Кому принадлежат контейнерные площадки для мусора?

Когда собирается слишком много мусора,

самое лучшее — убрать его.

Джонатан Келлерман (Ледяное сердце)

С 01 января 2019 года во всех регионах страны начинают работать региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – РО по ТКО). А услуга, которая ранее называлась вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) и ранее входила в состав работ по содержанию жилья, теперь полностью перешла в разряд коммунальных услуг: коммунальная услуга по обращению с ТКО. Переходный период, установленный нормативно-правовыми актами для субъектов РФ, органов местного самоуправления (ОМСУ), региональных операторов по ТКО и организаций ЖКХ для перехода на новые условия, закончится как раз 01 января 2019 года.

Ранее в нашем блоге неоднократно публиковались статьи на эту тему: и .

Сегодня в нашей статье мы рассмотрим вопрос о том, кто же обязан оборудовать контейнерную площадку и установить контейнеры для сбора ТКО для многоквартирных домов (МКД).

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Правительством РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее – Правила 354) к коммунальным услугам относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 1 Федерального закона № 89-Фз от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон 89) обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон 131) вопросы организации сбора (в том числе раздельного сбора), установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов относятся к компетенции органов местного самоуправления (ст. ст. 14-16).

В соответствии с пунктом 4 ст. 13.4 Закона 89 органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

На основании ст. 6 Закона 89 в полномочия субъекта Федерации входит разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 6 ст. 13.3. Закона 89 территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта РФ для всеобщего и бесплатного доступа.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, в соответствии с которым утверждены Правила обращения с отходами, установлены следующие понятия:

  • «контейнер» — мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;

  • «контейнерная площадка» — место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства РФ в области охраны окружающей среды и законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Согласно п. 13 Правил 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.

При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

В случае нарушения прав граждан или юридических лиц, а также норм действующего законодательства действиями или бездействием, нормативно-правовыми актами или решениями государственных органов власти субъекта РФ или ОМСУ при согласовании мест накопления ТКО либо утверждении территориальной схемы, указанные граждане и юридические лица имеют право на обжалование незаконных действий или решений (нормативно-правовых актов) в судебном порядке.

А что же сказано про обязанности управляющих организаций по этому вопросу в Правилах содержания имущества и других НПА?

Правила содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. (далее – Правила 491).

Пункт 11. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и:

д-1) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности;

д-2) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее – Перечень 290).

Пункт 24. Работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее — придомовая территория), в холодный период года, в том числе и:

  • очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества МКД;

Пункт 25. Работы по содержанию придомовой территории в теплый период года, в том числе и:

  • очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома;

Пункт 26(1). Работы по содержанию мест накопления ТКО, в том числе и:

  • организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила 170).
Пункт 3.7.1. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе:

  • установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;

  • организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;

  • свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;

  • содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Хотя правомерность применения Правил 170 под большим вопросом, который мы разбирали в нашей статье , но суды и органы государственного жилищного надзора (ГЖН) думают иначе и активно применяют их в своей деятельности.

Исходя из вышеуказанных норм, оборудование контейнерной площадки и приобретение контейнеров для сбора ТКО не входит в обязанности управляющей организации. Обязать это сделать могут при условии:

  1. Надлежащем оформлении границ придомовой территории и земельного участка придомовой территории в собственность собственников помещений МКД (до такого оформления земельный участок находится в собственности муниципального образования);

  2. Принятии решения общим собранием МКД об оборудовании контейнерной площадки, приобретении контейнеров и порядке и размер финансирования этих мероприятий;

  3. Включение (согласование) места сбора ТКО (контейнерной площадки) на придомовой территории в территориальную схему обращения с отходами.

При изучении судебной практики выяснилось, что нашлись умные головы в ОМСУ и органах ГЖН, которые попытались возложить (ничего нового, да?) на всемогущие и богатые управляющие организации обязанности по оборудованию контейнерных площадок и приобретению контейнеров. Этим светлым головам невдомек, что любые работы и приобретение имущества (контейнеров для сбора ТКО) требуют определенных финансовых затрат. Им даже неважно, что собственники не принимали решения финансировать такие работы и покупки, которые не являются обязательными в силу норм закона. А за счет каких средств управляющая организация должна сделать это, никому из них неинтересно. Потом те же светлые головы в ГЖН составят протокол в отношении УО за нецелевое использование средств собственников при очередной жалобе.

Судебная практика по рассматриваемому вопросу следующая.

Определение ВС РФ от 23 июня 2016 г. № 310-ЭС16-3721: Управа Коминтерновского района городского округа город Воронеж решила в исковом порядке возложить обязанности по оборудованию контейнерной площадки и приобретению контейнеров на управляющую организацию. Суд прекратил производство по делу из-за неподведомственности его арбитражному суду.

При этом ВС указал: «Суд исходил из того, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды; бытовые отходы образуются в результате жизнедеятельности собственников помещений дома, следовательно, спор в настоящем деле возник из экологических правоотношений и направлен на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Постановление 17ААС от 18 января 2018 г. № 17АП-17635/2017-АКпо делу № А60-32385/2017: признано незаконным предписание органа ГЖН, которым управляющая организация обязывалась обеспечить оборудование контейнерной площадки для установки мусоросборников; обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых бытовых отходов; обеспечить установку специально отведенных площадок или бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов. В данном деле имелась ссылка на вступившее в законную силу суда общей юрисдикции по иску прокурора к администрации города, которым эти обязанности возложены на ОМСУ.

Решение Артемовского городского суда Свердловской области от 11 июня 2014 года по делу № 2-627/2014: удовлетворены требования Артемовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Артемовского городского округа об обязании организовать ликвидацию контейнерных площадок, а также в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обустроить в соответствии с требованиями СанПиН площадки для установки контейнеров и установить на них мусорные контейнеры в районе жилых домов по перечисленным адресам.

Апелляционное определение Московского областного суда от 20 марта 2018 г. по делу № 33-11232/18: по иску собственника к ГБУ «Жилищник» о взыскании ущерба поврежденному автомобилю, который причинен в результате обрушения ненадлежаще оборудованной контейнерной площадки. Суд указал, что обязанность по оборудованию площадки возложена законом на ответчика, но ущерб причинен в связи с ураганным ветром и ливневым дождем, повредившим площадку и автомобиль, поэтому в иске отказано.

Постановление 1ААС от 28 мая 2018 г. по делу № А43-13961/2017: «…С учетом приведенных выше положений статьи 161, 162 Жилищного Кодекса, а также Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.03.20103 № 170, обязанность по оборудованию контейнерных площадок для мусорных контейнеров лежит на домоуправляющей компании, которой в рассматриваемом случае, является ООО «Дзержинская управляющая компания № 4». Судом взыскан ущерб в порядке суброгации в пользу страховой компании из-за того, что контейнер повредил застрахованный автомобиль. Контейнерная площадка была не оборудована надлежащим образом.

Обнадеживает, что органы Прокуратуры и в большей части суды считают все-таки ОМСУ ответственными за оборудование контейнерных площадок и установку контейнеров на улицах городов и иных поселений. Хотя некоторые попытки судов сделать опять таки ответственными за это управляющие организации заставляют сомневаться в том, что можно как-то изжить эту нехорошую привычку из нашей действительности…

Компания «Бурмистр.ру» предлагает своим клиентам юридическое обслуживание. Целый штат профессиональных юристов поможет разобраться в любом вопросе. Вся информация .

С уважением, Ильмира Носик.

Содержание и обслуживание контейнерных площадок для сбора мусора

После того как площадка оборудована и введена в эксплуатацию, за ее содержание отвечает управляющая компания.

ПП РФ № 491 от 13.08.2006 регулирует содержание мест сбора ТБО. Согласно ему организация места и содержание возлагается на управляющую компанию.

Вывозит мусор специализированный автомобиль регионального оператора.

Обязанности разделены и должны выполняться неукоснительно. При нарушениях жильцы могут обратиться с жалобой в администрацию населенного пункта.

Требования СанПиН к контейнерным площадкам для мусора

Согласно актам СанПиН утвержден ряд правил, которые выполняют при обустройстве нового участка для сбора отходов.

В них входят следующие положения:

  • При выборе места жильцы получают разрешение от архитектора, сотрудника СЭС и ЖКХ.
  • СанПиНом установлено, что количество баков на одной площадке не может быть больше 5. Дополнительная установка контейнеров запрещена, так как сложно поддерживать чистоту вокруг и проводить регулярные санобработки. Число баков определяется количеством жильцов и объемом отходов.
  • Участок должен быть забетонирован или заасфальтирован, расположен под минимальным углом для упрощения транспортировки баков. Подъезд освобождают для беспрепятственного движения спецтранспорта.
  • Участок должен быть огорожен. С 3 сторон устанавливаются бордюры, зеленые насаждения, ограда высотой больше 1 м.
  • Обязательное условие — наличие крышки. Она должна плотно прилегать к бакам, не допуская попадания осадков, а также защищать содержимое от животных и ветра.
  • Дистанция от места хранения мусора до зданий — 20-100 м.

Постановление No 1039 вступило в силу 1.01.2019. Согласно ему подобные сооружения должны быть внесены в единый реестр. Издержки за исполнение обязательств несут ОМС. Согласно закону участки выделяются на государственной земле.

Чтобы узаконить площадку, нужно выполнить такие действия:

  • Компания направляет письменный документ в местные органы управления с требованием организовать место для сбора ТКО.
  • Дождаться положительного решения.
  • Управляющая компания занимается оформлением, а по окончании работ подает данные для внесения в единый реестр.

При положительном решении можно начать эксплуатацию. При отказе управляющая компания устраняет недочеты и отправляет заявку повторно.

Указывается:

  • Точный адрес размещения и схема. Нужна карта с указанием координат.
  • Информация о технических характеристиках.
  • Данные о собственнике участка.
  • Сведения об источнике образования мусора.

Чтобы органы местного самоуправления одобрили заявку с первого раза, нужно предоставить максимально подробную информацию и подготовить участок согласно всем предъявленным требованиям.

Площадки под ТБО

ТБО из придомовых участков вывозятся по графику на заводы, перерабатывающие мусор, или полигоны, предназначенные для сбора отходов. Вывозят ТБО специализированным транспортом.

Строительные отходы отправляют на оборудованные полигоны. Мусор, который нельзя утилизировать, вывозится на специальные хранилища, где обеззараживается и подлежит захоронению (путем заглубления в грунт).

Общие требования:

  • главные объекты — многоквартирные дома и частный сектор, места для культурного отдыха, территории заводов, предприятий, организаций, парки, скверы;
  • обязательные объекты — организации здравоохранения (больницы, стационары, санатории) и пляжи;
  • места должны быть специально оборудованы, баки водонепроницаемые с крышкой;
  • число контейнеров на участках рассчитывается с учетом количества жильцов и объема мусора, собранного за определенное время.

Площадки, согласно ГОСТу, обязательно нужно заасфальтировать или забетонировать. Участок рядом с контейнерами огораживают с 3 сторон.

Если у контейнеров нет крышек, то ограждения делают с перекрытием, чтобы влага не проникала в баки и не провоцировала преждевременное гниение.

Сейчас разные организации могут предложить услуги по строительству площадок для мусора под ключ любых размеров и цветов.

Маленькие площадки вмещают 2 контейнера, крупные — до 6 баков.

Расстояние до детской площадки

Участки для сбора отходов нельзя располагать рядом с детскими площадками. Это одно из требований СанПиНа. Мусорные контейнеры должны находиться на расстоянии не ближе 20 м.

Если рядом с участком для сбора ТКО есть пешеходная дорожка, то расстояние рассчитывается от ее наружного края.

Расстояние до общественных зданий

В каждом городе существуют здания, которые ежедневно посещают много людей. Мусорные контейнеры устанавливают таким образом, чтобы посторонние не имели к ним доступ.

Устанавливаются они на задних дворах вдали от зданий. Обязательно нужно предусмотреть подъезд для спецтранспорта.

Если нет возможности поставить баки в 20 м, то расстояние можно сократить до 9. Но место для сбора отходов обустраивают таким образом, чтобы прохожие не имели к нему доступа.

Вывозят отходы по графику, установленному региональным оператором.

Расположение контейнеров для мусора в частном секторе

СНиП 30-02-97 разрешает самостоятельно выбрать место для установки мусорных контейнеров жителям частного сектора. Площадка располагается не ближе 10 м от приусадебных участков и не дальше 100 м. Обязательно наличие ограждений, так как бродячих животных в частном секторе больше.

После согласования места обслуживающая компания:

  • обустраивает участок для сбора ТКО;
  • вывозит мусор на специализированном автомобиле;
  • регулярно убирает территорию;
  • расчищает место для подъезда.

Хозяева частных жилых домов могут избавиться от органических отходов, захоронив их на участке, а неорганический мусор выбросить в бак на улице.

В сельской местности и поселках городского типа

СНТ (садовые некоммерческие товарищества), поселения городского типа, ГСК (гаражно-строительные кооперативы) собирают мусор на отведенных участках. Размещают баки вблизи домов, чтобы жильцам не пришлось далеко ходить.

Нормы установки мусорных контейнеров в частном секторе сельской местности регулируются законодательством. Нередки следующие нарушения:

  • Установка наполнителей на расстоянии менее 9 м от газораспределителя и электростанции.
  • Размещение возле трассы и железной дороги. Площадка ограждается со стороны трассы и должна быть не ближе чем в 20 м от них.

Если в поселке есть лесной массив, или он является частью заповедника, то перед установкой нужно получить разрешение от природоохранной организации.

Управляющая компания должна регулярно вывозить мусор из баков, следить за чистотой на площадке в деревне.

Несанкционированный выброс мусора грозит нарушителю штрафом.

Установка контейнеров и урн для мусора на территории организаций

Мусорные баки возле магазинов и организаций устанавливаются с учетом норм СанПиНа. Мусорные контейнеры должны находиться на расстоянии не ближе 20 м.

Руководители обязаны следить за чистотой на территории и установить урны для посетителей. Нарушением является урна, заполненная больше чем на ⅔. За это руководителю может быть выписан административный штраф.

Участки для сбора отходов для организаций и магазинов выделяются на заднем дворе. Посторонние не должны иметь доступа к мусорным бакам.

Руководитель организации заключает договор с региональным оператором на вывоз мусора по графику.

Удаленность от садика, школы

Не всегда в детском саду или школе есть отдельный двор для хозяйственной деятельности. Если такого места нет, то участок под площадку для сбора мусора выбирается согласно нормам СанПиН, согласовывается с управляющей компанией, администрацией населенного пункта.

Мусоросборник должен быть удален не менее чем на 20 м от места, где ходят дети. Желательно выбрать участок на заднем дворе — там, где никто не ходит. Таким образом место для сбора отходов удаляется от здания и детских площадок.

Подъезд к бакам осуществляется не по основному двору, а через отдельные ворота.

Сбор, хранение и утилизация отходов в медучреждениях

СанПиН 2.1.7.2790-10 регулирует сбор ТБО в медучреждениях.

Так как часть отходов является опасными, мусорные баки должны быть надежно защищены.

Площадки для сбора мусора обустраивают не ближе, чем в 50 метрах от здания больницы.

Вывозят мусор по графику в установленное время. Собранные отходы перевозят на специализированных машинах до места утилизации и захоронения.

Кто отвечает за обслуживание мусорных контейнеров

Согласно законодательству ответственными за обустройство площадок для мусора являются органы местного самоуправления.

Ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ гласит, что вывоз ТКО является платной услугой. Оказывает ее региональный оператор, который устанавливает график вывоза мусора и фиксированную цену за работу.

ПП РФ № 1156 регламентирует работу регионального оператора — сбор, транспортировку, уничтожение отходов.

За содержание площадки отвечает управляющая компания. Регулярно проводится очистка и санитарная обработка участка. До недавнего времени за уборку отвечал собственник земли.

Меры безопасности, ограждение контейнерной площадки

Железные баки часто похищаются асоциальными элементами для сдачи в пункты приема металлолома. Во избежание подобных инцидентов управляющие компании вынуждены прибегать к защитным мерам:

  • Возводятся ограждения с воротами на участках. Жильцы могут беспрепятственно выбрасывать мусор, но возможности вынести бак нет.
  • Устанавливаются замки. Ключи есть только у водителей специализированных автомобилей, занимающихся вывозом ТБО и ТКО.
  • На баках устанавливается клеймо управляющей компании. Это защищает от использования контейнеров в других местах или сдачи их в металлолом.
  • Устанавливается сигнализация.
  • Ведется видеонаблюдение.

Обычно эти меры предотвращают кражу баков. Управляющие компании ведут строгий учет, а за отсутствие нужного количества контейнеров взимаются административные штрафы.

Ограждения участков — важная часть сооружения. Рекомендации по их обустройству:

  • лучшим и самым доступным материалом является металлопрофиль;
  • высота от 1 до 2,5 метров, как требуют нормы СанПиНа;
  • конструкции могут быть с крышей и без нее, но баки должны быть ограждены с 3-х сторон.

Обычно обустраиваются простые варианты на 2 бака и более надежные с заборами.

Виды емкостей для сбора отходов

Резервуары делятся на 3 основных вида, среди которых контейнеры, накопители, урны. Существует деление на группы по предназначению, объемам и материалам изготовления.

По предназначению

Строительные компании изготавливают контейнеры для разных целей. Баки бывают:

  • изготовленные для определенных целей — различаются по размерам, качеству, форме;
  • предназначенные для хранения ТБО;
  • созданные для перевозки крупногабаритного мусора.

Контейнеры должны быть прочными и качественными.

По объему

Размер зависит от места использования. Контейнеры бывают:

  1. Пластиковые. Используются они в частном секторе, бывают разных размеров. Это небольшие баки объемом от 60 до 320 литров. Устанавливаются они возле приусадебных участков, требуют частого опустошения.
  2. Старого образца. Их вместительность — 0,5-0,7 м³. Встречаются они в небольших населенных пунктах и постепенно изымаются из эксплуатации.
  3. Новая модель — евроконтейнеры. Это сделанный из металла оцинкованный бак. Этот вариант становится популярным не только в России. Объем бака 1,1-1,3 м³, есть крышка.
  4. Крупные контейнеры объемом 2,5-5 м³. Используются они для сбора раздельного и производственного мусора.
  5. Баки-лодочки объемом 1,3-15 м³. Используются они строительными компаниями или при выполнении монтажных работ.
  6. Для крупногабаритного мусора используют объемную тару вместимостью 1,9-40,3 м³.

Различаются модификации контейнеров в зависимости от производителя и стандартов его работы.

Материалы изготовления

Популярны металлические и пластиковые баки. Первый вариант более долговечный, но и у пластикового аналога достоинств немало.

Преимущества пластиковых контейнеров:

  • небольшой вес;
  • удобные формы;
  • подходят для частного сектора;
  • не ржавеют;
  • не реагируют на перепады температуры;
  • прочные;
  • удобны в транспортировке.

Из недостатков отмечают размеры — крупногабаритный мусор в них не поместится.

Достоинства металлических баков:

  • универсальные — можно использовать для любого вида отходов;
  • срок годности намного дольше, чем у пластиковых аналогов;
  • разнообразие форм;
  • возможность защиты от коррозии;
  • объем от 0,5 до 15 м³.

Из недостатков отмечают габариты и вес. Но большинство организаций не обращают на это внимание.

Особенности расположения мусорных контейнеров

Перед оборудованием участка изучают правила установки мусорных контейнеров. Законодательные акты четко регламентируют границы. При несоблюдении любого из пунктов можно написать жалобу.

Важно учитывать удаленность площадки для ТКО от людных мест. Рекомендуемые расстояния до:

  • Учреждений здравоохранения — 50 м.
  • Магазинов и развлекательных комплексов — 30 м.
  • Парков, зон отдыха, скверов — 50 м. 1 накопитель устанавливается на 4000 м².

Нельзя устанавливать накопители возле автомагистралей, пешеходных дорожек, на узких улицах. Возможна временная установка баков на участках со строительными работами, но не дольше чем на 24 часа.

Нормы СанПиН на установку мусорных контейнеров

Разлагающийся мусор приводит к распространению зловония, что привлекает разных зверей (кошек и собак), насекомых.

Санитарно-эпидемиологические нормы 42-128-4690-88 помогают разобраться с правилами установки баков. Это касается не только придомовых территорий, но и мест, которые активно посещают люди.

Участки для сбора мусора организовывают не только возле домов, но и магазинов, разных предприятий, лечебных учреждений, парков.

СанПиН 2.1.2.2645-10 регулирует, где устанавливаются накопители, и периодичность их опустошения.

Баки должны опустошаться ежедневно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *