Право на обращение в суд надзорной инстанции

Надзорная жалоба – процессуальный документ, подаваемый с целью изменения или отмены вступившего в силу постановления суда первой, апелляционной и кассационных инстанций.

Функции надзора не предусматривают изучение доказательной базы по делу, а заключаются в проверке правильности и единообразия трактовки судами правовых норм.

Куда подается жалоба

Надзор за деятельностью судебных инстанций осуществляется Верховным Судом Российской Федерации (ВС РФ).

Способы подачи

Как правило, надзорная жалоба направляется Почтой России: ценным письмом с описью вложения (заказным отправлением с уведомлением о вручении).

Пользователи, имеющие подтвержденную учетную запись в системе ЕСИА (на портале Госуслуги) или электронно-цифровую подпись, могут направить жалобу через сайт ВС РФ: https://www.vsrf.ru. Отслеживать результат подачи документов можно в личном кабинете.

Кто может обратиться с жалобой

В соответствии с п. 1 ст. 391.1 ГПК РФ подать надзорную жалобу могут:

  • участники дела (истец, ответчик, их уполномоченные представители и т. д.);
  • другие лица, права, свободы и законные интересы которых были нарушены вынесенными судебными постановлениями;
  • государственные органы;
  • Генеральный прокурор РФ и его заместители (если гражданское дело рассматривалось при участии прокурора), действующие в интересах государства или неопределенного круга лиц, права которых нарушаются вынесенным судебным актом.

Решения каких инстанций обжалуются в порядке надзора

Согласно п. 2 ст. 391.1 ГПК РФ в Президиум ВС РФ направляются жалобы на:

1. Вступившие в законную силу судебные решения, принятые в первой инстанции:

  • верховных судов республик (краев, областей, АО, городов федерального значения);
  • флотских (окружных) военных судов,

если апелляция рассматривалась в ВС РФ.

  • Верховным Судом РФ.

2. Определения:

  • Апелляционной коллегии ВС РФ;
  • Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ или Военной коллегии ВС РФ, вынесенные в апелляционном или кассационном порядке.

Внимание: описанный порядок уже неактуален, он действовал до вступления в силу закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ (ред. от 17.10.2019), а именно до запуска работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Кроме того, в соответствии со ст. 391.11 ГПК РФ всякое судебное постановление, вынесенное на любом этапе производства, может быть пересмотрено в порядке надзора по представлению Председателя ВС РФ или его заместителя.

Срок подачи жалобы

В соответствии с п. 2 ст. 391.2 ГПК РФ судебные постановления могут быть обжалованы в течение 3 месяцев со дня их вступления в законную силу.

Срок представления жалобы, пропущенный по документально подтвержденным уважительным причинам, может быть восстановлен на основании заявления заинтересованного лица.

Жалоба, представляемая Председателю ВС РФ, может быть направлена до истечения 6 месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта.

Государственная пошлина

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 333.19 НК РФ за подачу надзорной жалобы взимается государственная пошлина в той же сумме, которая уплачивается за представление неимущественного иска:

  • 300 руб. – для граждан;
  • 6 000 руб. – для юридических лиц.

Квитанция об уплате пошлины включается в пакет документации, прилагаемый к жалобе.

Заявитель может просить о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты пошлины (в пределах 1 года) или уменьшении ее размера. Ходатайство заявителя оформляется определением суда, которое также прикладывается к пакету документации. При наличии льготы по уплате госпошлины к жалобе необходимо приложить копию документа, подтверждающего право на ее применение.

Как составить надзорную жалобу

Смотреть образец жалобы

Согласно п. 1 ст. 391.3 ГПК РФ документ должен содержать:

  1. Наименование суда, в который он подается;
  2. ФИО (название) и адрес заявителя;
  3. ФИО (название) и адрес других лиц, участвующих в деле;
  4. Наименование судов, рассматривавших гражданское дело в первой (апелляционной, кассационной) инстанциях и содержание их решений;
  5. Указание на постановления, которые обжалуются;
  6. Доводы, являющиеся основанием для пересмотра этих постановлений;
  7. Прошение лица, подающего надзорную жалобу;
  8. Перечень прилагаемых документов;
  9. Дату и подпись заявителя.

Прилагаемые документы

К надзорной жалобе должны быть приложены:

  • необходимое количество копий документа по числу лиц, участвующих в деле;
  • копии решений, ранее принятых в предыдущих инстанциях, заверенные соответствующими судебными органами;
  • квитанция об уплате госпошлины (определение о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера сбора и пр.).

Сканированный образ каждого документа, направляемого через Интернет, заверяется простой или усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Председателя ВС РФ от 29.11.2016 № 46-П.

При отсутствии необходимых приложений надзорная жалоба подлежит возврату без рассмотрения по существу в 10-дневный срок со дня ее представления (п. 2 ст. 391.4 ГПК РФ).

Сроки рассмотрения надзорной жалобы

Все жалобы, поступающие в Президиум ВС РФ, проходят обязательный предварительный этап рассмотрения одним из судей в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев – в случае истребования дела.

При этом не учитывается период времени, прошедший со дня запроса дела и до дня его поступления в ВС РФ. А в особо сложных случаях судья, с разрешения Председателя ВС или его заместителя, может продлить срок изучения жалобы, прилагающейся к ней документации и материалов дела, но не больше чем на 2 месяца.

По результату предварительного изучения представленных документов судья выносит определение:

  • о пересмотре спорного судебного акта в заседании Президиума ВС РФ;
  • об отказе в рассмотрении надзорной жалобы.

Заседание должно быть назначено в срок, не превышающей 2 месяцев со дня вынесения определения в пользу заявителя.

Порядок рассмотрения жалобы в суде

Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи, ранее изучившего представленные материалы, и направляет участникам дела:

  • копии надзорной жалобы;
  • копии определения о пересмотре спорного судебного акта в заседании;
  • извещения о месте и времени рассмотрения дела.

Неявка в суд участников дела, которые были извещены надлежащим образом, не препятствует проведению заседания.

Также вышеуказанные лица могут допускаться к участию в процессе путем использования систем видеоконференц-связи при наличии технической возможности (ст. 155.1 ГПК РФ).

Председатель ВС РФ (его заместитель), вынесший определение о рассмотрении дела по надзорной жалобе в Президиуме, не может участвовать в заседании.

Судья-докладчик излагает:

  • обстоятельства дела;
  • содержание судебных актов, принятых предыдущими инстанциями;
  • доводы, послужившие основанием для подачи жалобы.

Участники дела вправе дать объяснения, при этом первым высказывается лицо, подавшее надзорную жалобу.

Результат рассмотрения дела определяется Президиумом в порядке голосования. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр гражданского дела и против его пересмотра, надзорная жалоба считается отклоненной.

По итогам заседания издается постановление об аннулировании судебного решения, принятого предыдущей инстанцией, его изменении или об отказе в удовлетворении жалобы.

Постановление вступает в законную силу немедленно после его оглашения и дальнейшему обжалованию уже не подлежит, за исключением случаев пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Список источников

1. Статья 391.1 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора.

2. Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

3. Статья 391.2 ГПК РФ. Порядок и срок подачи надзорной жалобы, представления.

4. «Порядок подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа” (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 46-П).

5. Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

6. Статья 333.20 НК РФ. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям.

7. Статья 333.41 НК РФ. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины.

8. Статья 391.3 ГПК РФ. Содержание надзорной жалобы, представления.

9. Статья 391.4 ГПК РФ. Возвращение надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу.

10. Статья 391.5 ГПК РФ. Рассмотрение надзорной жалобы, представления.

11. Статья 391.6 ГПК РФ. Сроки рассмотрения надзорной жалобы, представления.

12. Статья 391.7 ГПК РФ. Определение об отказе в передаче надзорной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

13. Статья 391.8 ГПК РФ. Определение о передаче надзорной жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

14. Статья 391.9 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.

15. Статья 391.10 ГПК РФ. Порядок и срок рассмотрения надзорной жалобы, представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

16. Статья 155.1 ГПК РФ. Участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.

17. Статья 391.11 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

18. Статья 391.12 ГПК РФ. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

19. Статья 391.13 ГПК РФ. Содержание постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

20. Статья 391.14 ГПК РФ. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Комментарии статьи 391.1 ГПК РФ в действующей редакции кодекса

Гражданский процессуальный кодекс предусматривает три вида пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, а именно: пересмотр в кассационном порядке, пересмотр в порядке надзора и пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам.

В последнее время надзорный пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, переживает период кардинального реформирования. Можно выделить основные направления, по которым идет реформирование данной стадии процесса.

Во-первых, это установление временного отрезка, в рамках которого возможен пересмотр в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу. Ранее законодательство предусматривало возможность бессрочного опротестования в надзорном порядке судебных актов, вступивших в законную силу. Данное положение, будучи определенной гарантией проверки законности вступивших в законную силу судебных актов, тем не менее не могло способствовать стабильности судебных постановлений.

Во-вторых, предоставление права на надзорное обжалование судебных постановлений, вступивших в законную силу, не только перечисленным в законе должностным лицам, но и лицам, участвующим в деле. Здесь отражается общая тенденция к сокращению полномочий прокуратуры в гражданском процессе, в том числе в надзорном производстве.

В-третьих, законодательному регулированию подвергается деятельность различных субъектов до вынесения решения о пересмотре судебного постановления, вступившего в законную силу. Речь идет о принесении надзорной жалобы и ее проверке, об истребовании дела для решения вопроса о необходимости пересмотра судебного постановления в судебном порядке.

Все перечисленные выше тенденции нашли свое отражение и в комментируемом Кодексе. Несмотря на новое видение содержательной части пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в надзорном порядке значимость данной стадии процесса осталась прежней: это гарантия вступления в законную силу и исполнения законных судебных актов и возможности исправления допущенных судебных ошибок, обеспечения единства судебной практики.

Надзорное производство сохраняется в качестве экстраординарного способа проверки судебных постановлений. Полномочия по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора сохраняются исключительно за Президиумом Верховного Суда РФ.

Право на обращение в суд надзорной инстанции является проявлением конституционного принципа права на судебную защиту. В связи с этим комментируемая статья полностью соответствует названному принципу, предусматривая широкий круг субъектов, обладающих данным правом.

В ч. ч. 1, 2 настоящей статьи 391.1 ГПК РФ указано на объекты пересмотра в надзорном порядке и субъекты, наделенные правом инициирования пересмотра судебных актов в порядке надзора. Перечень объектов пересмотра в порядке надзора носит исчерпывающий характер. Приведенный перечень судебных актов, которые могут быть проверены Президиумом Верховного Суда РФ, свидетельствует о том, что предметом надзорной проверки может стать не любое судебное решение, обжалованное заинтересованными лицами. Согласно Рекомендациям Комитета министров Совета Европы и прецедентной практике Европейского суда по правам человека в суде надзорной инстанции должны рассматривать только те дела, которые «заслуживают третьего судебного разбирательства», поэтому «их круг может быть ограничен делами, которые касаются вопросов права, имеющих значение для общества в целом».

Судебные постановления, принятые по первой инстанции (п. п. 1 — 3 ч. 2 комментируемой ст. 391.1 ГПК РФ в действующей редакции) и подлежащие обжалованию в надзорном порядке, должны вступить в законную силу. Это обязательное требование. В противном случае, т.е. если они не вступили в законную силу, они могут быть обжалованы в апелляционном порядке.

Часть 1 комментируемой статьи 391.1 ГПК РФ также определяет субъектов, которым предоставлено право принесения надзорной жалобы. К ним закон отнес лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Указанные лица (за исключением прокурора) обращаются с жалобой. Если в рассмотрении дела участвовал прокурор, то в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда вправе обращаться Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Согласно действующему законодательству к лицам, участвующим в деле, отнесены: стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. ст. 4, 46 и 47 настоящего Кодекса, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст. 34 ГПК РФ). К моменту обжалования судебного постановления в порядке надзора возможно возникновение правопреемства. Правопреемник лица, участвующего в деле, также обладает правом обжалования судебного постановления, вступившего в законную силу, в надзорном порядке.

Помимо лиц, участвующих в деле, закон предоставляет право обратиться с надзорной жалобой другим лицам, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Из сказанного следует, что названные лица не выступали в процессе в качестве участвующих в деле, но судебным постановлением затронуты их права и законные интересы.

Поскольку лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, вправе действовать через представителя, то последний может быть наделен полномочием на принесение в соответствующий суд надзорной жалобы. При этом полномочия представителя на обжалование судебных постановлений ГПК РФ относит к специальным полномочиям, о которых необходима оговорка в доверенности (ст. 54 ГПК РФ).

Обратите внимание!

Надзорная жалоба по гражданскому делу

Адвокат, назначенный судом в качестве представителя ответчика на основании ст. 50 ГПК РФ, вправе обжаловать решение суда в порядке надзора, поскольку он имеет полномочия не по соглашению с ответчиком, а в силу закона и указанное право объективно необходимо для защиты прав ответчика, место жительства которого неизвестно.

Из комментируемой статьи 391.1 ГПК РФ в действующей редакции исключено положение о том, что производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений как дополнительный способ обеспечения правосудности судебных постановлений предполагает возможность его использования только в том случае, если заинтересованными лицами были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до его вступления в законную силу (ч. 2 ст. 376, ст. 377 ГПК РФ).

Если дело рассматривалось в апелляционном или кассационном порядке, то судебные постановления по делу могут быть обжалованы в порядке надзора не только лицом, по жалобе которого дело проверялось судом второй инстанции, но и другим участвующим в деле лицом, не подававшим апелляционную или кассационную жалобу. Это положение относится и к лицам, не принимавшим участия в деле, чьи права и законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Часть 3 комментируемой ст. 391.1 ГПК РФ содержит специальное правило, относящееся к прокурорам. Ранее определенные в законе должностные лица прокуратуры (так же как и суда) наделялись правом принесения протеста на вступившие в законную силу судебные постановления. На основании данных протестов проводилось рассмотрение дела в порядке надзора. В соответствии с ГПК РФ прокуратура не обладает таким полномочием. Правом на подачу представлений о пересмотре судебных постановлений в Президиум Верховного Суда РФ обладает только Генеральный прокурор РФ или его заместители при условии, что в рассмотрении дела участвовал прокурор независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.

Дополнительный комментарий к статье

Объект надзорного производства лишь на первый взгляд остался неизменным. Как это было до 2012 г., вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора. В этом проявляется их единственное сходство с современным производством в суде кассационной инстанции. Тем не менее отличительной чертой, которая отграничивает компетенцию судов кассационной инстанции от компетенции Президиума ВС РФ, являются решения, определения, постановления, вынесенные судебными органами, указанными в ч. 2 ст. 391.1 ГПК.

Нововведением для надзорного производства стало существенное сужение перечня судебных актов, которые могут быть обжалованы в порядке надзора. Формулировка ст. 391.1 ГПК РФ в действующей редакции позволяет выделить их признак: все они должны быть предварительно рассмотрены в ВС РФ или в соответствующей коллегии ВС РФ.

Постановлением Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 10 утвержден новый Регламент ВС РФ, что стало следствием принятия ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». В частности, скорректирована структура ВС РФ. Таким образом, в состав ВС РФ вошли новые коллегии.

Право на обращение в Президиум ВС РФ с представлением о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора существует также у Генерального прокурора РФ и его заместителя, если они участвовали в рассмотрении дела.

Субъекты, уполномоченные на обращение в надзорную инстанцию в арбитражном процессе

Надзорное производство возбуждается только по заявлениям:

— лиц, участвующих в деле;

— лиц, не участвовавших в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт;

— органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по делам об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Объект оспаривания (пересмотра) при обращении в надзорную инстанцию в арбитражном процессе

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;

3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Срок подачи надзорных жалоб — три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ).

Требования к надзорным жалобе, представлению в арбитражном процессе

В надзорных жалобе, представлении должны быть указаны (ст. 308.2 АПК РФ):

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;

3) наименования лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;

4) наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;

5) сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;

6) предмет спора;

7) основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные ст. 308.8 АПК РФ, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

8) просьба лица, подающего жалобу, представление;

9) перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 36

Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных постановлений судов общей юрисдикции:

-решений суда 1-ой инстанции,

-судебных приказов,

-апелляционных решений, определений,

-кассационных определений,

-надзорных определений и постановлений нижестоящих судов надзорной инстанции,

за исключением судебных постановлений Президиума ВС РФ (могут быть пересмотрены лишь по вновь открывшимся обстоятельствам).

Субъекты:

Лица, участвующие в деле, т.е. истцы, ответчики, третьи лица, а также заявители и заинтересованные лица, участвующие в делах, возникающих из публично-правовых отношений, и в делах особого производства, и другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Право на обращение в суд надзорной инстанции осуществляется названными лицами путем подачи надзорной жалобы.

Согласно ч. 3 ст. 376 ГПК право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры (Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд надзорной инстанции; прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда).

Судебные постановления могут быть обжалованы в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

ПП ВС РФ «О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием в действие ФЗ «О внесении изменений в ГПК РФ» п.1:

Шестимесячный срок установлен для обжалования судебных постановлений во всех судах надзорной инстанции и подача надзорной жалобы или представления прокурора в вышестоящий суд надзорной инстанции после получения определения об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции не влечет за собой его исчисления заново.

Указанный шестимесячный срок начинает исчисляться на следующий день после вступления судебных постановлений в законную силу и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока. При этом если последний месяц срока такого числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца. В том случае, если последний день шестимесячного срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. Срок не считается пропущенным, если надзорная жалоба или представление прокурора были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока (часть 3 статьи 107, статья 108 ГПК РФ).

Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные по истечении шестимесячного срока, подлежат возвращению без рассмотрения по существу определением судьи подавшему их лицу (пункт 3 части 1 статьи 379.1 ГПК РФ).

Время рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в суде надзорной инстанции при исчислении названного срока учитываться не должно, так как оно не зависит от лица, подавшего надзорную жалобу, или прокурора, подавшего представление.

Судебная практика по статье 391.2 ГПК РФ

Определение Верховного Суда РФ N 11-КГ18-17

Обстоятельства: Определением отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу кассационной жалобы, так как у заявителя отсутствовали обстоятельства, объективно препятствующие ему подать кассационную жалобу в более ранние сроки.

Решение: Определение отменено. Восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу кассационной жалобы, поскольку первоначально жалоба была подана заявителем в установленный срок, на момент окончания которого жалоба с приложенными к ней документами находилась в суде кассационной инстанции, возвращение жалобы имело место по истечении названного срока, заявитель по обстоятельствам, не зависящим от него, был лишен возможности исправить недостатки жалобы и повторно обратиться в суд кассационной инстанции до истечения срока на кассационное обжалование.

ГПК РФ в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи кассационной жалобы и рассмотрения его судом первой инстанции, было предусмотрено, что заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного частью 2 статьи 391.2 подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции. Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи кассационной или надзорной жалобы в установленный срок (тяжелая болезнь лица, подающего жалобу, его беспомощное состояние и другое), и эти обстоятельства имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу.

Определение Верховного Суда РФ N 18-КГ17-125

Обстоятельства: Определением отказано в передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу о признании незаконными договора социального найма жилого помещения и решения жилищной комиссии о предоставлении жилого помещения, выселении, по встречному иску о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации в связи с пропуском процессуального срока на подачу кассационной жалобы.

Решение: Определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение, так как позднее получение судебного акта свидетельствует о наличии объективных причин, препятствующих своевременной подаче кассационной жалобы и уважительных причин для восстановления пропущенного процессуального срока.

Отказывая в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу повторной кассационной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по гражданским делам краевого суда, исходил из того, что процессуальный срок на обжалование судебных постановлений был пропущен заявителем без уважительных причин. При этом при разрешении заявления суд исходил из процессуального срока на обжалование судебных постановлений в порядке надзора, установленного частью 2 статьи 391.2 ГПК РФ и составляющего три месяца со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Однако применение судами первой и апелляционной инстанций к рассматриваемым правоотношениям положения части 2 статьи 391.2 ГПК РФ, устанавливающей процессуальный срок на подачу надзорной жалобы, не основано на законе.

Цель надзорного пересмотра состоит в том, чтобы Президиум ВАС РФ обеспечивал единство правоприменительной практики арбитражных судов на всей территории государства. Поэтому не всякое нарушение закона влечет за собой вмешательство ВАС РФ, а лишь такое, которое нарушает единообразие в толковании и применении норм права либо публичные интересы.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Рос­сийской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора по правилам гл. 36 АПК РФ Высшим Арбитражным Судом РФ по заявлениям лиц, участ­вующих в деле, и иных указанных в ст. 42 АПК РФ лиц, а по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, по представлению прокурора (ст. 292 АПК РФ).

Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпри­нимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый су­дебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в ВАС РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзо­ра судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обра­тившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с от­сутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей ВАС РФ при условии, что хода­тайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в за­конную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспарива­емым судебным актом. О восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии заявления или представления к производству, об от­казе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении заявления или представления.

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора направляется непосредственно в ВАС РФ в письменной форме. Заяв­ление или представление должно быть подписано лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного акта, или его представителем, и в нем должны быть ука­заны (ст. 294 АПК РФ):

  1. наименование лица, подающего заявление или представление, с указа­нием его процессуального положения, наименования других лиц, участвую­щих в деле, их место нахождения или место жительства;
  2. данныеобоспариваемомсудебномактеинаименованиепринявшегоего арбитражногосуда;данныеодругихсудебныхактах,принятыхподанному делу;предметспора;
  3. доводы лица, подающего заявление или представление, с указанием осно­ваний для пересмотра судебного акта со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению заявителя, нарушение или непра­вильное применение норм материального права и (или) норм процессуального права, повлекшие за собой существенные нарушения его прав и законных инте­ресов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  4. переченьприлагаемыхкзаявлениюилипредставлениюдокументов.

К заявлению или представлению должны быть приложены копии оспаривае­мого судебного акта и других судебных актов, принятых по делу. К заявлению или представлению, подписанному представителем, должны быть приложены дове­ренность или иной документ, подтверждающий полномочия на его подписание.

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассмат­ривается единолично судьей ВАС РФ в пятидневный срок со дня его поступ­ления в ВАС РФ (ст. 295 АПК РФ). Заявление или представление о пересмот­ре судебного акта в порядке надзора, поданные с соблюдением требований, предусмотренных в гл. 36 АПК РФ, принимается к производству ВАС РФ. О принятии заявления или представления к производству выносится опреде­ление, которым возбуждается надзорное производство. Копия определения направляется лицу, подавшему заявление или представление. В определении о принятии заявления или представления к производству может быть указа­но на истребование дела из арбитражного суда. В этом случае копия определе­ния направляется в арбитражный суд, который должен в пятидневный срок со дня получения копии определения направить истребованное дело в ВАС РФ.

ВАС РФ возвращает заявление или представление о пересмотре судебно­го акта в порядке надзора, если при решении вопроса о его принятии к произ­водству установит, что (ст.296 АПК РФ):

  1. не соблюдены требования, предусмотренные ст. 292 и 294 АПК РФ;
  2. до принятия заявления или представления к рассмотрению от заявите­ля поступило ходатайство о его возвращении;
  3. заявление или представление подано по истечении срока, установленно­го ч. 3 ст. 292 АПК РФ, и не содержит ходатайство о его восстановлении, или в восстановлении пропущенного срока отказано.

О возвращении заявления или представления выносится определение, ко­пия которого направляется лицу, подавшему заявление или представление, вместе с заявлением или представлением и прилагаемыми к ним документами, Возвращение заявления или представления не препятствует повторному обра­щению с таким же заявлением или представлением в ВАС РФ в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения.

Просмотры сегодня: 605

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *