Обладает ли конституция высшей юридической силой?

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Комментарий к статье 52
Упоминание о приоритете международных договоров РФ типично для многих типов российских законов последних лет. Это положение закреплено в п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Та же статья предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Смысл данных установлений — попытка придать прямое действие нормам международного права, относящимся к РФ. При заключении Россией международных соглашений возникает необходимость проверки всего национального законодательства на предмет его соответствия вновь возникшим обязательствам России. Нормы, не отвечающие новым обязательствам, подлежат изменению или отмене. Но такая работа может затянуться. Кроме того, нет гарантии, что она выявит весь круг затрагиваемых норм национального права. Чтобы не ставить обязательства России перед другими государствами в зависимость от результатов ревизии национального законодательства, последнее (в соответствующей части) заранее объявляется подчиненными международным договорам России.
Приведенный порядок не является ущемлением российского суверенитета. Правило о приоритете международных договоров относится к договорам, которые заключает РФ. Договоры РФ с другими государствами (например, о запрещении подземных ядерных испытаний) проходят проверку законодательных органов и требуют их утверждения (ратификации). Поскольку они апробируются в законодательном порядке, нет препятствий к внесению поправок в соответствующее национальное законодательство, ибо в правоприменительной практике действует правило, что последующий закон автоматически отменяет или изменяет предыдущий по тому же предмету.
Приоритетность международных норм признают и партнеры России по договорам. В их правовой системе существует такая же оговорка о приоритете международных норм перед нормами национального права.
Президент РСФСР
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
21 февраля 1992 года
N 2395-1
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН СССР от 09.07.1975
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ
РЕСПУБЛИК О НЕДРАХ»
(вместе с ОСНОВАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)
ЗАКОН РСФСР от 09.07.1976
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА РСФСР О НЕДРАХ»
(вместе с «КОДЕКСОМ РСФСР О НЕДРАХ»)
ЗАКОН РСФСР от 14.07.1982
«ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА»
«КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
(утв. ВС РСФСР 20.06.1984)
ЗАКОН РСФСР от 21.03.1991 N 943-1
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ РСФСР»
ЗАКОН РСФСР от 22.03.1991 N 948-1
«О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ТОВАРНЫХ РЫНКАХ»
ЗАКОН РСФСР от 19.04.1991 N 1034-1
«О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ»
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР»
(утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1)
ЗАКОН РСФСР от 17.05.1991 N 1253-1
«О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ»
ЗАКОН РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1
«ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР»
ЗАКОН РСФСР от 04.07.1991 N 1545-1
«ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РСФСР»
ЗАКОН РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1
«О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»
ЗАКОН РСФСР от 06.12.1991 N 1992-1
«О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
ЗАКОН РСФСР от 06.12.1991 N 1993-1
«ОБ АКЦИЗАХ»
ЗАКОН РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1
«ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2118-1
«ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАКОН РФ от 21.02.1992 N 2395-1
«О НЕДРАХ»
ЗАКОН РФ от 14.07.1992 N 3293-1
«О ПОРЯДКЕ ПЕРЕРАСЧЕТА РАЗМЕРОВ ШТРАФОВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОДЕКСОМ
РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
ЗАКОН РФ от 27.04.1993 N 4866-1
«ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И
СВОБОДЫ ГРАЖДАН»
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.03.1995 N 33-ФЗ
«ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»
(принят ГД ФС РФ 15.02.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.04.1995 N 52-ФЗ
«О ЖИВОТНОМ МИРЕ»
(принят ГД ФС РФ 22.03.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.08.1995 N 154-ФЗ
«ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 12.08.1995)
«ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 16.11.1995 N 167-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 18.10.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.11.1995 N 174-ФЗ
«ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ»
(принят ГД ФС РФ 19.07.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.11.1995 N 187-ФЗ
«О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 25.10.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.1995 N 209-ФЗ
«О ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ»
(принят ГД ФС РФ 22.11.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.1995 N 224-ФЗ
«О СТАВКАХ ОТЧИСЛЕНИЙ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ»
(принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.1995 N 225-ФЗ
«О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 06.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.1995 N 227-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О
НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
(принят ГД ФС РФ 05.12.1995)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
«ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29.01.1997 N 22-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.01.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 116-ФЗ
«О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ»
(принят ГД ФС РФ 20.06.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 117-ФЗ
«О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ»
(принят ГД ФС РФ 23.06.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 122-ФЗ
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И
СДЕЛОК С НИМ»
(принят ГД ФС РФ 17.06.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1998 N 6-ФЗ
«О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»
(принят ГД ФС РФ 10.12.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.03.1998 N 41-ФЗ
«О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ»
(принят ГД ФС РФ 04.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.05.1998 N 71-ФЗ
«О ПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ»
(принят ГД ФС РФ 15.04.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.06.1998 N 89-ФЗ
«ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ»
(принят ГД ФС РФ 22.05.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1998 N 155-ФЗ
«О ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ И ПРИЛЕЖАЩЕЙ
ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.01.1999 N 19-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О
СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 09.12.1998)
УКАЗ Президиума ВС СССР от 06.02.1968
«О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ СОЮЗА ССР»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1
«О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 25.02.1993 N 4546-1
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ВНЕБЮДЖЕТНОМ ФОНДЕ
ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
УКАЗ Президента РФ от 05.05.1992 N 436
«ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОД,
КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
УКАЗ Президента РФ от 01.06.1992 N 539
«О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ОСВОЕНИЮ НОВЫХ КРУПНЫХ ГАЗОВЫХ
МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА ПОЛУОСТРОВЕ ЯМАЛ, В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ И НА ШЕЛЬФЕ
ОСТРОВА САХАЛИН»
РАСПОРЯЖЕНИЕ Президента РФ от 05.06.1992 N 283-рп
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ ПО НАДЗОРУ ЗА
ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
УКАЗ Президента РФ от 30.11.1992 N 1517
«О МЕРАХ ПО УСКОРЕНИЮ РАБОТ ПО ОСВОЕНИЮ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
УКАЗ Президента РФ от 18.02.1993 N 234
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОРНОМ И ПРОМЫШЛЕННОМ
НАДЗОРЕ РОССИИ»
УКАЗ Президента РФ от 27.10.1993 N 1767
«О РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ В
РОССИИ»
УКАЗ Президента РФ от 16.12.1993 N 2144
«О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСАХ»
УКАЗ Президента РФ от 23.12.1993 N 2273
«О МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА»
УКАЗ Президента РФ от 22.11.1994 N 2099
«О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО
РАЗВЕДКЕ И РАЗРАБОТКЕ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ МОРСКОГО ДНА ЗА
ПРЕДЕЛАМИ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА»
УКАЗ Президента РФ от 23.05.1996 N 765
«О СОЗДАНИИ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ ПО ОСВОЕНИЮ
УГЛЕВОДОРОДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ АРКТИКИ»
УКАЗ Президента РФ от 20.06.1996 N 954
«О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАНИЦЫ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
И КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
УКАЗ Президента РФ от 14.08.1996 N 1177
«О СТРУКТУРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»
УКАЗ Президента РФ от 17.01.1997 N 11
«О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «МИРОВОЙ ОКЕАН»
УКАЗ Президента РФ от 30.04.1998 N 483
«О СТРУКТУРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 07.01.1988 N 32
«О КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ ДЕЛА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В СТРАНЕ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 10.07.1991 N 392
«О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИИ О НЕДРАХ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКАХ
В РСФСР»
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 06.06.1992 N 1016-р
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.06.1992 N 432
«О ВОЕНИЗИРОВАННЫХ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ЧАСТЯХ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.07.1992 N 478
«О ВРЕМЕННЫХ МИНИМАЛЬНЫХ СТАВКАХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ
НЕДРАМИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22.07.1992 N 505
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ МЕСТ И ОБЪЕКТОВ ДОБЫЧИ,
ТРАНСПОРТИРОВКИ, ПЕРЕРАБОТКИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, СБОРА, ХРАНЕНИЯ И
ЗАХОРОНЕНИЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО
ИЗЛУЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.08.1992 N 540
«О МЕРАХ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЭКСПОРТА ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О
НЕДРАХ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.09.1992 N 724
«О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ЭНЕРГОРЕСУРСЫ, ДРУГИЕ ВИДЫ
ПРОДУКЦИИ И УСЛУГИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.10.1992 N 828
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ
ЗА ПРАВО НА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ, АКВАТОРИЕЙ И УЧАСТКАМИ МОРСКОГО
ДНА»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.01.1993 N 77
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ УБЫТКОВ
СОБСТВЕННИКАМ ЗЕМЛИ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ,
АРЕНДАТОРАМ И ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.04.1993 N 375
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПРОБЛЕМЕ
ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО ЗАХОРОНЕНИЯ РАДИОАКТИВНЫХ
ОТХОДОВ И ЕЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО СОСТАВА»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.08.1993 N 825
«О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЙ СОВЕТА МИНИСТРОВ
РСФСР И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 НОЯБРЯ 1992 Г. N 854 «О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ И
КВОТИРОВАНИИ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) НА
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.09.1993 N 899
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22.09.1993 N 943
«О СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.12.1993 N 1359
«О ПОРЯДКЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГЕОЛОГО-РАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.02.1994 N 140
«О РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, СНЯТИИ, СОХРАНЕНИИ И РАЦИОНАЛЬНОМ
ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛОДОРОДНОГО СЛОЯ ПОЧВЫ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.04.1994 N 375
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.05.1994 N 534
«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ СТАВОК АКЦИЗА НА НЕФТЬ,
ДОБЫВАЕМУЮ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.07.1994 N 876
«О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1994 — 2000 ГОДЫ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.08.1994 N 932
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
ГЕОЛОГИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕДР»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.12.1994 N 1418
«О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.04.1995 N 410
«О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ФИЗИЧЕСКИХ И
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ОСВОЕНИЮ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ МОРСКОГО ДНА ЗА
ПРЕДЕЛАМИ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.07.1995 N 775
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫХ С ГЕОЛОГИЧЕСКИМ ИЗУЧЕНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
НЕДР»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.11.1995 N 1176
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ —
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28 ЯНВАРЯ 1993 Г.

К тексту закона «

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

2. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов;

— нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

— нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

— нормативные акты, принятые на референдуме.

3. В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

— общефедеральные;

— нормативные акты субъектов Российской Федерации;

— нормативные акты органов местного самоуправления;

— локальные нормативные акты.

4. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

— нормативные акты неопределенно длительного действия;

— временные нормативные акты.

Виды законов:

1) Конституция — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ.

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества.

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию.

1) в точном смысле юридический акт, принятый высшим представительным органом гос. власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. Закон составляет основу системы права государства. Закон обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства.

Наконец, для Закона характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. Будучи единым по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, Закон в то же время делится на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в Законе норм они делятся на конституционные, органические и обыкновенные. Обычные Законы делятся на кодификационные и текущие. См. соответственно Конституционный закон, Органический закон;

2) в широком смысле слова все нормативные правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила.

Закон – это особый вид нормативно-правовых актов, принимаемый высшим представительным органом государства (Парламентом) или путем референдума, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дается несколько иное определение закона, а именно: «Закон – это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений».

По юридической силе законы подразделяются на основные, конституционные, программные и обычные.

Основные законы (Конституции) регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных (преимущественно высших) органов. Конституции имеют учредительный характер. Они служат юридической базой для всего законодательства, по отношению к которому они обладают верховенством.

Под конституционными законами понимаются обычно законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам.

В соответствии с ч. 4 ст. 104 Конституции Республики Беларусь к программным законам относятся законы об основных направлениях внутренней и внешней политики РБ и о военной доктрине.

Обычные (текущие) законы – это все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом.

Законы можно классифицировать и по другим основаниям. Так, в зависимости от субъекта законодательства они могут подразделяться на законы, принимаемые народом путем референдума, и принимаемые законодательными органами.

Признаки закона:

1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом.

2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

3) Высшая юридическая сила — важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.

4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона — необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

5) Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов.

6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их тачимости в системе действующего законодательства. По этому осно-нанию различают законы конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.

Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция – это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений.

Конституция занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми свойствами и особой ролью. Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Значимость ее еще больше возрастает в федеративных государствах, где она является основой для развития не только текущих законов, но и конституций субъектов Федерации.

Выполняя непосредственно регулятивную функцию, Конституция призвана обеспечить внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами.

Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией РФ. Это: законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14).

Прямое закрепление в Конституции данных актов, круга регулируемых ими отношений, усложненная процедура принятия (обязательное одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, невозможность наложения на них вето Президента) определяют их центральное место в системе действующего законодательства и повышенную юридическую силу.

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы.

Органические (кодифицированные) законы – юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.

Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

В арбитражном процессе

Арбитражные суды обязали учитывать соотношение нормативных актов. Конституционный суд обязал арбитражные суды проверять применяемые нормативные акты на предмет обоснованности и соотносить их с актами более высокой юридической силы.

Проверить положения Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов РФ, которые устанавливают порядок рассмотрения дел с опорой на приоритет нормативных актов, попросил предприниматель из Саратовской области Владимир Жуков. Областной КУГИ пытался взыскать с него долг по аренде за земельный участок и пени, причем с применением повышающего коэффициента, который установил местный совет депутатов для участков под торговые объекты. Арбитражный суд области не принял во внимание довод бизнесмена о том, что решение совета противоречит актам большей юридической силы. При этом тот же нормативный акт был отменен еще на первом этапе рассмотрения дела Жукова в областном суде, но не был признан недействующим в судебном порядке, а на момент начисления платы имел силу. Бизнесмен оказался должен около 85 тысяч рублей.

«В моем деле арбитражные суды исходили из того, что проверка обоснованности установления методики расчета арендной платы, в том числе на предмет ее экономической обоснованности, производится при рассмотрении дела об оспаривании нормативного акта», — указал Жуков в жалобе и напомнил, что подобные дела относятся к подведомственности судов общей юрисдикции, — «Поскольку нормативный правовой акт в части повышающего коэффициента не был признан недействующим, в том числе по мотиву несоответствия принципу экономической обоснованности, он подлежит применению».

По мнению заявителя, такой подход арбитражных судов противоречит статье 120 Конституции РФ, поскольку та прямо гласит, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». О том, что это несоответствие должно быть закреплено судебным решением, в Основном законе страны нет ни слова.

КС счел положения статьи 12 ГК РФ и статьи 13 АПК РФ не противоречащими Конституции, но дал обязательные к применению инструкции.

«Эти положения предполагают обязанность арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению (включая утративший юридическую силу), на соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу», — указал Конституционный суд РФ, — «В том числе, если о противоречии между ними заявляет лицо, участвующее в деле, и в случае установления такого противоречия — вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу».

Иными словами, арбитражный суд обязан не только знать законы, но и проверять нормативные акты, применяемые в деле, на соответствие им. И учесть, если на несоответствие укажут участники процесса. Дело Жукова пересмотрят.

Поделиться с друзьями

ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

В результате изучения данной главы студент должен:

знать теоретические основы международного права;

уметь юридически грамотно понимать и оценивать международные и внутригосударственные события и факты, имеющие международно-правовую значимость; оценивать ситуацию и определить проблему, требующие применения знаний и норм международного права; находить и юридически грамотно уяснить необходимый международно-правовой материал;

владеть навыками использования методики сравнительно-правового анализа; владеть навыками использования международно-правового материала; владеть навыками использования внутригосударственного правового материала, имеющего международно-правовую значимость.

Понятие, система и субъекты международного права

Теория права выделяет на современном этапе общепланетарные тенденции развития и состояния международного права. Прежде всего это постоянное возрастание роли и значения международного права в жизни цивилизации, вообще один из реальных способов выживания и существования человечества как биологического вида и неповторимой социальной организации . Федор Мартенс, российский юрист-международник, основоположник российской школы международного права писал о международном праве: «Объектом права международного управления является совокупность всех жизненных отношений между государствами, общественными группами и частными лицами, которые требуют содействия, покровительства или защиты государственной власти» .

В 1945 г. на конференции в Сан-Франциско (США) 50 государств подписали важнейший международный договор – Устав Организации Объединенных Наций (ООН), который положил начало современному международному праву. В Уставе ООН закрепляются основополагающие принципы международного права, обладающие высшей юридической силой и являющиеся основой системы международного права.

Международное право – это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения. Это определение отражает основные характеристики международного права.

Международное право представляет собой совокупность юридических норм, сгруппированных определенным образом. То есть международное право имеет свою систему.

Система международного права – это его структура, состоящая из международно-правовых норм, объединенных в институты, подотрасли и отрасли. Таким образом, наиболее мелким элементом системы международного права является норма международного права.

Норма международного права – это юридически обязательное правило поведения субъектов международного права, установленное самими субъектами международного права и выполняемое ими добровольно или с помощью принуждения. Нормы международного права создаются субъектами по согласию между собой. Нормы международного права юридически обязательны, их нарушение влечет международно-правовую ответственность. Содержание норм международного права составляют права и обязанности государств и других субъектов международного права.

Можно предложить следующую классификацию норм международного права:

  • 1) по сфере действия:
    • – универсальные, их признаками являются: глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена международным сообществом в целом, например нормы Устава ООП;
    • – региональные – создаются и действуют в определенном географическом регионе, необходимы для более глубокого взаимодействия государств в данном регионе, например нормы договоров, действующих в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана;
    • – партикулярные – распространяются на ограниченный круг участников, в большинстве случаев содержатся в двусторонних договорах. Например, нормы Соглашения между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27.11.1998;
  • 2) по способу правового регулирования:
    • – императивные (jus cogens) – обладают особой юридической силой, отклонение от них не допустимо, даже путем соглашения субъектов международного права, противоречащий им международный договор недействителен. Примером являются общепризнанные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, о которых речь пойдет далее;
    • – диспозитивные – допускают отступление от них, по взаимному соглашению субъектов международного права (при этом не должны затрагиваться законные права и интересы других субъектов международного права), обладают полной юридической силой, если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму и в случае ее нарушения несут ответственность; диспозитивность нормы состоит не в ограниченной юридической силе, а в том, что она предоставляет субъектам права урегулировать отношения иначе, чем предусмотрено диспозитивной нормой. Примером диспозитивной международно-правовой нормы является ст. 22 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., в соответствии с которой, «если договор не предусматривает иное, оговорка может быть снята в любое время и для ее снятия не требуется согласия государства, принявшего оговорку»;
  • 3) по источнику:
    • – обычные – источником является международно-правовой обычай (неписаные нормы);
    • – договорные – источником является международный договор (нормы писаного права).

Отрасль международного права – это совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в одной какой-либо широкой области их международного сотрудничества.

Можно выделить следующие отрасли международного права: право международных договоров, международное морское право, международное космическое право, международное воздушное право, международное экологическое право, международное экономическое право, международное гуманитарное право, международное дипломатическое право, международное консульское право и др.

Подотрасль международного права – это объединение нескольких институтов отрасли международного права. При этом не каждая отрасль международного права включает в себя подотрасли. Подотрасли, например, включает в себя такая отрасль международного права, как международное экономическое право. К подотраслям международного экономического права, в частности, относятся: международное торговое право, международное инвестиционное право, международное финансовое право.

Институт международного права – это комплекс международно-правовых норм, регулирующий отношения субъектов международного права в определенной специфической области. Например: институт приграничной торговли в международном торговом праве, институт мирного прохода через территориальное море в международном морском нраве, институт недействительности международных договоров в праве международных договоров.

Почему важно понимать, что международное право – это не просто некая сумма норм, а именно система? Прежде всего, потому, что нельзя корректно истолковать и применить к конкретному случаю одну норму без системного учета других норм международного права. Так, в соответствии с Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. (п. 2), при толковании и применении общепризнанных принципов международного права государства исходят из того, что принципы «являются взаимосвязанными и каждый из них должен рассматриваться в контексте других принципов». Так, например, без толкования принципов самоопределения народов и территориальной целостности в контексте друг друга невозможно разрешить конфликтные ситуации, связанные с отделением части территории государства, такие как отделение Косово от Сербии или Южной Осетии и Абхазии от Грузии в 2008 г.

Кроме того, международное право делится на общую и особенную части. Общая часть международного права состоит из норм и принципов, действующих во всех сферах международных отношений. Особенная часть состоит из отраслей международного права.

Международное право регулирует межгосударственные отношения.

Межгосударственные отношения – это отношения, в которых участвуют суверенные государства, международные организации и государствоподобные образования.

Межгосударственные отношения являются предметом международного права. Объектом международного права являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают межгосударственные отношения (например, территория, природные ресурсы).

Сегодня практически невозможно привести пример какой-либо области международных отношений, которая бы не регулировалось международным правом: военное, научное, культурное сотрудничество, экономические отношения, защита окружающей среды и прав человека и т.д.

Межгосударственные отношения возникают между субъектами международного права. Этот статус придает субъектам международная правосубъектность – юридическое свойство того или иного образования. Особенностью субъектов международного права является то, что они являются не только носителями международных прав и обязанностей, но и создают для себя нормы международного права. В международном праве над субъектами нет верховного органа, а действует древнеримский принцип – par in parem поп habet imperium (равный над равным власти не имеет). Поэтому субъекты международного права сами создают механизмы его обеспечения.

Субъект международного права – это образование, способное обладать правами и обязанностями, вытекающими из международного права, защищать их и вступать в международные отношения, регулируемые международным правом.

Выделяют первичные, вторичные и нетипичные субъекты международного права.

Первичными и основными субъектами международного права являются государства. Государства являются субъектами международного права в силу своего существования. Независимо от того, какие органы представляют государство в международных отношениях (правительство, глава государства, министр иностранных дел и др.), качество субъекта международного права принадлежит государству в целом.

Государство, как субъект международного права, должно обладать следующими признаками: государственный суверенитет, государственная территория, население, государственная власть.

Государственный суверенитет – это верховенство государства на своей территории и его независимость в международных отношениях. Суверенитетом обладают только государства. Для реализации суверенных прав государства существенное значение имеет понятие юрисдикции.

Юрисдикция – это проявление суверенитета, которое означает объем и сферу действия государственной власти. Различают следующие виды юрисдикции:

  • – по объему: полную и ограниченную;
  • – по сфере действия: территориальную и экстерриториальную;
  • – по характеру власти: законодательную, исполнительную и судебную.

В пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию. Полную экстерриториальную юрисдикцию государство осуществляет на морских, воздушных и космических кораблях, находящихся в международном пространстве, а также в помещениях дипломатических представительств на территории других государств. Ограниченную юрисдикцию государство осуществляет в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории.

Территория – это пространства сухопутной и водной поверхности земного шара, его недра, воздушное пространство и космос, включая Луну и другие небесные тела. Наличие территории (так же, как и наличие суверенитета) – это свойство государства как субъекта международного права. В международном праве различают три вида территории в зависимости от правового режима: государственная территория, территория со смешанным режимом и территория с международным режимом.

Государственная территория – это территория, на которую распространяется суверенитет государства.

Территория со смешанным режимом – это пространство, которое не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в отношении которого государство осуществляет некоторые суверенные права, в пределах, установленных международным правом. Прежде всего, это права разведки, разработки и охраны природных ресурсов. К территориям со смешанным режимом относится: исключительная экономическая зона (ИЭЗ) и континентальный шельф.

Территория с международным режимом – это пространство, которое расположено за пределами государственных границ и находится в общем и равноправном пользовании всех государств. Режим указанного вида территорий определяется исключительно международным правом. К таким территориям относятся: космос; открытое море, дно под ним (район) и воздушное пространство над ним; Антарктика.

Население – это совокупность всех физических лиц, находящихся на территории государства и подчиняющихся его юрисдикции. Государство осуществляет территориальную юрисдикцию в отношении лиц, находящихся на его территории, независимо от их гражданства, а также персональную юрисдикцию в отношении собственных граждан, находящихся за его пределами. Таким образом, в категорию населения входят: граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. Категорией лиц, не подпадающих под юрисдикцию государства пребывания, являются дипломаты, консульские работники, сотрудники специальных миссий, члены их семей.

Государственная власть. Субъектом международного права является государство в целом, а не его органы (органы государственной власти). Разумеется, международный договор заключается государством в лице какого-либо органа государственной власти. Но даже, если это межправительственное соглашение, заключенное государством в лице министерства, такое соглашение обязывает государство в целом, а не только его министерство. Поведение любого органа государства должно рассматриваться как деяние этого государства независимо от того: какие функции осуществляет этот орган (законодательные, исполнительные или судебные); какое положение занимает этот орган в системе государства; является ли органом центральной власти или административно-территориального образования государства.

Вторичными (производными) субъектами международного права являются международные организации, вследствие того, что они наделяются международной правосубъектностью государствами. Международная организация – это созданное на основе международного договора для осуществления целей, предусмотренных учредительным (уставным) документом, объединение государств, обладающее международной правосубъектностью, имеющее постоянные органы.

Международная организация обладает следующими признаками:

  • 1) создание в соответствии с международным правом. Учреждение любой международной организации не должно ущемлять интересы отдельного государства или международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам международного права и другим нормам jus cogem;
  • 2) учреждение на основе международного договора. Как правило, международные организации создаются на основе международного договора. Например, международным договором на основании которого была создана Всемирная торговая организация (ВТО), является Марракешское соглашение об учреждении ВТО 1994 г.;
  • 3) наличие учредительных актов. Это уставы, статуты, в которых определяются права и обязанности международной организации, вопросы членства, статус организации, полномочия на заключения международных договоров, цели и задачи организации, структура и полномочия ее органов и т.д. Например, учредительным документом ООН является Устав ООН 1945 г.;
  • 4) осуществление сотрудничества в конкретных областях. Как правило, международные организации создаются для работы в конкретной области, например Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Однако существуют и универсальные международные организации, к которым, прежде всего, относится ООН;
  • 5) наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак подтверждает постоянный характер международной организации и тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества. Так, например, ООН имеет шесть главных органов: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд ООН и Секретариат;
  • 6) наличие прав и обязанностей организации. Права и обязанности международной организации производны от прав и обязанностей государств-членов. Именно государства-члены наделяют международную организацию определенными правами и обязанностями.

Кроме названных основных субъектов международного права существуют так называемые «нетипичные субъекты». Нетипичными субъектами называют образования, которые международное сообщество признает в качестве субъекта, хотя такое образование не соответствует критериям полноценного субъекта международного права. К нетипичным субъектам международного права относятся нации и народы, борющиеся за свою независимость, Ватикан и вольные города.

Нации и народы, борющиеся за свою независимость, являются государствами на стадии становления. В таких ситуациях создаются органы, которые эффективно осуществляют контроль над значительной частью территории, представляют народ на международной арене, т.е. приобретают некоторые признаки государственности. К таким субъектам международного права можно отнести непризнанные или частично признанные государства, например Тайвань и Палестину.

Ватикан – город-государство. Его официальное название «Святой престол». Ватикан – центр римской католической церкви. Государства признают право Ватикана выступать стороной международного договора.

Вольный город – специфическое политико-правовое образование, обладающее ограниченной международной правосубъектностью. В частности, вольные города могли заключать международные договоры. В настоящее время это явление стало достоянием истории. Существовали такие вольные города, как Данциг, Мемель, Краков и др.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *