ДПС обязанности

Одним из нормативных актов, регламентирующих взаимоотношения сотрудников ДПС ГИБДД с водителями транспортных средств, является «Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения», утвержденный приказом МВД России от 23.08.2017 № 664.

Вопрос

Как должен вести себя сотрудник ДПС, общаясь с участниками дорожного движения? В каком нормативном акте закреплены обязанности и права сотрудников ГИБДД?

Ответ

Отвечая на вышеперечисленные вопросы, прежде всего, отметим, что одним из нормативных актов, регламентирующих взаимоотношения сотрудников ДПС ГИБДД с водителями транспортных средств, является «Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения», утвержденный приказом МВД России от 23.08.2017 № 664 (далее – регламент ГИБДД).

Данный документ обязывает инспекторов ГИБДД, вступая во взаимоотношения с участниками дорожного движения и другими гражданами, руководствоваться следующими предписаниями.

1. Инспекторы ДПС должны строго соблюдать законность, при этом исполнять свои служебные обязанности четко, решительно и принципиально.

2. Обращаясь к гражданам, сотрудник ДПС должен представиться: назвать свою должность, специальное звание и фамилию, а также кратко сообщить причину и цель обращения. При этом он должен вести себя вежливо и внимательно, обращаться к ним на «Вы», быть объективным и тактичным, проявлять спокойствие и выдержку. По требованию участников дорожного движения, инспекторы ДПС обязаны предъявлять служебное удостоверение (в развернутом виде, не выпуская его из рук). Однако в некоторых случаях, связанных с необходимостью экстренного применения сотрудником ДПС физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия представление и предъявление служебного удостоверения не обязательно.

3. Требования и замечания сотрудников ДПС по отношению к гражданам должны излагаться убедительно и понятно таким образом, чтобы не было их ошибочного или двоякого понимания.

4. Если к сотруднику ДПС обращаются граждане по своей инициативе, он обязан принять все необходимые меры по их заявлениям в пределах своей компетенции или разъяснить, куда им нужно обратиться для разрешения вопроса. Однако необходимо иметь в виду, что справочная информация, разъяснения по которой могут дать инспекторы ГИБДД ограничивается лишь вопросами, которые касаются:

  • специфики проезда или уточнения маршрута следования;
  • мест расположений медицинских учреждений и органов полиции;
  • информации о телефонах для получения сведений о задержанных транспортных средствах и специализированных стоянках для их хранения.

5. Инспектор ДПС должен обращаться к водителю транспортного средства, как правило, со стороны места нахождения водителя. Если имеются объективные обстоятельства, (например, угроза личной безопасности инспектора при его нахождении на проезжей части, загрязненность дороги и другие) сотрудник ДПС вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства.

Регламент ГИБДД предусматривает, что инспекторы ДПС имеют также право предложить участникам дорожного движения выйти из транспортного средства. Однако это возможно лишь в следующих случаях:

  • когда необходимо устранить техническую неисправность транспортного средства или нарушение правил перевозки груза;
  • если у водителя имеются признаков опьянения и (или) болезненного состояния: (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке);
  • для проведения сверки соответствия номеров агрегатов и узлов транспортного средства данным, зафиксированным в регистрационных документах;
  • когда возникает необходимость произвести личный досмотр, осмотр или досмотр транспортного средства и (или) груза;
  • для участия в процессуальных действиях, когда необходимо пройти в патрульный автомобиль либо пройти в служебное помещение);
  • в случаях необходимости оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • если поведение водителя или пассажиров создает угрозу личной безопасности сотрудника ДПС.

6. Если сотрудником ДПС установлены достаточные данные, которые указывают на совершение административного правонарушения, он должен разъяснить лицу, какое правонарушение им допущено, а также в чем конкретно оно заключается. Регламент ГИБДД обязывает его также выяснить наличие или отсутствие обстоятельств, которые исключают производство по делу об административном правонарушении. При этом, в случае, когда действия сотрудника ДПС направлены на ограничение прав и свобод гражданина, например (например, его личный досмотр, задержание транспортного средства, изъятие вещей или документов и др.) сотрудник обязан разъяснить гражданину повод и основания такого ограничения, а также права и обязанности, которые возникают у этого гражданина.

При разъяснении правонарушителю сути совершенного им нарушения сотрудник ДПС должен ссылаться на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов, избегая каких-либо нравоучений.

7. В конфликтных ситуациях, а также при наличии претензий или требований участников дорожного движения сотрудник ДПС должен разъяснить им порядок обжалования своих действий, местонахождение и телефон дежурного подразделения ГИБДД или ответственного должностного лица.

8. Согласно регламенту ГИБДД инспекторы ДПС в ходе общении с участниками дорожного движения не только сами имеют право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру, но и не должны препятствовать использованию такой аппаратуры участниками дорожного движения. Однако, и инспекторы ДПС, и участники дорожного движения могут использовать это право лишь в случаях, не запрещенных законодательством. О существовании такого запрета сотрудник ДПС обязан сообщить участнику дорожного движения, который имеет намерения произвести такую запись.

9. Проверяя документы граждан, инспекторы ДПС должны обращаться с ними аккуратно, Какие-либо отметки в не предусмотренных для этого местах, не допускаются. Документы, которые участники дорожного движения передают инспектору ДПС по его требованию для проверки и (или) приобщаются к составленным материалам, должны приниматься сотрудником без обложек.

10. Регламент ГИБДД предписывает, что если сотрудник ДПС заметил, что в документ, который ему передает водитель, вложены деньги и (или) другие ценные бумаги, он должен незамедлительно вернуть этот документ гражданину, предложив вынуть деньги и ценные бумаги, после чего вновь передать документ. Кроме того, сотрудникам ДПС запрещено принимать от участников дорожного движения какие-либо материальные ценности (предметы или документы), за исключением тех, которые необходимы для проведения административных действий.

Чтобы не пропускать новые материалы, подпишитесь на наши страницы в Facebook, Twitter, ВКонтакте или Одноклассниках.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram, смотрите в Youtube и Instagram.
Если вышеизложенная информация оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Обязанности, которые есть у инспектора ДПС

Инспектор ГИБДД имеет ряд обязанностей. Он должен:

  1. Следить за потоком автомобилей в городе.
  2. Проверять документы у людей, которые ездят за рулем автомобилей. В частности, техпаспорт на машину. И водительское удостоверение, дающее право на управление транспортным средством.
  3. Осматривать, какой багаж расположен в салоне автомобиля. А также просить водителя показать груз.
  4. Не допускать ситуаций, в рамках которых может случиться то или иное ДТП.
  5. Останавливать водителей, которые ведут себя на дороге странно. Проверять, не находятся ли они в состоянии алкогольного опьянения. Не принимали ли они наркотические вещества.
  6. Осматривать ту область дороги, на которой произошло ДТП. Выяснять, почему случилась авария.
  7. Искать машины, которые были угнаны злоумышленниками. Или пропали по неизвестным причинам.
  8. Вести учебную деятельность. Рассказывать водителям о правилах дорожного движения. А также о нововведениях в ПДД.

Также, работа сотрудников ГИБДД особенно важна в том случае, если на регион обрушилось какое-либо стихийное бедствие. В этом случае специалисты должны сделать все для того, чтобы на дорогах не образовался хаос.

Для кого подойдет профессия инспектора ГИБДД?

Работать в этой сфере рекомендуется молодым людям в возрасте от двадцати до тридцати лет. Это самое оптимальное время для того, чтобы начать работу в ГАИ. Также, у соискателя должен быть ряд важных навыков.

Подросток должен быть стрессоустойчивым. Выносливым как в физическом, так и в моральном плане. Он должен уметь быстро реагировать в разных ситуациях. Уметь общаться с разными людьми. Понимать, как привлечь их к ответственности.

Также, сотрудник ДПС должен уметь хорошо водить автомобиль. В том числе, и экстремально. Это понадобится специалисту для того, чтобы, в случае чрезвычайной ситуации, организовать погоню за преступником. И догнать его. При этом, для поступления на службу нужно уметь управлять разными видами транспортных средств. Теми, которые принадлежат к категориям А, В, С.

Требования к инспекторам ГИБДД

Чтобы стать инспектором, подросток должен соответствовать по параметрам следующим характеристикам:

  1. Быть не младше восемнадцати, и не старше сорока лет.
  2. Закончить университет. Или ССУЗ.
  3. В обязательном порядке отслужить в армии.
  4. Обладать хорошими физическими показателями тела. Уметь много отжиматься. Выполнять различные упражнения и многое другое.

Чем занимаются инспекторы ГИБДД?

Главная задача, которая стоит перед инспектором — следить, чтобы все водители четко следовали ПДД. Не устраивали во время езды беспорядок. Не совершали действий, которые могут привести к авариям. А также не нарушали правила, прописанные в ПДД.

Где может работать инспектор?

Сотрудники ГИБДД могут самостоятельно выбрать направление деятельности. Они могут работать в:

  1. ДПС. Нести службу на постах. Останавливать нарушителей ПДД. Взыскивать с них штрафы.
  2. В дорожной инспекции. Проводить Технический Контроль за различными средствами передвижения.
  3. Областных отделениях ГАИ. Принимать экзамены на права.
  4. Специальных подразделениях, которые ищут пропавшие, угнанные машины.

И огромном количестве других подразделений.

Преимущества профессии

У профессии инспектора ГИБДД есть ряд важных преимуществ:

  1. Стабильная заработная плата и социальный пакет. Деньги инспекторам ГИБДД выплачиваются вовремя. При добросовестном выполнении обязанностей, они будут обеспечены работой на всю жизнь.
  2. Большие возможности для продвижения по карьерной лестнице. Через десять лет инспектор может стать генералом. И занять должность начальника области. Или даже страны.
  3. Один год службы считается так, будто бы специалист отработал 18 месяцев. Соответственно, инспектор ГИБДД может уйти на пенсию значительно раньше, чем представители других профессий. В возрасте всего 45 лет. При наступлении этого периода, сотрудник может либо остаться работать в ГИБДД. Либо начать заниматься какой-либо другой деятельностью.
  4. Возможность служить родине. И наполнять казну своего государства за счет выписанных штрафов. Инспектор ГИБДД — довольно благородная профессия.

Права и обязанности сотрудника ГИБДД

Права и обязанности сотрудника ГИБДД закреплены в административном регламенте, хотя основные ведомственные нормативные акты носят закрытый характер и не доступны обычным гражданам, многие даже имеют определенный гриф секретности.

Права и обязанности сотрудника ГИБДД должны им четко разграничиваться, в противном случае существует возможность неисполнения обязанности и привлечение к дисциплинарной ответственности.

благодарю за помощь в написании статьи источник юрист-онлайн.

Когда инспектор имеет право останавливать ТС?

Как принято на законодательном уровне, транспортное средство останавливать, чтобы проверить документы, разрешено на стационарных постах ДПС и КПП. Но часто происходит такое, что остановка совершается в других местах.

Для этого должны быть основания:

  1. Если было зафиксировано нарушение на специальные носители с видео или фотофиксацией, а также, превышение скорости радаров.
  2. Имеющиеся у сотрудников ориентировки на автомобиль или конкретных лиц, которые в нем находятся (могло быть совершено ДТП и авто скрылось с места аварии, административные правонарушения или иные преступления).
  3. Имеющиеся сведения о том, что автомобиль находится в розыске и его использование незаконно,
  4. Автовладелец или пассажиры необходимы в качестве свидетелей, какого либо правонарушения, свидетелями которого они стали.
  5. Участник дорожного движения может привлекаться в качестве понятого.
  6. Потребность в ТС (уполномоченные лица могут использовать его на законных основаниях).
  7. От автомобилистов требуется помощь другим участникам движения, например, вследствие аварии.
  8. Проведение специальных мероприятий, официально регламентируемых уполномоченными органами по проверке водителей и перевозимых ими грузов.

Поэтому, если автомобиль был остановлен вне специальных пунктов, то водитель вправе поинтересоваться причинами, по которым его остановили.

Если инспектор не дает никаких понятных объяснений и ничего не предъявляет из вышеуказанного списка, то следует знать, что он нарушает закон и за это ему грозит штраф в размере 20 тыс. руб.

Права инспектора ДПС при досмотре авто

Зачастую нарушения со стороны полиции наблюдаются именно при досмотре транспортного средства. Многие водители попросту не знают досконально всех правил, поэтому выполняют просьбу и предоставляют к осмотру свой автомобиль.

Но в данной ситуации, стоит знать, что существует особый порядок действий, который включает в себя следующие моменты:

  • должна иметься веская причина, чтобы инспектор смог потребовать проведение процедуры досмотра (ориентировки на розыск автомобиля либо перевозку запрещенных товаров);
  • досмотр должен проводиться в присутствии понятых, но ими не могут выступать работники полиции или знакомые им граждане;
  • открывать багажник должен только владелец автомобиля, а инспектор располагаться от него на расстоянии вытянутой руки;
  • осматривать полицейский имеет право только со стороны, не прикасаясь к личным вещам автовладельца;
  • но уполномоченное лицо может попросить переместить некоторые вещи, чтобы открыть доступ к осмотру других предметов;
  • по итогам досмотра в обязательном порядке должен быть составлен официальный протокол, извещающий о полученных результатах.

В случае если были нарушены какие пункты, автолюбитель имеет полное право составить заявление с жалобой на должностное лицо, проводящее досмотр.

Составленный протокол должен содержать информацию о проведенной процедуре, а также о том, что запрещенные предметы выявлены не были.

Также, стоит помнить о том, что служащий имеет полное право произвести задержание, если, по его мнению, водитель перевозит какие-либо запрещенные объекты. Арест накладывается до выяснения обстоятельств, и участвует в нем группа быстрого реагирования.

Какие предпринимать меры, если превышены полномочия сотрудников ГИБДД?

Поскольку, нередкими являются ситуации, в которых служащие ведут себя неправомерно, возникает закономерный вопрос, как поступить? Ведь права и обязанности инспектора ДПС должны соблюдаться при любых обстоятельствах.

В подобных ситуациях следует сделать следующее:

  • указать уполномоченному лицу на тот факт, что его поведение противоречит законодательству, делать это естественно нужно в вежливой форме,
  • если есть возможность, сделать запись разговора на электронный носитель, но предварительно поставив его в известность (скрытая съемка является нарушением со стороны водителя),
  • воспользоваться номером горячей линии ГИБДД, чтобы доложить о случившемся,
  • дождаться приезда патрульной службы, которая и должна разобраться в случившемся, в качестве доказательств предоставить им видео или аудиозапись.

Именно такими действиями можно обезопасить себя от неадекватного поведения сотрудников полиции. Но делать это стоит в тех случаях, когда наблюдается явное и грубое отношение служащего в адрес автомобилиста. В противном случае, желая оклеветать инспектора, можно самому понести наказание.

На сегодняшний день открытое хамство со стороны служащих встречается все реже, поскольку повсеместно посты оснащены камерами. И если подобное поведение будет зафиксировано, то нарушителям грозят серьезные санкции, а потерять свое место работы никому не хочется.

Установление состояния алкогольного опьянения: как должно быть в идеале

Итак, вас остановил сотрудник ДПС, и выясняется, что вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения. Как вы должны себя вести в данном случае? Какие права есть у вас и у инспектора ДПС?

Первое, что должен сделать инспектор ДПС в случае обнаружения факта нахождения водителя в состоянии алкогольного опьянения, — это отстранить его от управления транспортным средством. Но отстранение в обязательном порядке происходит при участии не менее 2 понятых. По результатам отстранения составляется протокол, в котором расписываются все участники процедуры.

Не торопитесь сразу дуть в алкотестер, который вам «любезно» предоставил инспектор ДПС. В некоторых случаях вы можете нарваться на недобросовестных сотрудников полиции, чей алкотестер уже будет с определенным количеством промилле. Так что настаивайте на проведении освидетельствования.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится в следующем порядке:

  • Инспектор должен выявить признаки опьянения: неустойчивость позы, нечеткость речи, характерный запах изо рта и т. д.
  • Инспектор объясняет водителю, как проводится освидетельствование, и рассказывает об алкотестере.
  • Если выявляется наличие опьянения, то дополнительно необходимо учитывать возможную погрешность прибора.
  • После проведения процедуры инспектором составляется акт проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, который подписывается инспектором, понятыми и водителем. Если водитель считает, что алкотестер показывает неправильные значения, в акте он пишет о том, что не согласен с результатами освидетельствования и требует проведения медицинского освидетельствования.
  • В этом случае инспектор ДПС составляет протокол о направлении водителя на медицинское освидетельствование, который также подписывается 2 понятыми.
  • После чего он обязан сопроводить водителя до медицинского учреждения, где будет проводиться освидетельствование, и в случае отрицательного результата (водитель НЕ находится в состоянии алкогольного опьянения) доставить его обратно до автомобиля.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

(ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Общие обязанности и права сотрудников полиции закреплены в ст. 12 и 13 Закона о полиции, а компетенция по рассмотрению дел об административных правонарушениях — в ст. 23.3 КоАП РФ.

Большинство обязанностей сотрудников полиции, закрепленных в ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, носит универсальный характер, т.е. их содержание не зависит от специализации в деятельности соответствующих структурных подразделений полиции. К ним можно отнести следующие обязанности:

— принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

— выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

— осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц;

— передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя;

— информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

— прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

— оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

— выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;

— выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;

— участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— участвовать в пропаганде правовых знаний;

— обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

— пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции и др.

Обязанности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения сгруппированы в отдельном положении названного Закона, где предусмотрены следующие обязанности: осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством РФ, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством РФ случаях — тяжеловесных грузов (п. 19 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

К универсальным правам полиции согласно ч. 1 ст. 13 Закона о полиции можно отнести следующие:

— требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

— проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

— проверять у граждан разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством РФ;

— вызывать в полицию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии);

— подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

— в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации;

— запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

— беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений об административных правонарушениях;

— требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для документирования обстоятельств совершения административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан;

— в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их;

— обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

— составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

— доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;

— доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу;

— направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством РФ;

— осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения и др.

Многие из перечисленных прав полиции по существу дублируют права, которые предусмотрены в КоАП РФ для лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

К специальным правомочиям полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения согласно п. 20, 21 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции относятся следующие:

— останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

— осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;

— задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

— временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения;

— временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии;

— выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

— требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения;

— ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ;

— запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах;

— при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.

Выполнение обязанностей и реализация прав сотрудниками полиции не должны нарушать права и законные интересы граждан, для этого в Законе о полиции закреплена система органов контроля и надзора за деятельностью полиции.

Система контроля за деятельностью полиции включает государственный и ведомственный контроль (ст. 49 Закона о полиции).

Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В ст. 50 названного Закона регламентируются вопросы осуществления общественного контроля за деятельностью полиции. Установлено, что граждане РФ, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом. Эту функцию также осуществляет Общественная палата РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», а также общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах. Общественные советы осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 51 Закона о полиции).

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством (ст. 52 Закона о полиции).

В ст. 53 Закона о полиции установлено, что действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры РФ либо в суд.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *