Некачественное оказание услуг ЖКХ

Основная задача организаций ЖКХ – оказывать населению услуги, обеспечивающие безопасное и комфортное проживание в жилом фонде. За поставку ресурсов взимается установленная властями плата. А если организация не выполняет свои обязательства по договору или организует свою работу таким образом, что граждане недовольны? Как доказать ненадлежащее качество услуг ЖКХ?

Коммунальные компании должны придерживаться установленных государственными органами правил и нормативов. Предоставление услуг ЖКХ регламентируется статьей 161 ЖК и Постановлением 354 от 06.05.2011, в котором подробно определены правила оказания ЖКУ.

Образец акта о предоставлении услуг ненадлежащего качества

АКТ
о ненадлежащем предоставлении коммунальных услуг

30.01.2018 г., г. Екатеринбург, ул. Заводская, д.22, кв.15 начало в 15:00 часов окончание в 16:00

Составлен комиссией в составе: Ванькика А.А., Галкина Б.Б., и Петькина Г.В.

Председатель комиссии Галкин Б.Б.
Составлен комиссией в составе:

Акт составлен по поводу ненадлежащего предоставления следующей коммунальной услуги: протекают трубы, ранее по ним был составлен акт обследования, который показал, что трубы в рабочем состоянии.

В ходе осмотра было выявлено, что трубы протекают в подвале, из-за чего возникают проблемы. Проблема была выявлена визуальным осмотром.

Вывод: протекать трубы начали с мая месяца, так как при визуальном осмотре, и начало появления проблемы совпадают.

Заключение: снизить платежи за коммунальные услуги, так как обслуживание, за которое оплачивают жильцы ненадлежащего качества.

Что можно отнести к ненадлежащему качеству

Нарушения, выразившиеся в отклонении от заданных параметров и нормативов, можно назвать услугами ненадлежащего качества. Существуют установленные параметры на такие виды обслуживания:

  • подачу холодной и горячей воды;
  • системы водоотведения;
  • отопления внутренних помещений;
  • снабжение электроэнергией;
  • поставку газа;
  • вывоз ТБО.

За подачу ресурсов, не отвечающих требованиям, должна снижаться плата.

Нормативами определено, что при рассмотрении вопросов о несоответствии по качеству предоставления коммунальных услуг, проверяются такие основные параметры:

  1. Водоснабжение – химический состав, давление, температура ресурса.
  2. Отопление – соответствие температуры воздуха помещений.
  3. Электроснабжение – частота и напряжение электрического тока.
  4. Подача газа – давление и технические свойства ресурса.
  5. Вывоза мусора – соблюдение графика и нормативного объёма ТБО.

Чтобы зафиксировать нарушение, правилами установлен определенный порядок действий.

Можно ли не платить за полное отсутствие услуг?

Законодательством установлены нормативы времени, в течение которого услуги могут быть отключены. Если на практике эти сроки не соблюдены, потребитель имеет право обратиться за перерасчетом.

Допустимая продолжительность перерыва в подаче холодной воды — 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (при аварии в централизованных сетях холодного водоснабжения).

Вопрос-ответ Правда ли, что за мусор мы теперь будем платить по количеству баков? По правилам предоставления коммунальных услуг горячее водоснабжение должно быть организовано в домах бесперебойно и круглогодично. При этом допускаются перерывы в подаче горячей воды: не более четырех часов единовременно, при аварии на тупиковой магистрали — до 24 часов подряд. В течение одного месяца перерывы в подаче горячей воды суммарно должны составлять не более восьми часов.

Максимальное отсутствие электричества не может превышать 2 часов при наличии двух резервирующих источников питания или 24 часов при одном источнике.

Допустимая продолжительность перерыва в водоотведении — 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии).

Перерыв в газоснабжении допускается на протяжении не более 4 часов (суммарно) в течение одного месяца.

Продолжительность перерыва в отоплении — не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 °C до нормативной; не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 °C до 12 °C; не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 °C до 10 °C.

В каких случаях можно получить перерасчет за услуги ЖКХ?

Согласно постановлению правительства № 354, перерасчет возможен в случае отсутствия жильцов в квартире/доме в течение пяти и более дней, некачественно предоставленных услуг или полного отсутствия услуг. Перерасчет платы за коммунальные услуги можно сделать за этот период.

В случае временного отсутствия тем, у кого стоят счетчики на электричество, горячую и холодную воду, волноваться не о чем, поскольку оплату нужно будет делать согласно показаниям приборов. Тем, кто платит по нормативам, можно сделать перерасчет, если в квартире отсутствует техническая возможность для установки счетчика и об этом составлен соответствующий акт.

Чтобы получить перерасчет в связи с временным отсутствием, нужно обратиться в УК с заявлением и приложить к нему не только документы, подтверждающие продолжительность отпуска, но и акт обследования на предмет установления технической возможности установки приборов учета. Без предоставления акта перерасчет могут получить только те потребители, которые отсутствовали в квартире «в результате действия непреодолимой силы», например, в случае наводнения или пожара.

Действия исполнителя

Когда сам исполнитель – компания ЖКХ обнаружила несоответствие, то производятся следующие действия:

  • фиксируется факт в специальном журнале – дату, время, причины, если они установлены;
  • если причины неизвестны, принимает меры по их выяснению;
  • сообщается потребителям об установленных причинах, планируемом периоде времени для устранения;
  • после ликвидации несоответствий записывается дата и время, о чём снова выполняется запись в журнале.

Время, указанное исполнителем, является периодом некачественной поставки, если при этом было несоответствие поставляемого ресурса нормативам.

Действия потребителя

Когда некачественное обслуживание или неполадки при поставке ресурса обнаруживается потребителем, он должен руководствоваться следующим порядком действий:

  1. Необходимо уведомить диспетчерскую службу по аварийным ситуациям. Допустимо в письменной форме или устно с подробным указанием своих данных и выявленных нарушениях.
  2. Диспетчером фиксируется обращение в специальный журнал. Заявителя информируют о данных ответственного лица, принявшего информацию. Если информация подтвердиться, именно номер регистрации обращения и время его фиксации будут считаться началом периода оказания услуг ненадлежащего качества.
  3. Если диспетчер службы знает причины, примерный срок устранения, то информирует об этом сообщившего. Если сведений нет – согласовывает дату и время проверки с потребителем. Немедленно обращается к управляющей компании и поставщику ресурсов.

Проверка достоверности уведомления

На проведение проверки правилами предоставления коммунальных услуг отводится 2 часа, когда нет других обстоятельств непреодолимой силы. После составляют акт, которым или подтверждаются нарушения, либо опровергаются. Количество экземпляров должно совпадать с числом заинтересованных лиц. Когда кто-то отказывается подписать документ, ставят подпись остальные участники и дополнительно два не заинтересованных лица.

При несогласии с выводами, любой из участвующих может инициировать процедуру экспертизы. Расходы понесет исполнитель, если же факты не подтвердятся – потребитель компенсирует ресурсоснабжающей организации понесенные затраты. После экспертизы все участники получают от коммунальной компании ее результаты в течение 3 дней.

Плата за некачественный ресурс

Законом предусматривается снижение размера оплаты за установленную не надлежащего качества услугу вплоть до полной её отмены. Также изменению подлежит плата за перерывы в поставке услуг сверх утвержденного правилами времени. Объем недопоставленного ресурса рассчитывается из норматива и длительности некачественной услуги, если нет счетчиков (для квартир дополнительным условием является отсутствие возможности их установки). При некачественной поставке уменьшение возникает за каждый день выявленного нарушения.

Права потребителя при некачественном оказании услуг

Права заказчика регламентируются ст. 29 Закона №2300-1. Он может потребовать бесплатного устранения дефектов, уменьшения стоимости выполненной работы. Если заказ сделан на изготовление вещи, исполнитель обязан выполнить аналогичную работу качественно, при этом ранее переданную вещь передать клиенту.

Если потребитель самостоятельно устранил недостатки и потратил на это свои деньги, сумма подлежит возмещению исполнителем.

Какая ответственность грозит исполнителю:

  • Уплата неустойки в размере 3% от цены договора за каждый день просрочки. Она уплачивается при несоблюдении сроков предоставления услуг. Рассчитывается со дня, следующего за датой выполнения работ по договору, до его исполнения или расторжения. Клиент для получения денег предъявлять претензию не обязан: неустойка по умолчанию перечисляется в обязательном порядке.
  • Взыскание неосновательного обогащения. Например, если исполнитель получил вещь для ремонта, но не вернул ее, по закону он обязан передать ее заказчику (ст. 1102 ГК РФ).
  • Штраф при обращении клиента в суд за взысканием убытков или неустойки. Его размер составляет 50% от суммы, присужденной судом истцу (п. 6 ст. 13 Закона №2300-1).
  • Полное возмещение убытков добровольно или через суд. Это возможно, если заказчику пришлось устранять недостатки работы самостоятельно или с помощью третьих лиц.

Примечание: конфликтную ситуацию можно решить без суда, если клиент предъявит замечания, а заказчик согласится их устранить. Возможно урегулирование и в претензионном порядке. Для некоторых видов споров по закону обязателен досудебный порядок урегулирования.

Как заставить уменьшить плату

Если жилищная или ресурсоснабжающая организация самостоятельно не провели перерасчет соответствующих платежей, то потребитель должен составить и подать претензию, в которой он ссылается на возникшие основания. Документ передается организации лично или направляется по почте.

Если коммунальщики никак не отреагировали – потребитель далее за защитой своих прав может обратиться в суд или другие организации, контролирующие работу коммунальных компаний – Жилищную инспекцию, Роспотребнадзор или прокуратуру. Для этого – написать заявление, приложить к нему копии имеющихся документов, доказывающих правоту потребителя.

Куда пожаловаться на некачественное оказание услуг

В первую очередь у клиента должен быть договор. Он подтверждает факт правоотношений между исполнителем и заказчиком.

Главная контролирующая организация – Роспотребнадзор, но можно подавать жалобы и в другие учреждения в зависимости от ситуации:

  1. На некачественные медработы – в управление здравоохранения региона.
  2. В образовательной сфере – в управление или департамент образования.
  3. По ЖКУ – жилищная инспекция.

Помимо Роспотребнадзора, жалобы рассматривает прокуратура. Для взыскания моральной компенсации, возмещения расходов и иных выплат нужно обращаться в суд.

Возможные трудности

Самая большая сложность для заказчика – постоянное доказывание своей правоты. Именно он при наличии претензий к исполнителю обязан организовать экспертизу, заключение которой подтвердит недостатки. Если же речь идет об обращении в суд, то и там ему придется отстаивать свою позицию самостоятельно.

Но все проблемы можно решить, обратившись за консультацией к юристу. Он детально изучит обстоятельства и расскажет о способах разрешения всех вопросов. Каждый спор индивидуален, и только идеальное знание законов в конкретной сфере поможет выиграть дело.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *