Есть сомнения — смотрите и проверяйте (http://fsa.gov.ru/). Здесь сведения о зарегистрированных сертификатах и декларациях соответствия. Ресурс открыт уже три месяца, и за это время на него «пришли» около 300 тысяч человек.
А сегодня заработает электронный сервис, где все производители и поставщики смогут регистрировать декларации о соответствии их продукции необходимым нормам. Что значительно облегчит для бизнеса выпуск товара на рынок. Об этом вчера на «Деловом завтраке» в «Российской газете» рассказал руководитель Федеральной службы по аккредитации Савва Шипов.
Савва Шипов: Работа нашей службы влияет на любого гражданина, на любого потребителя. Потому что все товары, все предметы, которые нас окружают, должны соответствовать требованиям безопасности. Это продукты питания, одежда, мебель — все, что нас окружает, должно быть безопасным.
Проверяют эти товары на безопасность аккредитованные испытательные лаборатории и органы по сертификации, которые выдают сертификаты или декларации о соответствии. А возможность проверять безопасность товаров этим организациям как раз даем мы, Федеральная служба по аккредитации.
Савва Витальевич, сертификаты — зачастую серые и невзрачные бумажки, которые продавцы нехотя предъявляют покупателям — не вызывают большого доверия. Насколько это недоверие оправдано? Как можно проверить подлинность этого документа?
Савва Шипов: Вы правы, ксерокопии официальных документов, которые продавцы должны предоставлять покупателям по первому требованию, вызывают сомнение. Но подлинность этого сертификата сегодня легко проверить, причем такая возможность появилась даже у простых потребителей — нужно всего лишь узнать номер сертификата и проверить его в Едином реестре на сайте нашего ведомства.
Кстати, этой возможностью россияне уже активно пользуются: ежемесячно номера сертификатов в реестре проверяют до ста тысяч потребителей и профессионалов. До недавнего времени такие бумаги никак не идентифицировались через электронную систему. И только с декабря 2014 года Росаккредитация получила необходимые полномочия, чтобы вносить все подобные бумаги в реестр.
Кроме того, продавцы и поставщики теперь обязаны предъявить реальную бумагу, зарегистрированную в реестре. А не ксерокопию. Даже таможня сегодня проверяет каждую декларацию и сертификат через нашу базу. Поэтому простой бумажкой, которая ничего не значит и которую невозможно проверить, уже не обойдешься. И это накладывает дополнительную ответственность на весь рынок.
Завтра официально заработает сервис электронной регистрации деклараций о соответствии продукции. Что это даст потребителю и продавцам?
Савва Шипов: Этот сервис в первую очередь ориентирован на бизнес. Он существенно упрощает условия регистрации деклараций для производителей и поставщиков продукции. Как правило, это товары, к которым предъявляются менее серьезные требования безопасности.
Раньше декларирование по сути своей приравнивалось к сертификации, а сейчас это полностью ответственность производителя или поставщика. И он сам, под свою ответственность может напрямую, без всяких посредников и дополнительных денег зарегистрировать эту декларацию в нашей системе.
Кстати, в отношении некоторых продуктов такая возможность была и раньше. Чуть более года мы этот сервис предоставляли для товаров, которые попадают под регулирование техрегламентов России и Таможенного союза. Но бизнес пока осторожничает, не все готовы под свою ответственность регистрировать декларации. Большинство, по-прежнему, обращаются в органы по сертификации, чтобы убедиться, что все сделано правильно. Но это такой инструмент, который будет точно востребован в будущем, пока же он только набирает обороты.
Что из этих мер больше всего помогает бороться с контрафактом?
Савва Шипов: То, что каждую декларацию и сертификат автоматически — через систему электронного взаимодействия — таможня сегодня может проверить в наших реестрах. И только подлинные документы, которые есть в нашей базе, позволяют товар ввезти в Российскую Федерацию. Это очень серьезный заградительный барьер.
Кроме того, через ведение электронной отчетности теперь имеем возможность проследить, а какое время реально заняла сертификация, когда поступила заявка на выдачу сертификата, то есть на подтверждение безопасности продукции, когда были отобраны образцы, когда они были отправлены в лабораторию, когда был выдан сертификат. Если все это произошло за один день, у нас сразу же возникают вопросы. А раньше это была абсолютно непрозрачная ситуация. За счет таких механизмов и поиск нарушений будет гораздо эффективнее. Становится сложно нарушать, гораздо проще работать по-честному.
Полную версию интервью с Саввой Шиповым читайте в ближайших номерах «Российской газеты».
Нормативно-правовая база
Основные документы, определяющие обязательное наличие сертификата соответствия продукции:
- Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года (в ред. от 3 декабря 2012 года).
- Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7 февраля 1992 года (в ред. от 28 июля 2012 года).
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» № 918 от 21 июля 1997 года (в ред. от 27 февраля 2007 года).
Степень ответственности за нарушение обязательных требований установлена в федеральном законе РФ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (в ред. от 3 декабря 2012 года).
Виды
Существуют различные виды отказных писем. В частности, подтверждающие отсутствие необходимости оформлять на продукцию:
- сертификат или декларацию ГОСТ Р;
- сертификат или декларацию ТР ТС;
- сертификат или декларацию пожарной безопасности;
- свидетельство о государственной регистрации (СГР ЕАЭС);
- регистрационное удостоверение Минздрава и другие.
Виды по месту предъявления: для таможни или для торговли.
И виды по органу, его выдавшему:
- от органа по сертификации,
- от Всероссийского научно-исследовательского института сертификации (ВНИИС),
- от МЧС,
- от Ростехнадзора и др.
Срок действия и цена
В письме, как правило, не указывается срок действия. Документ действует бессрочно до тех пор, пока не изменятся технические регламенты ТС или перечни товаров, подлежащих обязательной сертификации.
Если изменения коснутся именно изделий, указанных в ОП, нужно будет получить новый документ или пройти оценку соответствия.
Переоформление ОП требуется и в том случае, если изменились реквизиты компании (руководителя), добавились новые позиции, не отраженные в документе.
Цена документа, как правило, не превышает 10 тысяч рублей и зависит от количества товаров, которые нужно отразить.
Срок изготовления – от 1 до 5 дней.
Бланк
Специальных бланков, установленных законодательно, не существует. Отказное письмо составляется на листе А4 в произвольной форме. Главное соблюдать нормы делопроизводства, а в документ включить всю необходимую информацию. Какую именно?
Обязательно указать: наименование изделий, коды ТНВЭД и ОКПД 2, реквизиты заявителя и органа, выдавшего ОП, привести ссылки на актуальные законодательные акты РФ и технические регламенты ЕАЭС.
Отказные письма в центре «Росстандарт» составляют на специально разработанных фирменных бланках, заверяют синей печатью и подписью руководителя.
Порядок выдачи
- Обратитесь в «Росстандарт» и заполните заявку любым удобным для вас способом: онлайн, по телефону или в офисе.
- Передайте специалистам центра данные о компании и продукции, документы, образцы изделий.
- Далее специалисты по сертификации самостоятельно:
- Проведут анализ представленной информации.
- Составят ОП в соответствии с нормами законодательства.
- Передадут вам готовый документ.
Что входит в пакет документов?
Экспертам центра необходимо представить пакет документов, в который входит:
- заявка на услугу;
- наименование и реквизиты компании или ИП (ИНН, КПП, ОГРН);
- описание и характеристики продукции, комплектующих.
Чтобы получить ОП для таможни, дополнительно потребуется контракт (инвойс) и коды ТНВЭД (если есть).
Обратите внимание: отказное письмо не подтверждает качество товара. Поэтому лучше сразу заказать добровольный сертификат соответствия. Добровольная сертификация подтверждает надежность и добросовестность производителя (продавца).
Как привлечь продавца к ответственности?
Продажу контрафактного товара можно обжаловать в полицию по факту нарушения ст. 14.10 КоАП РФ. Туда же следует обращаться в случае обнаружения перепрошивки «серых» телефонов. Согласно ст. 272 УК РФ, такое действие квалифицируется как неправомерный доступ к компьютерной информации. В Роспотребнадзор подаются жалобы на нарушение ст. 14.8 КоАП РФ (напр., на отсутствие информации на русском языке). Производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, может содержать как признаки уголовно наказуемого деяния, так и административного правонарушения (ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ).
Административная ответственность за выпуск продукции без сертификата
Глава 14 КоАП РФ «Об административных правонарушениях» полностью посвящена видам наказания и степени ответственности в области предпринимательской деятельности. В части требований к получению сертификата на продукцию относятся следующие статьи:
- Статья 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований», где закреплены следующие наказания:
- наложение административного штрафа в размере до 30 000 руб.;
- конфискация продукции, в случае повторного совершения правонарушения.
- наложение административного штрафа в размере до 600 000 руб.;
- конфискация продукции, в случае повторного совершения правонарушения.
- приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Примечание: в перечнях наказаний приведен максимальный размер штрафов для юридических лиц.