Некоммерческое использование музыки

В одном из постов встал вопрос по авторскому праву на свободную музыку и на ответ запилить пост ответили, что на на это уйдет слишком много длиннопостов. Нашел кратенькую информашку, может кому-то поможет.

Жила-была песня. И был у нее хозяин. Однажды на песню напал злой пират и отнял ее у хозяина овермногоденег. Знакомая история? А может быть пират был не злой? Может быть он и не отнимал ее вовсе, а просто взял на время, чтобы поиграть, друзьям показать, деньжат подзаработать.

Знакомая история?

Как это возможно, спросите вы, ведь каждый знает, что просто «взять» песню нельзя, есть ЗАКОН! Но удивительное дело, на просторах интернета можно найти множество толкований этого закона в пользу «пирата». Я бы назвала их мифами об авторском праве. Так давайте постараемся их развеять.

Миф 1.

Разрешено использовать небольшой отрывок любого произведения (до 10 секунд или до 8 тактов или до 8 нот мелодии) в своих целях без разрешения правообладателя.

Увы, и это миф.

Не имеет значения, как вы используете объект авторского права — частично, в полном объеме законом вообще запрещено использовать чужие объекты авторского права вне зависимости от объема.

Достаточно одной-двух секунд несанкционированного использования чужого музыкального(и иного видео, аудио и проч.) произведения, чтобы это являлось нарушением авторского права.

Даже если в вашем видеоролике из «радиоточки» звучит песня, это также является нарушением, если использование этой песни не согласовано с правообладателем. Вы можете возразить, что вы всего лишь цитируете произведение.

Да, закон допускает цитирование объектов авторского права и при этом устанавливает условия цитирования, а также ограничивает цели цитирования. По закону цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора, а в случае с роликом вы выдаете выдаете использование объекта авторского права за цитирование.

Цитирование — это не копирование! Нельзя, например, набрать множество отрывков из различных музыкальных (видео, аудио и проч.) произведений, объединить их, связать своими проигрышами, заставками и проч. и получить в результате свое оригинальное произведение! Даже при том условии, что вы укажете всех авторов и исполнителей, вы все равно нарушите закон.потому что это не цитирование, а незаконное использование частей чужих объектов авторских прав.

Миф 2.

Существует множество «бесплатных» и «свободных» музыкальных произведений, библиотек сэмплов и продакшн библиотек, которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях.

Увы! Практически не существует , т.е. в любом случае не допускается их коммерческое использование, к тому же вам необходимо иметь разрешение правообладателя и на это.

Если вы осуществляете запись исполнения песни, ее сведение или творческую переработку (например, добавляет к записи сэмплы), то вы должны быть автором-исполнителем этих сэмплов, либо иметь разрешение правообладателя на это, т.к. сэмплы и иные звуки из продакшн библиотек являются объектом авторских и смежных прав. Ведь если в вашей песне использована короткая музыкальная фраза , на которую у вас нет прав, ее автор может запретить использование записанной песни.

Все договоры с обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме. Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Миф 3.

Разрешено использовать чужие произведения в не коммерческих, а чисто ознакомительных целях.

Вы уже догадались — это тоже миф.

Понятия «ознакомительных целей» в законе не существует. Не имеет значения, в каких целях вы осуществляли незаконное использование чужих объектов авторского права. Не имеет значения получали ли вы при этом деньги или иную выгоду. Правообладатели в любом случае могут вас привлечь к ответственности за нарушение авторских прав с выплатой компенсации за незаконное использование чужих объектов авторского права (до 5000000 рублей).

Миф 4.

Можно использовать чужую мелодию или видео, перемонтировать и наложить свой звук, чтобы получить свое новое произведение и не нарушить авторские права.

Увы и ах! Снова неверно.

Наложение текста и/или графики на чужие произведения – отдельное нарушение авторских прав. Такие действия нарушают право автора на целостность и неприкосновенность произведения (ст.ст. 1255, 1266 ГК).

Миф 5.

При покупке лицензионного носителя (например, CD), можно использовать его по своему усмотрению – перерабатывать, воспроизводить публично и т.д., ведь лицензия-то получена!

Опять мимо!

Покупка лицензионных дисков дает вам право на использование их только в личных целях. Т.е. вы не вправе их публично показывать или исполнять, размещать в Интернете, распространять.

Миф 6.

Можно написать ремикс на любое музыкальное произведение, чтобы уйти от претензий по незаконному использованию авторского произведения, ведь в этом случае, вы сами являетесь автором.

Огорчу вас, и это не совсем так!

Автором ремикса является его создатель. Это верно. Но использовать получившееся произведение даже на собственном сайте для бесплатного скачивания автор ремикса не может, не получив согласия на создание этого самого ремикса у правообладателей оригинала (авторов, исполнителей и производителей фонограмм), разумеется, в письменном виде.

Если права на создание ремикса у вас есть, то вы вправе использовать его самостоятельно, по своему усмотрению и получать весь доход от его использования.

Миф 7.

Разрешено использовать классические произведения в любом объеме без согласования с правообладателем.

Да, авторские права на классические произведения перешли в общественное достояние.На практике это означает, что вы можете взять ноты интересующего вас произведения, сыграть его на скрипке или рояле, а может быть и нанять свой оркестр и получившуюся запись использовать в рекламном ролике. Но вы не можете использовать уже готовую запись произведения без согласования с владельцем смежных прав, т.е. владельцем фонограммы. Как правило, владельцами многих фонограмм классических произведений являются крупные лейблы-издательства, которые с готовностью предъявят вам претензии.

Сделаем выводы.

Всемирная паутина позволяет скачать любой музыкальный материал, но если вы собираетесь его использовать каким-либо образом, кроме личного прослушивания у камина с бокалом вина , получите разрешение хозяина! Создатели рекламных роликов, в которых используется музыка, обычно нанимают композитора и исполнителей, либо покупают права на использование готовых произведений в различных продакшн библиотеках.

Кто такой исполнитель с юридической точки зрения

Исполнителем признается тот, кто поет песню, играет роль, читает стихи, танцует или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества. К исполнителям закон также относит дирижеров и режиссеров-постановщиков спектаклей.

Исполнение, как и авторство, может быть совместным. Всякий раз, когда мы видим на сцене более одного участника концерта, имеет место совместное исполнение, будь то сольник рок-группы или выступление симфонического оркестра.

Где искать музыку более менее нормальную и без авторских прав?

1. facebook.com/sound/collection

Фейсбук не так беспощаден, как кажется на первый взгляд. Они удаляют нормальные песни, но хотя бы взамен предлагают т 2212 треков артистов-ноунеймов и 1731 звуковых эффектов. Годное найти можно. Конечно это не «лайк лайк ит», но уже хоть что-то.

2. Музыкальные стикеры Instagram Stories

Ну если только вы находитесь в некоторых странах Европы или Америке)) У остальных стикеров нет. Но даже если вы установите себе впн и будете накладывать музыку через стикер, ваши пользователи не услышат ее. Они же без впн!

3. Приложение Storybeat

Вот тут я накладываю хиты на видео и инстаграм его не блокирует. Почему? Магия.

4. Библиотека звуков BBC bbcsfx.acropolis.org.uk

16000 звуков, записанных в разных уголках света: от беззаботного шума в ресторане до извержения вулкана. Вдруг у вас на видео тоже что-то эпичное будет происходить)

5. Бесплатные и платные сервисы треков: Musicbed, Envato, Timbeek, Jamendo, Freemusicarchive

Эти сайты предлагают часть треков бесплатно, часть — за подписку (в районе 5-10$) или поштучно. А еще есть библиотека youtube.com/audiolibrary если вы умеете, то можете выкачать ролик, отделить звук и накладывать на видео.

Особые роялти за публичное исполнение

Авторы музыкальных произведений, включенных в АВП, имеют право на роялти при публичном исполнении АВП либо его сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции.

Такие роялти выплачиваются авторам через РАО, поэтому им необходимо зарегистрироваться в этой организации и заявить в ней свои композиции.

Правом на выплаты от РАО обладают не только авторы, которые специально писали музыку для АВП, но и авторы звучащих в рекламном ролике готовых композиций (например, известных хитов). Более того, право на такие выплаты сохраняется, даже если автор не обладает исключительным правом на свое произведение.

Иными словами, даже при отчуждении композитором исключительного права на музыку в рекламном ролике музыкант все равно получит роялти от РАО, если видео будет транслироваться по ТВ или показываться в кинотеатрах.

РАО собирает с пользователей вознаграждение для авторов по определенным ставкам. Актуальные ставки можно посмотреть на сайте РАО.

Так, для сетевых кинотеатров ежемесячный платеж в РАО составляет 0,8% от продажи билетов, а если сеанс благотворительный, прокатчик ничего не платит. Собранное вознаграждение позже распределяется между авторами.

К сожалению, указанные роялти на протяжении нескольких лет являются предметом спора в индустрии: киносети считают эти выплаты дополнительной финансовой нагрузкой, а создатели рекламы указывают на неравенство прав композиторов и остальных авторов АВП. Большинство подобных споров обычно решаются в судах, и закон, как правило, редко становится на сторону плательщиков.

Как бренды заказывают музыку

Андрей Рыжков

Продюсер, звукорежиссер, основатель музыкального ателье KOV KOV

Когда бренд ищет музыку в свой ролик, он, как правило, обращается к музыкальному агентству, лейблу или креативному агентству. Если заказчик обратился к креативному агентству, оно часто само обращается к лейблу или другим экспертам, а иногда подбирает музыку самостоятельно. Где взять музыку, агентство решает вместе с клиентом или с музыкальным субподрядом — например, одной из тех фирм, о которых сказано выше.
Музыка для бренда может быть написана с нуля или лицензирована у артистов — в исходном виде или с изменениями и дополнениями. Также она может быть взята из библиотек и стоков (о них — ниже), все зависит от конкретной рекламной кампании.

Попасть со своей музыкой в рекламную кампанию бренда, прислав свои треки в агентства, которые занимаются музыкальным брендированием, реально. Но, как правило, если артиста не хочет бренд, это не имеет смысла. Обычно бренды прогнозируют свои рекламные кампании надолго вперед. Поэтому если изначально артист бренду неинтересен, то вряд ли получится попасть в проект через посредника.

Вообще, лучше сначала стать известным артистом, с которым бренды захотят работать. Я не говорю, что надо стать звездой всея ютуба или занять первое место топа «ВКонтакте». Достаточно быть человеком, заметным в своей нише. При этом не стоит специально об этом думать, лучше стараться просто писать классную музыку, тогда бренды с большей вероятностью вами заинтересуются.
Бренды гонятся за честностью и искренностью, а еще за яркими индивидуальностями, а не за теми, кто пытается угодить тем или иным фирмам. Это может прозвучать странно, но так и есть.

Сколько зарабатывает рекламный композитор

Я бы не стал говорить о каких-то твердых расценках, потому что есть самые разные заказчики и ситуации. Скажу только, что рынок достаточно стабилен и цены тоже — большого разброса нет. В среднем, думаю, гонорарная «вилка» составляет от 10 до 100 тысяч рублей за композицию в зависимости от композитора и ролика. Для более известных медийных личностей, думаю, цена может доходить до 250–300 тысяч рублей за трек.

Если заказчик хочет купить уже существующий хит для своей рекламы, это может обойтись ему и в несколько миллионов рублей, но тут тоже все решается индивидуально.
У моей группы «Иван Купала» покупали песни в рекламу. Несмотря на вышесказанное, сейчас цена за трек для промовидео стабилизировалась и перестала быть такой высокой, как раньше. К тому же надо понимать, что разные авторы могут, так же как на рынке, просить разную цену за свой трек: кто-то оценивает себя, например, очень дорого, а кто-то — дешево. Но в целом есть специальные отделы в лейблах, которые занимаются синхронизацией — это целая профессия, и слишком сильно «зарядить» цену не так просто.

Из РАО лично мне приходят копейки — несколько тысяч за один ролик за все время.
Еще совет — лучше сразу заложить в бюджет возможные переделки. Это можно попытаться обговорить и сразу, но на практике нередки случаи, когда после написания и даже шлифовки музыкальной дорожки выяснится, что заказчик хотел сделать музыку вообще в другом стиле, а дополнительный бюджет на это выделяется далеко не всегда. Я бы заранее умножал желаемый гонорар на два, как раз для таких случаев.

Права на музыку для рекламы

Музыка для рекламы практически всегда пишется с отчуждением прав, то есть права на нее полностью передаются заказчику. Публичные же отчисления, как правило, остаются за композитором. Поэтому главное, на что бы я обращал внимание при подписании договора с заказчиком, — это сумма гонорара. «Публичка» может быть значительной, только если рекламный ролик с вашей музыкой будет в течение года крутиться по центральным каналам.

Решение 1. Музыка с открытой лицензией

Что такое лицензионный договор и когда он нужен

Для музыки в баре можно ставить песни с открытой лицензией. Лицензия — документ, в котором правообладатель говорит, что он разрешает делать с композицией. Коммерческая открытая лицензия дает право ставить музыку в баре бесплатно.

Композиции с открытой коммерческой лицензией бывают на сайтах-библиотеках, среди них Фри мьюзик архив и Нэтлейблс. Подходят песни с пометками Full CC license, CC0 1.0 Universal или Allows for commercial use.

Для проверки лицензии заходим в карточку песни. Лицензия CC0 1.0 — песню можно использовать в коммерческих целях и для бара она подходитЛицензия с пометкой Non-commercial не подходит для бара

С открытой лицензией есть риск. Вот в баре играет музыка, она с открытой лицензией, и всё в порядке. Приходит проверяющий, слышит музыку, и решает, что бар ставит ее незаконно, и подает в суд. Даже если бар выигрывает суд в первой инстанции, проверяющий подаст апелляцию, а потом еще одну. Судебные разбирательства затянутся, и не факт, что бару не придется платить.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *