Административный штраф за СЗВ м

Содержание

Штрафы Пенсионного фонда России

Заметим, что с 2004 года данные о появлении нового юрлица в ПФР передаются из регистрирующего органа, то есть ИФНС без вмешательства нового плательщика взносов. Статья 27 о штрафах ПФР работает скорее в отношении тех лиц, кто попал в ЕГРЮЛ до начала новой редакции закона, то есть до января 2004 года, а также тех, кто встает на учет в ПФР самостоятельно, в частности, ИП-работодатели (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 №75).

Штраф за то, что вовремя не сообщили о себе, для них составляет 5000 руб.

в течение 90 дней с момента истечения срока, отведенного для регистрации в ПФР, и 10 000 рублей, если срок пропущен больше, чем на 90 дней.

Заметим, что с 1 января 2019 года статья 27 закона №167-ФЗ утрачивает силу (закон от 03.07.2016 №250-ФЗ). , и ПФР за пропуск сроков регистрации штрафовать уже не сможет.

Штраф в ПФР грозит тем, кто невовремя сдал отчеты.

Из истории вопроса: назначение СЗВ-М

В рамках антикризисных мер, принятых Правительством на 2016 год, в закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, была введена ст. 26.1. Ею установлен новый порядок в отношении выплаты страховой пенсии и фиксированной части к ней в отношении работающих пенсионеров (ч. 2 ст. 3 закона «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов» от 29.12.2015 № 385-ФЗ):

  • суммы страховой пенсии и ее фиксированной выплаты выплачиваются без учета индексации в период работы пенсионера;
  • после прекращения им работы запрет на индексацию указанных сумм будет отменен.

Для ежемесячного мониторинга информации о работающих пенсионерах органами ПФР и была введена форма отчетности СЗВ-М. Она же позволила пенсионерам самостоятельно не представлять сведения о своей занятости в ПФР, эта обязанность возложена теперь на работодателя.

Однако право представить в ПФР заявление о факте осуществления (прекращения) им работы у пенсионера все же остается. Он может воспользоваться им для ускорения процесса начала индексации своей пенсии после увольнения.

Нестандартные ситуации, возникающие при заполнении формы СЗВ-М

Разберемся в нестандартных для таких случаев ситуациях, по которым и возникает у страхователей большинство вопросов.

Главным принципом при решении вопроса о включении сведений о физических лицах в СЗВ-М является следующее:

  • физические лица работают в организации по трудовым договорам или договорам ГПХ, авторского заказа, издательским лицензионным договорам и прочим договорам, перечисленным в самой форме;
  • действие таких договоров приходится на отчетный период (отдельно или в совокупности: заключены, продолжают действовать, прекращены в таком периоде);
  • выплаты по договорам в пользу физических лиц потенциально могут облагаться страховыми взносами в ПФР (п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ; п. 2.2 ст. 11 закона «О персонифицированном учете» от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
  • факт отсутствия выплат физическому лицу в отчетном периоде при наличии таких начислений в его адрес;
  • нахождение сотрудника на больничном, в декрете и в аналогичных ситуациях;
  • нахождение сотрудника в отпуске (в том числе в отпуске за свой счет при отсутствии деятельности в организации);
  • наличие в организации только руководителя (являющегося единственным учредителем), с которым ни трудовой договор, ни договоры ГПХ не заключены.

Такие особенности заключения договоров с физическим лицом, как работа на условиях совместительства / совмещения профессий, также значения не имеют.

Можно ли избежать штрафа, если вы забыли включить в СЗВ-М кого-то из сотрудников? Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и узнайте как суды различных уровней решали этот вопрос.

Какие ошибки допускают бухгалтеры при заполнении СЗВ-М читайте в материале «Самые частые ошибки в СЗВ-М».

Не попадают в форму разве что иностранные граждане — высококвалифицированные специалисты, временно пребывающие в РФ, которые не застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования (ст. 7 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

ВАЖНО! Из вышесказанного следует: отчет по форме СЗВ-М нулевым (с пустой таблицей) быть не может.

Об одной из нестандартных ситуаций, возникающих при сдаче отчетности, читайте в статье «Сдавать ли СЗВ-М на руководителя — единственного учредителя?».

Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР в 2019 году

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и составляют:

    за несвоевременную сдачу сведений по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, реестра застрахованных лиц штраф 500 руб. за каждого застрахованного лица.за непредставление сведений или реестра в электронном формате штраф – 1 000 руб.

В электронном виде отчетность необходимо представлять, если численность застрахованных 25 и более человек.Порядок применения штрафа ПФР в случае несвоевременной сдачи отчетности:При обнаружении нарушения сотрудник территориального органа ПФР составляет акт.

Административный штраф пфр

За несвоевременную сдачу отчетности в ПФР Законом 212-ФЗ предусмотрена ответственность.

Штраф за несдачу РСВ-1 по «персонифицированному» Закону?

В действующей ныне форме РСВ-1, кроме общих сумм начисленных взносов во внебюджетные фонды, отражаются так же и индивидуальные сведения по каждому физлицу, в чью пользу страхователь делал облагаемые взносами выплаты, начислял взносы, и/или по которому должен указать периоды стажа (п. 2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ ).

Какой штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР в 2019 году

Этим же положением был определен порядок заполнения нового отчета.

Целевым предназначением объединения выплат стало упрощение документооборота для плательщиков взносов в и устранение лишней бюрократии во взаимоотношении фонда и предпринимателей. В первой половине 2019 года новые правила предоставления отчетности вступили в законную силу.

С этого момента сдавать в ПФР требовалось единую отчетность.

Она сплотила страховые ОПС взносы и ОМС отчисления.

За несвоевременное представление полагается штраф. Пенсионным Фондом России именуется организация, чьей обязанностью является обеспечивать российских граждан пенсионными выплатами.

Для этого Фонд собирает обязательные выплаты с хозяйствующих субъектов, применяющих наемный труд.

Штрафы за несвоевременную сдачу СЗВ-М: 2019 год

Если вы хотите знать, в каком размере вам выставят штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2019 году, то вам необходимо умножить 500 рублей на количество физлиц, о которых вы должны отчитаться – работников и тех, с кем у вашей организации заключены гражданско-правовые договоры.Пример расчета штрафа.Предположим, что организация опоздала со сдачей отчета СЗВ-М за январь 2019 года.

Его нужно было подать не позднее 15 февраля. Однако, фактически, отчет был сдан в ПФР только 22 февраля. Для примера приведем штрафы от 1 до 25 физических лиц в отчете (включительно).Сколько физлиц в СЗВ-МРазмер штрафа1500 руб.21000 руб.31500 руб.42000 руб.52500 руб.63000 руб.73500 руб.84000 руб.94500

Штраф за несдачу отчетности СЗВ-М и РСВ-1 в ПФР

Она заносится в закодированном виде:

    «исхд» – изначальная (исходная) форма. Указывается при первичной подаче отчетности. «доп» – дополнительная форма. Ее следует предоставлять в Пенсионный фонд для необходимости в дополнении изначального отчета (к примеру, не все сведения указаны о застрахованном лице). «отмн» – форма отмены (отменяющая). Вид отчета, служащий в качестве аннуляции ранее поданных сведений о застрахованных лицах в Пенсионный фонд.

При необходимости в повторном предоставлении отчета по форме СЗВ-М нужно указывать сведения исключительно по тем лицам, при указании которых были допущены различные ошибки.

Что делать при возникновении ошибок в СЗВ-М?

На сегодняшний день существует несколько видов ошибок в СЗВ-М, которые имеют свой код. Каждый кодовый шифр содержит информацию о допущенной бухгалтером ошибки в ежемесячном отчете. За любую неточность системой выставляется конкретный балл, который должен быть в обязательном порядке учтен при исправлении документа. Более подробные данные о возможных ошибках вы можете посмотреть в таблице ниже.

Код ошибки Протокол Действующий статус Как исправить
10-20 Положительный Отчет принят Повторное заполнение бланка не требуется. Отчет СЗВ-М принят ПФРФ с имеющимися неточностями или полностью соответствует. Возможно, выявленные ошибки не являются значительными и не подлежат исправлению.
20-30 Положительный Отчет принят Требуется исправить выявленные неточности в документе и повторно направить заполненный бланк, но только по тем работникам, по которым производилась корректировка данных.
30-40 Положительный Отчет принят частично Требуется исправить все неверно внесенные в бланк сведения по работникам и отправить отчет повторно сразу после корректировки.
50 Отрицательный Отчет не принят Необходимо полностью перезаполнить отчет и передать его повторно в ПФРФ.

Исходя из данных таблицы, если в отчете по форме СЗВ-М проставлен код 10 или 20, то такой документ будет принят фондом безоговорочно и не потребует никаких исправлений и дополнительных уточнений. Этот шифр ошибки может указывать бухгалтеру на наличие мелких неточностей, которые потребуется учесть при составлении отчета в следующем месяце.

Согласно информации из таблицы, протоколом является оценка работы специалиста, который осуществляет составление и отправку СЗВ-М. Он помогает определить в документе наличие ошибок и предупредить о возможных последствиях, возникающих в отношении заново присланных или дополненных отчетов.

Ошибки, отмеченные кодами 30 или 40, говорят о том, что бухгалтеру необходимо повторно отправить отчет с исправленными ошибками по определенным работникам из списка. Кодовый шифр 50, в свою очередь, обозначает выявление грубой неточности, которая требует полной переделки отчета и его непринятие ПФРФ в предоставленном виде.

Что делать, если не пришел протокол СЗВ-М

Ситуации, когда по СЗВ-М не приходит протокол, нередки. Причины могут быть различными, включая технические сложности и сбои. В любом случае работодателю нужно уточнить, принята форма или нет.

По Закону № 27-ФЗ от 01.04.96 г. предоставлять СЗВ-М требуется не позднее 15-го числа месяца за расчетным. За несоблюдение установленных сроков нарушителю грозят санкции и немалые. Величина штрафа составляет 500 руб. за каждое застрахованное лицо, по которому несвоевременно представлен отчет. Факт подачи документа подтверждает протокол. Если его нет, то и доказательств принятия формы у страхователя тоже нет.

Если вы оказались в такой ситуации, первым делом свяжитесь с территориальным подразделением ПФР. Уточните, получен или нет отчет. Возможно, сотрудники фонда в курсе происходящего и у них есть объяснения происходящему. Скорее всего, вам подтвердят, что форма принята, а протокол не отправлен из-за сбоев. Не нужно повторно подавать СЗВ-М или предоставлять ее с корректирующим кодом «ДОП». Тем самым, вы подтвердите, что отчет отправлен позже установленного срока. А значит, у ПФР появится основание для взыскания штрафов.

Читайте:

Для чего служит СЗВ-М?

В соответствии со «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

  • создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
  • обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении;
  • создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений;
  • развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
  • информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховых и накопительной пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования;
  • упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам.

Форма СЗВ-М утверждена «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах». В разделе «Сведения о застрахованных лицах» указываются данные о застрахованных лицах – работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства

п/п

Фамилия, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица (заполняются в именительном падеже) Страховой номер индивидуального лицевого счета (заполняется обязательно) ИНН (заполняется при наличии у страхователя данных об ИНН физического лица)

Читайте так же ⇒ \”Пени по страховым взносам КБК 2020\”

Штрафы от ПФР — вне закона

Но, проанализировав законодательство, приняли решение этот штраф не платить.

И ПФР был вынужден обратиться за взысканием штрафа в суд.В суде мы привели следующие аргументы.Первым делом мы обратили внимание суда на то, что срок, в течение которого работодатель обязан встать на учет в ПФР, установлен одновременно в двух законах.

Причем по-разному! Так, пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»

(в ред. до 31.12.02: далее — закон № 27-ФЗ) обязывает работодателя (страхователя) зарегистрироваться в ПФР в течение месяца со дня постановки на учет в налоговом органе. А пункт 1 статьи 11 закона о взносах предусматривает уже другой срок — один месяц с момента государственной регистрации организации-работодателя по месту ее нахождения.

Получается, что срок по закону № 27-ФЗ на 15 дней больше, чем срок по закону о взносах.

Штраф за несдачу отчета в ПФР

За другие формы отчетной документации при нарушении сроков их подачи в ПФР меры ответственности предусмотрены ст.

17 закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ.

Штраф за непредоставление отчета в ПФР начисляется в сумме 500 руб. за каждого работника, сведения о котором не были получены Фондом в установленные сроки.

Такой же размер наказания действует в отношении недостоверных сведений. Критерии, по которым определяется итоговый размер взыскания:

  1. тип неподанного документа и вид правонарушения;
  2. количество работников, являющихся застрахованными лицами, данные по которым не были переданы в ПФР своевременно.

Например, если у предприятия числится 44 работника, а бухгалтер забыл вовремя сдать СЗВ-М – штраф для компании в этой ситуации составит 22 000 руб. (500 х 44). К слову, штраф в ПФР – единственный, который рассчитывается не от количества и уровня ошибок, не от размера недоплат, а только от наличия и количества у организации или ИП сотрудников.

Как избежать штрафа, и не платить деньги?

Обжаловать наложенный штраф можно при отсутствии оснований для его наложения. Например, если С3В-М был предоставлен вовремя и заполнен без ошибок, а сотрудники ПФР ошиблись с указанием реквизитов или совершили другие ошибки.

Для обжалования такого штрафа потребуется направить в суд исковое заявление с приложением следующих материалов:

  1. Копии отчета С3В-М.
  2. Требовании ПФР о взыскании.
  3. Квитанции о перечислении госпошлины.
  4. Банковского платежного поручения, доказывающего погашение штрафа.

Для недопущения срывов отчетности, руководителю учреждения нужно назначить серьезного сотрудника, который обладает должной ответственностью за порученный участок работы, перед глазами которого должна всегда находиться таблица со сроками предоставления отчетности.

Какие обстоятельства могут признать смягчающими

Для крупных компаний, со штатом, исчисляемым сотнями сотрудниками, размер финансового взыскания за срыв предоставления формы СЗВ-М может оказаться весьма ощутимым. Но даже, при виновности работодателя, остается возможность снизить сумму взыскания. Для этого понадобиться доказать судьям, что правонарушение связано со смягчающими обстоятельствами.

В практике арбитражных дел имеется достаточное число примеров, когда взыскание, назначенное инспекторами ПФР, впоследствии было снижено до символической суммы. К примеру:

  1. К наиболее «популярной» смягчающей причине можно отнести небольшое время опоздания с отчетностью. Под небольшим временем понимается просрочка не более 16 дней.
  2. Таким же оправданием может стать то, что срыв отчетности был совершен впервые.
  3. Смягчающей причиной может стать также отсутствие долгов по взносам и прочие непредвиденные обстоятельства (заболел работник, отвечающий за форму и т.д.).

Кроме прочего, уважительной причиной, помешавшей вовремя предоставить отчет, можно считать следующее:

  • Отключение электроэнергии на фирме.
  • Замена или сбой программы.

При наличии данных обстоятельств можно не только уменьшить размер штрафа, но даже полностью отменить его.

Ниже представлена таблица с примерами судебных постановлений, учитывающих смягчающие обстоятельства.

Фирма уплатила штраф за директора: что с НДФЛ и взносами

При этом возникает вопрос: нужно ли включать сумму «директорского» штрафа в облагаемую базу по НДФЛ и страховым взносам? Прежде чем дать ответ, скажем вот что. По-хорошему, административный штраф должен быть уплачен тем лицом, которое привлечено к ответственности, , то есть самим руководителем.

Но в том, что вместо него это сделает организация, ничего страшного нет. Надо только указать в назначении платежа примерно следующее: «По постановлению (дата и номер), за (ф. и. о. руководителя)». Иначе перечисленные деньги могут затеряться, и когда истечет срок, отведенный на уплату штрафа, директора могут дополнительно оштрафовать за неуплату первоначального штрафа.

Если штраф директора будет уплачен со счета фирмы, с ближайшей его зарплаты придется удержать дополнительный НДФЛ в размере 13% от этой суммы, а также начислить с суммы штрафа страховые взносы.

За что могут наказать, и какие штрафы за СЗВ-М (2019 год)

Согласно Федеральному закону от 01.04..1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», о лицах, трудящихся по договорам ГПХ и трудовым соглашениям, надо отчитываться в Пенсионный фонд в полном объеме, в установленный срок и определенном порядке. За нарушение одного из правил работодателей и заказчиков услуг (работ) могут наказать.

Ответственность для нарушителей предусмотрена в нескольких нормативных актах. Чтобы читателям было проще сориентироваться, предлагаем таблицу, в которой содержится состав правонарушения, основание для наказания и размер санкций.

В чем заключается правонарушение

Какое предусмотрено наказание

Основание для привлечения к ответственности

Непредставление сведений в установленный срок (позже 15-го числа месяца)

500 рублей в отношении каждого застрахованного лица на страхователя (организацию или ИП)

ч.3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ

300-500 рублей на должностное лицо страхователя (руководителя, бухгалтера)

статья 15.33.2 КоАП РФ

Представление неполных и/или искаженных сведений

500 рублей в отношении каждого застрахованного лица на страхователя

ч.3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ

300-500 рублей на должностное лицо страхователя

статья 15.33.2 КоАП РФ

Несоблюдение порядка представления сведений: сдача отчета на бумаге вместо предусмотренной электронной формы

1000 рублей на страхователя

ч.4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ

Процедура привлечения к ответственности

Чтобы назначить штраф за несдачу СЗВ-М или иное правонарушение в сфере персонифицированного учета, ПФР необходимо следовать определенному регламенту. Так, при обнаружении ошибок или несоответствий составляется акт о нарушении. Его подписывают должностные лица органа контроля и страхователя. Если работодатель или заказчик не согласен с фактами, выводами и предложениями сотрудника ПФР, он может обжаловать составленный акт в территориальном органе фонда в течение 15 дней со дня получения документа. Обоснованность возражений, которые обязательно подаются в письменной форме, должны подтверждаться документами.

На изучение материалов по делу у руководителя территориального подразделения ПФР есть 10 дней. В некоторых случаях этот срок может быть продлен на 1 месяц. Затем должностные лица назначают дату, время и место рассмотрения обращения страхователя и разбираются, кто прав: контролер или предприниматель. Если предприниматель (его представитель) не явится, решение вынесут в его отсутствие. Какое может быть решение? Или привлечь к ответственности, или нет.

Соответствующий документ направляют страхователю в течение 5 дней со дня вынесения вердикта. Вступает он в силу по истечении 10 дней с момента вручения предпринимателю.

У бизнесмена есть три месяца, чтобы оспорить требование вышестоящем органе ПФР. А пока он раздумывает, контролеры высылают ему требование об уплате финансовых санкций. Его надо исполнить в течение 10 календарных дней либо в течение срока, который указан в требовании. В случае отказа или неполной уплаты ПФР сможет «выбить» штраф за СЗВ-М (несвоевременная сдача — тоже повод для этого) исключительно в судебном порядке. Такой инструмент, как инкассо, фонду запрещено применять с 1 января 2017 года.

Несвоевременная сдача СЗВ-М: как избежать штрафа

Платить штраф никому не хочется. Поэтому желательно не нарушать правила сдачи отчета о застрахованных лицах. Документ лучше готовить и направлять не в последний день, а хотя бы за несколько дней. Это снизит риски опоздать, например, из-за технических сбоев. В противном случае может грозить штраф за непредоставление СЗВ-М.

Еще одна рекомендация — тщательно проверять направляемые в ПФР сведения. Даже после того, как отчет уже сдан. Если страхователь обнаружит ошибку раньше, чем сотрудник фонда, его не накажут.

Если штраф уже выписан, и он существенный, не бойтесь обращаться в суд. Именно арбитры решат, сколько платить за опоздание или допущенные ошибки в СЗВ-М. Судебная практика показывает, что судьи часто снижают размер санкций, если компания ссылается на незначительную просрочку, наличие смягчающих обстоятельств (был сбой в системе, сломался компьютер), впервые совершенное правонарушение.

Кроме того, суды становятся на сторону предпринимателей, если сотрудники ПФР нарушают установленные законом требования: неправильно составляют акт о нарушении, не соблюдают сроки его отправки предпринимателю, не дают времени на добровольное исправление сведений. И чем больше таких нарушений процедуры найдет страхователь, тем больше суд снизит штраф.

Вам могут быть полезны материалы, опубликованные на нашем сайте:

«Персонифицированные» нарушения без наказания

Организации и предприниматели могут быть оштрафованы, в частности, за следующие нарушения, связанные с подачей формы СЗВ-М ст. 17 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ (далее — Закон № 27-ФЗ) :

• представление сведений о застрахованных позднее установленного срока (15-е число месяца, следующего за отчетным);

• указание неполных и (или) недостоверных сведений.

А грозит ли страхователю штраф, если в исходной СЗВ-М он забыл указать сведения о ком-то, но сам заметил это и подал дополняющую СЗВ-М с данными об этом человеке? Арбитражная практика показывает, что однозначного ответа на этот вопрос нет. И вот почему.

Штраф за непредставление в срок либо подачу неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М составляет 500 руб. в отношении каждого застрахованного, сведения о котором поданы с нарушениям и ст. 17 Закона № 27-ФЗ . Закон о персонифицированном учете не предусматривает основания для снижения штрафа.

Закон о персонифицированном учете дает право страхователю «дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лица х» ст. 15 Закона № 27-ФЗ . При этом форма СЗВ-М может быть представлена с типом «доп». Этот код как раз применяется, когда отчет подается «с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лица х» Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п . Понимая под «сведениями о застрахованных» саму форму СЗВ-М, многие организации и предприниматели полагают, что, отчитываясь о забытом застрахованном, они просто дополняют исходную СЗВ-М. И поскольку это их законное право, штрафовать их не за что.

В то же время Инструкция о персонифицированном учет е утв. Приказом Минтруда от 21.12.2016 № 766н предусматривает следующие два случая, когда ошибка в индивидуальных сведениях может быть исправлена без штрафа.

Случай 1. Устранение расхождений, выявленных ПФР. Обнаружив ошибку в поданных сведениях, ПФР направляет страхователю уведомление об устранении расхождений. Оно может быть передано в электронном виде по ТКС, вручено страхователю лично под расписку или направлено по почте заказным письмом. На исправление ошибок отводится 5 рабочих дней со дня получения уведомления из ПФР. При этом документ, оправленный по почте, считается полученным на шестой рабочий день с даты отправления заказного письм а ст. 17 Закона № 27-ФЗ . Если успеть исправить ошибки в 5-днев ­ный срок, штрафа не буде т п. 39 Инструкции, утв. Приказом Минтруда от 21.12.2016 № 766н .

Случай 2. Исправление самостоятельно выявленной ошибки. Штрафа не будет, если ошибка была найдена самим страхователем и исправлена до момента ее обнаружения ПФР. При этом речь идет об ошибках «в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица». Разъясняя это положение Инструкции о персонифицированном учете, ПФР подчеркивае т Письмо ПФР от 28.03.2018 № 19-19/5602 :

• санкций не будет, только если исправлены ошибочные сведения, ранее поданные в отношении этого конкретного человека;

• штрафа не избежать, если дополняющая СЗВ-М подана на забытого застрахованного.

То есть под «сведениями о застрахованных», которые можно дополнять и уточнять без штрафа, ПФР понимает именно ф. и. о., СНИЛС и ИНН конкретного человека, а не саму форму СЗВ-М с таким названием.

Арбитражные суды: и нашим, и вашим

Страхователям выгоден иной подход: если исходная форма СЗВ-М за месяц сдана, то дополняющие СЗВ-М, в том числе и на забытых застрахованных, будут исправлением ранее поданных сведений. Арбитражная практика на этот счет сложилась не однозначная.

Позиция 1. Штрафы незаконны. Суды обосновывают эту позицию так.

1. Законом о персонифицированном учете установлено право страхователей уточнять и дополнять ранее поданные сведения о застрахованных. Представляя дополняющую СЗВ-М на забытых работников, страхователь реализует это право. Ответственность же может быть установлена только за неисполнение обязанносте й Постановление 4 ААС от 19.04.2018 № 04АП-1445/2018 .

2. Если страхователь самостоятельно обнаружил и исправил ошибку до ее выявления ПФР, штраф неправомерен. Это следует из положений Инструкции о персонифицированном учете. А в части ошибок, совершенных до 19.02.2017, даты ее вступления в силу, — из позиции ПФР, изложенной в Письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379.

3. В Инструкции о персонифицированном учете о неприменении санкций в случае подачи сведений о забытых застрахованных прямо не сказано. Но это не означает, что основания для освобождения от штрафов в таких ситуациях отсутствуют.

4. ПФР составляет акт о выявлении нарушения после подачи дополняющей СЗВ-М. Таким образом, на момент составления акта нет оснований считать недостоверными сведения, поданные в исходном отчете, поскольку они уже откорректированы.

5. Если ПФР будет штрафовать за представление дополняющей СЗВ-М на забытых застрахованных, у добросовестных страхователей не будет стимула к контролю своей отчетности. А такой контроль дает «дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц» Постановление 4 ААС от 16.04.2018 № 04АП-270/2018 .

Позиция 2. Штрафы правомерны. Аргументы в пользу этой позиции у судов такие.

1. Подавая дополняющую СЗВ-М на забытых застрахованных, страхователь вовсе не дополняет и не уточняет ранее представленную отчетность. В таком случае речь идет о первичном представлении сведений на других застрахованных по истечении срока.

2. Исправление ошибки до ее выявления ПФР само по себе не освобождает от штрафа. Важно, чтобы исправлялись именно ранее поданные сведения о конкретном застрахованном лице.

Мы проанализировали решения судов кассационной инстанции по округам, имеющиеся в правовой базе на дату подписания номера в печать. В ряде арбитражных округов таких решений в ту или иную пользу нет совсем или их недостаточно, чтобы проследить тенденцию (всего 1— 3 решения). В таких случаях мы проанализировали также решения апелляционных арбитражных судов этого округа.

СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ О ШТРАФАХ ЗА ДОПОЛНЯЮЩИЕ СЗВ-М НА ЗАБЫТЫХ ЗАСТРАХОВАННЫХ

Как видим, решений в пользу страхователей было принято больше. Чаще всего к выводам о неправомерности штрафов приходили арбитражные суды кассационной инстанции Поволжского и Уральского арбитражных округов.

А решения в пользу ПФР принимались в основном судами Дальневосточного и Северо-Западного округов.

Нарушение, но не то — штраф отменить

Иногда суды отменяют санкции, поскольку считают, что ПФР неправильно квалифицировал нарушение.

Обычно страхователя, сообщившего о забытых застрахованных, ПФР штрафует потому, что признает поданные в исходном СЗВ-М сведения неполными. Но некоторые суды не согласны с этим. Они полагают, что нарушение тут допущено иное — непредставление сведений о застрахованном лице в установленный срок Постановления 4 ААС от 05.04.2018 № 04АП-753/2018 ; 1 ААС от 27.04.2018 № 01АП-2032/2018 , от 12.04.2018 № А43-38286/2017 , от 05.04.2018 № 01АП-1544/2018 ; Решения АС Нижегородской области от 06.04.2018 № А43-338/2018 (Внимание! PDF-формат); АС Ярославской области от 27.04.2018 № А82-22724/2017 (Внимание! PDF-формат); АС Владимирской области от 26.04.2018 № А11-892/2018 (Внимание! PDF-формат) . А про подачу неполных сведений можно говорить, если указаны не все сведения в отношении одного застрахованного лица Постановление 14 ААС от 19.04.2018 № А13-19985/2017 .

Так что, оспаривая в суде штраф ПФР за представление неполных сведений, вы можете сослаться и на то, что не совершали нарушение, в котором вас обвиняют.

Случается, правда, что, даже признавая квалификацию правонарушения неправильной, решение ПФР о привлечении к ответственности суды все же оставляют в силе. Поскольку штрафы за оба нарушения установлены одной и той же нормой закон а Постановления 14 ААС от 19.04.2018 № А13-19985/2017 , от 21.03.2018 № 14АП-11972/2017 .

ВС: четкой позиции пока нет

В поисках истины управления ПФР, желающие взыскать штрафы со страхователей, и сами страхователи, добивающиеся отмены санкций, доходили уже и до Верховного суда.

Упомянутые в статье судебные решения можно найти:

ПФР в пересмотре дел отказано. ВС неоднократно отказывался пересматривать по жалобам ПФР решения, принятые в пользу страхователе й см., например, Определения ВС от 21.05.2018 № 306-КГ18-5521 , от 10.05.2018 № 306-КГ18-4451 , от 26.03.2018 № 306-КГ18-1470 , от 15.03.2018 № 306-КГ18-652 , от 12.03.2018 № 306-КГ18-91 , от 13.02.2018 № 302-КГ17-22454 . Но отказное определение — это всего лишь процедурный документ, который суд выносит, когда не рассматривает дело по существу. То, что в отказном определении изложена позиция нижестоящего суда, не означает, что ВС с ней согласен. Поэтому вряд ли стоит обольщаться, что после отказных определений ПФР перестанет штрафовать организации, которые самостоятельно представляют дополняющие формы СЗВ-М на забытых застрахованных. Но некоторая польза от этих определений есть — апелляционные арбитражные суды учитывают их, принимая решени я Постановления 2 ААС от 18.04.2018 № А82-23457/2017 , от 17.04.2018 № 02АП-1895/2018 .

Страхователю пересмотр дела обещан. Жалобы в Верховный суд подали также несколько организаций, не согласившихся с решением арбитражных судов о правомерности санкций ПФР Постановления АC ДВО от 22.02.2018 № Ф03-243/2018 , от 24.10.2017 № Ф03-3942/2017 . И по одной из этих жалоб уже принято решение о пересмотре дела: заседание запланировано на 27.06.2018 Определение ВС от 10.05.2018 № 303-КГ18-99 . Чем все закончится, пока не ясно. Но заметим, уже сам факт подачи страхователями жалоб в ВС привел к тому, что в Дальневосточном арбитражном округе рассмотрение некоторых аналогичных дел было приостановлено в ожидании решения ВС см., например, Определения АС ДВО от 26.04.2018 № Ф03-702/2018 (Внимание! PDF-формат); АС Амурской области от 04.04.2018 № А04-11434/2017 (Внимание! PDF-формат) . Остается надеяться, что вердикт ВС будет в пользу страхователей и те арбитражные суды, которые сейчас поддерживают ПФР, пересмотрят свою точку зрения.

Подача дополняющей СЗВ-М на забытых застрахованных грозит штрафом не только самой организации. ПФР может наказать и ее руководителя. Он может быть оштрафован на сумму от 300 до 500 руб. ст. 15.33.2 КоАП РФ Заметим, что ПФР лишь фиксирует нарушение в протоколе об административном правонарушени и п. 4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ . А рассматривать его и принимать решение о взимании штрафа — уже дело суда ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ .

Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 1 апреля 2016 года страхователи обязаны ежемесячно представлять сведения о каждом работающем у них застрахованном лице по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п.

Данная форма изначально подавалась в Пенсионный фонд, этот порядок не изменился и после передачи администрирования страховых взносов налоговым органам. Только начиная с 2017 года форма СЗВ-М представляется не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем.

Хотя СЗВ-М достаточно простая – в ней нет никаких расчетов, не приводится никаких сумм, а заполняются лишь сведения о застрахованных лицах (Ф. И. О., СНИЛС и ИНН), – зачастую страхователи (юридические лица и индивидуальные предприниматели) по самым разным причинам не могут представить ее в установленные сроки в ПФР, что оборачивается для них штрафами на основании Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ и КоАП РФ.

Индивидуальные предприниматели посчитали, что они необоснованно привлекаются в данном случае к ответственности дважды, и обратились в Конституционный суд. На этот раз он поддержал индивидуальных предпринимателей и признал незаконной ответственность, накладываемую на них в соответствии с КоАП РФ. Подробности – в нашем материале.

О сроке давности

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению вопроса о привлечении к ответственности индивидуального предпринимателя в случае несоблюдения сроков представления формы СЗВ-М, остановимся на сроке давности привлечения к данной ответственности.

Что касается ответственности страхователя по ст. 17 Федеральным законом № 27-ФЗ, в этом случае срок давности установлен той же нормой: страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган ПФР узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности). Соответственно, индивидуальный предприниматель, в том числе бывший, может быть привлечен к ответственности в качестве страхователя в течение трех лет со дня истечения срока представления формы СЗВ-М.

Вопрос срока давности привлечения к ответственности должностного лица по ст. 15.33.2 КоАП РФ был предметом судебных споров, и должностные лица пытались оспорить вынесенные в отношении них постановления о привлечении к административной ответственности на основании пропуска сроков давности. Они считали, что срок давности в данном случае равен трем месяцам. Отметим, что отдельные судьи также придерживались представленной позиции (Постановление Архангельского областного суда от 05.07.2017 по делу № 4а-275).Но этот вывод не соответствует действующему законодательству.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушения страхового законодательства РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за нарушение установленного п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ срока представления в ПФР сведений о зарегистрированных лицах по форме СЗВ-М составляет один год со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (постановления суда Еврейской автономной области от 10.10.2017 по делу № 4-А-78/2017, Пермского краевого суда от 21.09.2018 по делу № 44а-1305/2018).

Например, при нарушении срока представления формы СЗВ-М за декабрь 2017 года срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности начинает исчисляться с 16 января 2018 года и истекает 15 января 2019 года, поскольку последним днем представления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период – декабрь 2017 года является 15 января 2018 года.

Штраф за СЗВ-М за март

Несмотря на то, что период с 30 марта по 30 апреля был объявлен нерабочим, ПФР не переносил сроки сдачи СЗВ-М за март. Представить форму нужно было до 15 апреля включительно.

Но за нарушение сроков в этом случае штрафовать не будут – это следует из письма ПФ РФ от 17.04.2020 N НП-08-24/8051. Так как многие организации и ИП приостановили свою деятельность, Пенсионный фонд решил не привлекать к ответственности страхователей, которые не подали СЗВ-М за март в срок. После завершения нерабочего периода рекомендуется направить соответствующие данные в ПФР.

Документы:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *