134 ТК

По ТК РФ, порядок индексации спускается в госучреждения через нормативно-правовые акты, а в коммерческих предприятиях он прописывается во внутренних нормативных актах — на эту обязанность указывает и Роструд (Письмо от 19.04.2010 г. № 1073-6-1).

Коммерческая организация самостоятельно выбирает, где прописать условия индексации зарплаты сотрудников. Это может быть отдельное Положение по организации или раздел коллективного или трудового договора. В любом случае документ должен содержать:

— периодичность процедуры индексирования;

— часть зарплаты, которая подлежит индексированию;

— величину или коэффициент индексации.

В письме N 14-1/ООГ-10305 Минтруд указал, что индексация — это увеличение зарплаты на уровень инфляции. При этом работодатель имеет право увеличить зарплату на величину сверх инфляции для отдельных категорий работников по собственному желанию. Зарплата может быть повышена путем пропорционального увеличения всех выплат сотруднику, так и путем увеличения отдельных из них.

Сроки индексации нужно определить в коллективном договоре. Рекомендуем не назначать срок раньше 1 февраля, так как именно к этой дате Росстат публикует размер инфляции за прошедший год. Если вы зафиксировали дату повышения на 1 февраля, то за февраль сотрудники уже должны получить зарплату в повышенном размере. Этот размер сохраняется до 1 февраля следующего года, когда произойдет очередная индексация.

Проведение индексации оформляется приказом руководителя. Сотрудников знакомят с этим приказом под роспись. Информация об оплате за труд — существенное условие трудового договора (ТД), поэтому при изменении размера зарплаты с сотрудниками нужно заключить дополнительные соглашения к ТД. Также руководитель издает приказ внести изменения в штатное расписание организации.

Индексация отражается на всех работниках и учитывается при расчете среднего заработка для подсчета отпускных. При этом повышающий коэффициент рассчитывается одним из способов:

  • если индексировались только оклады: новый оклад / оклад до индексирования;
  • если индексировались все компоненты системы оплаты труда: (новый оклад + новые выплаты) / (оклад до индексирования + прежние выплаты).

Порядок индексации зарплаты с учетом районного коэффициента

Районные коэффициенты на 2020 год

В отдельных регионах России действуют повышающие районные коэффициенты, призванные компенсировать работу в сложных климатических условиях.

Минсоцздравразвития РФ в абзаце 5 своего письма от 16.02.2009 № 169-13 раскрывает перечень выплат, в отношении которых применяется повышающий коэффициент для отдельных территорий РФ:

  • оклад (или оплата по тарифной ставке);
  • надбавки;
  • доплаты к окладам или ставкам, установленные локальными нормативными актами, коллективным или трудовым договором;
  • дополнительная оплата за работу во внеурочное время, с особыми условиями труда и т. д.;
  • премии, предусмотренные внутренними нормативными актами работодателя.

Процентные надбавки, которые начисляются при работе все в тех же областях с особыми климатическими условиями, в базу для применения районных коэффициентов не входят.

Районный коэффициент не применяется в отношении следующих видов выплат:

  • материальная помощь;
  • отпускные;
  • выплаты по среднему заработку (например, в дни простоя);
  • суточные;
  • премии, не связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей и не включенные в систему оплаты труда;
  • компенсации жилья, транспортных расходов и т. п.;
  • надбавка за вахтовый метод;
  • иные выплаты, напрямую не связанные с выполнением должностных обязанностей.

Влияние на расчет отпускных индексации зарплаты в 2020 году по постановлению Правительства

Оплата отпуска происходит исходя из среднедневного заработка сотрудников. Эта величина определяется по нормам, прописанным в постановлении Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Согласно данного нормативного акта при исчислении базы для расчета отпускных берутся начисления по заработной плате и премии, исключая начисления по отпускам, больничным, пособиям и иные выплаты за фактически неотработанные дни.

В случае, если заработная плата работника была проиндексирована в течении 12 месяцев (то есть расчетного периода), но не с первого месяца, участвующего в расчете, возможно продлить индексацию на более ранние месяца только при соблюдении условия, что индексация заработной платы была произведена всем сотрудникам организации.

Порядок такой индексации среднего заработка прописан в п. 16 Положения, являющегося приложением к постановлению № 922.

Необходимо определить повышающий коэффициент. Данный коэффициент используется в отношении выплат в течение расчетного периода, если индексация заработных плат произошла в расчетном периоде.

Но часто бывает, что индексация произведена датой, которая приходится на период отпуска – тогда повышающий коэффициент применяется к среднему заработку начиная с даты индексации на предприятии.

В случае индексации в первые дни месяца, в котором сотрудник идет в отпуск (то есть с первого числа этого месяца и до даты, предшествующей началу отдыха), коэффициент применяется ко всему среднему заработку на весь период перерыва в работе.

Ответственность за отсутствие индексации зарплаты

Отсутствие в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах описанного порядка индексации заработной платы и отсутствие самого факта индексации (письмо от 26.12.2017 № 14-3/В-1135) расценивается как нарушение ст. 134 ТК РФ, в связи с чем есть риск привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ:

  • для должностных лиц – предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб.;
  • для предпринимателей – от 1 000 до 5 000 руб.;
  • для организаций – от 30 000 до 50 000 руб.

А при повторном совершении аналогичного правонарушения санкции повышаются, применяется ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

< Предыдущая

Комментарий к ст. 134 Трудового Кодекса РФ

Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

§ 1. Статья претерпела лишь редакционные изменения. Содержание ее не изменилось.

Повышение уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги должно гарантироваться закреплением на федеральном уровне соответствующего правового механизма индексации заработной платы.

В Трудовом кодексе такой механизм не закреплен в отличие от КЗоТа РФ (ст. 81.1), предусматривавшем, что индексация оплаты труда работников организаций производится в порядке, установленном Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР».

Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 45. Ст. 1488) определял индексацию как установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации — поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Закон предусматривал также возможность сочетания, а в некоторых случаях и замены индексации иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.). К числу объектов индексации была отнесена и оплата труда работников организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги. Порогом индексации (т.е. индексом потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов, сбережений граждан) признавался индекс в размере 6%.

Закон от 24 октября 1991 г. предусматривал следующий порядок индексации оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий: первая часть доходов, равная полуторной величине минимальной месячной оплаты труда, индексировалась на полный индекс потребительских цен; вторая и последующая части дохода, равные также полуторной величине минимальной оплаты труда, — на 50% индекса потребительских цен. Доходы, превышающие трехкратную величину минимальной месячной оплаты труда, индексации не подлежали. Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежавшей индексации, определялся с учетом этих коэффициентов. Данный Закон отменен, а нового механизма индексации не предусмотрено.

§ 2. Поскольку Закон от 24 октября 1991 г. на практике не применялся, то лишь до 1 января 2005 г. использовался иной способ государственного регулирования доходов населения — в целях поддержания их покупательной способности в централизованном порядке периодически пересматривался уровень минимальной оплаты труда, пенсий, социальных пособий.

§ 3. Проблема индексации оплаты труда особую остроту имеет для работников бюджетной сферы. Отставание пересмотра уровня оплаты их труда, с одной стороны, и неполный учет реального индекса роста потребительских цен при принятии решений о повышении минимальных размеров оплаты труда, окладов (ставок), с другой стороны, четко выявили тенденцию резкого отставания уровня оплаты труда в бюджетной сфере по сравнению с темпами роста средней заработной платы в промышленности и в иных внебюджетных сферах.

Статья 134 ТК предусматривает, что в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Поскольку в данном случае Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» отменен, очевидно, имеется в виду принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. До их принятия будет иметь место пробел в решении такой острейшей проблемы, как индексация заработной платы.

§ 4. Индексация заработной платы в других организациях, финансируемых не из бюджета, производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.

О включении в содержание коллективных договоров и соглашений механизма регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции см. комментарии к ст. 41, 45 ТК.

§ 5. Условие об индексации заработной платы может быть предусмотрено и в трудовом договоре с работником. Это условие, как и другие условия трудового договора, может быть впоследствии изменено только по соглашению сторон и в письменной форме (см. комментарий к ст. 57 ТК).

§ 6. В связи с тем что в Трудовом кодексе не закреплен механизм индексации заработной платы, а вопрос, связанный с решением соответствующих споров, чрезвычайно актуален, важно обратиться к судебной практике.

Верховный Суд РФ, обобщая практику рассмотрения судами гражданских дел по спорам об оплате труда, констатировал, что рост числа гражданских дел по спорам об оплате труда отмечен абсолютно на всей территории России. Особый интерес при этом вызывает в практике судов вопрос об индексации денежных сумм при удовлетворении исков о взыскании заработной платы. Во многих случаях требование об индексации взыскиваемой суммы содержится в исковых заявлениях. Если же такого требования не содержится, то суд вправе выйти за пределы заявленных истцом требований, если признает это необходимым для защиты его законных интересов, и проиндексировать взыскиваемую сумму по своей инициативе.

При рассмотрении дел данной категории суды руководствовались ст. 81.1 КЗоТ, согласно которой индексация оплаты труда работников организаций должна была производиться в порядке, установленном Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 г. (с изменениями, принятыми 24 декабря 1993 г.).

В соответствии со ст. 1 указанного Закона индексация могла сочетаться (а в некоторых случаях и заменяться) с иными методами государственного регулирования доходов населения, в частности пересмотром уровня оплаты труда. Исходя из этого положения, суды применяли индекс роста минимального размера оплаты труда при удовлетворении иска в тех случаях, когда за период задержки выплаты заработной платы минимальный размер оплаты труда повышался в централизованном порядке. Если же за этот период минимальный размер оплаты труда не изменялся, суды при взыскании своевременно не выплаченной заработной платы применяли индекс потребительских цен, определяемый в соответствии со ст. 3 названного выше Закона.

Статья 2 Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» относила к числу объектов индексации оплату труда работников предприятий, учреждений, организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги. При индексации сумм не выплаченной своевременно заработной платы работникам таких предприятий, по мнению Отдела обобщения судебной практики Верховного Суда РФ, необходимо, видимо, учитывать индекс роста минимального размера оплаты труда, поскольку в силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом размера оплаты труда.

Суды при удовлетворении исков о взыскании не выплаченной своевременно заработной платы учитывали также и положения об индексации оплаты труда, содержащиеся в коллективных договорах и соглашениях, поскольку ст. 21, 13 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в редакции от 24 ноября 1995 г. допускают возможность установления механизма регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, установленных в коллективных договорах и соглашениях, наряду с индексацией оплаты труда, осуществляемой в централизованном порядке.

Суды применяли индексацию оплаты труда, предусмотренную и отраслевыми соглашениями, при рассмотрении исков работников предприятий некоторых отраслей: шахтеров, энергетиков.

Возникает вопрос: за какой период должна индексироваться задолженность по заработной плате? За весь период, в том числе за время со дня выдачи судебного приказа о взыскании заработной платы до фактической выплаты ответчиком (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 1999 г. // Бюллетень ВС РФ. 2000. N 7. С. 19).

В некоторых случаях суды стали применять при удовлетворении иска о взыскании зарплаты, не выплаченной работнику в установленные сроки, наряду с индексацией денежных сумм (исходя из повышения минимального размера оплаты труда либо индекса роста потребительских цен) и ст. 395 ГК РФ, предусматривающую ответственность за неисполнение денежного обязательства. Отдел обобщения судебной практики Верховного Суда РФ с такой позицией судов не согласен, поскольку между работником и работодателем отношения по поводу оплаты труда являются трудовыми и должны регулироваться трудовым законодательством (см. Бюллетень ВС РФ. 1997. N 2. С. 22).

Процент индексации заработной платы в 2019 году и МРОТ

Минимальный размер оплаты труда — это минимум, который должен получать каждый гражданин страны. Даже если уровень заработной платы конкретного сотрудника ниже МРОТ, ежемесячно работодатель должен отдельным приказом принимать решение о доплате сотруднику до размера МРОТ. В противном случае он может быть привлечен к административной и гражданско-правовой ответственности.

Законом «О внесении изменений…» от 25.12.2018 № 481-ФЗ были внесены изменения в закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ, в результате которых с 01.01.2019 МРОТ вырос до 11 280 руб. (ранее — 11 163 руб.). Таким образом, размер МРОТ увеличился незначительно, однако данные изменения коснулись около 4,9 млн человек из числа работающего населения.

📌 Реклама

Индексация заработной платы в 2019 году с привязкой к МРОТ составила 1,05%.

Обязанность работодателя в части проведения индексации зарплат и ее периодичность

Читайте также, кого можно вызвать на работу 22 апреля и как это оформить.

Работодатель обязан индексировать зарплату соответственно росту потребительских цен согласно ст. 134 ТК РФ. Уточняется периодичность и метод такой индексации в трудовом договоре или в Положении об оплате труда.

В 2019 году рост потребительских цен составил около 3%. Значит, как минимум на такой размер должна быть увеличена зарплата в 2020 году.

При этом в некоторых случаях суды оправдывают отсутствие на предприятии ежегодной индексации зарплат. Но в этих случаях работодатели обеспечивают увеличение доходов сотрудников через выплаты премий или через привязку к выполнению планов работы предприятия. Это подтверждает Обзор судебной практики ВС РФ № 4 (2017), утвержденный Президиумом ВС РФ 15.11.2017.

Если наниматель не обеспечивает повышение заработной платы, то работник согласно ст. 353 ТК РФ вправе подать жалобу в контролирующие органы.

Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 № 2618-О говорит о том, что индексации подлежит заработная плата всех физлиц, оформленных по трудовому договору.

Госорганы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения индексируют заработную плату в порядке, определенном трудовым законодательством и иными правовыми актами.

Работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, также обязаны с определенной периодичностью повышать доход своих работников – такая позиция поддерживается Конституционным Судом в уже упомянутом Определении № 2618-О.

Эти наниматели индексируют зарплату в порядке, описанном в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах. Если в этих документах порядок индексации не упомянут, то по мнению Роструда (абз. 3 письма от 19.04.2010 № 1073-6-1) следует внести изменения или дополнения в локальный нормативный акт, касающийся оплаты труда.

Индексация зарплат бюджетников в 2020 году

В октябре 2020 года планируется проиндексировать зарплаты бюджетным работникам. Величина прибавки работникам бюджетного сектора, не включенным в майские указы, составит 3 % — уровень инфляции в 2019 г. Коэффициент распространяется на всех сотрудников казенных, автономных и бюджетных учреждений, учреждений федерального подчинения и гражданских сотрудников воинских частей.

Рассчитать зарплату через Контур.Бухгалтерию очень просто! Попробовать бесплатно

Кому положена обязательная индексация

Обязательная индексация заработной платы с 2019 года должна быть проведена в отношении следующих категорий лиц: 📌 Реклама

  1. Государственных гражданских служащих федерального и регионального уровня, индексация ежемесячных окладов денежного содержания которых закреплена ч. 11 и 12 ст. 50 закона «О государственной гражданской службе…» от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
  2. Служащих правоохранительных органов (прокуратуры, следственного комитета, судов, службы исполнения наказаний), индексация которым предусмотрена действующим бюджетом на 2019 год, что отражено в размере расходов по этой статье и на что прямо было указано в пояснительной записке к нему.
  3. Работников бюджетных организаций, вошедших в указ Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597. Индексация зарплаты в 2019 году по этому указу затрагивает педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, учреждений общего и дополнительного образования, работников сферы профессионального образования, научных сотрудников, медицинских и социальных работников.

Повышение зарплаты в 2020 году до МРОТ

Коммерческие предприятия обязаны проиндексировать зарплаты сотрудников, получающих за полный месяц работы меньше МРОТ, величина которого с 01.01.2020 г. составляет 12 130 рублей. Работодатели должны учитывать, что для некоторых регионов установлен свой МРОТ. Если организация вовремя не отказалась от регионального значения МРОТ, она должна ориентироваться на величину, установленную в регионе, а не на федеральный МРОТ.

Расчет индексации зарплаты в 2020 году

Индексирование проводится методом увеличения установленной заработной платы на определенный коэффициент. Коммерческие предприятия выбирают коэффициент индексации на 2020 год самостоятельно. Главное — закрепить это условие во внутренних документах предприятия.

С учетом какой величины индексировать заработную плату — ИПЦ, инфляции или прожиточного минимума трудоспособного населения — решать работодателю. При этом величина официально установленных показателей не считается обязательной. Например, если инфляция составила 3 %, величину индексирования можно принять за 6-7% или выбрать другой показатель в соответствии с нормативными документами предприятия.

Пример 1. Оклад менеджера по штатному расписанию составляет 40 000 рублей. Согласно принятому в организации Положению об индексации заработной платы работников, повышение зарплат проводится ежегодно с учетом уровня инфляции, заложенного в бюджет на следующий год.

На основании этого величина коэффициента на 2020 год составила 1,03.

Новый оклад менеджера: 40 000 × 1,03 = 41 200 руб.

Пример 2. В соответствии с коллективным договором организация проводит индексирование окладов сотрудников с учетом ИПЦ, величина которого составляет 103%.

Если оклад сотрудника был 25 000 руб., с учетом ИПЦ он составит 25 750 руб. (25 000 × (104,3: 100)).

Штрафы за отсутствие индексации заработной платы работников

Быстрое заведение первички, автоматичекий расчет заработной платы, многопользовательский режим, бесплатные обновления и техподдержка в онлайн сервисе Контур.Бухгалтерия!
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Если работодатель проигнорировал требование ТК РФ и не проиндексировал сотрудникам заработную плату, ему грозят административные штрафы по статьям КоАП РФ:

  • За неисполнение норм ТК РФ и других правовых актов, которые содержат трудовые нормы, налагаются штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ: на должностных лиц или ИП — 1 – 5 тыс. рублей, на юрлиц — 30 – 50 тыс. рублей.

  • Если индексация предусмотрена в коллективном договоре, но фактически не проведена, нарушение карается по ст. 5.31 КоАП РФ, регулирующей исполнение обязательств по коллективному договору: предупреждение или штраф 3 – 5 тыс. рублей.

Несоблюдение требования ст. 130, 134 ТК РФ нарушает положения ст. 22 ТК РФ, обязывающей работодателей вовремя и в полном размере платить работникам заработную плату. Ответственность за это регулируется ст. 5.27 КоАП РФ: максимальный штраф 50 тыс. рублей. Также организацию обяжут пересчитать зарплату сотрудников и доплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы.

Автор статьи: Ирина Смирнова

Рассчитывайте зарплату автоматически в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис поможет правильно отразить премию и заплатить с неё налоги.

Ответственность за неиндексирование заработной платы в 2019 году

Если работодатель не произведет своевременно индексацию заработной платы, он может быть привлечен за данные действия к административной ответственности. Рассматривается данная ответственность положениями статьи 5.27 КоАП РФ. Так, данная статья предполагает наложение штрафа в размере от 1 до 5 тыс. рублей для руководителей предприятия или индивидуальных предпринимателей либо иных, ответственных за установление порядка начисления зарплаты лиц, и от 30 до 50 тыс. рублей для непосредственно субъектов хозяйствования, обладающих статусом юридического лица.

Если работодатель фактически обеспечил индексацию заработной платы путем премий, повышения окладов и тарифных ставок, но не имеет локальных нормативных актов, регулирующих порядок её предоставления, единственной мерой, принимаемой по отношении к нему, может быть предписание трудовой инспекции об обязательном внедрении данных локальных документов.

Следует отметить, что в ситуациях, когда заработная плата не была проиндексирована, а сотрудник обратился в суд, может быть принято также решение о взыскании в пользу работника недополученного им дохода и дополнительных компенсаций. Однако судебная практика по данному вопросу является неоднозначной и имеет примеры освобождения работодателя от таковых выплат.

Кроме этого, в судебной практике по вопросам непроведения индексации заработной платы также имеет место и привлечение работодателей к ответственности за уклонение от уплаты налогов, так как непроведенная индексация снижает размеры зарплаты сотрудников в сравнении с требуемой и, соответственно, уменьшает объемы обязательных налоговых отчислений.

Архипова Ольга Сергеевна

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *