта с внесенными в него изменениями, уточнениями и т.п. В этом случае не требуется составления представительным органом работников нового варианта мотивированного мнения, что позволяет работодателю при любом исходе консультаций принять обсуждавшийся проект локального нормативного правового акта, а в случае спора — точно определить позиции сторон до его возникновения.

Представительный орган работников вправе обжаловать не одобренный им, но принятый работодателем проект локального нормативного правового акта. Приказ об утверждении проекта локального нормативного правового акта должен быть признан незаконным, юридически ничтожным со всеми вытекающими из этого последствиями. Так, вступивший в силу, а затем отмененный локальный нормативный правовой акт обычно вызывает ряд правовых последствий в период своего действия (например, выплату премии или, наоборот, депремирование ряда работников). Как известно, заработная плата, в том числе и премия, излишне выплаченная работнику при неправильном применении законов или иных нормативных правовых актов, не может быть с него взыскана (ст. 137 ТК). Но если нормативным правовым актом были отменены ранее полагавшиеся работнику выплаты, то в результате отмены этого локального акта у работника возникает право требовать их восстановления. Период и сроки отмены могут быть значительными.

В законе не указан срок, в течение которого обжалуется утвержденный с нарушением рассмотренной процедуры принятия локальный нормативный правовой акт. Не установлен в законе и жалобщик, т.е. субъект, который правомочен обратиться за защитой прав. Это может быть не только представительный орган работников, но и любой работник организации, который считает, что принятый работодателем локальный нормативный акт ухудшает его правовое положение по сравнению с действующим законодательством о труде, т.е. противоречит ч. 4 ст. 8 ТК.

Часть 5 ст. 372 ТК определяет процедурные особенности рассмотрения жалобы (заявления) выборного органа работников, поданной в орган государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Государственная инспекция труда обязана провести проверку правомерности принятия локального нормативного акта в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления). Если в ходе проверки будут выявлены факты нарушения законодательства, должностное лицо государственной инспекции труда обязано выдать работодателю предписание об отмене локального нормативного акта. Данное предписание обязательно для исполнения.

P.S. Закон регламентирует действие локальных нормативных актов во времени, распространяя при этом на них принцип — закон не имеет обратной силы. Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

При введении в действие локальных нормативно-правовых актов необходимо соблюдать следующие правила:

  • утвержденный локальный нормативно-правовой акт может быть введен в действие только после проведения процедуры ознакомления с его содержанием работников, на которых он распространяется;
  • акты, которыми изменяются обязательные условия трудового договора, в силу статьи 74 ТК РФ могут вводиться в действие не ранее чем через два месяца после ознакомления работников с их содержанием;
  • в случаях, если в локальном нормативном акте содержатся правила, по которым предусмотрено проводить обучение, инструктаж и проверку знаний, то такой акт может быть введен в действие только после проведения соответствующего обучения, инструктажа и проверки знаний. Это документально оформляется.

В локально-нормативном акте должны быть точно определены время и порядок введения в действие, а также время прекращения действия локального нормативно — правового акта, ранее регулировавшего данные отношения, способ его изъятия. Здесь же должен быть установлен порядок доведения до сведения работников информации о введении локального нормативного акта и его содержании. Данные сведения могут содержаться как в последнем разделе самого локального нормативно-правового акта, так и в отдельном приказе (распоряжении) работодателя. Эта процедура может быть регламентирована самостоятельным локальным нормативно-правовым актом организации, например стандартом предприятия или положением о порядке разработки утверждения и введения в действие того или иного вида локальных нормативно-правовых актов.

(выступление профкома, цехкомов)

Участие работников ОАО «РЖД» в управлении охраной труда установлено статьями 53 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации.

Представительным органом работников ОАО «РЖД» является Роспрофжел.

Предложения работников по улучшению условий и охраны труда рассматриваются в комитетах (комиссиях) по охране труда и учитываются в разделе «Улучшение условий и охраны труда» коллективных договоров и соглашений.

Для участия работников в управлении охраной труда в структурных подразделениях железных дорог, в иных филиалах ОАО «РЖД» по инициативе руководителя соответствующего подразделения (представителя работодателя) и/или работников либо их представительного органа на паритетной основе создается комитет (комиссия) по охране труда. Организация работы, задачи, функции и права комитета (комиссии) устанавливаются в соответствии с «Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006г № 413.

Профсоюзные инспекторы труда Роспрофжел и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда в установленном порядке беспрепятственно посещают производственные подразделения ОАО «РЖД» для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора и вносят обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда исполняют свои функции в соответствии с «Типовым положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза», утвержденным постановлением исполкома Федерации независимых профсоюзов России от 18.10.2006г № 4-3 .

Руководители железных дорог, других филиалов, и структурных подразделений ОАО «РЖД» предоставляют соответствующему выборному органу Роспрофжел сведения о выполнении соглашений по охране труда, о выполнении мероприятий по устранению причин происшедших несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Организация работ по охране труда в ОАО «РЖД»

СУОТ является частью корпоративной системы управления ОАО «РЖД» и обеспечивает управление рисками в области охраны труда. Эффективность СУОТ обеспечивается правильностью установленных целей и исполнением обязанностей руководителями на всех уровнях управления.

Организация работ по охране труда предусматривает:

— разработку и совершенствование структуры управления охраной труда в ОАО «РЖД»;

— установление обязанностей руководителей и специалистов ОАО «РЖД»;

— установление порядка проведения работ подрядными организациями;

— установление порядка проведения работ на территориях и объектах сторонних организаций;

— установление порядка стимулирования работников.

Структура системы управления охраной труда в ОАО «РЖД»

Организационная структура СУОТ базируется на структуре управления ОАО «РЖД», сформированной по основным направлениям деятельности общества, и основывается на распределении функций управления, установлении взаимосвязей и отношений органов управления и должностных лиц аппарата управления ОАО «РЖД», железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО РЖД».

Управление охраной труда в ОАО «РЖД» осуществляют на четырех уровнях управления.

На первом уровне – в аппарате управления ОАО «РЖД» управление охраной труда осуществляется:

— президентом;

— первым вице-президентом;

— вице-президентом, ведающим вопросами охраны труда;

— вице-президентами, курирующими соответствующие хозяйства железных дорог (комплексы);

— Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля;

— начальниками подразделений аппарата управления ОАО «РЖД»;

— заместителями начальников подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», ведающими вопросами охраны труда;

— заместителями начальников подразделений аппарата управления ОАО «РЖД» (по направлениям работ);

— специалистами по охране труда подразделений аппарата управления ОАО «РЖД».

На втором уровне – на железных дорогах управление охраной труда осуществляется:

— начальниками железных дорог;

— главными инженерами железных дорог;

— заместителями начальников железных дорог (по хозяйствам);

— службами (отделами) охраны труда и промышленной безопасностижелезных дорог;

— начальниками служб (отделов) и их заместителями;

— главными инженерами служб;

— специалистами по охране труда служб;

— начальниками самостоятельных отделов.

На втором уровне – в дирекциях-филиалах ОАО «РЖД» (далее-центральные дирекции), иных филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД» управление охраной труда осуществляется:

— начальниками центральных дирекций, иных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»;

— заместителями начальников, ведающими вопросами охраны труда (главными инженерами) центральных дирекций, иных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»;

— заместителями начальников (по направлениям работ);

— специалистами по охране труда.

На третьем уровне – в отделениях железных дорог управление охраной труда осуществляется:

— начальниками отделений, дирекций железных дорог и их заместителями;

— главными инженерами отделений и дирекций железных дорог;

— отделами (секторами) охраны труда и промышленной безопасности отделений железных дорог;

— начальниками отделов (секторов) отделений железных дорог, дирекций железных дорог и их заместителями;

— специалистами, ведающими вопросами охраны труда, в отделах отделений железных дорог, дирекциях железных дорог.

На третьем уровне – в дирекциях, не входящих в состав железной дороги (далее — региональные дирекции), управление охраной труда осуществляется:

— начальниками региональных дирекций и заместителями начальников (по направлениям работ);

— заместителями начальников региональных дирекций, ведающими вопросами охраны труда (главными инженерами);

— специалистами по охране труда.

На четвертом уровне – в структурных подразделениях дирекций железных дорог, дирекций, не входящих в состав железных дорог, иных филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД» управление охраной труда

осуществляется:

— руководителем;

— главным инженером или заместителем руководителя, ведающим вопросами охраны труда;

— заместителями руководителя (по направлениям работ);

— начальниками отделов, руководителями подразделений;

— специалистами по охране труда.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *