Административное задержание несовершеннолетних

Задержание представляет собой меру государственного принуждения, суть которой заключается в лишении свободы и личной неприкосновенности на короткий промежуток времени. Различают уголовное и административное задержание, которым присущи свои характерные особенности. Рассмотрим их подробнее.

1. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого по уголовному делу.

Задержание несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления регламентируется главой 12 УПК РФ с учётом особенностей, указанных в ст. 423 УПК РФ. Основания задержания несовершеннолетнего подозреваемого ничем не отличаются от оснований для задержания совершеннолетнего гражданина. Так, орган дознания, дознаватель и следователь вправе задержать несовершеннолетнего при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • Подросток застигнут в момент совершения преступного деяния или сразу после него.
  • Потерпевшие или свидетели указали на подростка как на лицо, совершившее преступление.
  • На лице, одежде или в квартире подростка обнаружены следы преступления.

Кроме того, даже при отсутствии перечисленных оснований несовершеннолетний гражданин может быть задержан , если он хотел скрыться, у него нет постоянной регистрации, его личность установить не удалось, либо если в отношении него направлено ходатайство о заключении под стражу. Однако задержать можно по подозрению в совершении только того преступления, за которое предусмотрено лишение свободы.

В ст.423 УПК РФ говорится о том, что в случае задержания подростка его родители, опекуны и прочие законные представители немедленно извещаются. При этом если в отношении совершеннолетних задержанных в интересах следствия допускается сохранение в тайне факта задержания, то в отношении несовершеннолетних задержанных уведомление законных представителей осуществляется всегда в обязательном порядке без каких-либо исключений.

Протокол задержания составляется не позднее 3 часов после доставления подростка к следователю или дознавателю с указанием фактического времени задержания.

Срок задержания по подозрению в совершении преступления составляет не более 48 часов. При рассмотрении судом ходатайства об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста данный срок может быть продлён судом на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания при условии признания судом задержания законным и обоснованным. Продление допускается по ходатайству одной из сторон для представлению ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности заключения под стражу.

Таким образом, максимальный срок задержания подозреваемого, в том числе несовершеннолетнего подозреваемого по уголовному делу составляет 120 часов или 5 суток. При этом решение о задержании до 48 часов принимается следователем или дознавателем, а дальнейшее продление ещё до 72 часов допускается исключительно на основании решения суда.

2. Административное задержание несовершеннолетнего (по делу об административном правонарушении).

Административное задержание проводится в соответствии со ст.ст.27.3—27.6 КоАП РФ. В указанных статьях говорится, что административное задержание проводится только в исключительных случаях, когда без этого невозможно правильно разрешить дело об административном правонарушении. Как и в случае уголовного задержания, при административном задержании подростков в обязательном порядке уведомляются их родители или иные законные представители.

Следует отметить, что применять административное задержание к подросткам можно с 16 лет. Задержание несовершеннолетнего в рамках расследования уголовного дела по общему правилу применяется также с 16 лет, хотя по подозрению в совершении отдельных преступлений, по которым законодательно установлен пониженный возраст уголовной ответственности (умышленное убийство, кража, разбой, вымогательство и др.), ребенок может быть задержан с 14 лет. Если ребенок не достиг указанного возраста, процедура регламентируется ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Срок административного задержания составляет 3 часа. По делам об административных правонарушениях, посягающих на режим Государственной границы и порядок пребывания на территории РФ, о правонарушениях, совершенных в территориальном море, внутренних водах, в исключительной экономической зоне РФ, о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств правонарушения, также по делам, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или выдворение за пределы РФ, срок задержания может составить не более 48 часов.

Срок административного задержания исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Порядок задержания несовершеннолетнего подозреваемого

Возраст, с которого органы следствия вправе задерживать несовершеннолетних по подозрению в совершении преступления, зависит от статьи, по которой подозревают подростка, но в любом случае он не может быть меньше 14 лет. Лица, не достигшие указанного возраста, не подлежат уголовной ответственности и к ним не могут применяться такие меры, как задержание и арест в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом.

Основания и правила задержания несовершеннолетнего подозреваемого полицией прописаны в статьях 91 и 423 УПК РФ.

В частности, основаниями для задержания могут быть следующие обстоятельства:

  • Несовершеннолетний застигнут при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • Потерпевшие или очевидцы прямо указали на подростка, как на лицо, совершившее преступление. Например, в случае, когда ребенка задержали за кражу в магазине по показаниям работников магазина или покупателей;
  • Когда на подростке, его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления;

В ряде случаев несовершеннолетний может быть задержан и при наличии других данных, дающих основания подозревать его в совершении преступления. Однако, в этом случае задержание может быть произведено только в случае, когда несовершеннолетний пытался скрыться, не имеет постоянного места жительства, не установлена его личность ли если следователем в суд уже направлено ходатайство о его аресте.

Порядок задержания ребенка полицией в случае подозрения его в совершении преступления, предусматривает обязательное составление протокола с разъяснением задержанному всех его прав.

Обязательным условием задержания подростка является уведомление его законных представителей (родителей, опекунов). Причем, следователь или дознаватель в соответствии с ч. 3 ст. 423 УПК РФ обязан сделать это незамедлительно. Кроме того, о задержании несовершеннолетнего должен быть уведомлен прокурор.

После задержания подозреваемый должен быть допрошен, при этом, ему обязаны обеспечить защитника (либо приглашенного им самим, либо бесплатного адвоката за счет государства). До начала допроса подозреваемый имеет право наедине беседовать с адвокатом в течение как минимум двух часов. В связи с этим, мы советуем никогда и ни при каких обстоятельствах ничего не подписывать и ничего не говорить в отсутствие адвоката.

Также несовершеннолетний задержанный имеет право на один телефонный звонок своим родным или близким. Более подробно об этом читайте в отдельной статье на сайте «Условка.Ru»: https://uslovka.ru/posts/pravo-podozrevaemogo-na-telefonnyi-zvonok-pri-zaderzhanii.html

Сроки задержания несовершеннолетнего

Время, в течение которого подозреваемый подросток может быть задержан, регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом России. Максимальный срок, на который можно задержать несовершеннолетнего, составляет 48 часов. Затем, если в отношении него судом не избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, он должен быть немедленно освобожден. Исключение из этого правила может быть только в том случае, если срок задержания подозреваемого продлевается в порядке ч. 7 ст. 108 УПК РФ на срок не более 72 часов. Такое решение может принять только суд при рассмотрении ходатайства следователя о заключении под стражу.

Таким образом, максимальный срок задержания несовершеннолетнего составляет:

  • 48 часов без судебного решения;
  • 120 часов в случае продления срока задержания судом;

Нарушения прав несовершеннолетних при задержании – куда жаловаться?

В тех случаях, когда сотрудники полиции нарушают права подростков, в первую очередь, следует обращаться в прокуратуру. Главный надзорный орган России, как правило, весьма внимательно относится к сигналам о нарушениях закона, связанных с детьми, т.к. подобного рода ситуации могут вызвать большой общественный резонанс.

Параллельно с прокуратурой можно подать жалобы в следующие инстанции:

  • Вышестоящий орган внутренних дел;
  • Региональному уполномоченному по правам детей;

Задержание подростков полицией: как оно проходит в действительности

Главное условие задержания — это наличие соответствующих оснований для применения такой меры. Но часто сотрудники правоохранительных органов превышают свои полномочия при задержании подростков, рассчитывая на их правовую безграмотность и слабую психику ввиду несовершеннолетнего возраста.

Показательный пример — нашумевшая история «Арбатского мальчика», задержанного полицией в процессе чтения стихов. Как следует из новостных выпусков ведущих СМИ столицы, 26 мая 2017 года стражи порядка задержали десятилетнего ребенка, силой погрузили в служебный автомобиль и доставили в ОВД «Арбат». Как заявили полицейские, действия ребенка были расценены ими как попрошайничество, поскольку он перемещался от машины к машине, был один и нес с собой сумку, предположительно предназначавшуюся для сбора денег. В отношении отца мальчика возбуждено административное дело по ст.5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение им своих родительских обязанностей, а в отношении его мачехи — уголовное дело по ст.318 УК РФ за применение насилия в отношении представителя власти.

Первое нарушение, которое было допущено полицейскими, исходя из описанного в прессе, — это неправильная квалификация действий мальчика. Стражи порядка не поинтересовались у несовершеннолетнего, чем он занимается и где его родители, сразу решив, что ребенок безнадзорный и занимается попрошайничеством. Второе нарушение связано с применением физической силы. Ст.18 ФЗ «О полиции» дает право сотрудникам правоохранительных органов применять физическую силу, но перед этим сотрудник должен представиться, сообщить о своих намерениях и предоставить возможность добровольно выполнить его требования. В описанной истории служащие полиции без каких-либо предварительных действий (со слов мальчика и его мачехи) начали насильно уводить ребенка в служебную машину.

В соответствии с ФЗ «О полиции» и Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ребенок должен был быть доставлен в отдел полиции, где оперативный дежурный должен был передать его сотрудникам полиции по делам несовершеннолетних , чего не было сделано. Также должны были быть незамедлительные меры для уведомления законных представителей (родителей, опекунов) о доставлении ребёнка в отдел полиции. Отец мальчика узнал о его задержании не от сотрудников полиции, а от своей жены — мачехи ребенка, что является еще одним нарушением.

Согласно Наставлениям о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утверждённым Приказом МВД РФ от 30.04.2012 гола N 389, выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно. По результатам выяснения указанных обстоятельств в отношении несовершеннолетних принимается решение о передаче органу дознания или следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений или учреждений здравоохранения. Согласно п. 20.3 Наставлений о задержании несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

Как видно из данного случая, задержание подростков часто оборачивается нарушением их прав. К сожалению, такие истории в настоящее время случаются все чаще. Еще один пример полицейского беззакония — избиение подростка Грегори Хилла во время его задержания из-за отказа показать документы.

Следует различать задержание (административное или уголовное) и доставление, то есть принудительное препровождение лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным. Полагаю, что в вышеописанной ситуации с «арбатским мальчиком» полицейские не задерживали несовершеннолетнего, а именно доставили его в отдел полиции. Согласно действующему законодательству о доставлении составляется отдельный протокол либо делается пометка в протоколе административного задержания.

В соответствие со ст. 20 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции вправе применять физическую силу (как лично, так и в составе группы) для доставления в отдел полиции лиц, совершивших административное правонарушение или преступление, в том числе доя задержания указанных лиц. Единственное ограничение закон содержит в отношении малолетних: в отношении лиц, не достигших 14 лет, запрещается применять специальные средства, за исключением случаев оказания малолетними вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, также в случаях, когда применение специальных средств необходимо доя освобождения заложников, для пресечения побега, для задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Как следует из изложенного, действующее законодательство хоть и содержит определенные дополнительные требования в целях обеспечения прав несовершеннолетних, однако эти исключения довольно-таки незначительны и сводятся к необходимости уведомления законных представителей о всех случаях применения принудительных мер к несовершеннолетним, а также к установлению минимального возраста в 16 лет, по достижении которого допускается задержание, законодательно пониженного до 14 лет при подозрении подростка в совершении отдельных наиболее тяжких и распространённых преступлений, перечисленных в законе (при подозрении в совершении убийства, кражи, разбоя, вымогательства, захвата заложников и др.)

Что делать, если произошло задержание подростков полицией?

Если произошло задержание, то родителям или другим законным представителям следует немедленно явиться к сотрудникам полиции. Сильно взволнованные родители, к тому же не сталкивавшиеся ранее с правоохранительными органами, объективно не могут руководить ситуацией, и поэтому лучшим выходом может стать помощь специалиста. Срочный выезд адвоката может быть осуществлен и в дневное, и в ночное время, следовательно, вам не придется оставаться со своей проблемой один на один. Адвокат при задержании несовершеннолетнего сделает все возможное, чтобы ребенок как можно скорее оказался на свободе.

В соответствии с Федеральным законом «О полиции», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы внутренних дел, в том числе подразделения по делам несовершеннолетних, наделены правом доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных.

О доставлении несовершеннолетнего в отдел полиции в обязательном порядке уведомляются его родители (законные представители). Несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более трех часов. Отпущен из отдела полиции несовершеннолетний может быть тоже только в сопровождении законного представителя (одного из родителей), либо передан должностным лицам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинских организаций или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Если личность несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние или административное правонарушение, не установлена, либо если он не имеет места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено правонарушение, либо если он проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места его проживания не может быть передан родителям или иным законным представителям в установленный законом срок, он может быть помещен в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отношении несовершеннолетнего, достигшего 16 лет. Протоколы об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, направляются для рассмотрения в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района.

При рассмотрении протоколов об административном правонарушении на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к подростку применяются не только меры административного воздействия, но и профилактического характера. Решается вопрос о необходимости организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним со стороны органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (учреждения образования, досуговые учреждения, органы внутренних дел, учреждения социальной защиты населения и др.).

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф за совершенное правонарушение взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Старший помощник прокурора района Ю. Бочкарева

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

5. Административное задержание также не допускается:

  • а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;
  • б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).

10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» предоставлено право осуществлять административное задержание.

11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют таким же их полномочиям по доставлению физического лица (см. комментарий к ст. 27.2 Кодекса).

12. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).

13. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.1 КоАП РФ в связи с жалобами граждан (РГ. 2009. 3 июля) определены критерии административного задержания и подчеркнуто право гражданина обжаловать соответствующие действия должностного лица, в том числе и тогда, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5, в частности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Административная ответственность несовершеннолетних

Дорогой друг!

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района Северное Медведково для тебя памятку, из которой ты сможешь получить информацию о возрасте, с которого наступает административная ответственность, какие виды наказания применяются к несовершеннолетним.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

30 декабря 2001 года N 195-ФЗ

(ред. от 07.02.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017)

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

6) административный арест;

Статья 3.4. Предупреждение

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Статья 3.5. Административный штраф

1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

3. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

Статья 3.9. Административный арест

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ —

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Административное задержание несовершеннолетних.

В ­гут быть дос­тав­ле­ны не­со­вер­шен­но­лет­ние:

1. со­вер­шив­шие об­ще­ст­вен­но опас­ные дея­ния ли­бо иные пра­во­на­ру­ше­ния до дос­ти­же­ния воз­рас­та, с ко­то­ро­го на­сту­па­ет уго­лов­ная или ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная от­вет­ст­вен­ность.

2. со­вер­шив­шие пра­во­на­ру­ше­ния, вле­ку­щие ме­ры ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го взы­ска­ния или со­вер­шив­шие ан­ти­об­ще­ст­вен­ные дей­ст­вия.

Также в быть доставлены без­над­зор­ные и бес­при­зор­ные, ну­ж­даю­щие­ся в по­мо­щи го­су­дар­ст­ва, для по­сле­дую­ще­го на­прав­ле­ния их в спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные уч­ре­ж­де­ния для не­со­вер­шен­но­лет­них, ну­ж­даю­щих­ся в со­ци­аль­ной реа­би­ли­та­ции, или в уч­ре­ж­де­ния ор­га­нов здра­во­охра­не­ния, в том чис­ле:

— ос­тав­шие­ся без по­пе­че­ния ро­ди­те­лей или за­кон­ных пред­ста­ви­те­лей, са­мо­воль­но ос­та­вив­шие се­мью, ушед­шие из об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний для де­тей-си­рот и де­тей, ос­тав­ших­ся без по­пе­че­ния ро­ди­те­лей, или дру­гих дет­ских уч­ре­ж­де­ний, не имею­щие мес­та жи­тель­ст­ва, мес­та пре­бы­ва­ния и(или) средств к су­ще­ст­во­ва­нию.

— за­блу­див­шие­ся и под­ки­ну­тые.

В со­от­вет­ст­вии со ст. 27.1 Ко­АП РФ в це­лях пре­се­че­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния, ус­та­нов­ле­ния лич­но­сти на­ру­ши­те­ля, со­став­ле­ния про­то­ко­ла об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии при не­воз­мож­но­сти его со­став­ле­ния на мес­те вы­яв­ле­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния, обес­пе­че­ния пра­виль­но­го и свое­вре­мен­но­го рас­смот­ре­ния де­ла и ис­пол­не­ния при­ня­то­го по де­лу по­ста­нов­ле­ния упол­но­мо­чен­ное ли­цо впра­ве в пре­де­лах сво­их пол­но­мо­чий при­ме­нять ме­ры обес­пе­че­ния про­из­вод­ст­ва по де­лу об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии. В от­но­ше­нии не­со­вер­шен­но­лет­них та­ки­ми ме­ра­ми яв­ля­ют­ся:

— дос­тав­ле­ние;

— ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное за­дер­жа­ние;

— лич­ный дос­мотр, дос­мотр ве­щей, дос­мотр транс­порт­но­го сред­ст­ва, на­хо­дя­щих­ся при фи­зи­че­ском ли­це;

— изъ­я­тие ве­щей и до­ку­мен­тов;

— от­стра­не­ние от управ­ле­ния транс­порт­ным сред­ст­вом;

— ме­ди­цин­ское ос­ви­де­тель­ст­во­ва­ние на со­стоя­ние опь­я­не­ния;

— за­дер­жа­ние транс­порт­но­го сред­ст­ва, за­пре­ще­ние его экс­плуа­та­ции;

— арест то­ва­ров, транс­порт­ных средств и иных ве­щей;

— при­вод.

Дос­тав­ле­ние, т. е. при­ну­ди­тель­ное со­про­во­ж­де­ние фи­зи­че­ско­го ли­ца в це­лях со­став­ле­ния про­то­ко­ла осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в том слу­чае, ес­ли про­то­кол об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии не­воз­мож­но со­ста­вить на мес­те вы­яв­ле­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния. Как пра­ви­ло, дос­тав­ле­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся со­труд­ни­ка­ми ор­га­нов внут­рен­них дел в де­жур­ные час­ти тер­ри­то­ри­аль­ных от­де­лов ми­ли­ции, об­ще­ст­вен­ные пунк­ты ох­ра­ны по­ряд­ка, по­ме­ще­ния под­раз­де­ле­ний по де­лам не­со­вер­шен­но­лет­них, рас­по­ло­жен­ных вне по­ме­ще­ний тер­ри­то­ри­аль­ных от­де­лов ми­ли­ции.

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное за­дер­жа­ние — крат­ко­вре­мен­ное ог­ра­ни­че­ние сво­бо­ды фи­зи­че­ско­го ли­ца — при­ме­ня­ет­ся в ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях, ес­ли это не­об­хо­ди­мо для обес­пе­че­ния пра­виль­но­го и свое­вре­мен­но­го рас­смот­ре­ния де­ла об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии, ис­пол­не­ния по­ста­нов­ле­ния по де­лу об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии. Об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном за­дер­жа­нии не­со­вер­шен­но­лет­не­го в обя­за­тель­ном по­ряд­ке уве­дом­ля­ют­ся его ро­ди­те­ли или иные за­кон­ные пред­ста­ви­те­ли. Не­со­вер­шен­но­лет­ние, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­но ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное за­дер­жа­ние, со­дер­жат­ся от­дель­но от взрос­лых.

Долж­но­ст­ные ли­ца, осу­ще­ст­вив­шие дос­тав­ле­ние или ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное за­дер­жа­ние, в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти в це­лях об­на­ру­же­ния ору­дий со­вер­ше­ния ли­бо пред­ме­тов ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния про­во­дят лич­ный дос­мотр, дос­мотр ве­щей, на­хо­дя­щих­ся при фи­зи­че­ском ли­це. Лич­ный дос­мотр про­из­во­дит­ся ли­цом од­но­го по­ла с дос­мат­ри­вае­мым в при­сут­ст­вии двух по­ня­тых то­го же по­ла. О лич­ном дос­мот­ре, а так­же дос­мот­ре ве­щей, на­хо­дя­щих­ся при фи­зи­че­ском ли­це, со­став­ля­ет­ся про­то­кол ли­бо де­ла­ет­ся со­от­вет­ст­вую­щая за­пись в про­то­ко­ле о дос­тав­ле­нии или в про­то­ко­ле об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном за­дер­жа­нии.

В от­но­ше­нии не­со­вер­шен­но­лет­не­го, со­вер­шив­ше­го ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние, мо­жет быть про­ве­де­но ме­ди­цин­ское ос­ви­де­тель­ст­во­ва­ние на со­стоя­ние опь­я­не­ния.

Стать­ей 2.3 Ко­АП РФ ус­та­нов­лен воз­раст — 16 лет, по дос­ти­же­нии ко­то­ро­го ли­цо под­ле­жит ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной от­вет­ст­вен­но­сти.

Административный арест лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, не допускается.

Необходимо принять во внимание, что в соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние; совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок не более 48 часов, на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел, замещающих должности, перечень которых утверждается министром внутренних дел Российской Федерации.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *