44 94 ФЗ

В 2014 году вместо ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вступил в силу иной закон о госзакупках ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ФЗ 94: что понимается под государственными и муниципальными нуждами

Как уже упоминалось выше, 94 закон ФЗ о закупках регулирует размещение заявок на покупку товаров, необходимых для различных учреждений (муниципальных и государственных).

  • Государственные нужды представляют собой потребности Российской Федерации, которые обеспечиваются за счет федерального бюджета, а также бюджетов субъектов России и других внебюджетных источников финансирования, в товарах, услугах, и прочее, которые нужны для осуществления главных функций страны в целом, ее отдельных субъектов, для выполнения различных международных обязательств и так далее;
  • Муниципальные нужды представляют собой потребности отдельных муниципальных объектов и образований, будь то села, городские округи, муниципальные районы и так далее, которые обеспечиваются за счет денежных средств местных бюджетов, в услугах и товарах.

Закон 94 фз о закупках: способы размещения заказа

Согласно ФЗ 94 о закупках существует несколько способов размещения заказа:

  1. Первым способом является проведение конкурса, в результате которого избирается лицо, которое предложило наиболее выгодные условия выполнения контракта. Конкурс может вестись как в закрытой, так и в открытой формах. Участие в конкурсе является бесплатным, однако заказчик может потребовать предоставление денежных средств в качестве обеспечения конкурсной заявки. Сумма обеспечения не должна превышать пяти процентов от стоимости контракта;
  2. Вторым способом является проведение аукциона, который представляет собой торги, в ходе которых выбирается тот участник, который предложил самую маленькую цену контракта. Аукцион также проводится в открытой или закрытой формах. Закрытая форма уместна лишь в тех случая, когда происходит размещение на заказ товаров и услуг, сведения о которых являют собой государственную тайну. Однако чаще всего аукцион проводится в открытой форме. Участие в аукционе бесплатное, однако, необходимо, как и в прошлом случае, обеспечение заявки на участие в аукционе, которое также составляет пять процентов от общей суммы. Для участников, участвующих в торгах существуют определенные требования, прописанные в 94 фз закон о госзакупках;
  3. Третий способ представляет собой запрос котировок, при котором данные, содержащие информацию о потребностях в тех или иных товарах, находятся в открытом доступе на официальном сайте. Победителем является тот, кто предложил самую низкую стоимость контракта;
  4. Также размещение заказа возможно у единственного поставщика. Такой случай применяется, если необходимые товары производятся единственным юридическим лицом, являющимся монополистом в данной отрасли.

94 закон ФЗ о закупках утратил силу

Однако 94 ФЗ с изменениями последними был в 2012 году, после чего в 2014 году фз 94, когда утратил силу, на его смену пришел федеральный закон 44 от пятого апреля 2013 года, который вступил в силу с первого января 2014 года. Именно поэтому в интернете уже не найти 94 фз о закупках с последними изменениями и комментариями 2016.

По своей сути этот закон представляет расширенную версию фз 94 о закупках, он имеет больше функций, однако суть от этого не меняется. ФЗ 44 состоит из 114 статей, он регулирует больше правоотношений в отличие от фз закупки 94. По мнению разработчиков закона, данная рокировка позволит снизить риски коррупции в сфере государственных закупок, позволит лучше следить за осуществлением подписания контракта, чтобы заказчик заключал договор только с проверенными добросовестными поставщиками. ФЗ 94 фз с изменениями, которые были внесены в последний раз в 2012 году, можно найти в интернете.

ФЗ-94 о госзакупках

Закон о госзакупках 94-ФЗ был принят 21 июля 2005 года. Данный закон имел существенные отличия от действующего сейчас закона о государственных закупках и утратил юридическое значение после вступления в силу ФЗ-44 в 2014 году.

Закон №94-ФЗ содержал 9 глав и 65 статей. Сфера действия 94-ФЗ распространялась только на муниципальных и государственных заказчиков. В законе не было предусмотрено специальных норм, в которых указывались бы принципы размещения госзаказа, но исходя из анализа его положений можно выделить такие принципы, как единство размещения заказов, эффективное расходование бюджета, развитие конкуренции и обеспечение информационной открытости заказов.

В 94-ФЗ были прописаны правила госзакупок на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Закон регулировал деятельность заказчика только до момента исполнения обязательств по контракту.

ФЗ-94 предусматривал ограничения в части способов выбора поставщика или исполнителя. В нем были предусмотрены только такие способы закупок, как конкурс, аукцион (в том числе в электронном формате), а также запрос котировок у единственного поставщика.

В 94-ФЗ были установлены основные требования к исполнителю. Это его соответствие законодательным требованиям, непроведение процедуры ликвидации юрлица, неприостановление деятельности участника, отсутствие у него задолженности по налогам и сборам за прошедший год в размере более 25% от балансовой стоимости активов участника.

В 94-ФЗ недостаточное значение отводилось документальному сопровождению закупок. Здесь не были приведены требования о необходимости размещения информации о закупке на официальном сайте по проведению закупок.

Заказчику достаточно было сформировать и разметить план-график.

ФЗ-44 о закупках

Если старый 94-ФЗ регламентировал только процесс размещения государственных или муниципальных заказов, то сфера регулирования 44-ФЗ гораздо шире. Она описывает полный закупочный цикл начиная от этапа прогнозирования и планирования закупки, заканчивая этапом проведения итогов закупки, а также оценкой эффективности проводимой закупки.

ФЗ-44 состоит из 8 глав и 114 статей. Он потребовал принятия более 60 подзаконных актов на федеральном уровне и установил возможность регулирования отдельных положений на уровне российского субъекта или муниципалитета.

В 44-ФЗ регулируются особенности заключения контрактов на поставку товаров и оказание услуг, а также на покупку недвижимости, аренду и прочие договоры, которые предполагают оплату из бюджета.

Целями принятия нового 44-ФЗ о госзакупках стали:

  1. Предотвращение коррупции и иных проявлений злоупотреблений в закупочной деятельности.
  2. Внедрение антидемпинговых мер по отношению к недобросовестным поставщикам в процессе проведения конкурсов и аукционов.
  3. Повышение профессионального уровня заказчиков.
  4. Стимуляция инноваций и пр.

Все нововведения 44-ФЗ призваны усовершенствовать систему госзакупок, повысить ее открытость и прозрачность. В конечном итоге изменения, по мнению законодателей, должны были привести к росту эффективности расходования денежных средств.

Так, в 94-ФЗ отсутствовали нормы, которые бы затрагивали контроль за исполнением заказа. В 44-ФЗ были внедрены следующие изменения, которые повышают степень ответственности заказчика за эффективное проведение закупочной процедуры:

  1. Заинтересованным лицам предоставляется неограниченный доступ к информации о закупочной процедуре.
  2. Публикация материалов обо всех этапах закупок по новым правилам стала обязательной.
  3. Был создан общественный комитет по контролю за госзакупками.
  4. Предусмотрено планирование закупок.
  5. Способ определения исполнителей по закупке зависит от предмета.
  6. Повышена ответственность заказчиков за исполнение законодательных требований в закупочной деятельности.
  7. Предусмотрено предельное значение понижения контрактной цены (25%), после чего заказчик должен предоставить обоснование расчетной цены.
  8. Внедрена возможность аудита исполнения контрактов.

В 44-ФЗ впервые были зафиксированы принципы контрактной системы, в числе которых:

  1. Открытость и прозрачность информации по закупке. Вся она подлежит размещению в ЕИС и должна соответствовать критериям полноты и достоверности.
  2. Обеспечение добросовестной ценовой и неценовой конкуренции.
  3. Профессионализм заказчика: на базе заказчика должна действовать контрактная служба или профессиональный управляющий, которые прошли специальное обучение в сфере проведения закупок.
  4. Стимулирование инноваций.
  5. Единая контрактная система.
  6. Ответственность заказчика за результаты закупок и эффективность их осуществления.

В 44-ФЗ были прямо запрещены закупки товаров, работ и услуг с избыточными потребительскими свойствами или являющимися предметами роскоши.

ФЗ-44 существенно усложнил процедуру закупок. В него были включены разделы, которые регулируют планирование и осуществление закупок, мониторинг и аудит, контрольные мероприятия, порядок разрешения спорных моментов и процедуры осуществления отдельных закупок.

В новом законе появилась отдельная глава, которая посвящена планированию закупочной деятельности. В ней была установлена необходимость формирования и утверждения планов закупок на три года, планов-графиков на текущий финансовый год, обоснование закупок с учетом текущих правовых норм.

При подготовке плана-графика заказчик должен обосновать начальные цены контракта с использованием методов и источников данных из ст. 22 44-ФЗ. Приоритетом в данном случае обладает метод сопоставимых рыночных цен.

44-ФЗ сделал следующие требования к участникам госзакупок обязательными (ранее по 94-ФЗ они были дополнительными):

  1. Участник закупки должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если заказчик приобретает ПО.
  2. Сведения об участнике закупки не должны содержаться в реестре недобросовестных поставщиков (РНП).

Также законом были установлены новые требования к участнику госзакупки:

  • он должен быть правомочен заключать контракт;
  • в реестре недобросовестных поставщиков не должно быть сведений не только об участниках закупки (самих исполнителях или подрядчиках), но и данных об учредителях и членах исполнительного органа;
  • отсутствие у участника в статусе физлица или руководителя, главного бухгалтера судимостей за экономические преступления.

В 44-ФЗ были введены новые способы определения поставщика: конкурс с ограниченным участием (по ст. 56 ФЗ-44), двухэтапный конкурс (по ст. 57 44-ФЗ) и запрос предложений (по ст. 83 44-ФЗ).

44-ФЗ также ужесточил условия для заключения контракта с единственным поставщиком. Ранее заказчик мог подписать контракт на закупку в пределах 100 тыс. р. в течение квартала. Начиная с 2014 года заказчик должен соблюсти следующие условия для заключения контракта с единственным поставщиком:

  1. Сумма контракта не должна превышать 100 тыс. р. за любой временной промежуток.
  2. Общая сумма закупки за год по подобным контрактам (каждый из которых менее 100 тыс. р.) не должна быть более 5% от суммы предполагаемых закупок и в совокупности не может превышать 50 млн р.
  3. Заказчик должен прописать в отчете цену контракта и привести обоснование, почему поставщика невозможно выбрать иным способом.

Изменились и процессуальные требования к основным формам государственных закупок. Так, через запрос котировок допускается заключение контракта с победителем, если сумма закупки не превышает 500 тыс. р., а общая сумма подписанных за год контрактов не превышает 10% от общего объема закупок и находится в пределах 100 млн р. в год. Также подача заявок на запрос котировок может производиться исключительно в запечатанных конвертах для снижения коррупционной составляющей.

Что качается электронного аукциона, то изменения по 44-ФЗ были не столь существенны. Так, изменились в меньшую сторону минимальные сроки размещения извещения о закупке с ценой более 3 млн р. с 20 до 15 дней.

Новый закон также сделал обязательным обеспечение по заявке на участие в торгах с начальной ценой 3 млн р. Обеспечение вносится в размере 1% от цены контракта.

При признании аукциона не состоявшимся заказчику следует заключить контракт с единственным поставщиком после согласования с антимонопольной службой либо провести запрос предложений.

По новому закону закупки через открытый конкурс теперь должны отвечать измененным требованиям:

  1. Извещение о конкурсе подлежит размещению не менее, чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками (это на 10 дней меньше, чем по 94-ФЗ).
  2. Срок подачи заявок при внесении изменений в конкурсную документацию продлевается вместо 20 до 10 дней.
  3. Процедура рассмотрения и оценки заявок теперь оформляется в виде одного протокола.
  4. Количество параметров для оценки поступившей на конкурс заявки изменилось с 8 до 5.

44-ФЗ также предусмотрел возможность внесения обеспечения не только перечислением денежных средств, но и с помощью банковской гарантии.

Отличие федерального закона 44 ФЗ и 94 ФЗ

Новой сменой ФЗ 94 стал его аналог ФЗ 44, куда внесены некоторые изменения. Если старое законодательство регламентировало исключительно фазу размещения муниципального и госзаказа, во вновь принятом законе уделили внимание стадиям планирования закупок, а также исполнению контрактов.

В новом законе делается акцент на информационную составляющую закупок с соблюдением основных принципов контрактной системы.

Основные изменения в законодательстве о госзакупках
Основные положения Закон о контрактной системе Закон о госзакупках
Неограниченный доступ к информации о проведении процедур, планов закупок, результатов аудита контракта Предусмотрен (ст. 4, 98 закона о контрактной системе) Отсутствует, было прикрытие в качестве понятия коммерческой тайны (ст. 17.1, 17.2 закона о госзакупках)
Публикация существенных действий (обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта) заказчика Обязательна (ст. 4 закона о контрактной системе) Официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: www.zakupki.gov.ru (ст. 16 закона о госзакупках)
Институт общественного контроля за государственными закупками Запланировано создание общественного совета по контролю за государственными закупками, наделенного конкретными полномочиями, вплоть до включения членов совета в конкурсные комиссии заказчиков (ст. 102 закона о контрактной системе) Отсутствует
Институт контрактной службы заказчиков Запланировано создание подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок (ст. 11, 38 закона о контрактной системе) Отсутствует
Ответственность заказчиков Персональная ответственность за соблюдение требований, предусмотренных законом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта (ст. 107 закона о контрактной системе) Ответственность не прописана конкретно, а только схематично: «лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ст. 62 закона о госзакупках)
Определение исполнителя контракта В зависимости от предмета закупки заказчик может определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников (ст. 27, 39 закона о контрактной системе). Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса (ст. 20 закона о госзакупках)
Основной способ выбора исполнителя – открытый конкурс, проводимый в один этап (ст. 48 закона о контрактной системе); предусмотрены закрытые процедуры определения поставщиков (ст. 85). Появились новые способы, такие как конкурс в ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений
Планирование на долгосрочную перспективу Планирование предусмотрено (ст. 16, 17 закона о контрактной системе) Отсутствует
Антидемпинговые меры Появляется обязанность участника размещения заказа при предоставлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25% или более ниже начальной (максимальной) цены контракта, предоставить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование (ст. 37 закона о контрактной системе) Не были разработаны
Обоснование цены контракта Предусмотрено ст. 22 закона о контрактной системе. Новые методы обоснования. Предусмотрено ст. 19.1 закона о госзакупках
Процедура изменения и расторжения контракта Возможна, но она должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и в контракте. Расторжение по решению суда, соглашению сторон и в одностороннем порядке (ст. 34, 95 закона о контрактной системе) Изменение контракта возможно в строго оговоренных случаях. Расторжение исключительно по решению суда или по соглашению сторон (ст. 9 закона о госзакупках)
Аудит результатов исполнения контрактов Предусмотрен (ст. 98 закона о контрактной системе) Отсутствует
Комиссия по осуществлению закупок Предусмотрены новые требования к составу комиссии (ст. 39 закона о контрактной системе). Состав, функции комиссии (ст. 7 закона о госзакупках) Предусмотрен контроль со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (ст. 17 закона о госзакупках)
Обжалование действий Предусмотрено (ст. 105-106 закона о контрактной системе) Предусмотрено (ст. 57–62 закона о госзакупках)
Изменения в законодательстве о госзакупках в деталях
Положения закона Закон о контрактной системе (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ Закон о госзакупках (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»)
Электронный документооборот Подача электронных заявок через единую информационную систему и оператора площадок Электронные документы подаются заказчику (без указания способа передачи) или через оператора площадок для электронных аукционов
(ст. 5, 49, 51, 52, 60) (п. 1 ст. 21, 25, 41.2)
Электронно-цифровая подпись Использование усиленной электронной подписи (УЭП) (ст. 5, п. 2 ст. 60) Обычная ЭЦП (ч. 2 ст. 41.2)
Аккредитация Требования одинаковы (п. 7 ст. 60) Требования одинаковы (п. 1 ст. 41.2)
Обеспечение заявки / размер 0,5–5% (1 % для коротких аукционов, 2% для учреждений или предприятий уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства, либо социально ориентированная некоммерческая организация) (п. 14, 15 ст. 44) 0,5–5% (субъект малого предпринимательства 2%) (п. 4 ст. 20, п. 5 ст. 41.2)
Обеспечение заявки / Выплата доходов участникам Вступает в силу после нового отбора операторов площадок (п. 8 ст. 44) Не установлено
Короткий аукцион (до 3 млн руб.)
Размещение извещения о проведении аукциона Не менее чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок (п. 2 ст. 63) Не менее чем за 7 дней до окончания срока подачи ( ч. 2 ст. 41.5)
Отмена Не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок (п. 1 ст. 36) Не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок ( ч. 6 ст. 41.5)
Внесение изменений Не позднее чем за 2 дня до окончания подачи заявок (п. 6 ст. 63) Не позднее чем за 5 дней до окончания подачи заявок ( ч. 5 ст. 41.5)
Срок продления подачи заявок Не менее 7 дней (п. 6 ст. 63) Не менее 7 дней ( ч. 5 ст. 41.5)
Срок рассмотрения первых частей заявок Не более 7 дней (п. 2 ст. 67) Не более 7 дней (п. 2 ст. 41.9)
Срок проведения аукциона Через 2 дня на первый рабочий, считая от даты окончания рассмотрения первых частей (п. 3 ст. 68) Через 2 дня на первый рабочий, считая от даты окончания рассмотрения первых частей ( ч. 3 ст. 41.10)
Срок рассмотрения вторых частей заявок Не более 3 рабочих дней (п. 5 ст. 69) Не более 4 дней (п. 5 ст. 41.11)
Длинный аукцион (от 3 млн руб.)
Размещение извещения о проведении аукциона Не менее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок (п. 3 ст. 63) Не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок ( ч.1 ст. 41.5)
Отмена Не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок (п. 1 ст. 36) Не менее чем за 10 дней до окончания подачи заявок ( ч.6 ст. 41.5)
Внесение изменений За 2 дня до окончания подачи заявок (п. 6 ст. 63) За 5 дней до окончания подачи заявок ( ч. 5 ст. 41.5)
Не менее 7 дней Не менее 15 дней
Срок продления подачи заявок (п. 6 ст. 63) ( ч. 5 ст. 41.5)
Срок рассмотрения первых частей заявок Не более 7 дней Не более 7 дней
(п. 2 ст. 67) (п. 2 ст. 41.9)
Срок проведения аукциона Через 2 дня на первый рабочий, считая от даты окончания рассмотрения первых частей Через 2 дня на первый рабочий, считая от даты окончания рассмотрения первых частей
(п. 3 ст. 68) ( ч. 3 ст. 41.10)
Срок рассмотрения вторых частей заявок Не более 3 рабочих дней Не более 6 рабочих дней
( ч. 5 ст. 69) (п. 5 ст. 41.11)
Запрос разъяснений Не более 3 раз в отношении 1 аукциона. Срок ответа 2 дня Не более 3 раз в отношении 1 аукциона. Срок ответа 2 дня
(п. 3, 4 ст. 65) ( ч. 3, 4 ст. 41.7)
Заключение контракта
Место заключения Единая информационная система Электронная площадка
(п. 1 ст. 70) (п. 1 ст. 41.12)
Размещение проекта заказчиком 5 дней (п. 2 ст. 70) 5 дней
(п. 2 ст. 41.12)
Подписание участником 5 дней (п. 3 ст. 70) 5 дней (п. 4 ст. 41.12)
если был протокол разногласий, то 3 дня(ч. 4.4, 4.6 ст. 41.12)
Подписание заказчиком 3 рабочих дня (п. 7 ст. 70) 3 дня
(п. 6 ст. 41.12)
Разногласия по проекту контракта Протокол разногласий размещается в единой информационной системе Протокол разногласий направляется оператору электронной площадки.
(п. 4 ст. 70) (п. 4.1 ст. 41.12)
Ответ заказчика 3 рабочих дня (п. 7 ст. 70) 3 дня
(п. 4.2, 4.5 ст. 41.12)
Ответ участника 3 рабочих дня (п. 6 ст. 70) 3 дня
(п. 4.4 ст. 41.12)
Мораторий на заключение (Контракт может быть заключен не ранее чем…) Не ранее 10 дней с даты подведения итогов (п. 9 ст. 70) Не ранее 10 дней с даты подведения итогов (п. 9 ст. 41.12)
Случаи признания несостоявшимся
Рассмотрение единственной заявки Не более 3 рабочих дней Первая часть согласно документации, вторая часть не более 3 дней (ч. 22 ст. 41.8)
(п. 3 ч. 1 ст. 71)
Осталась одна заявка после рассмотрения первых частей. Срок рассмотрения второй части Не более 3 рабочих дней В течение 3 дней
(п. 3 ч. 2 ст. 71) ( ч. 11 ст. 41.9)
Не подано ни одного ценового предложения Аукцион не состоялся. Вторые части заявок участников, допущенных по первым частям, направляются заказчику. По итогам рассмотрения контракт заключается с допущенным участником, заявка которого подана раньше по времени Аукцион не состоялся, рассмотрение заявок не производится
(ч. 3 ст. 71) (ч. 21 ст. 41.10)
Не подано заявок или все отклонены Повторное размещение через запрос предложений Повторное проведение аукциона
(п. 4 ст. 71) (ч. 21 ст. 41.8, ч. 7 ст. 41.9)
Контроль за госзакупками
Вид контроля Кто контролирует, особенности исполнения Основание
Контроль в сфере закупок Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, П. 1 ч. 1 ст. 99 закона о контрактной системе
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок,
Субъекты контроля: Органы исполнительной власти субъекта РФ,
заказчики, Органы местного самоуправления муниципального района,
контрактные службы, Органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок
контрактные управляющие,
комиссии по осуществлению закупок и их члены, – уполномоченные органы,
уполномоченные учреждения,
специализированные организации, Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, П. 2 ч. 1 ст. 99 закона о контрактной системе
операторы электронных площадок Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ,
Органы управления государственными внебюджетными фондами
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ П. 3 ч. 1 ст. 99 закона о контрактной системе
Ведомственный контроль в сфере закупок Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами, Ст. 100 закона о контрактной системе
Субъекты контроля: Государственные органы,
подведомственные заказчики в порядке, установленном соответственно правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципальные органы
Контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком Заказчик контролирует исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации; Ст. 101 закона о контрактной системе
Субъекты контроля: Заказчик контролирует привлечение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций
поставщик (подрядчик, исполнитель),
субподрядчик,
соисполнители
Общественный контроль общественные объединения, Ст. 102 закона о контрактной системе
Предмет контроля: Граждане,
требования законодательства объединения юридических лиц

Основные отличия двух законов: общие моменты

Приведем основные отличия ФЗ-44 от ФЗ-94:

  1. Требований данного ФЗ должны придерживаться и бюджетные учреждения при закупках за государственный счет.
  2. Внедрены принципы контрактной системы.
  3. Предусмотрен исчерпывающий перечень документации, который следует подготовить заказчику (ранее достаточно было разместить план-график на текущий год).
  4. Появились установленные законодательно методы определения цены контракта.
  5. Появилось требование об обосновании не только цены контракта, но и объекта закупки, его стоимости и способа выбора подрядчика или исполнителя.
  6. Появилось требование о создании контрактной службы на стороне заказчика при закупках свыше 100 млн р. и назначение управляющего при годовых закупках, не превышающих указанное значение.
  7. Внедрение обязанности по предоставлению заказчиком преимуществ для учреждений УИС и организациям инвалидов.
  8. Не менее 15% от общего объема закупок должно быть направлено на контракты с субъектами малого бизнеса.
  9. Внедрена обязанность участников вести обеспечение при крупных закупках и возможность предоставить взамен денежного взноса банковскую гарантию.
  10. Расширены способы проведения закупок и процессуальные требования к ним.
  11. Изменены сроки отказа от проведения торгов до 5 дней до окончания приема заявок.
  12. Появилось требование об описании объекта закупки.

Таким образом, после вступления в юридическую силу 44-ФЗ в 2014 году с расширенной сферой правового регулирования старый закон о госзакупках 94-ФЗ утратил свое значение. Новый закон 44-ФЗ существенно ужесточил требования к госзакупкам и усложнил их, так как увеличил обязанности заказчиков в части планирования закупок и повысил их ответственность за эффективность закупочной деятельности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

В совместном письме «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» (далее – совместное письмо) в очередной раз разъясняют возможность применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон №44-ФЗ) заказчиками для борьбы с коронавирусной инфекцией.

Новым для заказчиков в этом письме стало указание на возможность применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Указанная возможность появилась у заказчиков в связи с внесением изменений в Закон №44-ФЗ федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон №98-ФЗ), который вступил в силу с 01.04.2020г.

В совместном письме уточняется, что при применении п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ надо учитывать необходимость наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

Закупать по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ можно любую продукцию, поскольку ранее действующее ограничение на закупку товаров, работ, услуг с отсылкой нараспоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера» исключено в новой редакции.

Изменения, внесенные Законом №98-ФЗ, также коснулись отмены процедуры предварительного отбора в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

По-видимому, процедура предварительного отбора показала свою неэффективность в вопросе закупок в условиях чрезвычайной ситуации, и от нее решили отказаться совсем, что можно считать весьма правильным решением в сложившихся условиях.

Часть 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ была дополнена пунктом 56, дающим право на осуществление закупок товаров, работ, услуг федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, подведомственными ему государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму. Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны.

Под влиянием коронавирусной инфекции были внесены изменения в статью 112 Закона №44-ФЗ.

В частности, у заказчиков появилась возможность применения ч. 42.1. ст. 112 Закона №44-ФЗ, которая позволяет списывать начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 году обязательств, предусмотренных контрактом, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации впостановлении от 04.07.2018 N 783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом». Напомним, что указанная норма была принята под влиянием экономического кризиса 2014 года.

При проведении закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций частью 64 статьи 112 Закона №44-ФЗ до 31 декабря 2020 года предусмотрена возможность не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона заказчик вправе.

Согласно части 65 статьи 112 Закона №44-ФЗ с 01.04.2020г. при наличии письменного обоснования и на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

При этом государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств указанное изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

В совместном письме указывается на возможность освобождения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от ответственности в виде уплаты неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов на основании части 9 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, если указанное нарушение было вызвано распространением новой коронавирусной инфекции, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *