Как перевести в другой класс?

Для многих родителей школьников настало время подумать о новой школе. Одни дети не вписались в коллектив, другим нужна углубленка по некоторым предметам. Третьи вошли в фазу активной подготовки к ЕГЭ (хотя, казалось бы, куда уж еще активнее!), и нужны подходящие учителя.

В общем, причин для смены школы может быть немало. Вот только ожидания родителей оправдываются не всегда. Эксперты Высшей школы экономики изучили опыт нескольких тысяч российских школьников и посмотрели, в каких случаях смена школы оправдывает себя.

ЭФФЕКТ БОЛЬШОЙ ЛЯГУШКИ

Ребенку скоро сдавать экзамены и поступать в вуз, а значит, нужно учебное заведение посильнее! Примерно так рассуждают родители — и переводят чадо в 10-й класс гимназии или лицея. И ждут, что уж теперь-то отпрыски встретят ЕГЭ во всеоружии. Но эффект может получиться совсем другим.

— В социологии есть такое понятие — эффект Большой лягушки в маленьком пруду, — рассказывает автор исследования Юлия Кузьмина, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ. — Этот эффект показывает, что ребенок из сильной школы оценивает свои возможности ниже, чем его сверстник из слабой. Хотя по уровню способностей они равны!

Простой пример. В обычной дворовой школе семиклассника Васю считают одаренным мальчиком — во время контрольной он решает и свой вариант, и соседа. Но если Вася переведется в физико-математический лицей, то там его запишут в отстающие — ведь он не читал последнего исследования нобелевского лауреата!

— У таких детей могут ухудшиться оценки, потому что учитель ориентируется не столько на знания ученика, сколько на то, лучше или хуже он остальных в классе, — продолжает Юлия Кузьмина. — Все это очень сказывается на самооценке школьника по тому или иному предмету. А от самооценки зависит многое другое, например, решение о поступлении в вуз и выбор будущей специальности.

Так стОит ли переводить ребенка в сильный класс? Только в том случае, если он не слишком отстает от будущих одноклассников. Тогда хороший результат соседа по парте не будет вгонять в тоску и самобичевание, а станет дополнительной мотивацией.

Но сама по себе учеба в сильном классе не повышает оценку на ЕГЭ. Так что не надо ждать, что троечник после двух лет в физматлицее наберет 100 баллов по математике.

Фото: Дмитрий Полухин

ПОБЕГ ОТ ЗАВЫШЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Казалось бы — ну не враг же родитель своему ребенку, чтобы переводить его в школу послабее? А вот и нет! Свои плюсы есть и в таком решении. Например, это поможет немного снизить стресс и учебную нагрузку на ребенка.

— В сильной школе ребенок может предъявлять к себе завышенные требования, которым не может соответствовать, — объясняет Юлия Кузьмина. — А это приводит к разочарованию и неудовлетворенности. В более слабой школе такой ученик будет чувствовать себя гораздо более уверенно.

Есть и нелегальные бонусы. В школе послабее подготовленному ученику будет проще получить медаль и аттестат с отличием. А за это, кстати, можно получить несколько бонусных баллов к ЕГЭ при поступлении в вуз.

Обсуждают родители и вот какой «плюс»: мол, в более слабой школе может быть проще сжульничать на Едином государственном экзамене. Именно на этом построен весь ЕГЭ-туризм в отдельных регионах! Выпускники специально переводятся в те школы, где есть договоренность с руководством, которое может закрывать глаза на списывание и махинации с интернетом. Но рассчитывать на это всерьез не стоит. В последние годы Рособрнадзор берет на карандаш всех, кто меняет школу в старших классах, следит за сдачей и проверяет их работы с особой тщательностью.

НЕ МЕНЯЙТЕ КОНЕЙ ПОСРЕДИ ЧЕТВЕРТИ

Для смены школы есть и другие причины. И далеко не всегда родители и дети расстаются с прежним классом на мажорной ноте. Бывает и так, что из школы просто бегут, теряя сменку.

— Случается, что у ученика не складываются отношения с учителями или одноклассниками, — рассказывает семейный психолог Михаил Зотов. — Иногда это приходится делать даже в начальном классе! И многие родители думают, что побег из школы решит проблему и на новом месте ребенок начнет все с чистого листа. К сожалению, это не так — если ребенок не научится решать конфликты, то в новой школе все может повториться. У меня были случаи, когда школу меняли по три-четыре раза и везде ребенка обижали!

Чтобы не бежать от ошибок, а учиться их исправлять, родителям нужно разобраться, что случилось и почему. Для этого нужно обратиться к учителям и школьному психологу. И уж, конечно, не стоит менять коней посреди четверти — если не получается дождаться конца учебного года, то подождите хотя бы конца четверти.

— Нужно получить согласие ребенка на перевод в другую школу и объяснить ему, зачем это нужно, — продолжает психолог. — Если он категорически против, может, стоит к нему прислушаться? В таком случае надо проговорить все детали — хорошо, ты остаешься, но пообещай хорошо учиться, несмотря на то-то и то-то.

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ

Как поменять школу без лишнего стресса для ребенка:

✓ Говорите с ребенком — объясните ему, почему вы считаете, что ему стоит сменить школу, приведите аргументы.

✓ Соберите информацию о новом учебном заведении — кто директор, какая атмосфера, где учатся выпускники.

✓ Получите согласие ребенка! Если он категорически против — не надо делать это насильно.

✓ Помните об адаптации — это трудный момент. Активные и общительные ребята могут проскочить его за неделю, другим потребуются месяцы.

Важно, чтобы родители поддерживали своего ребенка — интересовались, как у него дела, были готовы помочь в трудной ситуации, поговорить или дать совет.

Впрочем, это стоит делать в любое время — не только при смене школы.

Почему перевести ребенка в другой класс — это проблема

Кажется, чего проще директору: взять и перевести ученика в другой коллектив. Почему администрация школы противится таким просьбам:

  1. Подбор учителей — это обязанность школы. Переводя ученика от одного учителя к другому, директор признает, что с педсоставом есть определенные проблемы.
  2. Чтобы перевести ученика, придется потратить и время, и силы. Надо поговорить с учителями, приложить усилия, чтобы решить проблему мирно.
  3. Перевод ученика из одного класса в другой, к другому учителю не всегда дает положительный результат. Поэтому изначально руководство задумывается о том, стоит ли игра свеч.

Родителям не дают возможность выбирать учителя, этим занимается руководство школы. Тем не менее, в законе об образовании в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 есть золотые слова о том, что все вправе рассчитывать на качественное образование, и у родителей, как законных представителей ребенка, есть возможность высказывать собственные пожелания к образовательному процессу. Поэтому если проблема есть, пишите заявление о переводе.

Как перевести ребёнка в другую группу по английскому (или другому) языку

Этот вопрос чаще ставит в тупик родителей. Проблема у многих одна и та же.

У одной группы учитель сильный, у другой слабый. В итоге родителям детей из слабой группы приходится нанимать репетиторов и тратить много денег, а другие получают хорошее образование бесплатно.

Разумеется, это несправедливо. Но ведь не все учителя приходят в школу с опытом, невероятным талантом и т.д. Иногда требуется много времени, чтобы накопить опыт и знания. Если ваш ребёнок занимается с репетитором, это может даже лучше. Он занимается индивидуально, к нему и подход индивидуальный, и уровень языка может стать выше. Учителя не могут уволить за то, что у него в классе плохая дисциплина или он по чьему-то мнению плохо преподает.

Что можно сделать:
— поговорить с учителем иностранного языка, к которому вы хотите перейти (если он не против, то остальные дела решайте через завуча и классного руководителя);
— попросить поменяться местами у других учеников (если кто-то согласился, то последующие действия аналогичны);
Если вышеупомянутое невозможно, то можно
— написать заявление директору (образец смотрите ниже).

Если многие родители хотели бы перейти в другую группу, то вы можете написать коллективное заявление о смене учителя на более квалифицированного или опытного.
Ждать быстрого решения не стоит, но для уверенности в решении проблемы можете по прочитать протокол судебного заседания, в котором в пользу истца решился вопрос о переводе ребёнка в другую группу иностранного языка. Как видите, хоть и через высшие инстанции, но вопрос был решён.

Причины перевода

Причины перевести ребенка в другой класс могут быть самые разнообразные:

  • несложившиеся взаимоотношения с другими учениками;
  • трудности в освоении образовательной программы;
  • сложности взаимоотношений с классным руководителем или с кем-то из педагогов.

Родители нередко считают, что учитель неправильно относится к их ребенку на уроке:

  • некорректно оценивает знания;
  • предъявляет завышенные требования;
  • уделяет недостаточно внимания и др.

В этом случае нужно разобраться в ситуации и не торопиться с выводами, ведь перевод ученика в другой класс может не принести никаких желаемых результатов. Во-первых, достаточно часто ученик сам не желает старательно заниматься, а дома «прикрывает» свою неуспеваемость жалобами на «равнодушного» учителя. Во-вторых, учителя могут быть абсолютно равны по опыту, знаниям, уровню требований к ученикам, и тогда в результате перевода ситуация кардинально не изменится.

В 9-11 кл., где обучающиеся осваивают программу по профильным предметам, причина перевода ребенка в другой класс может заключаться в желании подростка выбрать другой профиль подготовки: например, не социально-экономический, а естественнонаучный, гуманитарный или физико-математический. В данном случае для перевода потребуется не только написать заявление на имя директора и убедить администрацию школы, что просьба о переводе обдуманная и серьезная, но и пройти испытания (тестирование, собеседование, контрольная работа и др.), показывающие, что выбранный профиль ученик сможет освоить.

Сложности во взаимоотношениях с одноклассниками

Чаще всего решение о переводе ребенка в другой класс или школу приходит в голову родителям, но иногда инициатором перевода может выступать сам ученик. Если инициатива исходит от ученика, нужно с ним серьезно поговорить с целью выяснения истинных мотивов такой просьбы. Может быть выявлена серьезная причина перевода в другой класс: например, ребенка обижают одноклассники (унижают его достоинство, угрожают, вымогают деньги, применяют физическую силу, оскорбляют, беспричинно игнорируют, отказываются сидеть с ним на одной парте, работать в паре или группе). Эта ситуация очень серьезная: часто виной такого отношения одноклассников является вызывающее или безнравственное поведение ребенка, реже – его индивидуальные особенности (физические отклонения, психические нарушения, специфические проявления характера, религиозные предпочтения и др.). Если ученику удалось настроить против себя всех одноклассников (например, он ябеда или сам оскорбляет или обижает других детей), то потребуется консультация психолога, который выяснит причины такого поведения. Веские основания перевода в другой класс – это обнаруженные в детском коллективе проявления дискриминации и психологического насилия. В таком случае нужно принимать меры немедленно и в отношении защиты личности ребенка, и в отношении коррекции поведения его одноклассников.

Сложности в освоении программы

Достаточно часто ребенка переводят в другой класс потому, что он не справляется с программой или, наоборот, она оказывается для него слишком простой.

Общеобразовательная организация имеет право выбора программы, по которой будут заниматься обучающиеся. Например, на уровне начальной школы дети могут обучаться по различным программам, имеющим отличия в общих концептуальных подходах к построению курсов дисциплин, их содержанию и предполагаемой методике работы:

  • «Школа России»;
  • «Планета знаний»;
  • «Перспектива»;
  • «Начальная школа 21 века»;
  • РИТМ;
  • система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и др.

Зачастую ребенка переводят в другой класс, если он не справляется с выбранной программой. Все названные программы, а также соответствующие им предметные линии учебников и учебно-методические комплекты (УМК) рекомендованы Министерством образования и науки РФ, но каждая имеет свою специфику, например, рекомендована для детей, хорошо подготовленных к школе (умеющих читать и др.)
Также и в 5-9 кл. существует несколько программ по русскому языку (под редакцией М.М. Разумовской, В.В. Бабайцевой и др.), по литературе, по иностранному языку, по математике и др. Учителя школы совместно с администрацией выбирают программу по каждому предмету. Иногда параллельные классы обучаются по разным программам (например, в гимназиях и лицеях может быть использована программа углубленного изучения предмета), также различные программы могут использоваться в процессе профильного обучения.

Если родители и педагоги считают, что их сыну или дочери сложно, или слишком легко дается определенная образовательная программа, то можно перевести ребенка в другой класс, и такой перевод будет вполне обоснован. При этом нужно иметь в виду, что содержание разных программ может не совпадать (определенные темы изучаются в разных четвертях), и придется самостоятельно ликвидировать пробелы и «догонять» одноклассников.

Важно! Перевод в другой класс без согласия родителей несовершеннолетнего обучающегося противоречит содержанию «Закона об образовании в Российской Федерации» и поэтому является незаконным.

Перевод в другой класс: «за» и «против»

Перевод ребенка в другой класс организуется исключительно с благими целями. Но при этом нужно понимать, что могут возникнуть временные или постоянные сложности разного характера (таблица).

Положительные факторы Отрицательные факторы
реализация способностей к обучению в соответствии с индивидуальными потребностями трудности перехода на другую программу обучения (потребность в дополнительных занятиях или консультациях)
создание комфортных психологических условий для обучения сложность адаптации в новом детском коллективе
достижение максимально возможного образовательного результата необходимость привыкать к требованиям незнакомых педагогов

Прежде чем решить, переводить ли ребенка в другой класс, нужно взвесить все положительные и отрицательные стороны этого шага и действовать исключительно в интересах человека и его будущего.

Перевод в другой класс: действия родителей

Рассмотрим пошагово, как переводят в другой класс. Первое действие – это разговор с ребенком. Второе – беседа с классным руководителем и другими педагогами. Третье – подача заявления на имя директора. Директор принимает решение после проведения следующих мероприятий:

  • личная беседа с родителями;
  • обсуждение вопроса на заседании педагогического совета или совещании с классным руководителем, завучем и психологом;
  • проведение необходимых академических испытаний, если рассматривается перевод в классный коллектив с углубленным (профильным) изучением отдельных предметов.

После положительного ответа администрации школы издается приказ о переводе в другой класс данного ученика.

Удобнее и разумнее осуществлять перевод ребенка по окончании четверти, триместра или учебного года. Идеальный вариант – перевод в конце года, позволяющий избежать психологического стресса и облегчить адаптацию школьника в новом коллективе. Важно понимать, как перевести ребенка в другой класс, не нанеся ему психологической травмы и не привлекая к нему повышенного внимания бывших и будущих одноклассников и педагогического коллектива.

«Хочу перевести ребенка в другой класс!» – такое решение должно быть взвешенным, обдуманным и обязательно согласованным с самим школьником. Самое важное – чтобы после перевода ребенок испытывал удовольствие от учебы и в наибольшей степени реализовывал свои способности и таланты.

Видео



Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *