Лицензия на транспортировку отходов 5 класса опасности

Содержание

Хозяйственная деятельность производственно-заготовительных предприятий и перерабатывающих предприятий вторичных ресурсов, так или иначе, связана с использованием или образованием отходов.

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности (далее по тексту – «опасные отходы») осуществляется на основании Федеральных законов «Об отходах производства и потребления» (статья 9), «О лицензировании отдельных видов деятельности» (статья 12, п.1, п.п.30), «Об охране окружающей природной среды» (статья 30).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.

Кому необходимо получить лицензию на отходы

Согласно действующему законодательству лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. Т.е. с одной стороны должны иметь место отходы I — IV класса опасности, а с другой стороны над ними должны производиться упомянутые действия.

Одним из важных этапов при подготовке к лицензированию является инвентаризация отходов. Без полных сведений о том, с какими отходами приходиться иметь дело и какие отходы образуются (могут образовываться) в процессе этой деятельности, невозможно двигаться дальше. Поэтому инвентаризации отходов придается столь важное значение. Исходные сведения об отходах берутся из документов первичного учета отходов, проектной документации, технологических схем или из готового Проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов (ПНООЛР).

Особенностью деятельности предприятий вторичных ресурсов является то, что отходы используются в качестве сырья, а также образуются в процессе производственного процесса. При этом следует отдельно рассматривать входящий поток отходов и выходящий.

Несмотря на кажущееся разнообразие видов отходов, с точки зрения управления окружающей средой, виды отходов следует определять на основании Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) и не стремиться к излишне широкой номенклатуре. Так, например, различные сорта макулатуры не всегда означают разные виды по ФККО. Стальной лом, при всем разнообразии его марок, также составляет один вид отходов по ФККО.

Излишне широкая номенклатура отходов не просто усложнит дальнейшую разработку документации, но и может привести к ненужным затратам при проведении экспертиз и оформлении лицензии. Это особенно важно при разработке Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, т.к. в большинстве случаев ПНОЛРО является основой при определении необходимости лицензирования.

Лицензируемые виды отходов

Согласно нынешней формулировке в законе «Об отходах производства и потребления»:
отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Такая формулировка оставляет пространство для маневра. Т.е., если в технологическом процессе не образуются «вещества или предметы», подлежащие удалению, то и отходов соответственно не образуется. Следовательно, производство, в котором отходы используются, может считаться «безотходным».

А так как «производство» подразумевает совокупность различных технологических процессов, то отходами считаются остатки не от отдельного технологического процесса, а от деятельности целого «производства». Никто же не считает керосин отходом производства бензина.

Действующее законодательство исключило термин «опасные отходы», поэтому под лицензирование однозначно не попадает деятельность по обращению с отходами V класса опасности.

Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. Первые восемь знаков кода вида отходов используются для кодирования происхождения видов отходов и их состава. Девятый и десятый знаки кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода, а одиннадцатый знак кода — для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Если в одиннадцатом знаке кода стоит «0», то это значит, что мы имеем дело с блоком, типом, подтипом, группой, подгруппой отходов.

К предустановленному в ФККО классу опасности следует относиться с достаточной осторожностью и иронией. С осторожностью — потому что, это не «истина в последней инстанции», а с иронией – потому что, в определении классов опасности есть очевидные противоречия. Например, как может одно и тоже вещество, но из разных источников иметь разный класс опасности? Кроме этого, один и тот же отход органично может быть отнесен к разным кодам ФККО.

На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт, этого требует Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (п.3 ст.14). Форма паспорта, а также порядок паспортизации отходов определен в Постановлении правительства от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности». Существует также форма паспорта отходов по ГОСТ Р 53691-2009 «Паспорт отхода I — IV класса опасности. Основные требования» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст). Однако, это добровольный стандарт и эта форма фактически находится вне правого поля и смысла не имеет.

Фактически, в настоящее время класс опасности отходов установлен в ФККО. Определять класс опасности придется лишь в том случае, когда отходы не включены в классификационный каталог (вы не сумели идентифицировать свои отходы с формулировками ФККО). Тогда необходимо провести исследование этих материалов (отходов) на токсичность, взрывоопасность, пожароопасность, реакционную способностью и содержание возбудителей инфекционных заболеваний. Класс опасности устанавливается на основании «Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 декабря 2014 г. № 536. Результаты исследований отражаются в Исходных сведениях об отходе, которые представляются в территориальные органы Росприроднадзора для получения подтверждения класса опасности отхода для окружающей природной среды.

Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды оформляется на каждый вид отходов. Паспорт опасного отхода составляется только на отходы I-IV класса опасности, действует бессрочно. Согласовывать или утверждать паспорт в органах Росприроднадзора не требуется, но необходимо направить туда заверенную копию паспорта вместе с подтверждающими документами (расчет класса опасности и т.д.).

В подавляющем большинстве случаев, факт наличия Паспорта отхода I-IV класса опасности хотя бы по одному виду отходов, принимаемому на предприятии, означает необходимость лицензирования.

Контрабанда мусора

Государство вынуждено жёстко контролировать процессы утилизации отходов различных классов. Главная причина, по которой нельзя ослаблять контроль, – стремление некоторых предприятий перерабатывать 4-ый класс утиля, выдавая его за 5-й.

5-ю группу перерабатывать проще и дешевле, поэтому некоторые компании решаются идти на обман. Контролирующие органы при обнаружении нарушения налагают на нарушившую правила и законы организацию штраф.

Ещё несколько десятков лет назад никто не мог и предположить, что отходы станут главной проблемой человечества, способной привести мир к экологическому коллапсу.

В XXI веке люди знают, что такое отходы, и как к ним относиться. Беда в том, что многие граждане и правительства не спешат прислушаться к голосу разума и не стремятся к сохранению экологии.

Утилизация мусора 5-го и других классов – забота государства и каждого отдельного гражданина. Относясь к вопросу безответственно, мы рискуем превратить нашу голубую планету в один большой зловонный полигон.

Требуется ли паспорт для мусора 5-го класса?

Согласно инструкции по обращению с утилём 5-го класса, данная категория не нуждается в паспортизации. Чтобы подтвердить принадлежность к группе 5, контролирующим органам нужно предъявить обязательные документы:

  • акт отбора;
  • протокол прохождения биотестирования;
  • анализ КХА

Компании, утилизирующие неопасную группу отходов, единожды в году сдают тех. отчёт по обращению с мусором. Периодичность и правила составления отчёта регламентируются законодательными актами:

  • № 89-ФЗ, отредактированный 29 июня 2015 года;
  • приказ №349 Министерства природы Российской Федерации от 05 августа 2014 года.

Отчётом должно быть подтверждено:

  • принадлежность отходов к определённому классу;
  • использование и передача юридическому лицу.

Законодательством предусмотрен учёт всех объектов, которые оказывают негативное воздействие на природу. Каждому объекту присваивается установленная степень риска. Все компании находятся под надзором государства. Наиболее вредные объекты контролируются ежегодно.

Перевозка отходов производства — знаки опасности

В соответствии с пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 (далее — Правила N 272), перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и указанными Правилами. В подпункте 5.2.2.2.2 пункта 5.2.2.2 Главы 5.2 «Маркировка и знаки опасности» Приложения В ДОПОГ содержатся Образцы знаков опасности, которые должны быть установлены на транспортных средствах заявителя в соответствии с заявленными типами отходов производства и потребления, а именно, знак N 9 — опасность класса 9 «Прочие опасные вещества и изделия».

Кроме того, транспортные средства должны быть снабжены табличкой оранжевого цвета с идентификационным номером опасности и номером ООН, пример которой содержится в подпункте 5.3.2.2.3 пункта 5.3.2.2 Главы 5.3 «Размещение информационных табло и маркировки на контейнерах, МЭГК, MEMU, контейнерах-цистернах, переносных цистернах и транспортных средствах» Приложения В ДОПОГ. Идентификационный номер опасности и номер ООН должны состоять из цифр черного цвета высотой 100 мм и толщиной линий 15 мм. Номер ООН должен указываться в нижней части таблички, а идентификационный номер опасности – в верхней. Они должны разделяться черной горизонтальной линией толщиной 15 мм, пересекающей табличку на половине высоты (см. пункт 5.3.2.2.3). Идентификационный номер опасности и номер ООН должны быть нестираемыми и оставаться разборчивыми после пребывания в огне в течение 15 минут. Идентификационный номер опасности знака опасности транспортного средства — составляется из цифр: Идентификационный номер опасности состоит из двух или трех цифр. Как правило, цифры обозначают следующие виды опасности:
2 Выделение газа в результате давления или химической реакции
3 Воспламеняемость жидкостей (паров) и газов или самонагревающейся жидкости
4 Воспламеняемость твердых веществ или самонагревающегося твердого вещества
5 Окисляющий эффект (эффект интенсификации горения)
6 Токсичность или опасность инфекции
7 Радиоактивность
8 Коррозионная активность
9 Опасность самопроизвольной бурной реакции Номер ООН знака опасности транспортного средства — применяется в соответствии с приложением 2 Межгосударственного стандарт ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». В соответствии с подпунктами 5.3.1.3, 5.3.1.4.1 пункта 5.3.1 Главы 5.3 «Размещение информационных табло и маркировки на контейнерах, МЭГК, MEMU, контейнерах-цистернах, переносных цистернах и транспортных средствах» Приложения «В» ДОПОГ, если информационное табло, прикрепленные к контейнерам не видны снаружи перевозящих их транспортных средств, то такие же информационные табло должны также прикрепляться к обеим боковым сторонам и сзади транспортного средства. На транспортных средствах, перевозящих грузы насыпью/навалом, информационные табло должны размещаться на обеих боковых сторонах и сзади транспортного средства.

Условия транспортирования опасных отходов: разработанная инструкция по транспортированию отходов

Инструкция по транспортированию опасных отходов производства и потребления

1.Общие положения

1. Настоящая Инструкция по перевозке опасных отходов автомобильным транспортом создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1994 г. № 372, Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 г №73, с Приказом Минтранса РФ от 14.10.1999 №77 ( если транспортируется ТКО, то добавить — Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 ) и определяет основные условия к перевозке опасных отходов автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортированию и чрезвычайных обстоятельствах.

2. Организация перевозок

1. Общий контроль за сбором, транспортированием и передачей сторонним организациям образующихся на предприятии опасных отходов осуществляет инженер по охране окружающей среды.

2. Ответственным за транспортирование опасных отходов назначается водитель транспортного средства.

В обязанности ответственного лица за транспортирование груза входит:

  • соблюдение экологических требований и требований пожарной безопасности с момента погрузки отходов в транспортное средство и до момента их передачи на хранение (переработку) сторонним организациям;
  • обеспечение сохранности груза от места отправления до места назначения;
  • внешний осмотр (наблюдение за погрузкой и креплением груза) и контроль за приемкой опасных отходов в местах получения ( передачи) отходов;
  • сдача грузов по прибытии на место назначения.

3. Решение о допуске транспортного средства к перевозке опасных отходов принимается начальником транспортного цеха после технического осмотра транспортного средства.

4. Необходимость сопровождения специалистами транспортировки опасных отходов определяет инженер по охране окружающей среды. В тех случаях, когда сопровождение опасного груза возлагается на водителя автомобиля, последний должен быть проинструктирован начальником транспортного цеха. За инструктаж ответственность несет начальник транспортного цеха.

5. Принятие опасных грузов к перевозке и сдача их грузополучателю производится по весу или штучно.

3. Организация системы безопасности при транспортировке опасных отходов

1. Организация системы безопасности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, соблюдения условий транспортирования опасных отходов возлагается на транспортный цех, выполняющий перевозку опасных грузов, и грузополучателей.

2. Практические мероприятия по обеспечению системы безопасности осуществляются – транспортным цехом совместно с грузополучателями.

3. В случае возникновения инцидента при перевозке опасных отходов мероприятия по ликвидации инцидента и его последствий осуществляются согласно указаниям, приведенным в Плане действия в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов.

4. Контроль за погрузочно-разгрузочными операциями опасных отходов на транспортные средства ведет лицо — ответственное за транспортировку.

5. Погрузка, разгрузка и крепление опасных грузов на транспортном средстве осуществляются силами и средствами транспортного цеха с соблюдением всех мер предосторожности, не допуская толчков, ударов, чрезмерного давления на тару.

6. Погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые ручным способом, должны выполняться с соблюдением всех мер личной безопасности привлекаемого к выполнению этих работ персонала.

7. Использование грузозахватных устройств погрузочно-разгрузочных механизмов, создающих опасность повреждения тары и произвольное падение груза, не допускается.

8. Совместная перевозка отходов различных классов опасности на одном транспортном средстве разрешается только в пределах правил допустимой совместимости раздельного хранения отходов.

4. Ликвидация последствий аварий или инцидентов

1.Ответственный за обращением с опасными отходами разрабатывает План действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов при транспортировке опасных отходов.

2. В Плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов при транспортировке опасных отходов устанавливается порядок оповещения, принятия срочных мер по ликвидации последствий аварии, наличие средств индивидуальной защиты.

3. В случае аварийных инцидентов водитель и сопровождающее лицо могут действовать самостоятельно в ликвидации последствий инцидента. В случае возникновения чрезвычайной ситуации сопровождающее лицо или водитель обязаны вызвать аварийную бригаду.

4.В случае дорожно -транспортного происшествия ответственное лицо за перевозку опасного груза при необходимости вызывает аварийную бригаду.

Аварийная бригада, прибывшая на место аварии, в ходе ликвидации последствий должна принять все меры предосторожности и индивидуальной защиты.

5. Действия лица, сопровождающего груз (аварийной бригады) на месте происшествия аварии или инцидента включают: обнаружение и удаление поврежденной тары или рассыпанного опасного отхода; оповещение начальника транспортного цеха о случившейся аварии, инциденте.

6.Аварийная бригада, прибывшая на место аварии, инцидента должна обеспечить в случае необходимости эвакуации водителя; провести дезактивацию, дезинфекцию; обезвреживание места розлива, россыпи и т.п. опасного отхода, спецодежды; оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

7. Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь следующий инструмент и оборудование:

  • набор ручного инструмента для аварийного ремонта транспортного средства;
  • огнетушители, лопату и необходимый запас песка для ликвидации розливов нефтепродуктов и (или) тушения пожара;
  • не менее одного противооткатного упора на каждое транспортное средство, размеры упора должны соответствовать типу транспортного средства и диаметру его колес;
  • два фонаря автономного питания с мигающими (или 4 постоянными) огнями оранжевого цвета и должны быть сконструированы таким образом, чтобы использование не могло вызвать воспламенение перевозимых грузов;
  • аптечку.

8.Материал, из которого изготовлены тара и прокладочные материалы, выбираются с учетом свойств перевозимого опасного отхода и должен быть инертным или иметь инертное покрытие по отношению к опасному отходу.

9. Гофрированные и другие картонные ящики должны быть достаточно прочными, водоустойчивыми (сохранять при намокании механическую прочность).

10. Тара (упаковка) с опасными отходами должна быть надежно закреплена в кузов автомобиля.

5. Требования к водителям и персоналу, обслуживающему перевозки

1. Водитель транспортного средства при перевозке опасных отходов обязан соблюдать Правила дорожного движения, настоящую Инструкцию и пройти инструктаж.

2. Инструктаж водителей транспортных средств, занятых на перевозках опасных отходов, включает:

-изучение системы безопасности при перевозке опасных отходов, ознакомление со свойствами перевозимых опасных отходов и особенностями перевозки конкретного вида отхода;

-обучение действиям в случае инцидента (порядок действия, пожаротушение, дезинфекция и т.п.);

-порядок информирования соответствующих должностных лиц о происшедшем инциденте.

3. Водители, занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при назначении их на данный вид перевозок и предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных отходов.

4. В транспортных документах должна быть сделана отметка о прохождении водителем, назначаемым на перевозку опасных отходов, инструктажа и медицинского контроля.

5.К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и прошедшие инструктаж.

6. Водитель, осуществляющий перевозку опасных отходов, должен иметь при себе следующие транспортные документы:

— технический паспорт на транспортное средство, отметку о прохождении ТО;

— путевой лист с указанием маршрута перевозки;

— план действий в аварийной ситуации;

— товарно-транспортную накладную;

— адреса и телефоны должностных лиц организации, дежурных частей органов ГИБДД, расположенных по маршруту движения.

7. При поломке автомобиля в пути следования и невозможности устранения на месте силами водителя технической неисправности водитель должен вызвать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в организацию.

8. В случае возникновения инцидента водитель обязан:

— не допускать посторонних лиц к месту инцидента;

— при необходимости сообщить о случившемся инциденте в ближайший орган ГИБДД, вызвать скорую медицинскую помощь, аварийную бригаду, оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;

— в соответствии с Планом действий в аварийной ситуации принять меры по ликвидации последствий инцидента;

— по прибытии на место происшедшего инцидента представителей органов ГИБДД и здравоохранения проинформировать их о возможной опасности и принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый груз.

9. За время движения по маршруту перевозки водитель обязан периодически осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, а сопровождающее лицо (при его наличии) за креплением груза в кузове и за сохранностью тары.

Лицензируемые виды деятельности по обращению с отходами

В случае, когда производится работа с опасными отходами, следует определиться с видами деятельности, т.к. лицензированию подлежит только сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение опасных отходов.

В законе «Об отходах производства и потребления» есть определения некоторых видов деятельности:

  • размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
  • хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
  • захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
  • объект размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В ГОСТе 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (пункт 4.11) есть расширенной понятие:
объекты размещения отходов — полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Таким образом, размещение отходов может осуществляться только на объектах размещения отходов. Объекты размещения отходов подлежат регистрации в Государственном реестре объектов размещения отходов на основании Постановления Правительства от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

Временное накопление отходов на производственной площадке не считается размещением в случае, когда для этого не используется «специально оборудованное сооружение». Т.е. никак не может считаться размещением отходов накопление отходов в контейнерах или других емкостях. Склад готовой продукции не может считаться сооружением для размещения отходов, т.к. готовая продукция не может считаться отходом. Бетонированная площадка для накопления и временного хранения автомобильных шин и.т.д. может считаться объектом размещения отходов согласно определению в ГОСТе 30772-2001.

Следующие виды деятельности :

  • утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
  • обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Такие виды деятельности наиболее часто ведутся на предприятиях вторичных ресурсов.

Далее:

  • сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Определение этого термина также есть в ГОСТе 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (пункт 5.26):
сбор отходов — деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

ГОСТ 25916-83 «Ресурсы материальные вторичные. Термины и определения» дает определение схожего термина:
сбор вторичного сырья — удаление вторичного сырья из мест образования и накопление его с целью последующего использования.

Следовательно, под сбором отходов следует понимать прием отходов непосредственным оператором. Транспортные компании сбор отходов не производят.

Однако возникает вопрос, является ли сбором отходов их накопление в контейнерах на производственной площади предприятия, на котором эти отходы образуются? Ведь в таком случае, лицензию должно иметь любое предприятие или организация, выбрасывающие свои отходы в контейнер. Однако в определениях есть термин «места образования». Если таким «местом образования» является производственная площадь, где стоит контейнер, то деятельность может называться накоплением отходов и не может называться сбором отходов. Мы же не считаем, что жители, выносящие свой мусор в контейнеры, занимаются сбором отходов…

Таким образом, сбором отходов занимаются организации, использующие отходы или вывозящие отходы к местам размещения. Т.е. предприятия вторичных ресурсов практически во всех случаях осуществляют лицензируемые виды деятельности.

Порядок получения лицензии на отходы

Работа с видами вторичного сырья, относящимся к опасным отходам, должна лицензироваться. Порядок лицензирования определен в Положении о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 1062 от 3 октября 2015 г.

Лицензирование проводят органы Росприроднадзора согласно «Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов», утвержденному приказом Ростехнадзора от 10 декабря 2007 г. № 848.

Алгоритм получения лицензии предприятием вторичных ресурсов

Лицензионные требования к деятельности по обращению с отходами

Заявляемая деятельность должна соответствовать лицензионным требованиям и условиям осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, а именно:
а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности;
д) для работ по размещению отходов I — IV классов опасности — проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I — IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Иными словами, к различным видам деятельности предъявляются разные лицензионные требования. Так, например, для получения лицензии только на утилизацию отходов необходимо:
— наличие необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений;
— наличие оборудования и специализированных установок;
— наличие у индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с отходами I — IV классов опасности.

Документы, требуемые для оформления лицензии

Для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, в котором указывает:
а) заявление о предоставлении лицензии (приложение 2) и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно:
— учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;
— свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
— свидетельство о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
— документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
а) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — перечень конкретных видов отходов I — IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I — IV классов опасности;
б) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
в) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
г) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
К заявлению прилагаются:
а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ;
б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;
в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам;
д) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I — IV классов опасности.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 40 п.2) требует, чтобы обязательным условием при выдаче лицензии было представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются на основании проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы, согласно статьям 22 и 42 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Выдача санитарно-эпидемиологического заключения осуществляется согласно «Порядку выдачи санитарно-эпидемиологических заключений», утвержденному приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. № 224. Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности.

Объекты должны соответствовать требованиям СанПиН 2.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». А если заявитель владеет полигоном твердых бытовых отходов, то и СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения не ограничен (бессрочно). Санитарно-эпидемиологические заключения подлежат переоформлению в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица или места жительства индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность.

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения в Территориальное Управление Роспотребнадзора предоставляются следующие документы (перечень документов может несколько отличаться в разных ТУ, некоторые документы из представленного списка могут не потребоваться):
а) заявку о проведении экспертизы и выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объектов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
б) копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
в) копию документа на право пользования помещением (договор аренды, свидетельство о праве собственности).
б) определение классов опасности для здоровья человека (паспорта опасного отхода);
в) экологическое обоснование деятельности по обращению с опасными отходами на предприятии;
г) акт комплексного обследования предприятия по вопросам выполнения санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления специалистами соответствующего отдела Роспотребнадзора (для действующих предприятий);
д) проект программы производственного контроля, составленной в соответствии с заявленными видами деятельности, санитарными правилами СП 1.1.1058-01 и предусматривающей контроль за соблюдением СанПиН, СП, ГН, МУ.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза

Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проводится согласно «Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок», утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. № 224. Срок проведения экспертизы не может превышать двух месяцев.

Проведение экспертизы по заявлениям осуществляется на договорной основе, стоимость в Москве — 9000 руб.

Особенности работы с отходами 5 класса опасности

Существуют специальные инструкции, определяющие порядок обращения с неопасными отходами. Они затрагивают вопросы, связанные с хранением, транспортировкой и утилизацией мусора.

Мнение эксперта Сергей Сафонов Эксперт по подбору всех видов лицензий. Готов к консультациям. Задать мне вопрос Нормативные требования предъявляются к площадкам и хранилищам, где временно размещается мусор.

Положения таковы:

  1. Месторасположение площадки должно быть таким, чтобы на нее приходилась более ветреная сторона сооружения.
  2. Защита мусорных баков производится при помощи установки специальных навесов.
  3. Покрытие хранилища должно быть твердым (бетонным или асфальтированным), чтобы предупредить попадание вредных веществ в почву.
  4. По всему периметру хранилища должен быть правильно оборудован сток воды.

За вывоз ТБО с площадок для временного хранения должны отвечать компании, имеющие соответствующую разрешительную документацию. Периодичность вывоза должна быть оговорена с самого начала, обязательно внесение информации по этому поводу в заключаемый договор.

Местом для вывоза обычно являются свалки и специальные полигоны. С развитием предприятий, ведущих переработку мусора с целью производства иной продукции, практикуется вывоз отходов к их хранилищам.

В населенных пунктах за обустройство придомовой территории, где в обязательном порядке устанавливаются контейнерные площадки, отвечает управляющая компания. С ней заключается договор, она же несет юридическую ответственность.

Мнение эксперта Сергей Сафонов Эксперт по подбору всех видов лицензий. Готов к консультациям. Задать мне вопрос Поскольку объемы мусора с каждым годом растут, проблема утилизации становится особенно актуальной. Свалки и захоронения – пережиток прошлого, с развитием технологий речь идет о новых способах обработки мусора.

Несмотря на отсутствие необходимости в получении лицензии на деятельность с отходами 5 категории, последние должны подвергаться учету и утилизироваться в соответствии с нормами. Все предприятия, продуктом существования которых также является неопасный мусор, ежегодно отчитываются перед государственными органами. Когда речь идет о 5 классе опасности, процедуры подтверждения такой категории в специализированной лаборатории не избежать.

Как подтвердить принадлежность отходов к 5 классу?

Когда предприятие проходит проверку, одним из документов, обязательных к предъявлению, будет подтверждение класса опасности. Получить официальный документ можно в лаборатории, которая проводит тщательное исследование предоставленного материала. Анализ учитывает сразу несколько показателей, чтобы классификация отражала действительную картину.

Кроме исследования состава, лаборатория может провести т.н. биотестирование – проверку токсичности мусора на простых живых организмах (дафниях, инфузориях). Итогом проверки будет протокол тестирования. Процедура является платной, но без ее результатов рассчитывать на успешное прохождение контроля со стороны Росприроднадзора не стоит.

Важно! Отсутствие подтверждающих документов может служить основанием для наказания руководства предприятия. Объясняется это размытостью границ между классами опасности (4 и 5).

Работа с отходами, относящимися к классу неопасных, не требует лицензирования. Но подтверждающие бумаги у организации должны быть на случай проверки. Вопрос о проведении лабораторных исследований каждое предприятие решает самостоятельно. Но ответственность здесь все равно предусмотрена.

Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов

Под взрывопожароопасными и химически опасными производственными объектами понимаются объекты, на которых, в частности используются (производятся, хранятся, перерабатываются) воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, представляющих опасность для окружающей среды.

Эксплуатация объектов IV класса опасности не лицензируется. Как правило, это касается предприятий вторичной черной и цветной металлургии.

Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности утверждено Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 492.

Лицензии выдает территориальный орган Ростехнадзора России.

Экспертиза промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности проводится согласно Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538.

Алексей Масленников
НП «ВторРесурс»

ПРИКАЗ

от 26 декабря 2019 года №01-17-35

Об утверждении Временной процедуры выдачи разрешений на перемещение относящихся к V классу опасности отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, на территории Ленинградской области

В целях реализации положения пункта 173 раздела II Исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением линейных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7.11.2016 №1138, пункта 139 раздела II Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 №403, пункта 130 Исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2017 №346, пункта 82 раздела II Исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.12.2016 №1504, подпункта 1 пункта 2.3-1 Положения о Комитете государственного экологического надзора Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 27.05.2014 №192 «О Комитете государственного экологического надзора Ленинградской области»

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить Временную процедуру выдачи разрешений на перемещение относящихся к V классу опасности отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, на территории Ленинградской области согласно приложению к настоящему приказу.
  2. Настоящий приказ вступает в силу с 1.02.2020 года и действует до момента вступления в законную силу нормативного правового акта, утвержадеющего Административный регламент предоставления государственной устуги по выдаче разрешения на перемещение относящихся к V классу опасности отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, на территории Ленинградской области.
  3. Консультанту Комитета ознакомить руководителей структурных подразделений Комитете с настоящим приказом.
  4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

И.о. председателя Комитета Н.А. Борисов

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *