Какие организации работают по 44 ФЗ?

Государственный заказчик по 44 ФЗ — это юридическое лицо, которое обязано руководствоваться положениями закона о контрактной системе, чтобы закупить товары, работы или услуги.

Как определяет 44-ФЗ госзаказчиков

Федеральный закон № 44-ФЗ содержит три термина, обозначающие лиц, которые применяют в своей закупочной деятельности этот закон:

  • госзаказчик;
  • муниципальный заказчик;
  • заказчик.

В п. 5 ст. 3 44-ФЗ прописано понятие «госзаказчик». В эту категорию входят:

  • государственные органы;
  • госкорпорация «Росатом»;
  • госкорпорация «Роскосмос»;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • казенные учреждения.

Эти организации роднит то, что все они действуют от имени Российской Федерации или отдельного субъекта Российской Федерации и в своих контрактах расходуют средства бюджетов государственного или регионального уровней. Заказчик — обобщающее понятие, заказчиком по закону №44-ФЗ, по общему правилу, являются как госзаказчики, так и муниципальные, бюджетные учреждения, унитарные предприятия и прочие юридические лица, которые на временной или постоянной основе расходуют бюджетные средства. Муниципальный заказчик — это орган муниципальной власти или муниципальное казенное учреждение. Эти организации выступают от имени отдельных муниципалитетов и расходуют муниципальные бюджеты.

Что делают госзаказчики

Контрактная система нацелена на то, чтобы бюджетные деньги расходовались максимально прозрачно и эффективно. Госзаказчики по 44-ФЗ:

  • заранее планируют закупочную деятельность, для этого законом предусмотрены планы-графики, составление которых является обязательным;
  • работают открыто и прозрачно: информация об организации и ходе тендеров публикуется в открытом доступе в ЕИС. Это правило не касается только закрытых процедур, где сохранение секретности необходимо в интересах государственной безопасности;
  • следуют ограничениям, которые установлены законом: соблюдать национальный режим закупок, проводить определенное количество закупок у СМП и СОНО, придерживаться правил нормирования закупок;
  • обязаны добросовестно относиться к исполнению контрактов, не только выполнять все установленные условия, но и мотивировать к этому контрагентов: своевременно выставлять штрафы и пени в случае нарушений, профессионально принимать результаты исполнения.

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Обеспечение заявки

Чтобы участвовать в тендере подрядчику необходимо внести средства для обеспечения заявки. Это своеобразная гарантия выполнения исполнителем взятых на себя обязательств и свидетельство того, что у подрядчика есть средства для выполнения заказа.

Если исполнитель отказывается от заключения договора — сумма переводится заказчику в качестве компенсации, а поставщика включают в РНП, в соответствии со ст. 104 ч. 2.

Обеспечить заявку можно двумя способами: денежными средствами (перевод суммы на спецсчет) или банковской гарантией.

Участники закупок могут выбрать конкретный способ по своему усмотрению. Но спецсчет нужно открывать обязательно, без него не подать заявку. Подробно о том, что такое спецсчет и для чего он нужен.

Перевод суммы на спецсчет

Оформляя закупку, заказчик указывает размер обеспечения заявки и условия, на которых оно принимается.

Важно! Рекомендуем переводить средства заранее и прикрепить подтверждение перевода к документам на участие. Иначе если средства не поступят до рассмотрения заказчиком заявок — обеспечение сочтется не внесенным.

Размер обеспечения составляет от 0,5 до 5% от НМЦК (ст. 44 44-ФЗ):

  • 0,5%-1% от НМЦК при НМЦК до 20 млн. рублей;
  • 0,5%-5% от НМЦК, если НМЦК больше 20 млн. рублей.

Банковская гарантия

Что такое банковская гарантия? Это способ обеспечения обязательств, при котором банк обязуется выплатить сумму обеспечения, если возникнут каких-либо проблемы с исполнением подрядчиком своих обязательств.

Но гарантия должна быть безотзывной, чтобы сумма из БГ безоговорочно была переведена заказчику после срыва контракта.

Перечень банков, которые могут выдать гарантию, можно посмотреть на сайте Минфина, он постоянно меняется. Установлен и размер неустойки, по 44-ФЗ он составляет 0,1% от суммы НМЦК.

Заключение контракта

Согласно статье 34 44-ФЗ, договор содержит:

  • предмет договора — это описание объекта закупки по 44-ФЗ
  • стоимость;
  • форма договора;
  • способ оплаты и приема результата;
  • права и обязанности участников;
  • их ответственность.

Цена объекта закупки остается неизменной в течение всего срока реализации контракта.

Менять его условия можно, согласно ст. 95 44-ФЗ, но в следующих случаях:

  1. НМЦК снижена единственным поставщиком при прежнем объеме продукции или услуг;
  2. Увеличен или уменьшен объем закупки — до 10%;
  3. Изменились условия финансирования;
  4. Исполнитель предлагает услуги или продукцию более высокого качества.

Сроки заключения договоров

Нарушение сроков и иных важных условий 44-ФЗ влечет привлечение к ответственности и занесение информации о предприятии, либо ИП в реестр недобросовестных контрагентов: поставщиков (РНП).

Закон регламентирует следующие сроки:

  • размещение проекта договора заказчиком в течение 5 дней;
  • по итогам электронной закупки нужно подписать договор на протяжении 5 дней;
  • подписанные договор публикуется заказчиком в срок до 3 дней;
  • при запросах котировок и предложений итоговые сроки плавающие — от 7 дней;
  • при открытых аукционах и конкурсах — от 10 дней.

Сроки указаны без учета выходных дней. Важно учитывать:

  • если поставщик предоставил не всю документацию заказчику, то это может рассматриваться, как уклонение от заключения соглашения. В такой ситуации заказчик имеет право взыскать расходы на тендер через суд;
  • если победитель передумал подписывать договор или нарушил сроки, то заказчик обращается к исполнителю, который занял второе место. Такой отказ не предусматривает никаких санкций. Конкурс объявляется несостоявшимся.

После заключения контракта наступает непосредственно сам процесс реализации заказа. Когда работы выполнены — осталось дождаться приемки. Исполнитель оповещает заказчика о завершении работ, а он составляет отчет.

По результатам он передает подрядчику акт выполненных работ, накладную или обоснованный отказ. Исполнитель может его оспорить.

Разрешение спорных моментов

По результатам выигранного тендера исполнитель может обнаружить не соответствующую заявленной изначально информацию: другая цена, объем, сроки и др. Ему нужно в течение 5 дней со дня оглашения результатов закупок отправить заказчику протокол разногласий.

Помните, что протокол разногласий многие поставщики используют для того, чтобы умышленно растягивать время перед подписанием контракта. Это необходимо им, чтобы успеть получить банковскую гарантию или для других целей.

Для опытного заказчика такие манипуляции очевидны. Если это и пройдет в этот раз, то при следующих закупках он к вам вряд ли обратится. Позаботьтесь обо всем заранее, а если времени всё же не хватает — обращайтесь к нам! Заказчик рассматривает протокол на протяжении 3-х дней.

Расторжение соглашения

Если возникли разногласия после заключения договора и их урегулировать не удалось — возможно расторжение контракта (ст. 95 44-ФЗ):

  • по обоюдному согласию сторон;
  • в соответствии с решением суда;
  • одностороннего отказа (при наличии оснований).

Какие сферы вне закона 44-ФЗ

Принимать участие в тендерах по 44-ФЗ не могут:

  • международные финансовые организации;
  • компании или лица, оказывающие услуги в области юридической защиты судей, чиновников, других должностных лиц.

Нельзя закупать в рамках этого закона:

  • драгоценные металлы и камни для пополнения Госфонда;
  • неоплачиваемую помощь юридической защиты;
  • услуги избирательной комиссии.

Структура и редакции 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ принят в 2013 году, а начал работать с января 2014 года.

Последняя редакция с изменениями вступила в силу 1 июля 2020 года, но некоторые поправки начнут действовать только с 1 января 2021 года.

Ранее действовала последняя редакция 2019 года с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2020, именно по ней проводились закупки в 1 половине 2020 года — до июля. Теперь работает последняя редакция 2020 года, но до начала 2021 года правила могут вновь поменяться.

В полной версии 44-ФЗ «О контрактной системе” более ста статей, разделенных на главы.

Краткое содержание закона

  • Глава 1. Основные понятия, которыми оперирует закон о тендерах и принципы, на которых строится вся система торгов.
  • Глава 2. Посвящена процессам планирования, обоснования и общественного обсуждения закупок.
  • Глава 3. Осуществление закупок по 44-ФЗ. Подробно рассматривается процесс закупок, все процедуры от способов выбора поставщиков до расторжения контракта.
  • Глава 4. Анализ и оценка системы работы закупок.
  • Глава 5. О разных видах контроля, осуществляемых самим заказчиком или специальными органами, реестрах контрактов и недобросовестных поставщиков.
  • Глава 6. Описывает процесс подачи жалобы и ее рассмотрения, а также вопросы ответственности сторон.
  • Глава 7. Отдельные виды закупок: энергосервисные, оборонные заказы и другие виды тендеров.
  • Глава 8. Рассказывает, когда положения закона вступили в силу, какие из них ее утратили.

Скачать pdf-версию закона 44-ФЗ «О закупках» с изменениями 2020 и комментариями

Что определяет закон

Закон о закупках – объемный акт с большим количеством терминов, в него регулярно вносятся изменения. Но его содержание нужно знать любому поставщику, потому что он определяет:

  • порядок выбора поставщиков;
  • процедуры проведения всех видов закупок;
  • процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов.

Сфера охвата 44-ФЗ гораздо шире, но именно эти три пункта являются основополагающими как для поставщиков, так и для заказчиков.

От них зависит, найдут ли обе стороны контрагентов для своей организации, с которым может сложиться длительное сотрудничество, приносящее компании прибыль и успех, либо убыток и крах. Знать, что делать в обоих случаях крайне важно.

Чтобы вы не упустили никаких изменений и не запутались в юридических терминах, мы максимально упростили всю информацию и переписали ее простыми словами для новичков.

Если вы не хотите разбираться в юридических тонкостях или у вас нет на это времени — обращайтесь к нам. Мы обучим работе по 44 закону или поможем с участием в закупках. Оказываем полный спектр услуг по госзакупкам от А до Я, включая подготовку документов для участия в тендере, сопровождение подписания контракта.

Кто должен заниматься закупками

Закупки по 44-ФЗ проводятся в бюджетном учреждении через создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего. Контрактная служба призвана обеспечить реализацию всего закупочного цикла от планирования до получения результата, а также оценки эффективности проведенных учреждением закупочных мероприятий.

В качестве альтернативы создания отдельной службы выступает выбор и назначение управляющего. Перед тем как остановиться на одном из вариантов, заказчику следует обратиться к положениям ч. 1 ст. 38 44-ФЗ. Здесь сказано, что при объемах закупок более 100 млн р. в год заказчик обязан сформировать комиссию или контрактную службу. Если годовой объем закупок по плану-графику менее указанной величины, то достаточно назначить на должность контрактного управляющего.

Численность контрактной службы определяется исходя из потребностей заказчика и составляет как минимум 2 человека. Возглавить ее должен назначенный руководитель.

Особые случаи

По общему правилу, к госзаказчикам не относят организации, которые не получают деньги из бюджета. Существуют юридические лица, кто не относится к государственным заказчикам по 44 ФЗ, но обязаны проводить закупки по их правилам:

  • автономные учреждения, если они являются получателями средств из бюджетов любого уровня, направленных на капиталовложения в объекты госсобственности;
  • юридические лица, которым из бюджета предоставили субсидию;
  • юридические лица, которым предоставлена бюджетная инвестиция;
  • юридические лица, в том числе автономные, бюджетные учреждения, унитарные предприятия, которым государственные или муниципальные заказчики на основании безвозмездного соглашения передали часть полномочий. Полномочия передаются в рамках деятельности по бюджетному инвестированию в объекты капитального строительства государственной собственности или покупке объектов недвижимости.

Эти юрлица руководствуются законом о контрактной системе только в той части деятельности, которая направлена на расходование бюджетных средств или осуществляется в рамках переданных полномочий. Тратят собственные, внебюджетные, средства и работают вне полномочий они не по правилам 44-ФЗ.

Как проходит оплата поставщикам

Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

Где осуществляются закупки

В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.

Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС — единой информационной системе.

Удобная альтернатива ЕИС – система Тендерплан. Попробуйте БЕСПЛАТНО на 2 недели

Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков, в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеров по 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.

Полезно:

Официальный сайт ЕИС

Подробная инструкция по регистрации на ЕИС

Контроль в закупках

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион.

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *