Может ли бакалавр занимать руководящие должности?

Из этой статьи вы узнаете о том, кто такой бакалавр, какие возможности предоставляет диплом этой квалификации и с какими сложностями при трудоустройстве предстоит столкнуться. А также поймете, в чем разница между степенью выпускников бакалавриата и степеней, присваиваемых специалитетом и магистратурой.

Диплом бакалавра – что он дает и насколько востребован?

Еще не так давно российским абитуриентам и их родителям не приходилось задаваться этим вопросом. Но отечественная образовательная система подстраивается под европейский лад, и теперь выпускникам школ предстоит разобраться не только с определением желаемого учебного заведения и профессии, но и c вопросом выбора направления получения высшего образования. Давайте же разберемся, какие именно привилегии и ограничения предоставляет наличие диплома бакалавра.

Кто такой бакалавр?

Двухуровневая система получения высшего образования, пришедшая к нам из-за рубежа и принятая после присоединения России к Болонскому процессу, включает в себя получение степени по следующим направлениям:

  • бакалавр;
  • магистр.

Первый вопрос, который сразу же возникает – зачем нужно это разделение и по какому принципу оно происходит?

Бакалавр – степень высшего образования, при котором вы получаете исключительно самые необходимые знания для своей профессии: ни больше, ни меньше. Программы обучения для магистров включают в себя дополнительную нагрузку углубленных теоритических сведений без присвоения какой-то конкретной специализации для возможности последующего продолжения студентом научной деятельности (поступление в аспирантуру и прочее). То есть образование бакалавриат дает необходимый минимум для освоения профессии.

Данная реформа образования позволяет будущим студентам освоить выбранную профессию с возможностью регулирования получения необходимого уровня знаний самим. Также, учитывая тот факт, что бакалавр – это степень высшего образования по европейскому стандарту, находящаяся в международной классификации и признанная работодателями по всему миру, выпускники этого направления подготовки могут перевестись/продолжить обучение за рубежом и там же трудоустроиться.

На какие гарантии и компенсации имеют право лица, совмещающие работу с получением образования?

В России высшее образование является частью профессионального образования, и регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в действие 1 сентября 2013 года.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования, установлены главой 26 ТК РФ. В частности, согласно ст. 173 ТК РФ для получения гарантий и компенсаций работник может поступить на обучение самостоятельно или по направлению работодателя. При этом он должен успешно осваивать программы высшего образования, имеющие государственную аккредитацию, по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения.

Если соблюдены все вышеперечисленные требования, то работодатель обязан предоставить сотрудникам дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка:

  • по 40 календарных дней на первом и втором курсах соответственно для прохождения промежуточной аттестации,
  • 50 календарных дней на втором курсе при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки,
  • по 50 календарных дней на каждом из последующих курсов,
  • до 4-х месяцев (в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования) для прохождения государственной итоговой аттестации.

Также работодатель один раз в учебном году оплачивает проезд к месту нахождения образовательного учреждения и обратно всем работникам, которые успешно осваивают по заочной форме обучения программы бакалавриата, специалитета или магистратуры.

По желанию работников, обучающихся по заочной и очно-заочной формам обучения, перед началом прохождения государственной итоговой аттестации рабочая неделя сокращается на 7 часов на период до 10 учебных месяцев. За время освобождения от работы этим работникам по основному месту работы выплачивается 50% среднего заработка (но не ниже минимального размера оплаты труда).

Сокращение рабочего времени по соглашению сторон трудового договора производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.

Если работник обучается по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата, специалитета или магистратуры, то гарантии и компенсации устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Кроме того, работодатель должен предоставить работникам отпуск без сохранения заработной платы в некоторых случаях, а именно:

  • 15 календарных дней тем, кто допущен к вступительным испытаниям,
  • 15 календарных дней для прохождения итоговой аттестации слушателям подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования,
  • 15 календарных дней в учебном году для прохождения промежуточной аттестации работникам, которые обучаются по очной форме обучения по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры (если программы имеют государственную аккредитацию),
  • 1 месяц для сдачи итоговых государственных экзаменов (очники),
  • 4 месяца для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов (очники).

По соглашению работодателя и работника дополнительные отпуска, предусмотренные ст. 173 Трудового кодекса РФ, могут присоединяться к ежегодным оплачиваемым отпускам.

Внимание: перечисленные гарантии и компенсации предоставляются тем работникам, которые получают образование соответствующего уровня впервые (ст. 177 ТК РФ). В случае направления работодателем на обучение сотрудника, ранее получившим профессиональное образование соответствующего уровня, ему могут быть предоставлены перечисленные выше гарантии и компенсации. Для этого необходимо внести в письменной форме дополнение к трудовому договору или заключить ученический договор.

Для получения гарантий и компенсаций должна быть предоставлена справка-вызов. Форма такой справки утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Если же работник совмещает работу с обучением одновременно в двух образовательных организациях, то гарантии и компенсации предоставляются по выбору работника только в связи с получением образования в одной из этих организаций.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установил несколько уровней высшего образования:

Уровневая система высшего образования в нашей стране строится с учетом отечественных особенностей и традиций.

Для поступления на разные уровни обучения требуется наличие соответствующей подготовки:

  • бакалавриат и специалитет — среднее общее образование,
  • магистратура — высшее образование других уровней (не только на бюджетной основе),
  • подготовка кадров высшей квалификации — высшее образование (специалитет, магистратура).

Уровень высшего образования/
Требование к подготовке
Бакалавриат Специалитет Магистратура Подготовка кадров высшей квалификации
Среднее общее образование + +
Бакалавриат +
Специалитет + +
Магистратура + +

Уровень высшего образования учитывается в профессиональных стандартах, которые действуют в России с 1 июля 2016 и являются обязательными для определенных организаций (ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584), в частности:

  • государственных внебюджетных фондов РФ,
  • государственных или муниципальных учреждений,
  • государственных или муниципальных унитарных предприятий,
  • государственных корпораций,
  • государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.

Также следует учитывать, что наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, либо профессиональных стандартах, если ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям).

Например, обязательные требования предъявляются к квалификации главного бухгалтера экономического субъекта (ст. 7 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Что касается характеристик квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, они применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ст. 195.3 ТК РФ).

В приказе Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» выделено 9 квалификационных уровней. Начиная с 6-го уровня предъявляется требование наличия высшего образования:

Квалификационный уровень Полномочия и ответственность Основные пути достижения квалификации
6-ой

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт

7-ой

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт

8-ой

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт

9-ый

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами. Значительный вклад в определенную область деятельности. Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт

Требования к квалификации по конкретной трудовой функции можно посмотреть в самих профстандартах.

Например, согласно профстандарту «Специалист по управлению персоналом» (утв. Приказом Минтруда РФ № 691н от 6 октября 2015 года) для специалиста по подбору персонала (6-й квалификационный уровень) достаточно иметь диплом бакалавриата и получить дополнительное образование по профессиональным программам. А для директора по персоналу требуется (7-й квалификационный уровень) диплом магистратуры или специалитета и дополнительные профессиональные программы.

Как указать уровень высшего образования в трудовой книжке и других кадровых документах?

Трудовая книжка — основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В ней указываются:

  • сведения о работнике,
  • выполняемой им работе,
  • переводе на другую постоянную работу,
  • об увольнении работника,
  • основания прекращения трудового договора,
  • сведения о награждении за успехи в работе.

При оформлении трудовой книжки на первую страницу вносятся (помимо другой информации о работнике) сведения об образовании, профессии, специальности. Это делается на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки).

Согласно п. 9 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225), запись об образовании на титульном листе трудовой книжки производится на основании надлежаще заверенных документов (аттестата, удостоверения, диплома и т.п.). Уровень высшего образования формулируется следующим образом: высшее профессиональное, послевузовское профессиональное.

Также в трудовую книжку могут быть внесены сведения о незаконченном образовании соответствующего уровня на основании представленных надлежаще заверенных документов (студенческого билета, зачетной книжки, справки образовательного учреждения и т.п.).

А при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки указываются профессия и/или специальность (на основании документов об образовании, квалификации или наличии специальных знаний или других надлежаще оформленных документов).

Федеральный государственный образовательный стандарт

Код специальностей (направлений подготовки) Укрупненная группа специальностей и направлений подготовки (УГС) ФГОС специальностей и направлений подготовки
010000 Физико-математические науки 19
020000 Естественные науки 21
030000 Гуманитарные науки 66
040000 Социальные науки 6
050000 Образование и педагогика 9
060000 Здравоохранение 10
070000 Культура и искусство 59
080000 Экономика и управление 14
090000 Информационная безопасность 9
100000 Сфера обслуживания 10
110000 Сельское и рыбное хозяйство 18
120000 Геодезия и землеустройство 5
130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 6
140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 21
150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка 15
160000 Авиационная и ракетно-космическая техника 27
170000 Оружие и системы вооружения 2
180000 Морская техника 10
190000 Транспортные средства 11
200000 Приборостроение и оптотехника 11
210000 Электронная техника, радиотехника и связь 11
220000 Автоматика и управление 21
230000 Информатика и вычислительная техника 11
240000 Химическая и биотехнологии 8
250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов 6
260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 15
270000 Архитектура и строительство 13
280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 7

Допускается производить изменение (дополнение) записей о полученных новых образовании, профессии, специальности в соответствии с п. 2.4 Инструкции по заполнению трудовых книжек (утв. Постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. N 69). Они вносятся путем дополнения имеющихся записей (если они уже имеются) или заполнения соответствующих строк без зачеркивания ранее внесенных записей.

Внимание! На внутренней стороне обложки трудовой книжки не требуется делать ссылки на документы об образовании!

При поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки сведения об образовании, квалификации или наличии специальных знаний требуется внести в п. 6 раздела I «Общие сведения» личной карточки работника (форма Т-2). Эти сведения вносятся на основании соответствующих документов, а также сведений, сообщенных о себе работником.

Перечень специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по ним, утверждаются Министерством образования и науки РФ. На сегодняшний день в перечнях направлений подготовки и специальностей по всем уровням образования находится 441 направление подготовки и специальности, которые сгруппированы по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (УГС).

В настоящее время выделены 28 УГС:

Если в организации разрабатываются и ведутся должностные инструкции, то в них необходимо сформулировать требования к образованию, это избавит работника и работодателя от непонимания и конфликтов.

На что могут рассчитывать работники, получившие высшее образование?

Выпускники высших учебных заведений могут начать свою трудовую деятельность с начальных позиций в любой сфере (напр., в торговле – продавцом, в банке – оператором и т.д.).

Следует помнить, что работодатель обращает внимание не только на образование (знания), но и на умения, навыки, опыт. Поэтому на хорошие вакансии могут претендовать те выпускники, которые во время обучения проходили практику, стажировку или подрабатывали, т.е. имеют определенный опыт.

Если сотрудник получил высшее образование за время работы, то он может рассчитывать на следующие изменения:

  • перевод на другую работу, более ответственную и требующую более высокой квалификации,
  • повышение в должности,
  • расширение и углубление выполняемых функций,
  • участие в проектной работе
  • и др.

Вывод:

  • выпускники бакалавриата и магистратуры могут претендовать на те должности, требованиям которых они соответствуют (эту информацию, в частности, можно посмотреть в профессиональных стандартах),
  • во время обучения работникам полагаются гарантии и компенсации, установленные гл. 26 ТК РФ,
  • после получения документа о высшем образовании, работник может вести переговоры с руководителем об изменении его статуса, функционала, оплаты труда.

Разница между бакалавром, специалистом и магистром

Специалитет – форма получения высшего образования, которая была присуща для России. Сейчас такой формат сохранили за собой малое количество ВУЗов и лишь по техническим направлениям. Как и магистратура, она может послужить основой для дальнейшей научной деятельности, но, в отличие от нее, специалистам присваивается специализация внутри выбранного направления.

Отличительные особенности бакалавра от специалиста и магистра

  1. Ориентация.

Причины, по которым абитуриенты выбирают тот или иной формат обучения: получить специальность и устроиться на работу, продолжить обучение, обеспечить себе престижную должность и карьерный рост. Опять же, направление бакалавр рассчитано на базовое освоение профессии, необходимое непосредственно для работы. Подготовка специалистов и магистров ориентирована на перспективу получения послевузовского образования.

  1. Программа.

Исходя из цели приобретения образования и ее ориентации, бакалавры получают меньшую программную нагрузку – они проходят полную общетеоретическую и узкопрофильную подготовку без углубления и уклона на специализацию, в отличие от магистров и специалистов.

  1. И, конечно же, срок.

Самая приятная часть для будущих студентов бакалавриата. По европейскому стандарту для них предусмотрено два типа обучения: 4 года и 6 лет. Но в России почти во всех ВУЗах получение образование бакалавра направлено на срок обучения в четыре года. Специалист же должен был обучаться не меньше 5 лет, магистр – еще два года после бакалавриата..

Также следует пояснить, что если по окончанию обучения студент бакалавриата захочет учиться дальше и решит поступать в аспирантуру – он не сможет этого сделать. Бакалавр хоть и считается полным высшим образованием, но за ним закреплена меньшая научная степень, а, значит, для продолжения учебы необходимо будет эту степень «добрать» – поступить в магистратуру.

Трудоустройство с дипломом бакалавра – возможные проблемы

На практике в России некоторые работодатели, как говорилось выше, практикуют отказ в приёме на работу бакалавров по причине неоконченного высшего образования. Считается, что четырехлетнее обучение бакалавра не даёт необходимого набора практических навыков в сравнении со степенью специалиста и магистра. Тем не менее, таковая практика является незаконной. Бакалавр в России считается высшим образованием, абсолютно полноценным и оконченным. Таким образом, если отказ в приёме на работу обеспечен отсутствием высшего образования при наличии диплома бакалавра – этот отказ может быть оспорен в судебном порядке.

Обратите внимание

Возможность оспорить отказ в приёме на работу в вышеописанной ситуации присутствует исключительно в случае, если в требованиях к вакансии имелось лишь упоминание о наличии высшего образования по специальности, и лишь когда в формулировке отказа фигурировало несоответствие требованиям о наличии такового образования.

Кроме этого отдельные работодатели могут однозначно указывать в требованиях к вакансии наличие магистерской или специалистской степени. Эта практика абсолютно законна и на основании таковых требований работодатель не может привлекаться к ответственности. Фактически, на сегодняшний день заблуждение о «неполноценности» образования бакалавра обладает все меньшим распространением, однако имеет место быть у кадровых специалистов в отдельных случаях.

Проблемы при трудоустройстве бакалавров

Основные проблемы при трудоустройстве, с которыми сталкиваются выпускники бакалавриата.

  • Настороженное отношение работодателей

В Росси часто можно столкнуться с тем, что квалификация бакалавра принижается обществом и сравнивается со средне-специальным образованием, ввиду того, что она ориентирована исключительно на практическую часть деятельности. Работодатели негласно считают ее неполным высшим и не спешат отдавать свои рабочие места под эти кадры.

В действительности это ошибочное мнение, так как вопрос стоит не в качестве получаемого образования, а в целях: если студент не намерен продолжать обучение в научной сфере и ему интересно лишь овладение выбранной профессией, то получение степени бакалавра – это оптимальный для него вариант.

  • Сильная конкуренция с выпускниками магистратур и специалитета

Представьте себе, что вы работодатель. К вам на собеседование пришли три кандидата: бакалавр, специалист и магистр. Кому вы отдадите предпочтение? Разумеется, выбирать будут между вторым и третьим. И здесь уже не важно, что именно бакалавр ориентировался исключительно на рынок труда. Диплом магистра и специалиста всегда будет более привлекательным при трудоустройстве.

  • Ограничение карьерного роста

1 июня 2016 года в Федеральное законодательство были внесены поправки: «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Согласно поправкам бакалавры не смогут занимать руководящие должности, тем самым законодатель ограничил для них возможность карьерного роста. В конечном счете, для получения более высокого продвижения по службе выпускнику бакалавриата может понадобиться поступление в магистратуру (от которого он когда-то отказался).

Что следует учесть перед поступлением абитуриентам

Перед абитуриентами стоит сложная и ответственная задача – не прогадать с выбранной специальностью, университетом и направлением подготовки.

Необходимо тщательно взвесить все «за» «против», так как приобретенная выпускная квалификация по вашей специальности станет определяющим фактором спроса на вас как на кадровую единицу и дальнейшее продвижение в выбранной профессии.

Моменты, которые следует знать выпускникам школ при поступлении на бакалавриат:

  • бакалавр – академическая степень и квалификация, присваиваемая при завершении получения высшего образования бакалавриат и подтверждаемая дипломом;
  • программа обучения длится 4 года и включает в себя базовую общетеоретическую и узкопрофильную подготовку.
  • возможность продолжения учебы и последующее трудоустройство за рубежом;
  • степень квалификации бакалавра ниже, чем у специалиста или магистра;
  • бакалавр менее конкурентоспособен на рынке труда и не вызывает доверия у работодателей;
  • ограничение перспектив послевузовского обучения (только после окончания магистратуры) и карьерного роста.

Поступи на бакалавра и получи диплом! Узнай об условиях поступления. Жми

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московский Институт Психоанализа

Высший юридический колледж

Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса МЭБИК

Сеть школ иностранного языка Московской Международной академии. Онлайн курсы

Сегодня вступил в силу закон, которым установлены требования к профессиональному образованию государственных и муниципальных служащих (Федеральный закон от 30 июня 2016 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации». С его текстом можно ознакомиться на Официальном интернет-портале правовой информации.
По новым правилам, для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей необходимо наличие высшего образования не ниже уровня специалитета или магистратуры. Исключения коснутся только граждан, получивших образование до 29 августа 1996 года и претендующих на замещение таких должностей, а также гражданских служащих, уже получивших образование не выше бакалавриата и назначенные на такие должности до 1 июля текущего года.

На какой отпуск могут рассчитывать работники, допущенные к соисканию ученой степени кандидата или доктора наук? Узнайте из материала «Виды учебных отпусков и их продолжительность» в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Установлено, что для руководителей, помощников ведущей группы должностей, для специалистов ведущей и старших групп, а также для обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования. Ранее законом не было установлено, что наличие такого образования обязательно (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; далее – закон о гражданской службе). А обеспечивающие специалисты старшей и младшей групп должностей теперь должны иметь профессиональное образование (ранее в число квалификационных требований к ним входило наличие среднего образования, и также не было установлено, что это обязательно (ч. 4 ст. 12 закона о гражданской службе).
При этом требования к специальности и направлению подготовки кандидата на муниципальную службу могут определяться представителем работодателя.
Новый закон также ввел новое требование к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы или муниципальной службы, а также к государственным гражданским и муниципальным служащим. Указанные категории граждан должны предоставлять сведения о сайтах или страницах в Интернете, на которых они размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *