Депутаты сельского совета

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования.

В случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации, организацию деятельности представительного органа осуществляет председатель представительного органа, избираемый этим органом из своего состава. В этом случае председатель представительного органа, как правило, избирается данным органом из числа депутатов путем тайного голосования большинством от установленной численности депутатов на срок полномочий представительного органа. Представительный орган вправе избрать из своего состава иных должностных лиц.

Председатель и иные должностные лица представительного органа подотчетны данном органа и могут быть освобождены от должности путем тайного голосования на заседании представительного органа, как правило, большинством от установленной численности депутатов.

Председатель представительного органа издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности этого органа.

Как правило, председатель представительного органа муниципального образования:

1) осуществляет руководство подготовкой заседаний представительного органа и вопросов, выносимых на рассмотрение представительного органа;

2) ведет заседания представительного органа, ведает внутренним распорядком представительного органа;

3) представляет представительный орган в отношениях с органами местного самоуправления муниципального образования, органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;

4) созывает заседания представительного органа, доводит до сведения депутатов время их проведения, а также проект повестки дня;

5) осуществляет общее руководство работой аппарата представительного органа; в соответствии с законодательством о труде пользуется правом найма и увольнения работников аппарата представительного органа; налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата, решает вопросы об их поощрении;

6) координирует деятельность комитетов (комиссий) представительного органа;

7) подписывает протоколы заседаний и другие документы представительного органа;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с уставом муниципального образования и регламентом представительного органа.

Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются уставами муниципальных образований. Пр ичем основу их составляют исключительные полномочия, закрепленные федеральным законодательством. Обособление вопросов исключительного ведения представительных органов местной власти обеспечивает им возможность оказывать решающее влияние на руководство хозяйственным комплексом муниципального образования. Неслучайно они выделены из общего перечня вопросов местного значения. Их содержание и значимость показывают, что выборный представительный орган муниципального образования постоянно связан со всеми сферами жизнедеятельности местного населения, а его контрольные полномочия обеспечивают ему возможность проверять деятельность всех органов и должностных лиц местного самоуправления по исполнению ими своих обязанностей и при необходимости принимать решения по поводу их кадровой судьбы.

В ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ четко определены следующие предметы исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований:

  • 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  • 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
  • 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий но решению вопросов местного значения;
  • 10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

К исключительным полномочиям представительного органа муниципального образования этот Федеральный закон также относит, в частности, назначение местного референдума (ст. 22), муниципальных выборов (ст. 23), голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования (ст. 24), установление границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (ст. 27), учреждение межмуниципальных хозяйственных обществ, создание некоммерческих организаций (ст. 68, 69) и ряд других вопросов.

Вопросы, составляющие предметы исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, не могут передаваться другим органам и должностным лицам местного самоуправления.

Это минимальный перечень полномочий представительного органа муниципального образования, закрепленный федеральным законодательством. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Однако практика показывает, что на местном уровне происходит, как правило, простое воспроизведение полномочий представительных органов муниципальных образований, гарантированных федеральным законом, что является одним из факторов, отрицательно влияющих на эффективность их деятельности. В уставах и региональном законодательстве необходимо больше внимания уделять закреплению распорядительных полномочий представительных органов, поскольку они не получили своего полного раскрытия в федеральном праве. Здесь уместно пойти по пути позитивного закрепления распорядительных и иных полномочий, нс давая исчерпывающего перечня контрольных полномочий представительных органов в отношении исполнительного аппарата. Следует предусмотреть исключительные полномочия представительных органов как производные от полновластия населения на территории муниципального образования, в сущности, делегированные им местным населением, которое вправе контролировать их исполнение. Так, например, в Уставе г. Ростова-на-Дону компетенция Ростовской-на-Дону городской Думы определяется из двух перечней вопросов, один из которых воспроизводит 10 вопросов, отнесенных к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования Федеральным законом № 131-ФЗ (ч. 2 ст. 39 Устава), а другой включает в себя 21 вопрос, находящийся в ведении Ростовской-на-Дону городской Думы в соответствии с федеральным и областным законодательством (ч. 3 ст. 39). Мри этом Городская Дума может рассматривать и решать также иные вопросы, отнесенные к ее компетенции действующим законодательством и Уставом города.

1. Полномочия депутата сельского совета поселения начинаются со дня его избрания и прекращается со дня начала работы сельского совета поселения нового созыва.

2. Депутат сельского совета поселения представляет в сельском совете интересы своих избирателей и отчитывается перед ними о своей деятельности не реже двух раз в год.

3. Депутат сельского совета поселения осуществляет свои полномочия на непостоянной основе без отрыва от основной деятельности (работы).

4. Депутату сельского совета поселения обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

5. Гарантии прав депутатов сельского совета поселения при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

6. Депутат сельского совета поселения не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, депутатом Государственного Совета Республики Крым, занимать иные государственные должности Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы.

7. Депутаты сельского совета поселения не могут одновременно исполнять полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления, замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий, за исключением случаев, установленных федеральным законом от 6.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

8. Выборные должностные лица местного самоуправления поселения не могут одновременно замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных организаций и предприятий.

9. Депутаты сельского совета поселения, выборные должностные лица местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления поселения, за исключением случаев, установленных федеральным законом от 6.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

«Подниматься тяжело»

– Едва я начал работать, понял, как не совпадают, разительно отличаются представления о сути работы депутата самих народных избранников и наших избирателей. Люди уверены – и они правы! – что он должен помогать всем и во всем. С благоустройством территории, разрешением споров соседей, поддержкой пострадавших от пожара или паводка. При этом каждый думает, что его ситуация – самая важная. И мы вникаем, разбираемся, ищем правовые возможности ее решения. Помогаем включать объекты сельской инфраструктуры в программы развития. Так работает «Поддержка местных инициатив», например. Когда в Богом забытом селе открываются детские площадки или Дома культуры, люди начинают верить своим депутатам. Но даже если не хватает у народных избранников правовых возможностей и ресурсов, чтобы помочь человеку, совместными усилиями – под лежачий камень вода не течет – мы все равно находим тех, кто может это сделать, – рассказывает собеседник.

Как и многие его коллеги, он давно уже подметил одну закономерность: в депкорпус сельчане выбирают руководителей организаций, педагогов, предпринимателей – людей авторитетных, способных решать проблемы.

С чего начать? Герасименко призадумывается и начинает с… паводков. Редкий год они обходят стороной Смоленский район. Река Песчаная, тихая, ласково журчащая по камушкам, весной показывает свой норов так, что перед водной стихией человек со всеми его достижениями технического прогресса остается беспомощным. Все, что ему остается, – обезопасив себя с домочадцами, ждать, когда схлынет. И надеяться на помощь соцзащиты, власти, государства. Именно в такие моменты люди ждут от депутатов конкретных действий.

– Главное – не поддаваться панике, даже если ущерб очень велик. По своему опыту это знаю, – констатирует Алексей Алексеевич. – Живой, значит, сможешь все восстановить. Всем, конечно, хочется, чтобы сразу все стало «как вчера». Но так не бывает, и это второй фактор, мешающий людям принимать реальность. Подниматься с нуля всегда тяжело. На создание комиссии, подворовые обходы и составление справок для оформления помощи подтопленным территориям нужно время. Мы всегда работаем вместе с муниципальной властью и соцзащитой.

«Душа страны»

Очень сложной, по словам депутата, была прошлая весна. Промороженная на полтора метра земля не впитывала вешних вод, и вся низинная часть райцентра оказалась подтопленной. Откачка из погребов мало что давала – они тут же по новой наполнялись. Но – справились. Отработали качественно, люди получили поддержку, в том числе из краевого бюджета, каждая семья – в зависимости от степени ущерба.

Тема противостояния паводкам возникает неспроста: его избирательный округ № 7, улицы Титова, Советская, Набережная, переулок Зеленый, – традиционные территории подтопления.

Основную работу начальника управления ветеринарии по Смоленскому району и городу Белокурихе и депутатскую деятельность Алексей Герасименко не смешивает, но профессиональные навыки не раз выручали, когда нужно было организовать вывоз буренок и хрюшек с затопленных территорий в безопасные места, сохранять эпизоотическое благополучие в районе. Удивительной наш герой называет способность сельчан объединяться перед лицом беды. Помимо официальных эвакопунктов кров в такие моменты людям и скотине дают друзья и родные – те, кого беда обошла стороной. «Взаимовыручка потрясающая! Деревня – душа любой страны», – говорит о своих земляках собеседник.

Надежда для села

Своих избирателей уроженец Благовещенки называет уже с полным основанием земляками, потому что за 11 лет жизни в Смоленском районе успел сына родить, дом крепкий поставить, деревьев насадить. И проблемы жителей этой земли считает своими.

Печальная история агрохолдинга «Изумрудная страна» известна многим. В Смоленском она «нахозяйничала» по полной. В Сычевке, например, было около тысячи голов дойного стада – сегодня нет ничего. В Линевском численность буренок доходила до полутора тысяч плюс шесть тысяч хрюшек и лошадей – сейчас осталось лишь одно отделение… Ситуация, связанная с закрытием площадок предприятия-банкрота, тревожит Герасименко и как депутата, и как руководителя ветслужбы:

– Работа с проблемными контрагентами не бывает стабильной. Собственники ушли, а здесь остались лишь исполнители, не знающие, как и что исполнять. Начинаются поиски крайнего, к разрешению конфликтов подключаются высшие эшелоны власти. А мы меж тем должны исполнять на местах свои обязанности, связанные с эпизоотическим благополучием территории, и депутатские – с социальным. Как работать ветеринару, у которого нет ни инструментов, ни препаратов? Как жить семьям, оставшимся без кормильцев? И это – в XXI веке! Считается, что на селе можно прожить натуральным хозяйством. Но ведь нужно еще оплачивать коммуникации, учить детей, покупать одежду и обувь…

Любая тяжелая история когда-то заканчивается, будет финал и у этой, достаточно оптимистичный для Смоленского района, несмотря на все передряги. В районе сегодня работают около трехсот предпринимателей, в ближайшее время один из них, Евгений Колыванов, открывает новый молочный завод, заполняется скотом животноводческая площадка в райцентре… Для села любое новое предприятие и рабочие места – это надежда прежде всего.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *