Использование положения в личных целях

Последнее обновление — Июль 2020

К сожалению, преступления в нашем обществе в настоящее время – не редкость. Но особенное негодование вызывают противоправные деяния, подкрепленные властью, которой государство наделяет своих представителей, чтобы решать задачи управления, а не потворствовать своим личным интересам. Одно из этих преступлений – злоупотребление должностными полномочиями, наказуемое по ст. 285 УК РФ.

Основные нюансы квалификации этих деяний описаны в Постановлении Пленума ВС РФ № 19 от 16.10.2009 (далее ППВС № 19).

Состав преступления

Под этим термином понимается совокупность обязательных и факультативных элементов, необходимых для наступления уголовной ответственности. Обязательных элементов всегда 4.

Субъект

Субъект любого преступления – это человек, обладающий всеми необходимыми характеристиками, чтобы понести ответственность за конкретное преступление.

По ст. 285 УК РФ субъект, помимо общих требований к возрасту (с 16 лет) и вменяемости, должен отвечать специальным, т. е. отвечать может исключительно должностное лицо. Кто расценивается как таковое – описано в Примечании 1 к ст. 285, ниже мы раскрываем это понятие.

Должностное лицо

К должностным причисляют лиц:

  1. Постоянно, временно, по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти.
    Таковыми будут лица, имеющие по службе распорядительные (властные) полномочия в отношении людей, не находящихся от них в какой-либо зависимости, право принимать обязательные для исполнения всеми решения (например, привлечь к ответственности, дать обязательное для исполнения указание и пр.). К этим лицам относятся полицейские, прокуроры, судьи, следователи СК и многие иные.
  2. Выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции:
    • в государственных органах;
    • органах местного самоуправления;
    • государственных и муниципальных учреждениях, к примеру, здравоохранения, образования, культуры (ГБУЗ, ГБОУ, МБУК и т.д.);
    • госкорпорациях («Роснано», Фонд реформирования ЖКХ, «Ростех», «Росатом» и др.);
    • гос. компаниях (ОАО «РЖД», ПАО «Сбербанк», ПАО «Аэрофлот», ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть» и многие другие);
    • государственных (ВГТРК, Гознак и др.) и муниципальных унитарных предприятиях (МУПах);
    • акционерных обществах, контрольным пакетом акций которых владеет РФ, ее субъекты или муниципальные образования;
    • Вооруженных силах, войсках и воинских формированиях России.

К организационно-распорядительным могут относиться следующие функции:

  • руководство коллективом, формирование кадрового состава, распределение обязанностей, привлечение к дисциплинарной ответственности, поощрение работников;
  • принятие юридически значимых решений, например выдача больничного, оценки за экзамен, какого-либо разрешения, свидетельства о прохождении учебы и пр.

К административно-хозяйственным функциям можно отнести полномочия распоряжаться деньгами, имуществом органа, организации, учреждения и др.

Подлежит ли человек привлечению как должностное лицо – всегда определяется посредством изучения внутренних документов органа или организации: устава, положений, личных трудовых договоров и обязанностей этого человека по службе.

Субъективная сторона

Это внутреннее отношение преступника к содеянному. Для ст. 285 УК РФ это вина в форме умысла.

Умысел в данном случае может быть как прямой, так и косвенный:

  • При прямом умысле для должностного лица очевидно, что его действия/бездействие опасны для общества, повлекут негативные последствия, наступления которых он ждет.
  • Косвенный умысел отличается тем, что виновный не желает, чтобы наступили опасные последствия, но предполагает, что они могут или должны последовать, либо ему это безразлично.

Мотивы совершения

Обязательным элементом для субъективной стороны злоупотребления полномочиями выступают мотивы совершения. Для ответственности по ст. 285 УК РФ это должен быть 1 из 2 вариантов:

  1. Корысть – получение в результате преступных действий каких-либо материальных благ, выгод, преимуществ себе или другим людям. Например, необоснованное получение льгот, избавление от материальных обязательств и т. д. Это не должно быть связано с безвозмездным противозаконным обращением чужого имущества в свою пользу (хищением).
  2. Иная личная заинтересованность – стремление должностного лица получить нематериальную выгоду, вызванное такими побуждениями, как желание завуалировать свой непрофессионализм и некомпетентность, скрыть допущенные ошибки, нарушения, приукрасить реальное состояние дел, карьеризм, семейственность, получить поддержку в чем-то и пр.

Объект

Объект преступления – та сфера отношений, которой преступное деяние наносит вред.

Злоупотребление полномочиями по ст. 285 УК РФ – это преступление, посягающее на интересы госслужбы, подрывающее нормальное законное функционирование органов, учреждений, организаций, предприятий государства или муниципалитетов.

Уголовная ответственность установлена в целях защиты граждан от коррупционных проявлений и прочих противоправных деяний, совершаемых должностными лицами по службе.

Объективная сторона

Этот элемент определяет конкретные действия/бездействие, преследуемые по УК. Статьей 285 УК РФ наказуемы действия, отвечающие сразу нескольким признакам.

Использование полномочий вразрез с интересами службы

Это условие означает, что должностное лицо реализует свои полномочия не в целях выполнения поставленных задач. Его действия не обусловлены служебной необходимостью, противоречат требованиям к органам и учреждениям, в которых он наделен соответствующими полномочиями.

Ответственность может наступать и за умышленное невыполнение обязанностей, а также за протекционизм – противоправную «помощь», например, в приеме на работу, повышении или передвижении по службе, избавлении от обязанностей и ином покровительстве.

Как злоупотребление полномочиями будут квалифицироваться действия виновного, когда он из корыстной или иной личной заинтересованности совершает действия, на которые имеет право, исходя из предоставленных полномочий. При этом для совершения этих действий не имелось обязательных условий.

Как пример можно привести фиктивное трудоустройство человека, в действительности не работающего; выдачу разрешения/лицензии, предоставление права без проведения обязательных для этого процедур: экзамена, проверки; направление подчиненных для проведения работ в личных целях (ремонт, уборка, садовые работы) и пр.

Если должностное лицо пользуется не своими полномочиями по службе, а отношениями, сложившимися в ходе нее (связи, авторитет, знакомства и пр.), по ст. 285 УК РФ он отвечать не будет.

Результат действий

Необходимый элемент объективной стороны – наступление последствий в результате преступления в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства.

Другими словами, это преступление с материальным составом. Совершение действий, формально подходящих под черты наказуемых по ст. 285 УК РФ, но не повлекших за собой таких последствий, по этой статье не преследуется и может повлечь иной вид ответственности, например дисциплинарную или административную.

Как существенное нарушение прав граждан или организаций расценивается нарушение прав, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ. Это может быть, к примеру, нарушение права на неприкосновенность жилища, доступ к правосудию, тайну переписки, на уважение семейной и личной жизни и т. д.

При оценке нарушения как существенного принимается во внимание:

  • степень отрицательного воздействия преступления на нормальную деятельность организации;
  • величина и характер ущерба;
  • количество пострадавших и пр.

Под нарушением законных интересов граждан или организаций подразумевается, в частности, создание препятствий в удовлетворении их законных потребностей. К примеру, создание должностным лицом препятствий к предусмотренному законом праву на выбор юридического лица для сотрудничества и т. п.

Причинно-следственная связь

Следующая необходимая черта объективной стороны – причинно-следственная связь между преступлением и наступившими негативными последствиями.

Если действия обладали признаками злоупотребления служебными полномочиями, но причиной негативных последствий явились не они, уголовная ответственность по ст. 285 УК РФ исключена.

Некоторые особенности

  • Злоупотребление полномочиями, совершенное должностным лицом для ликвидации непосредственной опасности для личности, интересов общества и государства, когда ее нельзя было устранить другим способом, не наказуемо по ст. 285 УК РФ (если лицо не превысило пределы крайней необходимости (ст. 39 УК РФ).
  • Не наказываются по рассматриваемой норме деяния, связанные с использованием должностных обязанностей, повлекшие негативные последствия, если они совершены по обязательному для исполнения этим лицом приказу или распоряжению (ст. 42 УК РФ).
  • Лицо, злоупотребившее полномочиями во исполнение очевидного для него незаконного приказа, несет ответственность на общих основаниях. Издавший такой приказ при определенных обстоятельствах может отвечать по ст. 285 за соучастие в качестве подстрекателя или организатора этого преступления (ч. 3 или 4 ст. 33 УК РФ).
  • Должностное лицо, издавшее заведомо противоречащий закону приказ подчиненному, для которого его незаконность не была очевидна, отвечает как исполнитель преступления.

Понятие должностного лица

Злоупотребление положением служебного типа является преступлением, только если совершено должностным лицом. В это определение входят представители властных структур по сфере своей работы.

К этой категории относятся следующие граждане:

  • сотрудники органов правоохранительной сферы (независимо от ведомства и уровня), которые занимают определенные должности в данной структуре (полиции, прокуратуре, следственном комитете);
  • работники государственных органов федерального, регионального или муниципального уровней, некоторые должности в правительстве (областном, государственном), мэриях, администрациях;
  • представители органов власти, исполняющие в этих структурах иные функции (руководители подразделений кадрового типа, заведующие управлением хозяйства).

Гражданин может наделяться властными полномочиями на постоянной или временной основе. В частности, временными должностными лицами считаются присяжные заседатели, которые считаются таковыми только на время ведения судебного разбирательства.

Объем и перечень обязанностей в качестве представителей властных структур определяется пунктами трудового договора, приказами или инструкциями. Например, по нормам федеральных законов о полиции, о службе в органах внутренних дел, сотрудники полиции в рамках служебных полномочий вправе пользоваться табельным оружием в следующих целях:

  • чтобы предотвратить потенциальную опасность, исходящую от третьих лиц;
  • чтобы задержать вооруженного преступника (правонарушителя);
  • в ходе проведения операции, которая позволяет использовать специальные средства.

Если при использовании оружия или совершении иных действий, относящихся к полномочиям гражданина, имеет место злоупотребление служебным положением, виновное лицо несет за это ответственность по нормам Уголовного кодекса.

Кому причиняется ущерб незаконными действиями должностных лиц

Злоупотребление служебным положением (дача взятки, получение взятки, совершение иных неправомерных действий) в зависимости от обстоятельств, при которых оно имело место, считается деянием средней, небольшой или тяжкой степени.

В результате преднамеренного использования должностного положения не по назначению ущерб может быть нанесен следующим объектам:

  • предприятиям, организациям, учреждениям, иным юридическим лицам;
  • физическим лицам;
  • интересам государства и общества.

Отличие превышения от злоупотребления полномочий

Злоупотребление служебным положением по УК РФ рассматривается в статье 285, а превышение полномочий – в статье 286. Злоупотребление – это действия, которые не предусмотрены должностными обязанностями правонарушителя , например, использование сотрудником полиции табельного оружия в отношении гражданина, действия которого не представляют для окружающих опасности.

Превышение – это исполнение своих полномочий с небольшим выходом за их рамки. Зачастую это правонарушение совершается без корыстных целей. Наказание за такие действия по Уголовному кодексу зачастую не назначаются. В большинстве случаев такие преступления переводят в дисциплинарные проступки, если в отношении сотрудника нет доказательств корыстности деяния.

Действия при обвинении в злоупотреблении должностными полномочиями

Если при определении обстоятельств преступления категории злоупотребления властью или служебными полномочиями было установлено, что в действиях должностного лица отсутствуют корыстный мотив и личная заинтересованность, то подобный поступок может быть квалифицирован, как дисциплинарная провинность.

Действующее законодательство РФ весьма многогранно, поэтому любая неточность формулировки и не существенное превышение должностных полномочий может перейти к их злоупотреблению. Для точного определения формы нарушения и возможной меры наказания необходима помощь юриста, специализирующегося на подобных вопросах. Подобное решение позволит получить минимальное наказание или полностью избежать его.

Особенные составы

Наказание за злоупотребление служебным положением может быть ужесточено, если указанные действия привели к возникновению последствия тяжкого характера. В этом случае срок задержания увеличивается до десяти лет с лишением права работать в определенной сфере в течение трехлетнего срока.

Более жесткие санкции применяются в отношении государственных служащих и других работников, которые злоупотребили полномочиями по должности. По этом указанные работники должны обладать властными правомочиями. В противном случае они будут нести ответственность по другим нормам УК РФ.

Согласно нормам статьей УК, злоупотребление служебным положением предполагает совершение активных действий в целях реализации личной корысти, заинтересованности.

Виды личной заинтересованности

Злоупотребление служебным положением в личных целях имеет место по двум причинам:

  • материальная заинтересованность – получение определенной суммы денег или прав имущественного типа (к примеру, кредит по сниженной ставке, аренда), а также освобождение от некоторых обязательств материального типа (к примеру, от выплаты задолженности по кредиту);
  • нематериальная заинтересованность – покровительство, продвижение по карьерной лестнице, получение документов и прочее.

Судебная практика по злоупотреблению полномочиями

Согласно рассматриваемой статье, за злоупотребление служебным положением наказание будет назначаться в зависимости от тяжести деяния. Рассмотрим несколько примеров преступлений различной степени тяжести, за которые применяются санкции по статье 185 УК РФ:

  • сотрудник отделения ГИБДД оформил фальшивый протокол о ДТП, в котором указал повреждения машины, которых по факту не было, чтобы увеличить автолюбителю выплаты по страховке и разделить прибыль с владельцем авто;
  • глава администрации муниципального района трудоустроил родственника, незаконно уволив с этой должности другого сотрудника, при этом новый работник не имел ни квалификации, ни образования, ни опыта в соответствующей должности.

Судебная практика по превышению полномочий

Один из примеров судебной практики – расследование дела о превышении полномочий сотрудниками отдела полиции. Должностные лица задержали нетрезвого гражданина и поместили его под арест. В течение пяти дней человек находился в камере без подачи заявления в суд и предоставления права связаться с представителем.

В связи с ненадлежащим уходом и плохим питанием у гражданина-диабетика повысился сахар, из-за чего он был вынужден обратиться за стационарным лечением. Сотрудников полиции за указанные действия наказали штрафом в сумме дохода за полгода и увольнением со службы.

Еще один пример – фиктивное трудоустройство родственников директором учебного заведения. Они числились в штате на разных должностях, но не работали. Их заработную плату подсудимая забирала себе. За указанные действия в отношении гражданки возбудили уголовное дело.

Наказание

Статья 285 УК РФ включает 3 части, по которым наказывается совершение «простого», без отягчающих ответственность признаков злоупотребления полномочиями, квалифицированного и особо квалифицированного.

Наказание за «простое» злоупотребление

К должностному лицу, злоупотребившему полномочиями, в отсутствие отягчающих ответственность признаков могут применяться следующие виды наказания:

  1. Штраф:
    • до 80 тыс. руб.;
    • в размере всех доходов осужденного, которые он получит за период до полугода.
  2. Лишение права занимать должности и вести деятельность, определенными судом в приговоре, до 5 лет.
  3. Принудительные работы до 4 лет.
  4. Арест от 4 месяцев до полугода.
  5. Заключение в тюрьме до 4 лет.

Такие пределы очерчены в части 1 ст. 285 УК РФ.

Квалифицированный состав

По ч. 2 анализируемой статьи за злоупотребление предоставленными по службе полномочиями отвечают лица, замещающие исключительно названные в них должности:

  • Государственные должности РФ – учрежденные Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами для реализации полномочий госорганов.
  • Государственные должности субъектов РФ – устанавливаемые уставами или конституциями этих субъектов для непосредственного исполнения полномочий госорганов.
  • Глав органов местного самоуправления (глав муниципальных образований).

Занятие этими лицами указанных постов – квалифицирующий признак, усиливающий степень ответственности по ст. 285.

Такое преступление может повлечь:

  1. Штраф:
    • 100–300 тыс. руб.;
    • в размере заработка за 1–2 года.
  2. Принудительные работы до 5 лет.
  3. Тюремное заключение до 7 лет.

К последним двум видам на усмотрение суда может также применяться дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности и вести деятельность на период до 3 лет.

Особо квалифицированный состав

Особо квалифицирующий признак злоупотребления должностным лицом своими полномочиями – наступление тяжких последствий.

В качестве примеров таких последствий ППВС № 19 называет крупные аварии, длительную остановку производства, значительный материальный ущерб, гибель кого-либо, самоубийство и пр.

Такие результаты преступления влекут более строгое наказание: полную изоляцию от общества продолжительностью до 10 лет.

Дополнительное наказание, аналогичное применяемому по второй части, назначается обязательно.

Категории злоупотребления

285 статья УК «Использование служебного положения в личных целях» разделена на три части, каждая из которых характеризует одну из категорий данного преступления.

1 часть. Злоупотребление служебным положением, без каких либо квалифицирующих признаков.

2 часть. Для данной части статьи 285 характерны квалифицирующие признаки, которые определяются исходя из занимаемой злоумышленником должности. Среди госслужащих, которые попадают под эту часть статьи 285, указаны чиновники, работающие в органах государственной или муниципальной власти.

3 часть. Данная часть предусматривает ответственность в случае, если совершенное противоправное действие принесло последствия тяжкого характера. Для квалификации преступления по данной части необходимо доказать наличие умысла, совершения преступления данного категории тяжести. Если следствием не будут найдены доказательства совершения преступления по указанному выше умыслу, подобное деяние будет относиться к преступлению по неосторожности.

Тяжесть и давность

Самый суровый вид наказания, применяемый по ст. 285 УК РФ, – лишение свободы. Но ее максимальные пределы в каждой части статьи различны, и, как следствие, различны категории степени тяжести предусмотренных преступлений и сроки давности привлечения за них к ответственности.

Часть ст. 285 УК РФ Максимальный срок лишения свободы Степень тяжести Срок давности с момента совершения
1 4 года средней тяжести 6 лет
2 7 лет тяжкое 10 лет
3 10 лет тяжкое 10 лет

Судебный штраф по ст. 285

Законодатель относительно недавно ввел в УК РФ статью, позволяющую виновному получить освобождение от уголовной ответственности с назначением не наказания за преступление, а иной меры уголовно-правового характера – судебного штрафа при выполнении нескольких условий.

Одно из условий – содеянное должно быть либо небольшой, либо средней тяжести.

Исходя из вышеприведенной таблицы, можно констатировать, что при соблюдении всех условий ст. 76.2 УК РФ прекращение уголовного дела с судебным штрафом возможно исключительно в отношении лица, совершившего преступление по ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Например, освобождено от ответственности должностное лицо одного из ФБУ, в результате действий которого нескольким сотрудникам учреждения неправомерно начислялась заработная плата за счет бюджетных средств, чем причинен внушительный ущерб. Сумма назначенного судебного штрафа составила 40 тыс. рублей.

Подследственность

По правилам подследственности, рассмотрение сообщений о злоупотреблении служебными полномочиями по ст. 285 УК РФ и расследование уголовных дел об этих преступлениях входят в компетенцию следователей Следственного комитета РФ.

На основании ч. 5 ст. 151 УПК РФ расследованием таких преступлений могут заниматься и следователи органа, который выявил их, – ФСБ или МВД.

Но и здесь есть свои исключения: если привлекаемое к ответственности должностное лицо – сотрудник СК, ФСБ, службы внешней разведки, ФСО, полиции, прокуратуры, суда, УФСИН, таможни, относится к гражданскому персоналу вооруженных сил, является военнослужащим или депутатом и т. д., уголовные дела в отношении него, в том числе и по рассматриваемой статье, вправе расследовать исключительно следователи СК РФ.

Отличие от схожих деяний

УК включает в себя ряд статей, по которым преследуются деяния, на первый взгляд схожие со злоупотреблением полномочиями по ст. 285 УК РФ.

В первую очередь это преступление по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Основное отличие этих деяний состоит в объективной стороне. Если при злоупотреблении лицо использует имеющиеся у него полномочия, то при превышении его действия выходят за рамки.

Отличие деяния по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» от статьи со схожим названием под номером 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» состоит в объекте преступного посягательства и субъекте.

Первое преступление посягает на нормальную деятельность государственного аппарата, а второе вредит интересам службы в негосударственных коммерческих и прочих организациях. Отсюда и различие в субъекте. Отвечать по ст. 285 может только должностное лицо, признаки которого описаны выше, а по ст. 201 – лицо, выполняющее в такой организации управленческие функции.

Примеры из практики судов

Анализ приговоров судов общей практики и изучение обобщений судебной практики показывают, что разнообразны как сферы, в которых работают должностные лица, привлекаемые к ответственности по ст. 285 УК РФ, так и вменяемые им действия.

Вот лишь несколько примеров:

  • Бывший заместитель начальника отдела уголовного розыска одного из районных отделов полиции осужден за передачу сведений, к которым он имел доступ, своему знакомому.
  • Инспектор ГИБДД – за организацию действий по получению водительского удостоверения без фактической сдачи экзамена и проверки знаний и навыков.
  • Глава администрации сельсовета – за то, что подписал акты выполненных работ и справки об их стоимости, когда они были не выполнены полностью. Это стало причиной незаконного перечисления бюджетных денег исполнителю работ.
  • Сотрудник исправительного учреждения – за непринятие мер по изъятию средств связи у осужденного и обеспечению установленного законом порядка отбывания наказания.
  • Участковый уполномоченный полиции – за составление объяснений от имени заявителя и лица, в отношении которого было написано заявление о привлечении к уголовной ответственности. На основании заявления он же впоследствии принял незаконное решение об отказе в возбуждении дела, укрыв тем самым преступление от учета.
  • Главный лесничий – за непринятие мер по предотвращению незаконной вырубки лесных насаждений, о которой ему было достоверно известно, и укрытие этого факта от надзирающего органа.
  • Судебный пристав-исполнитель – за сокрытие от взыскателя информации о наличии у должника имущества, за счет которого может быть погашена задолженность, и последующее внесение заведомо ложных сведений в справку регистрирующего органа.
  • Судебный пристав-исполнитель – за составление фиктивных документов о невозможности взыскания задолженности.
  • Директор школы – за фиктивное трудоустройство рабочего по ремонту и присвоение впоследствии начисленной ему заработной платы.
  • Государственный ветеринарный инспектор – за выдачу ветеринарных свидетельств об осмотре животных, необходимых для перевозки и реализации мясной продукции, без его фактического проведения.

Эти примеры в основном имели место до начала практики освобождения от уголовной ответственности с судебным штрафом. В настоящее время этот институт применяется все чаще.

В первую очередь это преступление свидетельствует о том, что к власти по ошибке или недоразумению допускаются недостойные люди и следует активно фильтровать тех, кому государство доверяет действовать от своего имени.

Рейтинг автора Автор статьи Прохорова Анна 15 лет юридического стажа. Практикующий юрист по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Написано статей 51

Порядок поступления на службу в Полицию

Право поступления на службу регулирует статья 17 Федерального Закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации». На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации вне зависимости от пола, не моложе 18 лет. Предельный возраст поступления на службу 35 лет. Статья 18 регулирует перечень документов для кандидатов.

На службу в полицию не принимаются граждане, если они:

1) имеют вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

2) являются подозреваемыми или обвиняемыми по уголовному делу;

3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергались в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

4) имели или имеют судимость.

Полицейский

Полицейский – должность младшего начальствующего состава в подразделениях патрульно-постовой службы, изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях содержания, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, комендантских подразделениях, подразделениях кинологической службы (полицейский; – водитель; – кинолог, – мотоциклист, – моторист, – кавалерист, – радист). В штатном расписании дежурных частей территориальных органов МВД России могут быть предусмотрены должности полицейского поста по охране здания и полицейского-водителя следственно-оперативной группы.

В просторечии полицейскими называют всех сотрудников полиции.

Основные права и обязанности

Форменная рубашка сотрудника полиции внутренней службы МВД России

Права и обязанности сотрудника полиции определены законом «О полиции», другими законодательными и ведомственными нормативными актами. Права и обязанности сотрудника полиции по занимаемой должности регламентированы его должностными инструкциями.

Основные (общие) обязанности сотрудников полиции

Сотрудник полиции обязан:

  • принимать сообщения, заявления граждан о преступлениях, об административных правонарушениях, других происшествиях с последующим информированием дежурную часть территориального органа МВД России;
  • принимать меры (лично или через информирование территориальных органов МВД России, подразделений полиции) по пресечению преступлений, административных правонарушений;
  • оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
  • принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра;
  • при обращении к гражданину назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, а в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;
  • в случае обращения к нему гражданина назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Основные (общие) права сотрудников полиции

Сотрудник полиции имеет право:

  • требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
  • проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий; обеспечения безопасности граждан и т. п.;
  • доставлять граждан в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте) и по другим основаниям в случаях, предусмотренных законом;
  • осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, психотропные вещества и по другим основаниям, предусмотренным законом;
  • беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства — средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам;
  • использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи и по другим основаниям;
  • применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, законом «О полиции» и другими федеральными законами.

Знаки различия

Нагрудный знак

Общий нагрудный знак сотрудника полицииНарукавный знак принадлежности к МВД России для сотрудников полиции Нарукавный знак для сотрудников подразделений по оперативной работе и охране общественного порядка МВД России

Сотрудникам полиции в установленном МВД России порядке выдаются нагрудные знаки сотрудника полиции. Нагрудный знак является служебным нагрудным знаком МВД России, позволяющим идентифицировать сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах (носится на левой стороне груди).

В подразделениях полиции используются следующие нагрудные знаки:

  • сотрудника патрульно-постовой службы — выдается сотруднику полиции, проходящему службу в подразделении патрульно-постовой службы (имеет форму овала золотистого цвета размером 75×60 мм; над центральной частью основания по кругу размещена надпись «ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА» синего цвета);
  • сотрудника подразделения дорожно-патрульной службы — выдается сотруднику полиции, проходящему службу в подразделении дорожно-патрульной службы Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, территориального органа МВД России (имеет форму круга золотистого цвета диаметром 70 мм; под центром знака размещена надпись «ДПС» с заливкой белой эмали);
  • участкового уполномоченного полиции — выдается участковому уполномоченному полиции территориального органа МВД России (имеет форму овала золотистого цвета размером 75х60 мм; над центральной частью основания по кругу размещена надпись «УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ» синего цвета);
  • общий нагрудный знак сотрудника полиции — выдается сотруднику полиции, проходящему службу в любых других подразделениях МВД России (имеет форму овала золотистого цвета размером 75х60 мм; над центральной частью основания по кругу размещена надпись «МВД России» синего цвета).

Все нагрудные знаки, помимо указанных надписей, имеют также надпись «ПОЛИЦИЯ» и эмблему МВД России.

Помимо нагрудного знака для сотрудников полиции предусмотрено ношение бейджа с идентификационными данными сотрудника полиции (фото, фамилия, имя, отчество сотрудника, подразделение, занимаемая должность). Бейдж размещается в съёмном кармане для бейджа, который носится на правой стороне груди рубашек и блузок, курток костюмов зимних, демисезонных и летних темно-синего цвета.

Нашивки

Сотрудники полиции на предметах формы одежды носят нашивки «ПОЛИЦИЯ», которые размещаются на спинке и левой полочке курток костюмов зимнего, демисезонного, летнего, ветровлагозащитного, из нагольной шубной овчины и пальто из нагольной шубной овчины размерами 275×85 мм и 110×30 мм соответственно.

Сотрудники полиции подразделений ГИБДД (в том числе несущих службу на мотоциклах) носят нашивки «ДПС ГИБДД» на левой полочке курток костюмов зимнего, демисезонного, летнего. Нашивку «ПОЛИЦИЯ» и буквы «ДПС» из световозвращающих материалов размещают на спинке курток костюмов зимнего, демисезонного, летнего, плаща влагозащитного, куртке сигнальной. Буквы «ДПС» из световозвращающих материалов размещают на спинке жилета сигнального.

Сотрудники полиции подразделений специального назначения на куртках костюмов зимних, демисезонных и летних (черного цвета и камуфлированной серой расцветки) носят нашивки «ОМОН» и «СОБР».

Нашивка «АВИАЦИЯ», размещающаяся на левой полочке предметов особой формы одежды сотрудников авиационных подразделений.

Нарукавный знак

На предметах формы одежды сотрудников полиции размещаются нарукавные знаки с надписью «ПОЛИЦИЯ». Цвет фона нарукавного знака в зависимости от вида форменной одежды для которого он предусмотрен, может быть темно-синего, стального, серо-голубого, белого цветов. Нарукавные знаки и нашивки сотрудников, размещающиеся на особой форме одежды и специальной одежде маскирующих расцветок, выполняются на поле маскировочного цвета с одноцветным изображением элементов контрастным цветом.

Рисунок нарукавного знака (шеврона) различается в зависимости от принадлежности сотрудника полиции к той или иной службе, подразделению и по ряду других признаков.

Помимо общего для полиции нарукавного знака принадлежности к МВД России (размещается на левом рукаве) предусмотрены следующие нарукавные знаки (размещается на правом рукаве):

  • нарукавный знак для сотрудников полиции центрального аппарата МВД России;
  • нарукавный знак руководителей (начальников) территориальных органов МВД России;
  • нарукавный знак для сотрудников подразделений специального назначения и авиации МВД России;
  • нарукавный знак сотрудников подразделений ГИБДД;
  • нарукавный знак для сотрудников подразделений территориальных органов МВД России на транспорте;
  • нарукавный знак для сотрудников образовательных учреждений системы МВД России.
  • нарукавный знак для сотрудников подразделений по оперативной работе, охране общественного порядка МВД России и других подразделений полиции (оперативного направления, дежурной части, дознания и др.).

Другие знаки отличия

Петличная эмблема сотрудников полиции (размещается на продольной осевой линии съемного погона и на воротниках кителей, жакетов пальто) содержит золотистое (желтое) изображение пешего воина, поражающего копьем дракона (вмч. Георгия Победоносца).

Элементы обмундирования сотрудников полиции (погоны; нашивки; фуражка; брюки; по бортам, воротнику и обшлагам рукавов кителей, жакетов, пальто), имеют канты красного цвета (в отличие от сотрудников ОВД, носящих специальное звание юстиции).

См. также

  • Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации
  • Военная полиция России

Примечания

  1. Ст. 25 Федерального закона Российской Федерации «О полиции».
  2. Ст. 8 Федерального закона Российской Федерации «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  3. Статья 17. Право поступления на службу в органы внутренних дел
  4. Статья 18. Документы, представляемые гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел
  5. Приложение №23 к приказу МВД России от 30.04.2011 N 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».
  6. Приложение №1 к приказу МВД России от 11.06.2013 № 429 «Об организационно-штатном обеспечении дежурных частей территориальных органов МВД России».
  7. Приказ МВД России от 22.07.2011 №868 «Об утверждении нагрудных знаков сотрудников полиции».
  8. Приказ МВД России от 26.07.2013 №575 «Об утверждении правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия».

Ссылки

  • Сайт МВД России

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *